1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Роль семьи в подготовке детей к щколе

Роль семьи в подготовке детей к щколе

Роль семьи в подготовке детей к щколе
 
1.Содержание воспитания дошкольника в семье:
1.1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности.
1.2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном кол-лективе.
2.Роль режима будущего школьника.
3.Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.
4.Советы родителям.
5.Заключение. Психологическая готовность к школе.
6.Список используемой литературы
7.Приложения.
 
 
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чте-ния, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспи-тания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
1.Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готов-ности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
2.Разработать рекомендации родителям, способствующие максималь-ному использованию возможностей ребенка при подготовке к обуче-нию.
3.Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной пробле-мы.
В данной работе использованы следующие методы:
•анализ научно-педагогической и методической литературы;
•педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителя-ми и детьми).
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются роди-тели.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое свя-зывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как де-ти учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смо-гут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал не-достатка в любви и разнообразии впечатлений.
 
 
 
1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное
воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности
 
1.1.Нравственное воспитание дошкольников в семье.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольни-ков нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настой-чивости, ответственности, дисциплинированности. 
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всесторонне-го воспитания личности ребенка. От того как,  будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруд-нений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость прояв-лений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмо-сферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоцио-нального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собствен-ного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помога-ет ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может пред-ставить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оцен-ка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как от-разится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицатель-ных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, от-ношение к нравственному и безнравственному. 
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность актив-но действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении труд-ностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности. 
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самооб-служивания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требу-ет от него определенных усилий для достижения нужного результата и способст-вует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самооб-служивания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых ка-честв, как самостоятельность и настойчивость. 
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполне-ния для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В се-мье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные се-мейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравст-венно-волевое развитие. 
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит са-мообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды тру-да занимают незначительное место. 
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
 
 
1.2.Развитие чувства собственного достоинства и чувства
коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к
жизни и деятельности в школьном коллективе.
 
Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих родите-лей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены воспитывать ре-бенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом необходимого ему об-щения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибег-нуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превос-ходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством собственного досто-инства или развитием индивидуальности.
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ре-бенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произош-ло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места форми-рованию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый че-ловек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, мож-но заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллекти-вистической направленности.
Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную сте-пень коллективистической направленности. Это в какой-то степени объясняет не-одинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поруче-ния воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяс-нить такое поведение? В детском саду ребенок почувствовал значимость общест-ва сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою зна-чимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждать-ся, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интере-сов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате по-степенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с го-дами.
Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной зна-чимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимо-сти для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского са-да». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок учится жить среди людей.
 
 
2.Роль режима будущего школьника.
 
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, вос-питывает необходимое будущему школьнику чувство времени. 
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесооб-разно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень. 
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок вклю-чается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. 
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохране-ния и укрепления здоровья, но и успешной учебы. 
Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различ-ных видов деятельности в течение суток. 
 
 
3.Развивающие игры и формирование
интеллектуального развития
 
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного раз-вития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный по-ток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт-ливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
 
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формиру-ется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. 
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь мо-гут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности. 
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ре-бенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем де-мократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в об-щении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают усло-вия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в тру-довую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, ба-бушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совмест-ного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотруд-ничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятель-ности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шало-стей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевре-менным обучением грамоте, просмотром телепередач.
Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в должной мере.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они оши-баются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гиб-кий материал для выражения их замыслов. 
Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родите-лей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одина-ково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям сле-дует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными иг-рушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. 
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и пи-сать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».
Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они да-ны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия, внима-ния, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение пла-нированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адре-сованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формирует-ся к концу дошкольного детства.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хо-рошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему дея-тельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фан-тазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. На-сильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны пол-ностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необ-ходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с други-ми детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в нала-живании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще при-митивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Же-лательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как иг-рают дети. 
Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные яв-ления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милицио-неров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как иногда дума-ют взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же до-школьники любят слушать «страшные» истории, именно потому, что, сопережи-вая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испы-тывать не приходиться. Следовательно, нужно переключать детей на игры, кото-рые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пере-жить радость победы. Это прежде всего игры соревновательного характера. Таки-ми являются большинство народных подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на раз-витие следующих познавательных процессов (см. Приложение 1):
-памяти;
-мышления;
-логического мышления;
-внимания;
-воображения.
 
 
4.Советы родителям.
 
Совет – наставление, указание, предложение, как поступить; рекоменда-ция… Так раскрывается в словарях значение этого слова.
Возникает вопрос: почему советы, предлагаемые учеными и практиками воспитателями детского сада, оказываются непригодными для мам? Очевидно, потому что воспитатели и мамы руководствуются разными «законами» в воспи-тании дошкольников.
Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с режи-мом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел справиться с пятнадцатью и более детьми, причем с учетом их потребностей и возможностей.
В семье же «законы» диктует быт. А он не починяется ни возможностям, ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша удовле-творять свои потребности в игре, в общении, познании, самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с ребенком. И, как следствие, возникают конфликты. Вот один из типичных примеров.
Мама сообщает дочке: «Одевайся, пойдем в магазин». В ответ слышит6 «Не хочу… Не пойду!» мама в сердцах заявляет: «Ну и оставайся дома, а я пойду одна!» однако тут же в ее воображении проносятся картины того, что может слу-читься с ее дочкой, пока она отсутствует: возьмет спички – будет пожар, выйдет на балкон – упадет. И принимается безапелляционное решение: «Одевайся, нечего разговаривать… Мне некогда!» ребенок плачет или в какой-нибудь другой форме выражает свой протест против насилия со стороны взрослого.
А если попробовать иначе? Вернемся к началу конфликта.
Мама. Одевайся, идем в магазин.
Дочь. Не хочу! Не пойду!
Мама. А… ну ладно, не пойдем. Хлеба-то нет? Перетерпим, без хлеба по-едим. Пап придет, скажет: «Есть хочу», - но обеда нет. сегодня обойдемся без обеда (тоном сочувствия), не одевайся, никуда не пойдем.
Дочь. А молока надо?
Мама (вздыхая). Конечно, да и картошки маловато.
Дочь. Мама, а давай еще масло купим!
Мама. Правильно, надо и масла купить (тоном делового сотрудничества), поможешь мне донести.
Сопротивление дочери переходит в обсуждение совместных дел. Надо за-метить, что ссора с ребенком занимает больше времени, чем разговор с ним как с партнером по совместному выполнению бытовых дел. Поэтому мама, рассуждая, складывая пакеты в сумку, пересчитывая деньги, с радостью обнаруживает, что ее пятилетняя «скандалистка» в хорошем настроении готова сопровождать ее.
Итак, совет маме, данный воспитателем, призван смягчить ситуацию бы-тового конфликта, предупредить применение нажима, насилия над ребенком, раз-рушающих любовь и уважение членов семьи друг к другу.
Да, надо искать согласия с ребенком, чтобы не потерять контакта с ним. Каждый конфликт уносит время и нервы. А игра, юмор поднимают планку взаи-моуважения, углубляют любовь и заботу друг о друге.
Самое отвратительное, самое презренное свойство, рано развивающееся в человеке, – жадность. Неудержимое и все возрастающее стремление подгребать под себя (что именно – неважно!) еще, еще, является источником многих бед. Жадный почти всегда бывает и завистливым. Жадный завистник способен на об-ман, двуличие, предательство.
Учите малыша делиться с вами, сами делитесь с ним. Научите малыша движению руки от себя, воспитаете в нем зародыш щедрости, считайте – сделано очень многое для его будущего счастья. На втором по отвратительности месте стоит вранье. Правдивость – основа доверия. А без доверия не бывает ни дружбы, ни любви. Чтобы ребенок не вырос вруном, первое и основное, на мой взгляд, что нужно делать родителям – никогда его не обманывайте. Обещали – сделайте. Воспитание примером надежнее воспитания одними словами.
И еще: учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом: ой, ошпарится, ой, оцарапается… Жизнь без риска невозможна. Неужели вы бы хотели превратить существование своего ребенка в стерильно бездеятельное при-сутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки и молоток, и щетку, и но-жик… И единственное что от вас требуется: присматривайте за ним и помогайте, но не слишком навязчиво, давайте ему свободу действий.
Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого сладу с ним нет. минуту не посидит спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит – а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как безобраз-ничает – особенно когда тихий час – прыгает, петухом кричит, подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».
И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в коллекти-ве. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина. Часто такие ребя-та стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная рас-торможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом проте-кания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно правильным воспитанием.
Давайте представим себе два варианта воспитания.
I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную не-поседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном положе-нии: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая, расшатывается еще сильнее, что вызывает… повышение двигательной расторможенности. 
II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери), стара-ются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество за-претов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукос-нительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выпол-нять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем – все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными зада-ниями – благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво».
Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания. Од-нако следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с удовольстви-ем пожнете плоды своего труда.
 
Заключение
Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно ма-лыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышле-ний, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надеж-ду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно налетавшие болезни, все эти ин-фекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так и не бо-лел». И после болезней снова периоды привыкания к режиму детского сада… Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слеп-ленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?
Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоя-тельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное время для родите-лей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему интересно в дет-ском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей.
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольны-ми, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем бес-печном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся ро-дители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает во-прос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ре-бенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму. Сколько се-тований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о ре-жиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное ме-сто занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго зани-маться, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И упражнения ма-ло или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создавать-ся негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родите-ли еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нян-чусь, а в школе с тобой никто так носится не будет», «опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается не-обходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важ-нейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в извест-ном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, нахо-дит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - род-ственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - лично-стную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется пре-жде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью про-ведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня го-товности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной моти-вации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского сада, где я научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось пере-сказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим играм.
Положительными аспектами такого обучения можно считать постепенную и систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе. Отрицательными – отсутствие дифференцированного подхода к обучению.
Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за год до поступления выберите школу с учетом специализации, платы за обучение, места расположения, удаленности от дома, особенностей пути до школы. Поду-майте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями? Ведь часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики, как пута-лись буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться «в голове» числа и как часто становились неуклюжими пальцы и падала на пол ручка когда надо было написать ряды ровных палочек, кружочков… Конечно, сейчас вы это все уже умеете, и от этого так сложно понять трудности малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выхо-дить!»
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудны-ми и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образова-ния. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспи-татель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, куль-тура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
 
1.Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3.Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.
4.Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.
5.Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М., 1987.
6.Буре Н.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
7.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
8.Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.
9.Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих способ-ностей детей) – М., 1992.
10.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградо-вой. – М., 1989.
11.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., 1975.
12.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.
13.Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
14.Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.
15.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.
16.Они пойдут в школу / Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г. Маралова. – М., 1987.
17.Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М., 1996.
18.Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Но-винников. – М., 1990
19.Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.
20.Чейпи Дж. Готовность к школе. – М., 1992.
 
 
Приложение 1
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или кар-тинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т. д.
«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. иг-ры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математиче-ской терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.
«Пары картинок»
Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разло-жите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано де-рево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изобра-жением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1- 2 минуты убери-те картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1 – 2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними. Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
«Пары слов»
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить не-сколько слов (начать можно с 5 – 6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка – молоко, мальчик – машина, стол – пирог  и т. п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
«Собери пирамиду»
Вам понадобиться обычная большая пирамидка, состоящая из 8 колец раз-ного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5 – - 7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки. Рисун-ки могут быть такими:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит ее по одному из этих рисунков.
 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Поезд»
Вам потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 карти-нок. Вы говорите ребенку:»Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Мы кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, напри-мер, картинку, на которой нарисована тарелка, потому, что тарелка и ложка – по-суда».
Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяс-нил свое скрепление.
 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Что изменилось?»
Поставьте перед детьми 3 – 7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Съедобное – несъедобное»
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Замри»
По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дра-кон или он выбывает из игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
«Нарисуй по описанию»
Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треуголь-ная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
 
 
Приложение 2
Советы родителям
 
Проблемы отцов и детей не существует там, где роди-тели и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
 
В процессе работы над темой, я наблюдала за методикой воспитания де-тей-дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной – всю ответственность по воспитанию и развитию ребенка родители переложили на «плечи» детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребе-нок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запу-гивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье, родители сами вос-питывают ребенка. Мама с папой стараются не кричать на ребенка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но и здесь отсутствует умение слушать ма-лыша.
И в обеих семьях родителей беспокоит, что ребенок не обращает внима-ния на сделанные замечания, игнорирует их. А почему он должен это делать, если видит по поведению родителей, что слушать человека не обязательно, если тебе это не интересно?
Основная задача родителей детей-дошкольников, на мой взгляд, это научить ребенка быть усидчивым, уметь слушать, быть внимательным. Ведь в школе ему придется проводит много времени за партой.
И вот, на основе наблюдений, я сделала некоторые выводы, которые, на-деюсь, помогут мне в работе с детьми и помогут родителям в воспитании своего ребенка, подготовке его к школе.
 
 
ДЕЛАЙТЕ
Радуйтесь Вашему малышу
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно
Установите четкие и жесткие требования к ребенку
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными
Говорите медленно. Будьте терпеливы
Каждый день читайте ребенку
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй
Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка
Поощряйте игры с другими детьми
 
 
 
НЕ ДЕЛАЙТЕ
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
Не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату
Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, а тем более не следует этого делать в присутствии других людей
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений
Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика