- Рефераты на русском
- Право
- Конституционные основы организации и деятельности Правительства Республики Казахстан
Конституционные основы организации и деятельности Правительства Республики Казахстан
Конституционные основы организации и деятельности Правительства Республики Казахстан
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО - ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью (ст. 64). Правительство является высшим органом исполнительной власти Республики Казахстан. Такое определение раскрывает юридическую природу Правительства Республики Казахстан, показывает его место в системе разделения государственной власти на ветви и оценивает характер его деятельности. Как высший орган исполнительной власти, возглавляющий все исполнительные органы и руководящий их деятельностью, оно осуществляет государственное управление страной.
Правительство Республики Казахстан является самостоятельной ветвью государственной власти и олицетворяет исполнительную власть государства. Поэтому Конституция определяет место Правительства в системе государственной власти, устанавливает нормативные основы взаимоотношений с другими ветвями власти — с Парламентом, с Президентом, а также механизм сдержек и противовесов. Правительство имеет определенные правовые связи и с судебной властью.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство как высший орган исполнительной власти государства возглавляет систему исполнительных органов (ст. 64). Хотя в указанном положении Конституции отсутствует слово «единая», смысл статьи не дает оснований сомневаться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Это подтверждается статьей 87 Конституции, где говорится, что «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан». Положение с Правительства как высшего органа в системе исполнительной I власти обеспечивается его полномочиями, которые осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти.
Правительство направляет работу министерств, государственных комитетов и других ведомств, которые тоже входят в единую систему исполнительной власти (за исключением некоторых «силовых» министерств и ведомств).
Правительство как высший орган исполнительной власти самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», другими нормативными указами Президента. Правительство в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты, организует исполнение законов, указов Президента, заключает международные договоры, руководит всеми органами исполнительной власти, контролирует их деятельность и принимает соответствующие меры для устранения нарушений законов.
Правовой основой деятельности Правительства являются Конституция, законы, указы Президента Республики Казахстан.
2. ОБРАЗОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА"
Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном Конституцией. Как отмечалось, Президент сам подбирает кандидатуру в Премьер-Министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Парламента для получения согласия.
После получения согласия Парламента Президент утверждает 1) должности Премьер-Министра, его заместителей, руководителей Аппарата Правительства, министров, председателей государственных комитетов. В Конституции говорится о структуре и составе Правительства. В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» установлено, что структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В состав же Правительства входят Премьер-Министр, его заместители и иные должностные лица Республики. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Премьер-Министром в десятидневный срок после его назначения. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Республики.
Правительство Республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.
Правительство и его любой член вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. Закон не предусматривает, в каких случаях Правительство в целом или отдельный его член могут заявить об отставке. Основаниями могут быть различные обстоятельства, не связанные со взаимоотношениями с Парламентом. Причиной могут быть непреодолимые разногласия внутри Правительства и т.д. Причиной заявления члена Правительства об отставке может быть несогласие с Программой Правительства, со стилем руководства Правительством, болезнь и т.д.
Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству в случаях, предусмотренных Конституцией: 1) если повторно отклоняется Парламентом программа Правительства (подпункт 6) ст. 53); 2) если Парламент отклоняет проект закона, внесенный Правительством (п. 7 ст. 61). Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Если Президент принимает отставку, то это означает прекращение полномочий Правительства или его члена, заявившего об отставке. Если Премьер-Министр заявляет об отставке, то принятие его отставки означает прекращение полномочий всего Правительства.
Премьер-Министр в течение одного месяца после своего назначения решает вопрос о Программе деятельности Прави- i тельства. В течение этого времени Премьер-Министр разрабатывает Программу деятельности Правительства и представляет об этом доклад в Парламент. В течение этого же времени но- , вый состав Правительства может заявить Парламенту о поддержке Программы предшествующего состава Правительства и намерении руководствоваться ею в своей деятельности. I Если Парламент отклонит новую Программу Правительства, Премьер-Министр в течение двух месяцев представляет Парламенту повторный доклад о Программе. Повторное отклонение Парламентом Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети от общего числа депутатов каждой из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.
В Конституции предусмотрены ограничения, связанные с нахождением в составе
быть депутатами представительного органа;
занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность; входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Во всех случаях принятия Президентом Республики отставки Правительства или Премьер-Министра либо соответствую. И щего члена Правительства, Конституция Республики Казахстана Я имеет в виду состав коллективного органа государства, возглавляющего систему исполнительных органов, а также должностных лиц, которые непосредственно входят в него по назначению Президентом.
3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
.Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции Республики Казахстан и Указе Президента, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Поставлена задача создания «электронного Правительства». Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал, что «...пора на деле приступить к формированию «электронного Правительства».Это небольшое по численности Правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведет к новой административной реформе и сокращению госаппарата. Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к Интернету».
В области экономики Правительство разрабатывает основные направления государственной экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов; осуществляет структурную и инвестиционную политику; вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования, устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; организует управление государственной собственностью, обеспечивает ее защиту.
В области социальной Правительство разрабатывает основные направления государственной политики, государственные программы; определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства. В области науки, техники, образования и культуры npaвительство разрабатывает и реализует планы научно-техническего развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования.
В области административно-политического управления Правительство образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в Правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого устанавливаются и конкретизируются законодательными актами о государственной службе и порядке » ее прохождения. Вопросы отставки указанных должностных : лиц, не входящих в состав Правительства, не регулируются статьей 70 Конституции Республики Казахстан. Правительство также осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.
В области укрепления законности и правопорядка Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы: разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.
В области внешней политики Правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры I по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Возглавляет Правительство Премьер-Министр, полномочия которого закреплены в Конституции Республики и в Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан». Премьер-Министр имеет следующие полномочия:
организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между своими заместителями и членами Правительства;
представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой, другими государственными органами;
представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;
вносит Президенту Республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность руководителя Аппарата Правительства, министра; председателя государственного комитета, акима области, города республиканского значения и столицы Республики; об освобождении от должности указанных лиц;
представляет на утверждение Президенту единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов.
Премьер-Министр выполняет и другие полномочия, возложенные на него законодательством и связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.
В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» определены полномочия заместителей Премьер-Министра. Они входят в состав Правительства по должности и выполняют следующие полномочия:осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а также местных исполнительных органов в пределах порученной отрасли (сферы) государственного управления;
несут ответственность за состояние дел в координируемых отраслях государственного управления, осуществляют контроль за исполнением в них законов, актов Президента и Правительства;
вносят на рассмотрение Премьер-Министра и Правительства предложения по назначению на должность и освобождению от должности руководителей соответствующих центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.
Заместители Премьер-Министра по его поручению выполняют и другие функции.
• Министры, председатели государственных комитетов являются членами Правительства. Они осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут ответственность за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены Правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые Правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии (ст. 68 Конституции Республики Казахстан).
При Премьер-Министре Республики образуется Президиум как постоянно действующий совещательный орган Правительства. В состав Президиума Правительства входят по должности заместители Премьер-Министра и руководитель Аппарата Правительства. Премьер-Министр вправе включить в состав Президиума и других членов Правительства. Порядок подготовки и проведения заседаний Президиума Правительства определяется Регламентом.
Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания созываются Премьер-Министром либо Президентом. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей его членов. Заседания проводятся открыто по инициативе Президента либо Премьер-Министра, могут проводиться закрытые заседания Правительства.
Создается собственный Аппарат Правительства, который обеспечивает информационно-аналитическое, правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Премьер-Министра и Правительства. Руководитель Аппарата назначается и освобождается Президентом по представлению Премьер-Министра. Руководитель Аппарата организует взаимодействие Аппарата Правительства с Администрацией Президента, Аппаратом Парламента, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными исполнительными органами.
Для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства, при Правительстве образуются комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы. Эти органы возглавляет Премьер-Министр, его заместители, члены Правительства. Решения консультативно-совещательных органов носят рекомендательный характер.
Правительство Республики Казахстан в своей деятельности руководствуется принципами унитаризма, разделения государственной власти на три ветви, законности, гласности, обеспечения общественного согласия и политической стабильности, прав и свобод человека и гражданина.
5. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует в законотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых, осуществляет нормотворчество в рамках своей компетенции; в-третьих, контролирует нормотворческую деятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует нормотворческую деятельность местных органов исполнительной власти.
Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.
Конституционное положение о том, что Правительству Республики Казахстан предоставлено право законодательной инициативы, не означает, что Правительство может вносить, может и не вносить проекты законов в Парламент. Правительство как особая ветвь государственной власти, обладающая широкими полномочиями в сферах, которые могут функционировать на основе законов, безусловно, заинтересовано в том, чтобы соответствующие законы принимались. Поэтому Правительство не только вправе, но и обязано постоянно заниматься законопроектной работой. С целью реализации права законодательной инициативы Правительство разрабатывает план законопроектной работы.
Организационной опорой Правительства в подготовке законопроектов являются министерства и ведомства. Предложения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики по разработке конкретных законопроектов вносятся Министерством юстиции в Правительство Республики. Оно после рассмотрения и обобщения направляет их в Мажилис Парламента для включения в перечень законопроектных работ. Исходя из перечня законопроектных работ и принятия по этим вопросам Парламентом Республики решений, центральные исполнительные органы в установленные сроки должны разработать и представить в Правительство законопроекты на казахском и русском языках. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители центральных исполнительных органов. Понятие «качество» весьма емкое. Подготовка законопроектов заинтересованными министерствами может s привести к тому, что они через законы будут стремиться за- : креплять узковедомственные интересы. Если такое возобладает в проектах законов, то в случае принятия их они могут нанести вред интересам государства, общества, граждан. Поэтому «качество» закона включает в себя не только понятие совершенства законопроектов с точки зрения законодательной техники, но и понятие целесообразности законопроектов с точки зрения соответствия общим интересам. На это обращено внимание в Регламенте работы Правительства Республики Казахстан, утвержденном Правительством 22 февраля 1996 г. Так, проекты законов вносятся Правительству министерствами и государственными комитетами по вопросам своего ведения.
Для того чтобы законопроекты имели соответствующее качество, в необходимых случаях представляются акты экономических, правовых, научно-технических и иных экспертиз. На рассмотрение Правительства вместе с проектом закона и соответствующими обоснованиями представляются справка о поступивших замечаниях, заключения экспертиз. Если законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы Правительства, затрагивают вопросы, отнесенные Конституцией и законами к полномочиям Президента, они подлежат согласованию с Президентом Республики.
Законопроекты, вносимые Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства либо его Президиума. Обсуждение законопроекта проводится при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-Министра, на основании которого проект закона может быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.
Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Конституция Республики Казахстан не предоставляет Президенту право законодательной инициативы. Но это не означает, что Президент отстраняется от процесса законотворчества. Одним из каналов воздействия на законотворчество является предусмотренное Указом о Президенте право Президента поручать Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента. Имеется в виду, что законопроект разрабатывается в Администрации Президента и через Правительство вносится в , Парламент.
Правительство вносит законопроект на рассмотрение Ма-жилиса Парламента и отстаивает его принятие. В Регламенте Правительства РК, утвержденном постановлением Правительства от 23 февраля 1999 г., указывается, что уполномоченному лицу, представляющему в Парламенте РК проекты законов, внесенные Правительством, запрещается выражать согласие при их рассмотрении на внесение изменений и дополнений, связанных с концепцией закона, изменением правового содержания и предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, без согласования с Правительством. Ответственность за согласие на внесение изменений и дополнений по указанным основаниям без согласования с Правительством несут первые руководители государственных органов, представляющих в Парламенте Республики соответствующие законопроекты. В случаях вынесения на голосование парламентариями изменений и дополнений по указанным основаниям, не согласованных с Правительством, лица, представляющие проекты законов, обязаны требовать фиксации в стенограмме заседания своих возражений и незамедлительно информировать канцелярию Премьер-Министра об этих изменениях и дополнениях1.
По всем законам, принятым Парламентом РК, направляемым Премьер-Министру на скрепление подписью, государственный орган — разработчик законопроекта по согласованию с министерствами юстиции и финансов в трехдневный срок готовит заключение и направляет его в канцелярию Премьер-Министра. В заключении должна содержаться следующая информация: 1) об изменениях и дополнениях, внесенных депутатами при рассмотрении в Парламенте РК законопроекта, инициированного Правительством; 2) о наличии противоречий Конституции РК и действующим законодательным актам и дополнительных финансовых расходах; 3) о возможности скрепления закона подписью Премьер-Министра.
Если Премьер-Министр скрепляет закон своей подписью, то это означает, что Премьер-Министр берет на себя ответственность за конституционность закона. В случае наличия подписей председателей Сената и Мажилиса Парламента и Премьер-Министра закон представляется на рассмотрение Президента. Это называется контрассигнацией, и подписавшие несут ответственность за конституционность закона. Президент может не подписать закон, если закон в целом или отдельные его положения противоречат Конституции. Как показывает практика, контрассигнация «не работает», и никто не несет ответственности. Существующим законодательством не предусмотрен механизм ответственности.
Правительство может готовить проекты актов Президента. Главным образом имеются в виду нормативные указы Президента, вносимые Правительством, которые осуществляются центральными исполнительными органами, соответствующими отделами Аппарата Президента или рабочей группой, создаваемой решением Правительства. К проектам актов Президента, требующим реализации их через Правительство, относятся проекты постановлений Правительства.
Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. В иерархии нормативных правовых актов нормативные акты Правительства стоят после указов Президента. Правительство Республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Акты Правительства принимаются в пределах его компетенции, имеют обязательную силу на всей территории Республики.
Постановлением Правительства РК от 22 июля 1998 г. утверждена «Инструкция о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра и правилах их оформления (юридическая техника)» . В ней говорится, что постановления Правительства носят нормативный и индивидуальный характер и имеют общеобязательную силу на всей территории Республики. Распоряжения принимаются по текущим и оперативным вопросам, относящимся к компетенции Премьер-Министра, их действие исчерпывается однократным применением. Разработка и представление на согласование проектов постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра осуществляются государственными органами в соответствии с их компетенцией по своей инициативе или по поручению вышестоящих государственных органов во исполнение Конституции, законов, актов Президента и Правительства. Все иные государственные органы и негосударственные организации вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать инициативные проекты актов Правительства и Премьер-Министра на рассмотрение ведомств, центральных и местных акиматов в соответствии с их компетенцией. f б. ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВА
Возглавляя систему исполнительных органов Республики Казахстан, Правительство вступает в отношения с другими ветвями государственной власти. Юридической основой взаимоотношений Правительства с другими государственными органами являются Конституция Республики, Указы Президента Республики, имеющих силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О судах и статусе судей Республики Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан». Во всех этих нормативных правовых актах содержатся правила, определяющие принципы, формы взаимоотношений Правительства с другими государственными органами в соответствии со своей компетенцией и своим местом в системе разделения государственной власти на различные ветви. Отношения Правительства с Президентом. Правительство образуется Президентом, который утверждает структуру и состав Правительства. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики. Оно регулярно информирует Президента о выполнении Программы Правительства, поручений Президента и других направлниях своей деятельности. Правительство организует исполнение актов Президента Республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, государственными комитетами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами. Правительство выполняет поручение Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Правительство само разрабатывает и представляет на утверждение Президента государственные социально-экономические и научно-технические программы. Правительство согласовывает с Президентом планы законодательных работ Правительства. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства. Эту работу Президент может осуществлять по собственной инициативе, по предложению Генерального прокурора.
Отношения Правительства с Парламентом. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется Правительством только в Мажилисе Парламента, т. е.
Правительство вносит законопроект в Мажилис путем издания соответствующего постановления. Важной правовой основой деятельности Правительства являются конституционные и обычные законы, которые принимаются Парламентом. Поэтому Правительство само должно исполнять законы, контролировать исполнение законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными и местными исполнительными органами.
Отношения Правительства с министерствами, государственными комитетами и иными органами'. Правительство Республики Казахстан осуществляет руководство деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Оно контролирует исполнение указанными органами законов, актов Президента и самого Правительства. Правительство утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и центральных органах, не входящих в Правительство, их структуру, размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппарата и местных органов. Исключением является Инвестиционный комитет, который не входит в Правительство. Его статус определяется не Правительством, а Парламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особым значением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционных средств в руках одного органа.
Правительство отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основанием для таких акций Правительства, в частности, являются представления Генеральной Прокуратуры о несоответствии актов исполнительных органов Конституции, законам, актам Президента, Правительства.
Кроме министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в Правительство, создаются республиканские органы, которые называются ведомствами. Правительство принимает нормативные акты, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность ведомств; определяет размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание ведомств; назначает на должность и освобождает от должности руководителей ведомств.
Определенные отношения Правительства складываются с местными исполнительными органами: районными, городскими и областными администрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, и поэтому отношения с местными исполнительными органами строятся по принципу «власть - подчинение». Правительство осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления; контролирует исполнение местными исполнительными органами законов, актов Президента и Правительства; заслушивает отчеты о деятельности местных исполнительных органов на заседании Правительства; отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов; вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента.
7. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан одним из полномочий Правительства является выработка мер по. проведению внешней политики (подпункт 5) ст. 66). Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. раскрывает смысл конституционного положения. В соответствии с Указом Правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.
Вопросы заключения Правительством международных договоров регулируются Указом Президента, имеющим силу Закона, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан» от 1995 г. В соответствии с этим Указом Правительство Республики заключает межправительственные договоры. Предложения о заключении международных договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства, вносятся в Правительство Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Другие министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики в пределах своей компетенции вносят в Правительство Республики предложения о заключении договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, совместно с Министерством иностранных дел Республики или по согласованию с ним.
Правительство Республики Казахстан вправе вносить Президенту предложения о заключении международных договоров Республики Казахстан межгосударственного характера. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан только Президент имеет право ведения переговоров и подписания международных договоров Республики (подпункт 11) ст. 44).
Правительство Республики принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства. Министры, председатели государственных комитетов, руководители иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан тоже имеют право принимать решения о проведении переговоров и подписании международных договоров. Такие договоры называются межведомственными. Министерства и ведомства свои решения о проведении переговоров и подписании межведомственных соглашений должны согласовывать с Правительством Республики Казахстан.
Полномочия на заключение международных договоров Республики Казахстан выдаются Правительством в отношении международных договоров, относящихся к ведению Правительства. Премьер-Министр вправе заключать международные договоры Республики Казахстан без полномочий. Некоторые международные договоры, заключаемые Правительством, подлежат ратификации Парламентом. Например, ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан. Предложения о ратификации международных договоров Республики межгосударственного характера вносит Президенту Республики Казахстан Правительство. Президент рассматривает такие предложения и, если считает необходимым, вносит эти договоры в Парламент на ратификацию.
Некоторые международные договоры Правительство само вносит на ратификацию Парламента. Так, Министерство иностранных дел вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о ратификации международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. Другие министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции вносят в Правительство предложения о ратификации международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, совместно с МИД или по согласованию с ним. Эти предложения Правительство рассматривает и если считает нужным, то договоры представляет в Парламент на ратификацию.
Международные договоры Республики Казахстан, не подлежащие ратификации, утверждаются (принимаются) Парламентом по представлению соответствующего министерства, государственного комитета или иного центрального исполнительного органа.
Кроме указанных, Правительство Республики Казахстан имеет и другие полномочия. Оно по представлению МИД вносит Президенту Республики предложения о присоединении к международным договорам межгосударственного, а также межправительственного характера.
Заключая международные договоры, Республика Казахстан берет на себя обязательство неукоснительно их соблюдать. Правительство Республики Казахстан должно принимать меры по обеспечению выполнения вступивших в силу международных договоров Республики Казахстан. Такая обязанность возлагается и на соответствующие министерства, государственные комитеты и другие центральные органы. Вместе с тем Правительство, министерства и другие центральные органы должны наблюдать за осуществлением принадлежащих казахстанской стороне прав, вытекающих из таких договоров, и за выполнением другими участниками договоров их обязательств.
В случае нарушения обязательств по международному договору Республики Казахстан другими его участниками МИД
или другие центральные органы Республики представляют в Правительство предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.
Правительство наделено полномочиями для постановки вопроса о прекращении действия международных договоров. В случае существенного нарушения международного договора Республики Казахстан другими его участниками, а также в иных случаях, предусмотренных нормами международного права, Правительство вносит Президенту предложения о денонсации международных договоров Казахстана межгосударственного характера, а также о денонсации договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства.