- Рефераты на русском
- Страны мира, народы
- Австралия. Австралийский Союз
Австралия. Австралийский Союз
Австралия. Австралийский Союз
Государство на материке Австралия, острове Тасмания и прилегающих островах.
Территория - 7,7 млн. кв. км. Столица - г. Канберра.
Население - 19,1 млн. чел. (1999 г.), в основном потомки переселенцев из Великобритании и Ирландии, а также из других стран. Коренных жителей (аборигенов) - около 230 тыс. чел.*(6)
Официальный язык - английский.
Религия - более 73% населения исповедует христианство.
Английская колонизация Австралии началась в 1788 г. В 1827 г. правительство Англии официально объявило об установлении английского суверенитета над всем континентом. В 1900 г. отдельные колонии были объединены в Австралийский Союз, получивший право доминиона. В 1931 г. в соответствии с Вестминстерским статутом Австралия получила полную независимость от Великобритании во внешних и внутренних делах.
Государственное устройство
Австралия - федеративное государство, входящее в Содружество, возглавляемое Великобританией. Оно состоит из 6 штатов и двух территорий Северной и Австралийской столичной. В каждом штате есть губернатор, назначаемый Королевой Великобритании, парламент, правительство, судебные органы.
Конституция Австралии принята 9 июля 1900 г. и вступила в силу в январе 1901 г. По форме правления Австралия - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства считается Королева Великобритании, которая осуществляет свои полномочия через назначаемого ею Генерал-губернатора.
Законодательная власть возложена на двухпалатный Парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе верхней палаты (Сената) - 76 человек (по 12 от каждого штата и по 2 от территорий), избираемых путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Сенаторы от штатов избираются на 6 лет (от территорий - на 3 года) со сменой половины состава каждые 3 года. В Палате представителей - 148 членов (по Конституции общее число членов этой Палаты должно быть примерно в два раза большим, чем в Сенате). Депутаты нижней палаты также избираются путем прямых выборов и представляют субъекты федерации пропорционально численности их населения. Срок полномочий депутатов - 3 года, но по решению Генерал-губернатора палата может быть распущена досрочно. Первая сессия Парламента созывается не позднее чем через 30 дней после выборов. В составе Парламента действуют различные комиссии, как постоянные (большинство из них занимается внутрипарламентскими делами), так и временные, создаваемые для определенных целей (к примеру, комиссия парламентских расследований). Полномочия палат практически одинаковы (за исключением сферы финансового законодательства - Сенат лишен права вносить поправки в финансовые законопроекты).
Законодательная деятельность парламента протекает следующим образом. Обычно законопроект (билль) подготавливается парламентским советником, получившим задание от министра или члена Парламента. Затем он передается инициатору данного билля, который дополняет и исправляет его, и только после этого - на рассмотрение палат Парламента. В каждой палате законопроект проходит несколько чтений. Первое - ознакомление депутатов с текстом проекта, второе - разъяснение его смысла и целей членам Парламента. Затем законопроект обсуждают и направляют в комиссии, где он дорабатывается. В ходе третьего чтения билль должен быть одобрен обеими палатами Парламента. Ни одна из палат не может внести в него изменения, не одобренные другой палатой. В случае если палаты не приходят к общему мнению, они назначают своих представителей для выработки общего решения. После того как законопроект будет одобрен обеими палатами, он передается на утверждение Генерал-губернатору.
Сфера законодательства штатов и федерации разграничена Конституцией. Если законодательные полномочия федерации четко определены ст.51, то штаты обладают "сопутствующими полномочиями", в соответствии с которыми их парламентам предоставлено право принимать любые законы для поддержания "мира, порядка и доброго правления на своей земле". В ограниченную компетенцию местных органов входят вопросы здравоохранения, школьного обучения, дорожного хозяйства. Однако, если законы штатов противоречат законам федерации, предпочтение отдается последним. Штаты не могут без согласия федерации формировать и создавать морские и сухопутные военные силы, облагать налогами любые виды собственности, принадлежащей федерации, печатать деньги.
Исполнительная власть возложена на британскую Королеву и осуществляется от ее имени назначаемым ею на 5 лет Генерал-губернатором. Среди полномочий Генерал-губернатора можно выделить следующие: он имеет право созыва и отсрочки парламентских сессий, роспуска Палаты представителей; он одобряет принятые Парламентом законы, а также вправе возвратить закон в Парламент со своими поправками; он назначает на государственные должности, осуществляет право помилования и является верховным главнокомандующим.
Генерал-губернатор назначает консультативный орган - Федеральный исполнительный совет, который, согласно ст.62 Конституции, создается "для оказания помощи Генерал-губернатору в осуществлении им своих функций в управлении государством". В состав Федерального исполнительного совета входят 2 или более министра и другие лица, назначаемые Генерал-губернатором на такой срок, какой он сочтет нужным. Деятельность Федерального исполнительного совета контролируется Парламентом.
Представители Королевы в штатах - губернаторы - независимы от Генерал-губернатора; их деятельность им не контролируется. Они действуют в пределах предоставленной компетенции. Срок их полномочий также равен 5 годам.
Правительство Австралии образуется из представителей партии, получившей большинство мест в Парламенте, и возглавляется Премьер-министром. Им становится лидер победившей на выборах партии, который формирует Кабинет и представляет список на утверждение Генерал-губернатору. Роль Кабинета достаточно велика. Он определяет основные направления государственной политики, обладает законодательными полномочиями, используя делегированное ему Парламентом право на издание законодательных актов, наделен квазисудебными функциями. Кроме того, он реализует полномочия, формально закрепленные за Генерал-губернатором. Каждый из министров, входящих в Кабинет, отвечает, как правило, за один департамент, однако один министр может руководить и несколькими департаментами одновременно. Правительство несет коллективную ответственность перед нижней палатой федерального Парламента.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Австралии формировалась под влиянием английского права. Основными юридическими источниками там признаются (как и в Англии) сформулированное в судебных решениях общее право и законодательные акты. С появлением постоянных английских колоний в Австралии (1788 г.) в них сразу же стало применяться английское право. В последствии британские власти постановили, что все нормы общего права и парламентские акты, действовавшие в Англии на 25 июля 1828 г., подлежат обязательному применению в Австралии; в дальнейшем колониям формально была предоставлена возможность самостоятельно формировать свои правовые и судебные системы. Однако на протяжении последующего столетия и до сравнительно недавнего времени Австралия в значительной мере копировала решения английских судов и акты британского парламента. Вместе с тем постановление, сохраняющее действие норм английского права по состоянию на 25 июля 1828 г., привело к тому, что в Австралии ныне могут применяться некоторые парламентские акты, давно отмененные в самой Великобритании.
Общее право в отличие от законодательства является единым для всех шести штатов и двух (Северной и Австралийской столичной) территорий Австралийского Союза. В этом смысле Австралия весьма существенно отличается от США, где в каждом штате имеется "свое" общее право. Большую роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза. Силу прецедента в системе общего права имеют только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Им обязаны следовать все нижестоящие суды, хотя сами верховные суды в Австралии никогда не считали и не считают себя связанными своими ранее принятыми решениями.
До 1960-х гг. влияние английской системы на австралийское общее право было столь велико, что постановлениям палаты лордов и других британских апелляционных судебных инстанций неизменно отдавалось предпочтение перед решениями австралийских судов даже самого высокого ранга. Лишь за последние десятилетия австралийское общее право стало рассматриваться не как часть английского, а в качестве самостоятельной системы, что было закреплено в решении Судебного комитета Тайного совета (см. о нем раздел "Великобритания") и ряда австралийских судов. Однако и поныне австралийские суды в своих постановлениях нередко ссылаются на авторитет английских судей.
Законодательство Австралии включает законы, изданные парламентами Союза и отдельных штатов. К ним примыкают подзаконные акты соответствующих исполнительных властей. Компетенция Союза и штатов распределена Конституцией таким образом, что существенная часть правовых институтов регулируется законодательством штатов, известное число их оказалось в сфере совпадающей компетенции (в случае противоречия между ними приоритет отдается законодательству Союза) и весьма значительная, причем крайне важная, часть - в исключительной компетенции Союза. Так, законодательством штатов регулируется право земельной и ряда других видов собственности, договорное право, ответственность за причинение вреда, условия труда и др. (в большинстве штатов периодически издаются полуофициальные собрания действующих законов). Законодательство Союза определяет юрисдикцию судов и регулирует некоторые другие вопросы правосудия, вопросы найма и увольнения, пенсионного обеспечения, брака и развода (кроме некоторых частных вопросов), а также банковское и авторское право.
В настоящее время в Австралии ведутся работы по реформе законодательства. С этой целью во всех штатах созданы соответствующие комиссии, которые вносят на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 1970-х гг. была создана общеавстралийская комиссия, которой поручено готовить предложения о "пересмотре, упрощении и модернизации законов", отнесенных к компетенции Союза, а также о путях достижения "единообразия" в законодательстве штатов и территорий. По подготовленным комиссией отчетам и предложениям изданы законы о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе с распространением наркотиков, по некоторым вопросам приобретения земли, страхования и др.
В университетах каждого из австралийских штатов (кроме названных это - Виктория, Новый Южный Уэльс и Южная Австралия) имеются юридические факультеты, на которых в основном сосредоточены исследования в области права.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Большинство отраслей права Австралии, в том числе гражданское право, не содержат существенных отличий от английского права. Исключение составляют нормы, относящиеся к земельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Специфичные природные условия Австралии, где в пустынях, например, вода ценится куда больше, чем размеры земельных участков, наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени "золотые лихорадки" вызвали к жизни отличающиеся от английских законы о государственной регистрации прав собственников земельных участков. Для трудового законодательства Австралии, развивавшегося в условиях повышенного спроса на рабочую силу, характерно широкое применение принудительного арбитража при разрешении трудовых конфликтов. В 1988 г. был принят Федеральный закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие Правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. Этот Закон стимулирует укрепление профсоюзов, определяет их взаимоотношения со своими членами, а также предписывает создать федеральную комиссию по трудовым отношениям.
Со второй половины XX в. австралийские законодательные органы и суды прилагают значительные усилия, чтобы с помощью как вновь изданных законов, так и традиционных институтов общего права защитить интересы покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций. Деятельность компаний на всей территории страны теперь регулируется Законом о корпорациях 1989 г.
Ныне в Австралии действуют правовые нормы, служащие защите от различных видов загрязнения окружающей среды. Среди них находят применение не только новейшие законодательные акты федерации и отдельных штатов (например, принятый в штате Южная Австралия в 1987 г. Закон об охране вод от загрязнения нефтью и иными вредными веществами), но и нормы общего права, возникшие в средневековой Англии и некогда охранявшие интересы частных собственников. В этой связи нередко возникают парадоксальные ситуации, например, когда суд отказывается принимать иск к предпринимателю от группы борцов против загрязнения природы, если ни один из ее членов не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.
Одну из своеобразных отраслей законодательства Австралии образуют нормы, регулирующие юридическое положение коренных жителей страны аборигенов, оказавшихся на грани вымирания. В XX в. правовой статус аборигенов претерпел немало изменений. Если по Конституции 1900 г. за ними признавались только избирательные права, то после референдума, проведенного в 1967 г., они формально признаны полноправными гражданами. В 1968 г. было создано федеральное Министерство по делам аборигенов (такие министерства имеются и в некоторых штатах). В 1973 г. учрежден Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения Австралии, но фактически не получивший сколько-нибудь серьезных полномочий. В 1976 г. в Северной территории началось строительство поселков для аборигенов, в ряде штатов за последние годы были приняты законы, предоставившие им право на землю. Однако их основные проблемы остаются нерешенными.
Уголовное право
Источниками уголовного права Австралии служат законодательство Союза и отдельных штатов, а также нормы общего права. В рамках Союза действует, по существу, только Закон о государственных преступлениях, принятый в 1914 г. и неоднократно издававшийся в новых редакциях. Им предусмотрена ответственность за преступления против государственной безопасности Австралийского Союза. На уровне штатов уголовное законодательство кодифицировано только в Квинсленде, Западной Австралии и Тасмании. В остальных штатах и территориях были изданы не уголовные кодексы, а, по английскому образцу, консолидированные акты, устанавливающие ответственность по определенным группам преступлений (убийства, посягательства на личность, кражи и др.).
Ведущее место в истории уголовного законодательства Австралии принадлежит Уголовному кодексу (УК) штата Квинсленд 1899 г. Он был подготовлен на основе проекта, разработанного для Англии известным юристом Стифеном в 1877 г., но так и не ставшего законом. УК Квинсленда был в 1913 г. переиздан в новой редакции для штата Западная Австралия, а в 1924 г., еще в одной редакции, - для штата Тасмания. Наряду с УК Индии 1860 г. он сыграл важную роль образца при составлении уголовных кодексов для английских колоний в Африке и других районах земного шара (английские власти нередко распространяли действие кодекса, подготовленного для какой-либо из своих колоний, на территорию, расположенную в другой части света, не считаясь ни с условиями страны, ни с уровнем ее развития, ни с обычаями и нравами ее населения).
Основные виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов, - лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь в Австралии отменена ныне на всей территории страны после того, как к 1985 г. ее последовательно отменили штаты. Как способ отбытия лишения свободы применяется периодическое заключение, практикуется временное освобождение для работы, когда срок лишения свободы подходит к концу. В Австралии, как и в других развитых странах, ведутся усиленные поиски мер наказания, не связанных с лишением свободы, а также различных вариантов условного осуждения, отсрочки судебного разбирательства, вынесения приговора и его исполнения и т.п.
Судебная система. Органы контроля
Судебная система Австралии включает федеральные суды, суды отдельных штатов, а также несколько специальных судебных учреждений с четко определенными, весьма ограниченными функциями. И федеральные суды, и суды отдельных штатов могут рассматривать дела в соответствии с законодательством как Союза, так и штатов. Поэтому федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов, а также для выполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях.
Федеральная система судов подверглась существенным преобразованиям в конце 1970-х гг., когда наряду с ранее действовавшим Высоким судом Австралии были созданы Семейный суд Австралии (Закон о семейном праве 1975 г.), а затем Федеральный суд Австралии (Закон о нем принят в 1976 г.).
Высокий суд Австралии состоит из председателя и 6 членов. Он рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции, дела, в которых Австралийский Союз выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, а также дела об уголовных преступлениях, предусмотренных законодательством Союза (их может рассматривать и один из судей единолично). Помимо этого Высокий суд разбирает жалобы на любые решения, приговоры или приказы судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов или других судов штатов, если при образовании Австралийского Союза (1900 г.) они подлежали обжалованию в Судебный комитет Тайного совета. Высокий суд Австралии, согласно Закону о нем, принятому в 1979 г., по-прежнему может разрешать обжаловать свои решения в Судебный комитет, но на практике такой вопрос давно не ставился.
Федеральный суд Австралии состоит из двух отделений - общего и промышленного, в котором рассматриваются трудовые конфликты. При необходимости Федеральный суд заседает в любом из штатов или территорий. В его составе - председатель и 26 членов. В качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, единолично, дела о некоторых категориях трудовых конфликтов, о банкротстве, а также жалобы на действия административных органов, подлежащие судебному разбирательству, и ряд споров, возникающих в торговой практике. Основная же функция Федерального суда - рассматривать (в коллегиях из 3 судей) жалобы на постановления, вынесенные его судьями единолично, на постановления верховных судов территорий и на некоторые акты верховных судов штатов, осуществляющих федеральную юрисдикцию. По Закону о трудовых отношениях 1988 г. Промышленное отделение Федерального суда преобразовано в самостоятельный Суд по трудовым делам.
Семейный суд Австралии состоит из председателя и 43 членов, рассматривающих дела единолично или в небольших коллегиях. Согласно Закону о семейном праве 1975 г. только этот суд может дать разрешение на развод на всей территории страны, кроме штата Западная Австралия и Северной территории, где эту функцию выполняют соответствующие верховные суды. Помимо разводов Семейный суд рассматривает любые другие споры между супругами (бывшими супругами) как имущественного, так и неимущественного характера. Заседания проходят при закрытых дверях. Суд располагает штатом консультантов, принимающих меры к примирению супругов, контролирующих выполнение условий развода, особенно относительно детей, и т.п.
Системы судов каждого из штатов и территорий организованы и действуют самостоятельно, а их структура и функции обнаруживают существенные расхождения. Высшей судебной инстанцией для соответствующего штата и территории везде является Верховный суд. По первой инстанции он слушает дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях (судья с 12 присяжными заседателями) и гражданские дела со значительной суммой иска (судья единолично либо, по требованию одного из тяжущихся, с участием 4 или 6 присяжных). Верховный суд рассматривает, обычно в коллегиях из 3 судей, жалобы на постановления нижестоящих и некоторых специальных судов.
В ряде штатов имеются также, в виде "промежуточных инстанций", суды графств или округов, рассматривающие в том же порядке, что и верховные суды, дела о серьезных уголовных преступлениях, кроме наиболее тяжких, и гражданские дела с суммой иска, превышающей компетенцию низших судов. Что касается этих последних, то в различных штатах и территориях они называются либо местными, либо магистратскими, либо судами малых сессий. Они рассматривают дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела с суммой иска до пределов, устанавливаемых в каждом штате или территории, а также споры между собственниками и арендаторами и др.
Дела в них обычно слушаются либо платным магистратом единолично, либо им с 2-3 мировыми судьями, либо двумя или более мировыми судьями. Эти суды нередко предварительно рассматривают обвинения по делам о серьезных уголовных преступлениях, которые затем подлежат передаче в суд присяжных.
На свои должности судьи любых судов назначаются (пожизненно либо до достижения определенного возраста) соответствующими органами исполнительной власти. Так, судей высших судов Австралии назначает Генерал-губернатор по согласованию с Исполнительным советом. К претендентам на судейские должности предъявляются самые высокие требования (образование, стаж юридической практической деятельности и т.п.). Лишь мировые судьи могут не иметь юридического образования, однако в некоторых штатах от них после назначения требуют пройти специальные курсы. Судьи могут быть смещены со своих постов, как правило, лишь после решения, принимаемого парламентом Союза или штата.
В стране сравнительно много специализированных судов, не входящих в систему общих судов. Так, в 1975 г. был создан Трибунал административных обжалований - независимый судебный орган, который рассматривает жалобы на решения, принимаемые министрами Австралийского Союза и некоторыми другими правительственными чиновниками. Разнообразные по названиям и функциям административные трибуналы действуют в отдельных штатах. Например, в штате Виктория имеется трибунал, разбирающий споры местных властей с архитекторами и строителями по поводу сооружения новых зданий, а также комиссия, которая выдает лицензии на продажу спиртных напитков. Во всех штатах есть так называемые промышленные трибуналы, которые разбирают конфликты между предпринимателями и работниками, а также суды по делам несовершеннолетних, которые рассматривают дела о малозначительных преступлениях, совершаемых подростками либо против детей и подростков, и вместе с тем обязаны следить за потерявшими родителей, безнадзорными детьми и т.п. К числу специализированных относятся и суды по расследованию происшествий на море - кораблекрушений, случаев смерти и пропажи людей, оказавшихся за бортом.
Преследование по малозначительным уголовным делам осуществляется полицией, которая находится под контролем властей штатов и территорий, кроме Австралийской федеральной полиции, созданной лишь в 1979 г.
Преследование по обвинению в серьезных уголовных преступлениях осуществляется от имени Короны ведомством генерального атторнея (такие самостоятельные ведомства имеются в каждом штате и территории, а также независимо от них - в системе федеральных правительственных органов). Представители генеральных атторнеев в судах называются королевскими обвинителями. Они располагают большими полномочиями, в том числе и при решении вопроса о целесообразности возбуждения или продолжения уголовного преследования по конкретному делу.
В Австралии, подобно Англии, первоначально существовало строгое подразделение адвокатов на барристеров и солиситоров. Ныне оно сохраняется в трех штатах, где барристеры выступают в судах, а солиситоры дают консультации, занимаются подготовкой дел к слушанию и т.п. В остальных штатах и территориях почти все лица, допущенные к занятию юридической практикой, составляют единую категорию адвокатов. От них требуется, как правило, окончание юридического факультета университета, определенный стаж работы в качестве судебного клерка (от года до 5 лет в различных штатах), а иногда и сдача дополнительных экзаменов.
В стране достаточно широко распространена система бесплатной юридической помощи, в том числе для аборигенов. Соответствующие программы (их насчитывается свыше 100) финансируются из бюджетных, местных и благотворительных средств.
Закон от 13 апреля 1977 г. учредил институт федерального Омбудсмана Австралии, назначаемого Генерал-губернатором страны по рекомендации Премьер-министра и Кабинета на 2-летний срок. Еще раньше, в 1975 г., был создан Омбудсман по делам сил обороны. На уровне штатов должности омбудсманов были учреждены с 1971 г. (Западная Австралия) по 1979 г. (Тасмания).
Литература
Вайль И.М. Австралия: федерализм и высшие органы власти. М., 1970.
Малаховский К.В. Австралия. Время перемен? М., 1988.
Малаховский К.В. История Австралийского Союза. М., 1976.
Altkin D., Jinks B. Australian Democracy in Theory and Practice. Melbourne, 1991.
Derham D.P. Introduction to Law. 6th ed. Sydney, 1991.
Gifford D.J. Our Legal System. 2nd ed. Sydney, 1983.
Sykes E.I. and Pryles M. C. Australian Private International Law. Sydney, 1991.