- Рефераты на русском
- Педагогика
- Проблемы преемственности между начальной и средней школой при обучении русскому языку и литературе
Проблемы преемственности между начальной и средней школой при обучении русскому языку и литературе
Проблемы преемственности между начальной и средней школой при обучении русскому языку и литературе
MACАЛОВА Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
Самсоновской средней школы
Шипуновского района
Перечень модулей
I. Теоретическая интерпретация.
П. . Организация методической работы в школе по проблеме реемственности.
Ш. Организационно-педагогические мероприятия.
1\/. Разработка уроков и внеклассных меропиятий.
\/. Литература.
I. Теоретическая интерпретация.
Переход детей из начальной в среднюю школу, так называемый “второй адаптационный период”, несет много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. Во многом это происходит из-за рассогласования образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Русский язык и литература - одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики - принципа преемственности, необходимо. Все это говорит об актуальности выбранной темы.
Данная работа является звеном в создании преемственности в обучении русскому языку и литературе между разными ступенями образовательной системы, в частности, между начальной и средней.
Цель работы: обеспечение согласование деятельности учителей разных ступеней с целью корректировки программ, требований и установок для успешной адаптации учащихся при переходе с младшей ступени образования на среднюю на основе комплексного использования методических приемов.
Новизна работы заключатся в попытке интеграции теоретических исследований и практических разработок по проблеме преемственности с целью создания методического пакета для использования учителями в работе.
Предполагаемый результат: повышение уровня теоретической подготовки учителей по вопросам преемственности обучения; создание пакета методических рекомендаций учителям русского языка и литературы для оказания помощи школьникам при переходе из начальной школы в среднюю.
Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Каждый возрастной период ценен и значим, поэтому условия и возможности реализации конкретных целей различных ступеней и уровней образования определяются, во-первых, актуатгьным этапом развития личности, во-вторых, ориентацией на перспективу развития личности. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.
Рассмотрим причины трудностей в адаптации учащихся к требованиям учителей-предметников.
Причина
1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах
Следствие
Несоответствие оценок реальным результатам обучения
Причина
2. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста
Следствие
Неадаптнвность методике преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методом обучения
Причина
3. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы
Следствие
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе
Причина
4. Рассогласование в сложности содержания образовательных программ
Следствие
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания курсов в 5 классе
Кроме указанных причин существует еще одна - недостаточная психологическая готовность учащихся к переходу в 5 класс.
Под психологической подготовкой понимается стойкая или временная активизация способностей личностей в деятельности в определенных условиях.
Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школы второй ступени предъявляют к ним. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, л.и.божобич, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), с изменением социальной позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе.
Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования.
Речь идет о пснхолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и ушгселен-предметников.
Ориентация учителя на развитие личности ученика, на формирование у него психологической готовности к переходу в основную школу является важнейшим аспектом профессиональной педагогической деятельности. Особую актуальность при этом приобретает педагогический принцип опоры на лучшие тенденции в развитии ребенка. Чтобы усилия педагогов были конструктивными и способствовали прогрессу личности воспитуемых, учителей начальных классов и учителей-предметников необходимо вооружить знанием логики развития психики растущего человека, научить понимать трудности, переживаемые детьми. Это позволит строить процесс обучения и воспитания как единый и непрерывный.
Итак, для успешной реализации принципа перспективности и преемственности образовательного процесса следует :
1. Создать в школе творческую образовательную среду, в которой формируется личность свободная, активная, самостоятельная, с высокой самооценкой.
2. Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих. Роль такой основы выполняет система понятий и познавательной деятельности.
3. Обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий к их усвоению.
4. Обеспечить общие подходы к формированию у учащихся общих умений и навыков труда, преемственности в их развитии.
5. Создать условия для раскрытия взаимосвязей и активного применения учахгщмися способов организации своей деятельности и учебно-познавательных умении при изучении смежных диспнплин на разных ступенях обучения.
б. Разработать систему заданий н упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной деятельности.
11. Организация методической работы в школе по проблеме преемственности.
Подготовительная работа к обучешшпятиклассников начинается заранее (примерно за год до встречи с ними).
Образец совместного плана действий учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов по решению проблемыпреемственности
Цель работы: обеспечение условий для создания комплекса методических приемов, способствующих сохранению качественного уровня выполнения образовательных стандартов по русскому языку и литературе вытхускннками начальных классов в средней школе; для успешной адаптации учащихся при переходе на вторую ступень обучения.
1. Организовать изучение литературы по проблеме преемственно перспективных связей в теории образования
Индивидуальная работа учителей, обобщение исследований на совместном заседании МО учителей начальных классов и русского
3. Провести анализ действующих программ по русскому языку и литературе для начальной и средней школы по линии речевого развития, разработать методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка и литературы
Индивидуальная работа учителей. Заседание совместного МО
б. Изучить организацию домашней работы учащихся в 5 классе
7. Изучить психологическую подготовленность учащихся 4
Анкетирование.
Взаимопосещение
уроков
Анкетирование учащихся
классов к обучению в среднем звене
8. Теоретически и практически подготовить учителей русского языка и литературы к решению проблем адаптационного периода пятиклассников (см. “Приложение 2”)
Индивидуальная работа с учителями. Педагогический семинар по теме
9. Организовать работ}' с родителями по теме “Пятиклассник и его возрастные особенности. Требования к учащимся на уроках русского языка и литературы”
Родительское собрание. Индгтидуальные беседы с родителями
10. Организовать проверку предметных знаний и умений учащихся 4 класса в соответствии с разработанными стандартами
Контрольные работы
11. Проконтролировать состояние учебного процесса на уроках в 5 классе на предмет его преемственности с начальной шоклой
Посещение уроков завучем, учителем начальных классов
12. Проанализировать результаты обучения пятиклассников в первой четверти
Анализ программ и разработка методических рекомендаций является одним из
важнейших этапов в работе по преемственности преподавания русского языка и
литературы.
Анализ решает следующие задачи:
1. Выяснение того, какие сведения, имеющиеся в программах начальной школы (или отраженные в содержании обучения), дублируются оправданно или неоправданно в средней школе.
2. Определение понятий и сведений, которые необходимо ввести в программу средней школы, так как в начальных классах учащиеся знакомятся с ними в практическом плане, подкрепление уже полученных представлений на теоретическом уровне, уровне знаний, в средней школе не происходит. Начальная ступень образования - это не столько пропедевтический этап в обучении русскому языку и литературе, сколько важное звено общего единого курса с первого по выпускной класс. Три-четыре года, проведенные ребенком в начальной школе, не могут рассматриваться только как подготовительный этап -это отдельный возрастной период в жизни растущего человека. Поэтому представляется актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребенка и определенный уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть “потерян”. Проанализировав следующие программы по русскому языку, можно предложить учителям ряд методических рекомендации по преемственности преподавания. // Программа “Русский язык” ( 1-4 кл. авт. Рамзаева Т.Г.) Программа “Изучение курса русского языка по стабильным учебникам” ( авт. М.Т.Баранов, Т.Л.Ладыжинская и др.) //
Начальная школа 5 класс
1. Изучение простого предложения Учителям нужно иметь ввиду, что :
Разбор простого предложения проводится без названия второстепенных членов.
1) разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов;
2) расстановка знаков препинания при обращениях и прямой речи проводится в начальной школе на уровне ознакомления
2. Изучение сложного предложения (ССП). Рекомендуем работать с однородными членами предложения, используя терминологию
3) изучение ССП и СПП проводится в начальной школе на уровне ознакомления
3. Фонетика.
К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звука - буквенного анализа слов
4. Словообразовательный разбор
4) необходимо учитывать, что в начальной школе для словообразовательного разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся