1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Развитие и совершенствование умений и навыков домашней самостоятельной работы учащихся

Развитие и совершенствование умений и навыков домашней самостоятельной работы учащихся

Содержание
      Введение                                                                                                          3
1. Учение как творческий процесс                                                           5
2. Развитие и совершенствование умений и навыков домашней самостоятельной работы учащихся
 2.1 Обучение работе с учебником                                               12
 2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы                                                                                             17
 2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний             21
 2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашних заданий                                                     24
Заключение                                                                                                     28
Список использованной литературы                                                       29
Приложения №1
Приложения №2
Приложения №3
Введение
Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей  успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха  такого усвоения является домашняя работа учащихся.
В таких учебных предметах, как математика, физика и др. помимо необходимости усвоить большой объем теоретической информации учащимся необходимо также приобрести навыки практического применения знаний. Эту задачу трудно решить только в ходе уроков – необходима планомерная организация работы учащихся в домашних условиях.
  Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности школьника. Исходя из этого, мы избрали темой: «Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы»
 Цель: Выявить возможности педагога по влиянию на процесс домашней работы школьника 
 
 Гипотеза. В процессе преподавания предметов школьного цикла педагоги  выбирают самостоятельно формы и методы проведения учебных занятий. От этого выбора зависит и характер домашних заданий, которые получают учащиеся на дом. В этом и заключаются основная возможность влияния на приобретение учащимися умений и навыков домашней работы
Задачи. 1)Изучить литературу по теме исследования;
2)изучить особенности работы учителей по характеру их влияния на организацию домашней работы школьников ;
3)разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся.
 Методы исследования. а) изучение и анализ литературы; б) метод наблюдения;
1.Учение процесс творческий
Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам.
В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения как в характере, так и в продукции труда. Одно дело скопировать ту или иную картину и другое — ее создать; одно дело овладеть той или иной теорией и другое — внести в эту теорию что-то новое, науке еще неизвестное.
Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике, пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые им предлагаются, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй — творческим.
Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их суждений, выводов и способов действий.
С одной стороны, воспроизводящий труд в условиях научно-технического прогресса по своему характеру все более и более приближается к труду творческому. Из этого, однако, не следует, что расширяющаяся творческая деятельность людей отменяет воспроизводящий труд. Воспроизводящий труд призван внедрять, закреплять и приумножать достижения творческого труда.
«Асаблівасцю нашага часа з’яўляецца інфармацыйны ўсплеск, бузупыннае абнаўленне, ускладненне навуковай інфармацыі і атыўнае пранікненне яе ва ўсе сферы чалавечай дейнасці. На думку вучоных, агульны абем навуковых ведаў падвойваецца кожные восем гадоў. А гэта прыводзіць да тако, што з кожным годам значна павялічваецца разрыў паміж колькасцю навуковых ведаў і той іх часткай, якая засвойваецца ў школе ці ВНУ.” [№7, 9]  Поэтому перед школой стоит задача всемерного повышения самостоятельности и активности учащихся в обучении на всех этапах и уровнях овладения ими знаниями, умениями и навыками н приобщения их к разносторонней творческой деятельности.
Из сказанного не следует, что воспроизводящая познавательная деятельность является устаревшей. Воспроизводящий и творческий характер деятельности взаимно не исключают один другого, а лишь отражают различные уровни их протекания. Более того, они органически спаяны между собой. Как воспроизводящие работы содержат элементы творчества, так и творческие работы непременно включают в себя воспроизведение знаний. Овладение учащимися знаниями в той же системе, объеме и порядке, в каких они излагаются, так же важно, как и творческая переработка и самостоятельное добывание знаний. Как стереотип в обучении имеет отрицательное и положительное значение, так и творческие работы учащихся в одних условиях оправдывают ожидаемые результаты, а в других — не достигают их. Творческие самостоятельные работы характеризуют более высокую, ступень познавательной и практической деятельности.
В воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении надо различать объективную и субъективную природу. Учащиеся в процессе обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности могут не вносить: они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике сложилось. Субъективно же учащиеся в процессе обучения приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. «В свое время психолог С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знаний для человечества, но для себя лично он все же их открывает.» [ 5, 55] В этом смысле познавательная деятельность школьников всегда носит творческий характер. Однако из этого не следует, что все виды обучения относятся к творческой деятельности учащихся. Заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является новым, но по существу этот процесс ничего творческого в себе не содержит, так как по преимуществу опирается лишь на запоминание известных научных данных. Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении обязательно должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике.
Кроме того, самостоятельная работа учащихся по приобретению новых знаний помогает ученику с выбором профессии после окончания школы, потому что способности и склонности формируются в деятельности…. если нет конкретной деятельности, то ничего нельзя о способностях и других качествах». [ 1,56]
 Таким образом,  значение самостоятельной работы учащихся в  обучении трудно переоценить. Лишь те знания, умения и навыки могут быть прочными и осмысленными, которые приобретены упорным         трудом.
 Как известно, в системе школьного урок возможны фронтальные, групповые и индивидуальные  занятия.  Мы в данном случае, следуя нашей  теме, остановимся лишь на домашней самостоятельной работе учащихся.
«Вопрос о домашней самостоятельной работе учащихся имеет большую историю. В дореволюционной школе домашняя работа учащихся занимала значительное место в обучении, но по существу сводилась к заучиванию и зазубриванию по книге заданий учителя. Нередко и сам урок в классе сводился к проверке и задаванию домашних работ. В первые годы строительства советской школы домашние задания были отменены. Эта отмена для того времени вы пиналась, с одной стороны, стремлением как можно скорее покончить со школой муштры и зубрежки, а с другой—  отсутствием учебников и книг, удовлетворяющих требованиям новой школы. Позднее, когда школа работала по комплексным программам, домашняя самостоятельная работа по преимуществу носила характер собирания необходимых данных о местном крае. Начиная с 30-х гг. она получила весьма широкое распространение. Задавание уроков на дом и их проверка стали рассматриваться как обязательные части  урока. За последующие годы школы накопили большой положительный опыт в организации домашней работы учащихся, но не избежала и существенных недостатков. К числу таких недостатков в первую очередь надо отнести перегрузку учащихся домашними заданиями, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение удельного веса самостоятельной работы учащихся на самом уроке. Некоторые школы, стремясь преодолеть этот недостаток, пошли на отмену домашних заданий, с чем согласиться нельзя». [ 5, 80]
В чем заключается смысл домашней самостоятельной работы учащихся?
Прежде всего в том, что учащиеся закрепляют и расширяют приобретенные на уроке знания, умения и навыки и овладевают методами самостоятельной работы. Домашняя самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности учащихся за порученное дело, повышает уверенность в преодолении встречающихся трудностей и подготавливает их к самообразованию после окончания школы. При всем этом нельзя впадать в крайность и переносить центр тяжести в обучении с урока на домашнюю работу. Домашняя работа не может подменять урока, она должна вытекать из него и обслуживать его потребности. «Надо отказаться от сложившегося трафарета в задавании уроков на дом, при котором урок неизменно заканчивается словами учителя: запишите домашнее задание. Объем и характер домашних заданий в каждом отдельном случае определяется общим планом учебных занятий по тому или иному разделу и теме изучаемого материала. В зависимости от класса и специфики изучаемого материала домашние задания в одних случаях даются по каждому уроку, в других — по теме программы». [ 5, 81]
Надо всемерно развивать интерес учащихся к домашним работам. Часть учащихся выполняет домашние задания без особого интереса потому, что смысл повторения ими не всегда осознается, а нового и занимательного они в них находят мало. Преодоление такого отношения учащихся к домашним работам требует введения в задания таких вопросов, которые бы не только закрепляли знания, приобретенные на уроке, но и расширяли их, способствовали более глубокому осмысливанию.
По мере усовершенствования урока и усиления самостоятельной работы учащихся необходимо сокращать объем домашних заданий и повышать их творческий характер, что способствует расширению и углублению приобретаемых знаний на уроке и овладению методами самостоятельной работы.
Существенным недостатком в постановке домашней самостоятельной работы учащихся в ряде школ является ее однообразие. Нередко эта работа ограничивается закреплением по учебнику изученного на уроке. «Между тем в практике работы передовых школ давно сложились самые различные ее виды: чтение учебников и книг с целью осмысливания и закрепления изученного материала на уроке; выполнение разного рода упражнений, имеющих целью приобретение умений и навыков и достижение наибольшей прочности усвоения знаний; проведение разного рода наблюдений, опытов и практических работ в интересах развития наблюдательности, пытливости, трудовых и политехнических умений и навыков, подготовка докладов, рефератов, сочинений, помогающих расширению и углублению знаний и овладению учащимися навыками творческой работы; чтение художественной, научной и технической литературы, расширяющей общеобразовательный и технический кругозор учащихся и т.д.» [ 5, 82]
Говоря о роли учителя в формировании навыков домашней учебной работы, считаем необходимым привести кажущееся нам справедливым мнение одного из исследователей данной темы.
“У адрознне ад навуковай, творчасць вучняў у іх пазнавальнай дзейнасці характаразуецца наступнымі асаблівасцямі:
а) яна знаходзіцца пад кантролем настаўніка і па ходу свайго разгортавання можа ім карэкціравацца і ругулявацца зададзеннымі арэенцірамі і адпаведнымі падсказкамі;
б) творчыя магчымасці вучняў папярэдне ўлічваюцца настаўнікам – як бы “прайграюцца”ў яго ўяўленні.
Такім чынам, настаўнік можа не толькі ажыццяўляць сістэматычнае і мэтанакіраванае кіраўніцтва пазнавальнай дзейнасцю вучняў, але і спецыяльна рыхтаваць іх да творчага спосабу засваення навуковай інфармацыі.” [ 3,21 ]
Учитель может помочь ученику овладеть основными навыками и умениями домашней самостоятельной работы, к числу которых относятся обучение работе с учебником; формирование навыков обработки дополнительной литературы;  знакомство с приемами систематизации знаний;  использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашних заданий.
2.1 Обучение работе с учебником
Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся  основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для организации деятельности учащихся в процессе изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся”.[ 6,50]
Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя  приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.
Автор упомянутой выше статьи подводит итоги исследования, проводившегося с целью изучения «соотношения фактических знаний учащихся с их умениями получать из текста необходимую информацию. Исследование проводилось на примере работы с учебником на уроках физики»”. [ 6,50] В результате этого исследования автор статьи выделяет «четыре основные группы умений работы с учебником в V—VII классах. Первая группа — умения извлекать знания из текста.… Вторая группа умений направлена на углубление знаний в процессе работы учащихся с иллюстративными материалами учебника (рисунками, схемами, таблицами, графиками)…. Третья группа включает в себя умения по использованию учебника при решении задач…. Четвертая группа включает в себя различной сложности умения по ориентации в тексте и справочном аппарате учебника: пользоваться предметно-именным указателем, выделять в тексте выводы по параграфу, делать выборки по изучаемому вопросу». [ 6,51]
Но все же, «учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренной учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем». [ 5, 100]
Кроме того, при изучении  предметов математического цикла «специфический язык учебника (математическое оформление понятий, сложные умозаключения) трансформируется учителем при изложении материала в доступную для восприятия учащимися форму в соответствии с их развитием и подготовкой по предмету. В старших классах подобная практика невозможна ввиду большей степени абстракции материала и возможности искажения при этом смысла изучаемого». [ 6,50]
 Надо заметить, однако, что при традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически.  Вызвано это частотностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока. Это не позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. Следовательно, основная доля времени  самостоятельной работы  с учебником приходится на домашнюю работу учащихся.
«У некаторых школах прапануюць памяткі “Як рыхтаваць урокі”, у якіх даюцца канкрэтные рэкамендацыі наконт характару і парадку выканання дамашніх заданнеў”. [7, №7,27] В процессе подготовки к написанию данной работы были найдены ссылки на рекомендации психопедагога А.К. Громцевой по этой проблеме. Считаем необходимым привести ту часть из них, которая относится к работе учащихся с учебником в ходе подготовки домашних заданий.
«Учись рационально работать над домашними заданиями
1. Прежде чем начнешь выполнять задание, точно сформулируй для  себя цель, которая будет сопровождать твою работу. Самостоятельно добиваться достижения определенной цели в своей работе гораздо более интересно, чем просто «учить уроки».
2. Сформулируй цель, осознай, что тебе должно дать выполнение задания, которое ты начинаешь выполнять (например, тебе знакомы вводные слова, но ты не всегда отделяешь их запятыми, особенно, когда они стоят в середине предложения; при выполнении заданного упражнения особенное внимание обращай на эти случаи или, может, целенаправленно дополнительно выполнить еще несколько упражнений).
3. После формулирования цели работы не спеши обращаться к учебнику (может, ты и самостоятельно справишься с ней). Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Пересмотри записи в тетради, они помогут тебе обновить объяснения учителя. Это поможет так же точно представить, каких знаний тебе не хватает для решения учебной задачи, чем может помочь учебник.
4. Обращайся к учебнику только с определенной целью. Работай с ним экономно. Если содержание обширное, но ты его понял на уроке, учебник должен помочь закрепить его. В другом случае при чтении учебника обращай особое внимание на тот материал, который при предварительном возобновлении был забыт тобой. Подчеркни то, что является особенно важным. Вместо повторного чтения или пересказа рекомендуется ответить на вопросы к параграфу, прочитать данную тему по другому учебнику, дополнительному пособию. Сравни их по содержанию.
5. Попробуй возобновить путем составления плана все основные положения изучаемого материала, полученные из разных источников. Выделите из него главную идею, смысл.
6. Если нужно выполнить упражнение, решить задачу, теоретический материал повторяй не до выполнения задания и не после него, а в процессе работы над ним, осмысливая ход всех своих действий. Попробуй сформулировать правила таким образом, что бы оно помогало тебе в определении действий при выполнении упражнения (составь алгоритм действий)». [ 7, №7,27]
Конечно, каждый предмет, изучаемый в школе, вносит определенный коррективы в  характер работы с книгой во время урока в зависимости от целей и задач, поставленных учителем в ходе данного урока, и учитель предметник должен внести свои, учитывающие специфику предмета коррективы в общие рекомендации по работе с учебником при подготовке домашних занятий. 
Так при подготовке урока по литературе можно рекомендовать учащимся такой порядок работы с книгой: прочитать текст и определить в нем основные мысли; проследить логическое развитие мысли в статье параграфа; составить план параграфа; подумать о том, как включить в выученный материал дополнительный материал, данный учителем или взятый из изучаемого произведения.
При подготовке урока по истории рекомендуют сначала сосредоточиться, затем вспомнить рассказ учителя, прочитать весь параграф, определить главное, запомнить его, записать план; еще раз перечитать и пересказать вслух; выписать даты в хронологическом порядке, найти связи этого урока с предшествующими.
Надо сказать, что качество учебников не всегда соответствует должному уровню. Так «анализ учебников и практики преподавания позволил выявить некоторые объективные трудности, связанные с изучением физики вообще и с самостоятельной работой по учебнику в частности. Учебникам физики присуща довольно высокая степень обобщения и абстракции изучаемого материала». [ 6,49]
2.2 Формирование навыков обработки дополнительной литературы
Учебник не единственная книга, к помощи  которой приходится прибегать школьнику в ходе домашней учебной работы. Учителю-предметнику поэтому целесообразно в самом начале учебного года провести с учениками несколько коротких бесед, посвященных книге. Во время этих бесед важно определить значимость книги, ее виды: учебная, научно-популярная, художественная, специальная. Нужно также ознакомить учащихся со всей учебной литературой по предмету (учебник, сборник практических заданий, задач, хрестоматия). Вместе с тем, уже в начале учебного года необходимо предложить списки дополнительной литературы, книг для внеклассного чтения, справочной литературы, словарей. Важно также ознакомить учащихся с видами чтения:  первоначальным, целостным, выборочным.
Кроме того, в умение работать с книгой входят и библиотековедческие навыки – подбор литературы по нужной теме, знание приемов работы с библиотечными каталогами, словарями, написание паспорта книги. Поэтому хорошо, если на беседы, проводимые учителем, будут приглашены работники школьных библиотек.
Навыки работы с книгой, и об этом надо тут же сказать, пригодятся учащимся не только при выполнении домашний заданий, какими бы сложными последние не были (сочинения, рефераты, научные сообщения). Владение этими навыками наверняка пригодится для самообразования школьников, стремление к которому может и должен прививать каждый учитель. Причем формы мотивации самообразовательных склонностей учеников могут быть различны.  Об одном из таких опыте рассказывает и учитель московской школы Волков: «Всем ученика школы было предложено работать самостоятельно сверх учебной программы по любому разделу науки, техники и искусства, независимо от того, изучается он в школе или нет. При этом не устанавливается никаких ограничений ни в выборе темы, ни в сроках ее исполнения». [ 1,56]
На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Полезно также ориентировать его на накопление печатного материала, соответствующего его личным интересам. Для этого целесообразно порекомендовать школьникам завести специальные папки, в которых по темам будут собираться различные вырезки по интересным для них материалам из газет и журналов.
Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой может стать работа учителя по целенаправленной отработке таких компонентов работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником  навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Это поможет ученику научиться  определить внутреннюю структуру текста, поделить его на части и дать им соответствующие заголовки.
Третьим важным компонентом станет умение под руководством учителя составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.
Преодолев под руководством учителя эти важные начальные этапы, ученик придет к высокому уровню работы с книгой и в полной мере сможет использовать такие навыки и умения как предварительный беглый просмотр всего содержания (уловление смысла, осознание значительности для себя содержательной стороны текста); медленное, с особой сосредоточенностью на главном, полное прочтение; подчеркивание главного; анализ структуры изложения ( составление предварительного плана или выписывание основных идей, опорных вопросов, плана изложения при подготовке к пересказу – в зависимости от цели чтения); повторный беглый просмотр прочитанного.  
В процессе ознакомления с литературой к написанию данной работы нами найдены указания на то, что формированию указанных умений и навыков посвящена довольно обширная литература. Это, В частности, работы таких ученых, как К.Н.Бардин, Л.П.Далбаев, М.И. Калиткин, И.И.Колбаско, А.П.Примаковский, С.И.Поварнин, А.К.Громцева и др. 
Вот какие рекомендации учащимся дает психопедагог А.К. Громцева:
1. Сначала бегло ознакомься с содержанием всей книги (монографии, статьи). Подумай, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет ответить. 
2. Начни вдумчиво читать весь текст.
3. При чтении
• определяй основные идеи, которые возникают, на отдельном листе бумаги;
• следи, как они развиваются, доказываются (или нет материала для подтверждения или опровержения их, сравни приобретаемые знания с тем, что тебе уже известно);
• найденные «смысловые единицы» «опорные пункты» можно пронумеровать и выписать;
• осознай связь между этими «единицами», определи главные из них, второстепенные, пойми их последовательность, реши, насколько эта связь удачна.
• пойми основную, ведущую идею работы, определи свое отношение к ней.
4. Если материал трудный еще раз к повторному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств.
5. Для самоконтроля правильности понимания усвоенных идей выполни упражнение, реши задачу.
6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее смысл, сделай запись основных идей.
7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайся фактами, не стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда сможешь проиллюстрировать своими примерами.
Цели обращения к книге могут быть различны. Учащийся обращается к ней при работе над докладом, решении познавательной задачи, подготовки к выступлению. Не только владение всеми теми приемами, которые мы перечисли,  но умение   самостоятельно определять какие их них использовать в каждом конкретном случае в соответствии со стоящей перед учеником задачи, может быть, самое важное, чему должен научить ученика учитель.
2.3 Знакомство с приемами систематизации знаний
«К. Д. Ушинский писал, что в обучении нужна система, выходящая из самой сущности предметов. Если нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе, то в такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности и дарования учащихся без строго продуманной системы их обучению и воспитания. Если систематически не упражнять навыки, они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если все это проводится от случая к случаю, то процесс развития учащихся будет замедлен, а усилия учителя будут малоэффективны.» [ 5, 68]
Принцип систематического и последовательного обучения проводится во всей системе учебной работы. Учебные программы строятся: на основе системы науки и включают в себя строго очерченный круг знаний и практических умений и навыков по каждому предмету и виду обучения.
Важным требованием успешного обучения является систематическое изложение знаний учителем. Излагать знания систематически—это значит увязывать новое с пройденным, изучать материал по частям, выделять в нем главные моменты и ясно вскрывать общую идею, приобщать учащихся к анализу, систематизации и обобщению изучаемых фактов.
Систематическое изложение знаний учителем дает учащимся возможность глубже понять структуру и логику учебного предмета, выделить главные идеи и основные положения науки, вскрыть внутренние связи между явлениями природы и общества,
Исключительно большое значение имеет принцип систематического и последовательного обучения в деле приучения учащихся к самостоятельной работе с книгой, в лабораториях, кабинетах, воспитание у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.
Прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков требует повторения. В обучении нельзя двигаться вперед, не осмыслив изучаемый материал. Овладеть системой науки можно лишь тогда, когда усвоены все ее части и разделы, в противном случае неизбежны лоскутность и отрывочность знаний.
Обобщения в сознании учащихся обучения сами по себе произвольно не возникают. Школьники не всегда осознают, что любому теоретическому материалу изучаемого курса присуща определенная система. Отсутствие у учащихся умения обобщать есть одна из основных причин слабого овладения ими системой знаний, поэтому на определенном этапе обучения, необходимы перекомпоновки, соподчинения, систематизации материала, выявление новых связей и отношений между элементами изученной суммы знаний.
Это возможно если учитель выделяет время для организации уроков обобщающего повторения. Они позволяют углубить, расширить и систематизировать знания. Если в какой- либо теме учебного курса слабо будут реализованы внутрипредметные связи, то обобщающее повторение призвано устранить этот недостаток, с его помощью можно установить те связи и отношения между элементами знаний, которые ранее не были раскрыты.
Процесс обучения должен быть построен так, чтобы школьники уже при изучении текущего материала проводили его первоначальную систематизацию и обобщение, а роль обобщающего повторения будет состоять в том, чтобы сосредоточить внимание учащихся на связях между основными вопросами усваиваемых знаний.
Большую роль в организации этого вида повторения играют внутрипонятийные связи. Задания, используемые на повторительно обобщающих уроках, по своим функциональным назначениям можно разделить на следующие группы:
 способствующие воспроизведению факта, закона, алгоритма, формулировок определений к теме.
 требующие анализа какого-либо факта, закона, ситуации
 формирующие умения самостоятельно иллюстрировать теоретические положения примерами. В том числе и из практики, приводящие к синтезу знаний и их обобщению, развивающие мышление учащихся.
Подготовка учащихся к урокам обобщающего повторения,  соответствующие готовящимся урокам задания на дом приведут к тому, что школьники в ходе домашней работы вынуждены будут прибегнуть к составлению соответствующих таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов. 
2.4 Использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашних заданий.
Современные учебники часто перегружены информацией, второстепенными деталями, за которыми подчас теряется основное содержание тем. Использование схем становится частью подготовки к урокам в силу того, что они дают возможность проследить взаимосвязи между явлениями, позволяют при минимуме данных с помощью условных знаков, стрелок, ключевых слов обозначить максимум сведений.
Кроме того, при работе со схемами усвоение материала на уроке и закрепление его в ходе домашней работы происходит посредством как слуховой, так и зрительной памяти. Сведение отдельных элементов схемы в единое целое учит школьников логике изложения материала, анализу, структурированию и систематизации данных.
В процессе преподавания школьных предметов используются различные схемы, но условно их можно объединить в пять основных групп: структурно-текстовые, событийно-генеалогические, карты-схемы, схемы-конспекты и графики.
Навык составления таких схем, приобретенный учащимися  на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения  учебного материала.
Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило.  Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется  научить учащегося правильно его  применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.
Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.
 Тесным образом со схемами и алгоритмами связаны так называемые опорные конспекты, применяемые учащимися на уроках и в ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:
1. Первичное предъявление нового материала
Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:
а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;
б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача - понимание!
в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный опорный конспект, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3-5 мин при максимальном внимании всего класса.
2. Работа учащихся с опорным конспектом
После объяснения материала каждому учащемуся выдается опорный конспект и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последовательности:
1. глядя в опорный конспект, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отмечая те места, где ничего не понял и не запомнил;
2.  читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места. Если не все понял и на этот раз - записывает и выясняет на консультации с учителем;
3.  отвечает на вопросы, используя опорный конспект и учебник;
4.  переписывает конспект в тетрадь и тренируется в его воспроизведении.
Как составить опорный конспект? Есть основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Вот они:
1. Лаконичность (300–400 печатных знаков).
2. Структурность (4–5 связок, логических блоков).
3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
4. Унификация печатных знаков.
5. Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
6. Ассоциативность.
7.  Доступность воспроизведению.
8.  Цветовая наглядность и образность.
Работа с опорными конспектами, по мнению ученых, очень перспективный вид учебной деятельности: «Шаталов, можно сказать, открыл совершенно новый для школы вид умственной работы. Это работа по закодированию и раскодированию. Она развивает ум ученика точно так же, как и поиск своего ответа на вопрос, но с той разницей, что самостоятельное мышление доступно поначалу не каждому, а работа с кодом – это мини-задача. Она под силу даже очень слабым ученикам. [4]
Заключение
                 
В ходе изучения и анализа доступной нам литературы изучены возможности работы педагога по формированию у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. Изучен опыт работы учителей в одной из школ города Полоцка. В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами вначале. Выяснилось, что характер учебной деятельности учащихся в ходе урока, те методы по оптимизации усвояемости учебного материала, которые применяет учитель, напрямую влияют и на характер домашних заданий. Если рекомендации по работе с учебником и другой дополнительной литературой имеют свою специфику, с которой в ходе урока учащиеся не сталкиваются, то методы систематизации и закреплению полученных знаний, применяемые на уроках, находят свою продолжение в ходе подготовки учащихся к занятиям. Поэтому учитель может напрямую влиять на характер деятельности учащихся в домашней учебной работе: вначале обучив в ходе уроков методам применения, закрепления и систематизации знаний, и затем – пригласив учащихся к самостоятельному их использованию.
Приводимые в приложениях практические рекомендации школьникам, взятые из опыта работу учителей Полоцкой национальной гимназии могут быть рекомендованы к использованию и в других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способен разработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работы учащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения, которые он сам применяет в своей педагогической деятельности. 
Список использованной литературы:
1. Волков И. Развитие самостоятельности и творчества школьников //Народное образование. - 1983. - № 1.
2. Монахов В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика - 1989. - № 1.
3. Пащанка Р.Ю. Навучанне - процэс творчы. //Народная асвета,2000, №3 – М
4. Педагогика  В.Шаталова //Газета «1сентября» №55 /2000
5. Педагогика школы. Уч.пособие для студентов пед. ин-ов. под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978. – 320с.
6. Раманаускас 3. Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебником // Советская педагогика. - 198З.- № 3.
7. Рапацэвіч Я.С. Фарміраванне навучальна-пазнавальна дзейнасці школьнікаў. //Народная асвета, 2001, №1-5,7
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990.-224с.

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика