1. Рефераты на русском
  2. Право
  3. Возникновение правового государства.Основные характеристики правового государства

Возникновение правового государства.Основные характеристики правового государства


План.
 I. Возникновение и развитие идеи правового государства
 II. Основные характеристики правового государства
    1. Экономическая, социальная и нравственная основы правово
         го государства.
    2. Признаки правового государства.
    3. Принцип организации деятельности правового государства.
 III. Вывод.
          Государство  в  своей  деятельности        связано и ограничено правом стоит
        под правом, а не вне и над ним.
           Гес-сен.
I. Возникновение и развитие идеи правового государства.
 Правовое государство - это такая форма организации и деятельности го-сударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
 Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связыва-лись поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Ци-церон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и госу-дарственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирова-ние общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
 Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограничен-ная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государствен-ностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Госу-дарственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали замет-ное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
 Рост производительных сил, изменение социальных и политических от-ношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации обществен-ных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обес-печивающей индивидуальную свободу посредством права.
 Наиболее известные идеи правовой государственности изложили про-грессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей тео-рии Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и на-стоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические си-лы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуще-ством и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. За-дача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
 В период буржуазных революций в разработке концепции право-
вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
 Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государст-ва тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Черны-шевского, Г. Ф. Шершеневича.
 Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо ус-тановление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государствен-ной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от ис-полнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
 В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъ-ективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены тре-бованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в ру-ках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общест-венной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
 Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противопо-ложной классовой концепции государства.
II. Основные характеристики правового государства.
1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства. 
 Экономической основой правового государства являются производст-венные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, коопера-тивной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредст-венно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоя-тельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают гос-подство права, равенства участников производственных отношений, постоян-ный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         
 Социальную основу правового государства составляет саморегулирую-щееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носите-лей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к пра-вовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятель-ности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет ста-бильность его правовых устоев. 
 Нравственную основу правового государства образуют общечеловече-ские принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управ-ления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
 Правовое государство - это суверенное государство, которое концентри-рует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рам-ках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
2. Основные признаки правового государства.
 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свобо-ды людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязатель-ные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие право-вые акты долж-
ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения зако-нов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
 Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соот-ветствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт госу-дарства не может противоречить Конституции.
 Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный ре-жим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
 2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В со-циально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Право-вое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за преде-лы которой вмешательство государства недопустимо.
 Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные дейст-вия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.
 3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участни-ком ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справед-ливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государствен-ные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за на-рушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для го-сударственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов пе-ред избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц го-сударства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкрет-ными субъектами права.         
 На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить пра-вовой характер, не нарушать меру свободы личнос-
ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
 Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.
3. Принцип организации деятельности правового государства.
 Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот прин-цип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие вла-стей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, кото-рые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полно-мочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независи-мость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
 Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанав-ливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные на-правления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определя-ет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполни-тельной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных ор-ганов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.
 Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного ха-рактера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действую-щей Конституции.
 Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредствен-ной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может об-жаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
 Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государствен-ной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Пра-восудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
 Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждаю-щим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государствен-ной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
III. Вывод.
 Таковы основные характеристики правового государства.
 Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности пра-вового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, ис-полнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребле-ния властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную сис-тему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
 Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подза-конность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и не-прикосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновен-ность личности обеспечивается законом.
 Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклас-совый и общечеловеческий характер.
 Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Список литературы:
1. Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права. - М., 1995.
2. Введение в политологию ./ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 93

 

  Рефераты на русском языке - Право


Яндекс.Метрика