1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание

ПЛАН
Вступление 2
Программа экологического воспитания 4
Основы формирования экологической культуры 7
Многообразие экологического воспитания 14
Развития эстетического отношения к природе 18
Заключение 25
Литература 26
 
Вступление
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в свя-зи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как след-ствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отно-шения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологиче-ское воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень эколо-гического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных от-ношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической об-становке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос вы-живания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт выми-рание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологи-ческая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механиз-мов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим обра-зом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодатель-ства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отда-ленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предпо-лагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со сторо-ны окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологиче-ского образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлени-ем Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК ут-вердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образова-ния, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфи-ческие периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение ком-плексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реали-зующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит пе-ред воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непре-рывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое обра-зование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
 
Основы формирования экологического воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Дей-ствительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми вос-питывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страда-ют на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребя-тишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём на-колоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего воз-раста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, приня-тым в данном обществе.  Социальное воспитание связано с образованием, просвещени-ем, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социаль-ного воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ре-бенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании инди-видуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реали-зацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет ре-ально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с при-родой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологиче-ская культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправдан-ное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основ-ным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользова-ние, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и жи-вотных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать  и устанавливать причинно-следственные связи эко-логических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятель-ности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельно-сти, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в от-ношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознатель-ное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что вклю-чает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработ-кой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой мо-жет дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя опре-деленные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, ней-тральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологи-чески культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру приро-ды, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естествен-ных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обра-ботки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологиче-ской культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существо-вание невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к при-роде гораздо глубже и прочнее.
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенно-стью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необхо-димости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что « экологическое образова-ние- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процес-са – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отно-шения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необхо-димо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохра-нения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной сре-де в существенной степени определяет три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, кото-рая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологиче-ские запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила по-ведения в природе были прочувствованы, понятны.
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, воспри-ятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует раз-витию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и системати-зирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.
1.4 Возможности народной педагогики
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и тео-рию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционно-го) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этических групп в воспи-тании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и ис-следует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развиваю-щимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, эт-нопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, посло-вицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традици-ях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное фор-мирование личности.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хоро-шего тона и правилах приличия.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитатель-ной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздейст-вие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая пе-дагогика, а не педагогика только педагогов – профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не стави-лись и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагоги-ческое сознание, в том числе – и родителям, как естественным воспитателям.
 
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, тре-буя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и пред-метом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в заня-тиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытниче-скую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортив-но – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, лич-ные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение дол-га и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревно-вание и личный пример воспитателя. 
Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, от-ветственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления плани-рования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эсте-тической и физической подготовки учащихся.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует на-звать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет зна-ния, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глуб-же осознают необходимость заботиться о ее сбережении.
Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отноше-ниями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окру-жающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно – полезных действий. Они помогаю школьни-кам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать про-думанные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятель-ность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллек-тива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окру-жающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмыс-ления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптималь-ном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стрем-ления.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к дея-тельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приум-ножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и жи-вотными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных ис-точниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к по-ниманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружаю-щей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готов-ность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жи-тельства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познако-миться с новыми районами природы или заняться спортом.
Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к лю-дям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педаго-гической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на от-ношения к окружающей среде.
Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окру-жающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товари-щами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетиче-ские вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человече-ских действий.
Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средст-вами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих за-ботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем соз-нательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потреб-ность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.
 
Развития эстетического отношения к природе
Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные впе-чатления и чувства, убеждения и интересы.
Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению ок-ружающих ландшафтов.
Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопи-томником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый пе-дагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отно-шений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за кра-сотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредст-венных связей со средой.
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав воз-можность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.
Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных дейст-вий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельно-сти отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных ви-дов, разной качественной определенности.
Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное вос-приятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих пи-томцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать сис-тему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспи-тывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оцени-вать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.
Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздейст-вия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельно-сти, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы вы-явить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать состав-ной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физиче-ского воспитания.
 Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообраз-ной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики форми-рует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школь-ники каждого класса, всех возрастных групп.
Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно ох-ватывать учащихся всех школьных возрастов.
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, про-исходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освое-ния местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее  ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою не развитость.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступи-ли любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического раз-вития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень со-циально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят прак-тические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.
В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются лю-бые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и по-ведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты эстетического воспита-ния будут успешнее, когда оно тесно связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью и тем самым – с их избирательными, созна-тельными, индивидуальными связями с природой.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, кото-рую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллекти-визма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психолого-педагогических экспери-ментов.
Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредото-чению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить яв-ление как красивое или безобразное.
Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты при-роды. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различ-ных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению но-визны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.
Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красо-та? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Ка-кие явления нельзя назвать красивыми и т.д.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремле-ния и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специ-альной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учи-тель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими зада-чами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и приро-доохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.
Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического позна-ния к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе.
Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответствен-ное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффектив-ным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных спе-циальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельно-сти или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференци-рованный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формиро-ванию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятель-ности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Деятельность среди природы является объективной основой возникновения и разви-тия взаимных отношений учащихся (ученические бригады, школьные лесничества, жи-вотноводческие звенья, общественные сады).
Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, расска-зы, объяснения, читательские конференции. Действенны и приемы воспитания на приме-ре, поощрении. В коллективе легко и традиционно организуются соревнования и конкур-сы, выставки, художественные кружки, вечера и праздники, посвященные заботе о приро-де.
Учителя выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример педагогов ак-тивно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к дру-гу.
Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны ре-комендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы  можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помога-ет удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобра-зования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбе-режении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это созда-ет наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
 
Заключение
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пас-сивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход ес-тественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравствен-ном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавлива-ется всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологи-ческое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого челове-ка.
 
Литература
1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
5. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
6. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Княщен-ко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с

 

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика