- Рефераты на русском
- Статистика
- История развития статистической отчетности
История развития статистической отчетности
Содержание:
Введение
История российской отчетности
Заключение
Список литературы
Введение
Отчетность – предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, по которой органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ, подписанными лицами, ответственными за достоверность сведений. Решающими являются две формы: баланс и отчет о прибылях и убытках. Финансовый результат, показанный общей суммой в балансе, расшифровывается по составляющим его элементам в отчете о прибылях и убытках. Предоставление отчетности в предусмотренные адреса и сроки является обязательным.
Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства (государственным, в том числе арендным, акционерным, кооперативным, с привлечением иностранного капитала), а также связанным с индивидуальными видами деятельности.
В настоящее время в России отчетность является основной формой статистического наблюдения. Основную массу сведений, необходимых для повседневного контроля за выполнением государственных планов, для планирования и управления народным хозяйством, а также для научных исследований статистические органы получают в форме отчетности.
Из всего написанного можно сделать вывод, что статистическая отчетность имеет большое значение на протяжении долгого времени. Обратимся к истории российской отчетности.
История российской отчетности
Статистическая отчетность претерпевала изменения на протяжении длительного времени. В начале XVIII в. предпринятые Петром I реформы охватили все, основные стороны общественной жизни. Ломке подвергалось все, а для этого требовались полные учетные данные. В 1719 г. Петр I создал систему коллегий; которые требовали отчетов от подведомственных производств, заведений, а также от местной администрации. Руководящим центром было высшее правительственное учреждение страны — Сенат, который выносил решения и давал указания по проведению важнейших учетно-статистических работ. Здесь же концентрировались полученные материалы. Каждое подведомственное производство должно было давать в отчетной ведомости сведения о том, где оно находится, на чьей земле, сколько земли, лесов, какие строения, сведения о рабочих.
В 1802 г. были созданы министерства, которым было поручено собирать учетные данные по отраслям. Были изданы циркуляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам, содержащие наравне со всякого рода административными сведениями данные о населении и населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышленности. С самого начала удалось организовать довольно аккуратное поступление этой отчетности, нарушенное только в 1812 г. Однако достоверность материалов была невысока, так как функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицейский аппарат.
В 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России — Статистическое отделение при Министерстве полиции. После 1917 г. статистика начала играть большую роль в существовании социалистического общества. Иное место в общественной жизни, иные задачи — все это требовало новой организации статистических учреждений и работ. Было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ), организована текущая статистика. Формированию статистической отчетности было посвящено Положение о государственной текущей промышленной статистике от 4 января 1919 г., которым предусматривалась унификация записей в фабрично-заводских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Оговаривались сроки и порядок представления данных в губернские статистические бюро (не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца) на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных. По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Однако недостатки, а во многих случаях полное отсутствие первичного учета на предприятиях, с одной стороны, громоздкость и сложность предлагаемой программы учета — с другой, не позволяли быстро наладить текущую статистику. Составляемые на ее основе сводки были неполными и не исполнялись в срок. В 1922 г. было издано постановление Совета труда и обороны «Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий перед государственными учреждениями». Постановление обязывало все предприятия представлять отчетные сведения в ЦСУ и ВСНХ по установленным программам и согласно инструкциям.
С 1930 г. в статистические органы регулярно стали поступать годовые отчеты предприятий, охватывающие все главные показатели (объем продукции, рабочая сила, отработанное время, себестоимость продукции и т.д.). Дальнейшее расширение отчетной базы произошло в 1933 г., когда была введена единая форма годового отчета предприятий. Переход к отраслевому принципу управления повлек за собой возрастание объемов отчетности. В предвоенные годы была проведена большая работа по ее пересмотру, введена суточная и декадная отчетность. Текущей и годовой отчетностью были охвачены колхозы и совхозы. В военные годы вся работа государственной статистики была подчинена оперативным нуждам.
В 1956 г. с ликвидацией союзных промышленных министерств значение органов ЦСУ СССР резко возросло. Они были призваны и руководить статистической отчетностью, и разрабатывать ее по отраслям. К 1985 г. в работе государственной и ведомственной статистики стали очевидны застойные явления. Они сказывались в недооценке фундаментальных методологических исследований, недостаточном изучении связи статистической информации с потребностями управления народным хозяйством, ограниченности публикуемых статистических материалов.
Заключение
В настоящее время отчетность является основной формой статистического наблюдения в России.
Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.
Отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные показатели, если она достаточно стабильна.
Список литературы
1. «Общая теория статистики» В.Н Едронова. Москва. 2003 г.
2. «Статистика» Толстик Н.В. Издательство «Феникс» 2000г.