- Рефераты на русском
- Педагогика
- Урок литературы в 4 кл. по произведению Алтынсарина Щедрый человек doc
Урок литературы в 4 кл. по произведению Алтынсарина Щедрый человек doc
Урок литературы в 4-м классе по произведению Ыбрая Алтынсарина "Щедрый человек"
Раздел: Преподавание в начальной школе
Цели урока:
– Развитие умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, развитие умения анализировать, аргументировать, делать выводы.
– Продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа.
– Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
– Работать по привитию учащимся нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.
Оборудование урока:
Кластер “Щедрый человек”, карточки, репродукции картин Третьяковской галереи, оценочные листы.
Ход урока.
– Вхождение в урок. (Приветствие гостей, друг друга).
– Основная часть урока.
Составление “Пятистишия”:
Записать существительное Человек (тема)
Записать два прилагательных, характеризующих эту тему.
Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия (три слова).
Записать четыре слова, включая предлоги, – ваше отношение к этому понятию.
Записать синоним к данному слову.
Обсуждение своих “Пятистиший ” в паре, в группе, чтение спикером лучших работ.
“Пятистишия” учащихся
Человек
Разумный, сострадательный.
Помогает, любит, учится.
Он очень дружный, умный,
Личность.
(Алшимбаев Мадияр)
Человек
Трудолюбивый, добродушный.
Работает, помогает, учит.
Помогаю людям на земле.
Личность.
(Штырляева Алена)
Человек
Хороший, умелый.
Очень любит природу.
Люди должны любить Родину.
Личность.
(Филева Анна)
Человек
Умный, добрый.
Заботится, любит, уважает.
Не огорчает других поведением.
Личность.
(Москалева Мария)
Человек
Умный, талантливый.
Любит, уважает, защищает.
Не бросаю друга в беде.
Личность.
(Дрыжал Михаил)
Человек
Разумный, сострадательный.
Учится, получает образование.
Я отношусь хорошо к людям.
Личность.
(Сакенов Куаныш)
– Вот какой он, человек. Сегодня мы поговорим о человеке, о щедром человеке (учитель открывает тему урока).
Сбор ассоциаций к слову щедрый.
Составление кластера “Щедрый человек”.
Направленное чтение текста (по частям). Работа с учебником (стр.219–220).
Словарная работа.
– Сегодня на уроке нам встретятся слова, которые мы сейчас прочитаем и дадим объяснение их значения. (Кров, лишения, возомнить, чуждаться). Те значения слов, которые мы не сможем объяснить – найдем в толковом словаре учебника (стр.258).
Осмысление прочитанного: по частям назвать жизненные навыки Атымтая Щедрого (не возомнить о себе, не чуждаться бедных; в труде нет ничего унизительного; трудом заработанный хлеб вкуснее; Грех перед Богом – поступки неправильные).
Чтение всего текста учащимися. Работа с текстом.
– Какова цель этого произведения?
– Как называется жанр, цель которого поучения?
– Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Атымтая Щедрого, о которых нам рассказал Ы. Алтынсарин?
Я стану человеком.
(Султанмахмут Торайгыров)
Я человеком стану, и, если буду жить,
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой! –
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и, значит,
Я стану человеком и долг исполню свой!
Мини-рассказ об авторе, показ портрета.
Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу?
Ы.Алтынсарин – великий просветитель казахского народа и педагог, многое сделавший для развития народного образования в Казахстане, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал как переводчик, затем был учителем, позднее инспектором. Он написал несколько учебных пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” - которая представляет собой книгу для детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного характера. Притча “Щедрый человек” из этой книги.
Физминутка.
“Посидим в тишине” - дыхательная гимнастика.
Рефлексия.
Рассказ учителя о меценатах прошлого и настоящего времени. Словарная работа со словом “Меценат”. В толковом словаре Даля “Богатый покровитель наук и искусства. Покровительствует какому–либо делу, начинанию”.
Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых основана Павлом Михайловичем в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1992 году.
Самая крупная сокровищница образцов русского изобразительного искусства – произведений живописи, графики, скульптуры. В 28 лет Павел Михайлович Третьяков имея достояние, деньги, заработанные своим трудом, положил начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесшего многим людям пользу, удовольствие. Им руководила любовь к русскому искусству, желание утвердить его национальное достоинство, сделать музей открытым для широких масс. В то время такая идея никому не приходила в голову,- если собирали картины, то только для себя. Но после открытия галереи при ней образовалась библиотека с книгами по искусству, реставрационные мастерские, передвижные выставки.
– Сегодня вы можете увидеть репродукции картин на нашей выставке.
Беседа учителя о меценатах нашего города.
Фирма Темирбол - игра-лото “Подарок судьбы” для пенсионеров города.
Игра-лото “Учение свет”.
Средняя школа № 24 и школы города участвовали в сборе средств на лечение Дианы Кунафиной.
Малые предприятия Бидай Нан, банк Тураналем выделяют деньги на благотворительные акции.
– После сегодняшнего разговора, обмена мнениями, чтения притчи и выделения жизненных принципов Атымтая Щедрого у вас возникли различные мысли. Напишите, что вам дало сегодняшнее занятие, что вы взяли для себя, ваши мысли о щедрости души человека.
Эссе. Обсуждение Эссе в группах. Чтение лучших работ.
Эссе на этапе рефлексии.
Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает.
Э.Фромм
Что такое “щедрость”? “Щедрый человек”? Как я понимаю это выражение? Я думаю, что щедрый человек, в первую очередь, – это счастливый человек. Он должен быть щедрым во всем. Он не должен скупиться на понимание, доброту, отзывчивость.
Я считаю, что меня окружает много щедрых людей. Это мои друзья, мои товарищи, мои родные и близкие. Я знаю, что они поделятся со мной не только радостью, но и придут ко мне на помощь в трудную минуту.
(Гончарова Анна)
Благим называется такое деяние, которое соответствует
потребностям другого человека и направлено на его благополучие.
И. Кант
Щедрый человек окажет помощь всем, кому эта помощь нужна. Он сможет поделиться даже последним глотком воды. Кровь никогда не бывает лишней, но донор отдает свою кровь людям и этим спасает им жизни. В мире часто случаются катастрофы, войны, бедствия. И благодаря щедрым людям, все попавшие в беду получают продукты питания, медикаменты.
(Любимова Виктория)
Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, – и ты научишься радости творения добра.
Л.Н. Толстой
Прочитав притчу Ы.Алтынсарина “Щедрый человек”, я понял, что щедрым человеком быть нелегко. Щедрым человеком могут быть не только богатые, но и бедные. Я с детства хочу стать щедрым человеком. Я стремлюсь получить хорошее образование, чтобы быть состоятельным человеком. В нашем городе очень много бедных и обездоленных людей. Когда я вырасту, я буду строить дома милосердия, чтобы люди могли всегда иметь крышу над головой и чтобы им было тепло и уютно.
(Барыков Александр)
Заполнение учащимися “Листа самооценки”.
– Сегодня на уроке вы внимательно читали текст, обсуждали притчу, работали творчески в паре, в группе. Оцените себя.
Домашнее задание.
Составить и записать мини-сочинение “Если с вами люди с щедрой душой, которые делятся добротой души с другими людьми”; читать внимательно стр.219–220 учебника.
Заключительное слово учителя.
Еще раз прочитайте свои работы – эссе. Пусть у вас все эти пожелания сохранятся, развивайте их, идите по жизни, не забывая жизненные принципы Атымтая Щедрого, с которыми вас познакомил Ы.Алтынсарин.
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твоим делиться с братом:
Делясь, не жди себе награды и уплаты.
Звучит музыкальный номер в исполнении группы детей “Дорогою добра”.