1. Рефераты на русском
  2. Социология
  3. Социальная политика

Социальная политика

Введение

Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.


Существует распространенное мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась не так давно, что она порождение XX в., даже второй его половины. Однако история, в частности европейская, предоставляет нам примеры постепенного формирования концептуального понимания и построения социальной политики как государственной социальной доктрины, социальной методологии, модели, и наконец, теории государства всеобщего благосостояния, в которую вылилась многовековая история развития социальной политики как деятельности по обеспечению социальной стабильности и социального благосостояния с последующим включением таких феноменов, как солидарность, экономическая и социальная защищенность, индивидуальная и общественная ответственность и т.д.


В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и  практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.
Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.


Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифици-рованного и производительного труда  и, как следствие, увеличения национального дохода.

1. Сущность и основные направления социальной политики

1.1 История развития социальной политики

Изучая социальную политику, очень полезно обратиться вглубь истории. Начнем с того, что никогда не существовало и не существует обществ (государств), в которых так или иначе не решались бы социальные проблемы, не учитывались бы интересы граждан, или, говоря современным языком, не проводилось бы никакой социальной политики. Если социальная политика в ее современном виде сформировалась в основном в XX в., то разрозненные социальные мероприятия издавна проводились различными общественными организациями: местными сообществами, церквями, государственными органами. Эти мероприятия принимали различную форму, в том числе — попечения, призрения, взаимопомощи. Вначале они касались преимущественно жертв чрезвычайных обстоятельств (наводнения, пожары, эпидемии), бедняков, отдельных лиц, не способных по тем или иным причинам самостоятельно обеспечивать себе источники существования, чье содержание фактически брало на себя общество. В XVII—XIX вв. были приняты первые законы о бедных.


Анализируя исторические предпосылки формирования социальной политики в ее современной форме, английские социологи Н. Мэннинг и Я. Шау начинают свой отсчет со второй половины I тысячелетия н.э., т.е. со времени распада Римской империи. Это было сложное время: военные конфликты, борьба за независимость. Социальные изменения во многом определялись межнациональными перемещениями людей и армий и развитием внутреннего политического порядка в отдельных областях. Социальная политика (в прикладном понимании этого термина, как обеспечение основных социальных потребностей граждан), связанная с охраной здоровья, жильем, образованием, была, по сути, делом частного порядка. Продолжительность жизни человека составляла не более 35 лет.


В ряде стран Европы (и прежде всего в Британии) бедность была основной проблемой, которая из частной сферы распространялась все дальше и становилась действительно социальной проблемой.


Развал Римской империи, ее контроля над Европой, оставил в наследство огромное количество городской бедноты на востоке бывшей империи. В одном только Константинополе "нуждающихся" было до 50 тыс. человек. На западе в сельской местности крестьяне в лучшем случае кое-как перебивались, влача жалкое существование, а в худшем — бродяжничали.


Причины бедности в те времена были схожи с существующими в настоящее время — отсутствие работы, различные заболевания и недееспособность, инфляция, ведущая к голоду, отсутствие поддержки в семьях. Вся беднота была разделена на бедных работников и нуждающихся, докатившихся до нищенствования. На востоке византийские законы рассматривали способность к работе весьма критически: бродяжничество и незанятость считались политическими проблемами; физическая и умственная недееспособность, брошеные дети и голод рассматривались как проблемы морали. Людям, относившимся к одному из указанных типов бедноты, оказывалась помощь.


В работе английского исследователя М. Моллэта описывается состояние благотворительной деятельности церкви того времени. Что обеспечивала церковь? Моллэт пишет, что центральным принципом Христианской церкви стало милосердие и это был ключ к спасению. Проблемы бедности обсуждались в синодах. Чтобы как-то идентифицировать тех, кто имеет право на помощь, их заносили в определенные списки. Первоначальная забота сводилась к обеспечению едой тех, кто значился в этих списках.


Одной из предпосылок формирования социальной политики в европейских странах Моллэт называет принятие в 858 г. архиепископом Хинкмаром из Реймса социальной программы, в которой постановлялось, что главной обязанностью епископа было "принимать бедняков или других гостей, и вообще всегда держать двери открытыми". Это во многом определило дальнейшее развитие социальной деятельности церкви. Социальная помощь была узаконена как одно из направлений ее деятельности. Монастыри становятся центрами социальной помощи.             Привратники у ворот монастыря разделяли всех бедняков на различные типы (больной, попрошайка, путешественник и т.д.). Несмотря на то что гостеприимство оказывалось всем, статусные различия сохранялись: беднякам и состоятельным гражданам предоставлялось разное жилье, была существенная разница и в уходе за больными. Со временем (к 950 г.) произошло и разделение обслуживающих работников — для богатых и для бедняков. Но в целом при всех сложностях и особенностях подобное благотворительное начинание становится самостоятельным институциональным механизмом.


Накануне второго тысячелетия, к X в. идеология социального развития европейских стран формировалась под воздействием двух основных типов социальной организации, которые, по мнению английских ученых, определяют ее и сегодня. Эти организации — церковь и государство. Власть и влияние церкви постепенно росли, а монастырская система закрепила за собой функции обеспечения образования и воспитания, а также обеспечение крова и питания для бедняков. Таким образом, образование, здравоохранение, обеспечение жильем и социальная защита — все это сосредоточилось в одном месте.


Политический порядок в это время устанавливался на фоне все большего усложнения взаимоотношений между феодалами, фермерами и крестьянами, тесно связанных с правами на владение тем или иным участком земли. Однако и те, кто не мог найти своего места в этой системе, ничем не занятые и бродяги, находились под покровительством закона.


Государство и церковь того времени отстаивали свои интересы посредством военных действий (вспомним Крестовые походы). Что касается гражданских прав, то, например, право на разрешение спора (имущественного, семейного и пр.) через местный суд могло быть реализовано практически одинаково как мужчинами, так и женщинами. Социальные права находились в ведении монастырей. Беднякам оказывалась поддержка, адекватная жизненным стандартам тех дней. Однако число бедняков неуклонно росло. Связано это было с тем, что экономический рост порождал прогрессирующее неравенство.


Английские ученые отмечают, что существенное влияние на развитие и концептуальное построение социальной политики оказали сформировавшиеся к 1000 г. относительно стабильные королевства, бравшие на себя решение проблемы бедности, обеспечение бедных едой и лечением, как это было в монастырской системе.


Подъем сельского хозяйства в то время вселял надежды на улучшение положения большинства бедняков и, в конечном счете, исчезновение бедности. Однако это предположение не оправдалось. Регулярные вспышки голода в Западной Европе, затянувшиеся почти на 150 лет, вызывали большое напряжение в благотворительной системе.


Шли годы, столетие сменяло столетие. В XVII в. многие страны получили импульс для экономического развития: "Прогресс, который мог бы завершиться через несколько тысяч лет, был достигнут в течение нескольких десятилетий. Британия стала первой страной, достигнувшей значительных темпов изменений в экономике, что в свою очередь не могло не повлечь за собой и социальных изменений".


Промышленная революция началась в Британии примерно в 60-х гг. XVII в. К 1799 г. численность населения составляла 9 млн. человек (для сравнения: в 1750 г. — 6,4 млн.). Темпы рождаемости выросли, а темпы смертности начали снижаться. В политической сфере это было время войн и колонизации. К 1799 г. именно войны дали толчок для экономического и социального развития Британии. Нехватка зерна спровоцировала процесс огораживания и освоение неиспользовавшихся ранее земель. Это подстегнуло аграрную революцию, которая в свою очередь помогла освобождению трудовых ресурсов для индустриализации. Поток людей хлынул от земли к фабрикам в появляющихся промышленных центрах. Другие страны со временем также освоили пути мануфактурного производства. Ведение войны требовало занятости населения и стимулирования производства. Это было время инфляции, с одной стороны, "помогавшей" войне, а с другой — отрицательно сказывавшейся на благосостоянии рабочих, так как заработная плата, как правило, не успевала за растущими ценами. Как следствие — рост недовольства и социальной напряженности.


Боязнь социальных беспорядков заставляла государство обращать все большее внимание на социальные проблемы. Постепенно забота о бедных превращается из задачи христианского милосердия в сферу деятельности государства.


К концу XVIII в. на большей части европейского континента сформировались национальные государства. Технологические, культурные, политические и экономические достижения принципиально меняют образ жизни европейских стран. Усовершенствования коммуникационной системы позволили населению Европы расширить свои знания, выйти за пределы деревень и провинций, в которых они жили.


Распространение образования на родном языке позволило представителям низкодоходных групп ощутить причастность к общему культурному наследию. Война и борьба за политические права дали людям ощущение ответственности за будущее нации. В то же время развитие торговли и промышленности заложило основу для развития экономических центров, больших по размеру, чем традиционные города. Французская революция стала одним из поворотных моментов, когда верность королю была заменена лояльностью к нации, народу. Французская армия позднее распространила этот дух национальной идентичности. Подъем "национализма" в целом совпал с распространением промышленной революции, активизировавшей национальное экономическое развитие, стимулировавшей рост среднего класса и распространение требования представительного правительства.


Развитию социальной политики во многом способствовало влияние просветительских идей. На судебных заседаниях все чаще поднимались вопросы, связанные с правами обвиняемых; процедурная справедливость стала приоритетом в сфере закона. Идеи буржуазных революций формировали основу современных гражданских свобод. В то время сочинения Вольтера, Руссо, Джона Уилкса и Томаса Пайна были хорошо известны.


Таким образом, к началу XIX в., с формированием индустриального общества, в Европе складываются предпосылки для формирования политики, направленной на решение социальных проблем. Все более ощутимыми, по словам английских социологов, становятся предчувствия, что жизнь человечества должна измениться к лучшему. Большое значение придавалось возможностям благотворительности, вполне органично вписывавшейся в общую концепцию социального развития как следствие растущего благосостояния.

1.2 Основные направления современной социальной политики

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.


Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.


Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.


Обе группы различаются между собой не наличием или отсут­ствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ро­лью перераспределительных процессов, степенью приоритета соци­альных проблем в деятельности государства.


Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типо­логии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных рас­ходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущест­венно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных ре­жимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.


Из социальной практики стран с развитой рыночной экономи­кой можно сделать следующие выводы.
1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хо­тя, естественно, зависит от него.


2. Существует прямая зависимость между уровнем многих со­циальных индикаторов развития нации и масштабами перераспре­делительной деятельности государства—это, в частности, подтвер­ждается многочисленными в последние годы исследованиями меж­дународных организаций (например, расчеты индекса развитая че­ловеческого потенциала).


3. Общество всегда стоит перед выбором—рост личных дохо­дов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных дохо­дов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значи­тельной части).


4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу—степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.


Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60—70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во Франции; 31,5%—в Германии; более трети—в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.


Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных про­грамм. Причины пересмотра, как правило, одинаковые—это необ­ходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в эконо­мике и обществе, усиления контроля над государственными расхо­дами.


Циклическая смена приоритетов в социальной политике разви­тых государств привела к перераспределению средств между от­дельными статьями социальных расходов, но, как правило, не за­тронула серьезных социальных достижений предшествующего раз­вития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не пре­терпела существенных изменений. В большинстве стран финансо­вый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен бла­годаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.


В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли госу­дарства в сторону ее усиления.


Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившая­ся в России к началу экономических преобразований, в целом со­ответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль го­сударства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.


Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится  главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве  средств реализации социальной политики.


Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается  ростом  благосостояния, то люди  утрачивает стимулы к эффективной  экономической  деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.


Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).


Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами  в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей).  Немаловажное значение для оценки уровня жизни  имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).


Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой  является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая  “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося  за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.


“Рациональный уровень потребления” отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.


Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей,  как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную,  чем количественную определённость.


Необходимо также отметить, что оценки  уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.


В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.


Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

2. Социальная защита населения

Понятие "социальная защита" впер­вые использовали американские зако­нодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обос­нование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и без­работицы.
Данный термин органически впи­сался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки соци­ально уязвимых слоев населения.


В дальнейшем рамки этой дефини­ции значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разра­ботка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохра­нения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвящен­ных социальному страхованию и соци­альной помощи, гарантированию ми­нимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, зара­ботной плате.


Широкое применение междуна­родным сообществом категории "соци­альная защита" во многом обусловле­но кардинальными изменениями, про­изошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.


У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно не­давно, с началом рыночной трансфор­мации: потребность в его использова­нии возникла, когда появилась настоя­тельная необходимость помощи граж­данам, не способным материально се­бя обеспечить.
При этом зачастую используют про­изводный термин от "социальной за­щиты", а именно - "социальная защи­щенность". Их различие состоит в соот­несении действия и состояния:
для "социальной защиты" ключе­вым служит характер намерений (госу­дарства, общественных структур и лич­ности) по реализации социальной по­литики или мер по самозащите;
для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в оп­ределении состояния, в котором нахо­дится защищаемая личность или соци­альная группа (инвалиды, безработ­ные, пенсионеры и т.д.).
Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологичес­кий и инструменталистский.
Так, по мнению Б.Ракитского, соци­альная защищенность в широком смыс­ле представляет собой такой обществен­ный порядок, в рамках которого объек­ты могут отстаивать свои интересы.
К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.


Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.


Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение данного по­нятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных свя­зей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), обще­ственных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жиз­ни (в том числе и трудовой).


К факторам, нарушающим нор­мальный ход трудовой жизни и снижа­ющим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоро­вья и утраты трудоспособности (болез­ни, несчастные случаи, старость), недо­статочная профессиональная квалифи­кация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы. Для отдельного работни­ка данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупно­го - объективно-массовый.


Социальная защита работников вклю­чает в себя следующие направления:
- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабаты­вать средства для жизни в объемах, до­статочных для достойного существова­ния;
- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граж­дан к национальным системам здраво­охранения, реабилитации и професси­онального образования;
- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безра­ботицы, потери или резкого сокраще­ния дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профес­сионального заболевания, инвалиднос­ти, старости, утраты кормильца.


Теоретико-методологическое обос­нование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение зави­сят от трех групп факторов - политичес­ких, экономических и социальных. формирующих пространство жизнедея­тельности людей. Политические факто­ры охватывают идеологию, законода­тельство, институциональную структуру государства и общества. Экономичес­кие (материально-вещественные) фак­торы определяют уровень материаль­ного благосостояния страны и ее насе­ления. Социальные факторы (социаль­но-психологические, морально-этичес­кие, религиозные компоненты жизне­деятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обще­ством и индивидом.
Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собст­венным законам, поэтому требуется по­стоянный поиск компромиссов для сня­тия возникающих между ними противо­речий. Известно, например, что в осно­ве экономического и социального пове­дения субъектов трудовых отношений лежат различные интересы. Если эконо­мическое поведение диктуется принци­пом личной выгоды, а критериями ус­пеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-эти­ческие нормы. Ориентация на социаль­ные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Доб­ровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реа­лизует свои принципы только в тех слу­чаях, если оно воплощается (формали­зуется) в позитивное право, т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении ба­ланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм соци­альной защиты, закреплении их в фор­ме законов и контроле за исполнением последних. Именно они образуют "рам­ки", в которых реализуются интересы различных субъектов.


В рыночной экономике эгоистические побуждения предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек производства, включая заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы веду к деградации условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостояние эгоистическим интереса предпринимателей, удержание на приемлемом уровне социального положения зависимых (а следовательно, уязвимых) наемных работников является одной из основных политических функций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев классов общества как целостного социального образования. В этой связи перераспределение ВВП - важное средств улучшения положения наименее защищенных групп населения.


Критериями эффективности функционирования государства являются показатели материального положен населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.


Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в кото­рых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по пово­ду необходимости обеспечения непре­рывного процесса производства как ос­новы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:
- работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);
- наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.
В Конституции Российской Федера­ции сформулированы основные поло­жения в области социальной защиты граждан,
В частности, в ст.7 сказано: "В Рос­сийской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается га­рантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государ­ственная поддержка семьи, материнст­ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается систе­ма социальных служб, устанавливают­ся государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".


Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право пред­ставляют собой, по существу, нацио­нальную доктрину социальной защиты,


Подобной точки зрения придержи­вается и Ю.Хабермас, который считает. что: "развитая система социальной за­щиты становится политическим содер­жанием массовой демократии. Поли­тическая система не в состоянии до­биться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные про­граммы, выполнение которых подле­жит контролю".


Анализ базовых положений между­народных документов, отечественной законодательной базы в рассматривае­мой области позволяет выделить важ­нейшие принципы социальной защиты работников:
- социальная ответственность об­щества и государства за бережное от­ношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор про­фессии, места работы и обучения;
- обеспечение приемлемых условий тру­да, защиту здоровья и жизни, компен­сацию утраты трудоспособности;
- социальная справедливость в об­ласти трудовых отношений - равное воз­награждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохране­ние здоровья, трудоспособности граж­дан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенса­ции постоянной утраты трудоспособнос­ти, обеспечение медицинской, социаль­ной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;
- всеобщий и обязательный харак­тер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспе­чение права на социальную защиту как главного ориентира социально-эконо­мического развития общества;
- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рис­ков, доступность и открытость соответ­ствующей информации, примат безо­пасности и достижение социального со­гласия в обществе по поводу установле­ния уровней профессиональных и со­циальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;
- государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты.



Заключение

Социальная жизнь общества  за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.


Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Список литературы:

Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.
Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995. – 625 с.
Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.
В. Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.
Е. Шестакова. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С. 45-53.
6. Концепция государства всеобщего благосостояния и особенности ее реализации в Великобритании. – М., 1999.

  Рефераты на русском языке - Социология


Яндекс.Метрика