- Рефераты на русском
- Педагогика
- Педагогика как наука
Педагогика как наука
План
I. Введение.................................................................................3
II. Основная часть
«Педагогика – Наука»
1. Возникновение педагогики как науки .......3
2. Основные понятия.....................................................5
3. Структура педагогических наук....................7
4. Связь с другими науками.................................... 8
III. Заключение...........................................................................8
IV. Список используемой литературы......................9
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторо-ну процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный мо-мент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность лю-бой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется ни-какой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание челове-ка.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый ас-пект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жиз-ни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспита-тельных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно склады-вающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его разви-тия.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую обще-ственную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появ-ляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и ан-тичной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позабо-тился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который за-крепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы по-ручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, кото-рые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала назы-ваться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагоги-ки как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связы-вает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последую-щих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Ген-рих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской пе-дагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Черны-шевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечествен-ных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Боль-шой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педаго-гов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходи-мую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготов-ке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспита-тельного воздействия на людей всех возрастов.
Основные понятия:
Непременным условием выделения и функционирования любой науки яв-ляется наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (катего-рии) педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обу-чения личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных измене-ний, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человече-ского организма. Советская педагогика не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает заложенные в генети-ческой программе человека особенности, которые передаются от родителей к де-тям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной систе-мы, а также задатки речи, мышления и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под пси-хическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потреб-ностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных фак-торов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отноше-ния, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Тре-тья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с приме-нением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности.
Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами дос-тигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определён-ные качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит опре-делённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрас-тные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются от-рицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше ока-зывается способным к самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных ка-честв личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собст-венный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся также образование и обучение.
Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая со-стоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных чело-вечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают сред-нее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, уме-ния и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии, приоб-ретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального образования и осуществ-ляются с ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории, работа на произ-водстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно ор-ганизованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предме-там.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обу-чение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём вы-ступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руково-дит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс при-нимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их дея-тельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, вырабаты-вание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих спо-собностей, формирование материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню раз-вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании ре-бёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосред-ственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их харак-теристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и имен-но на этой основе отличать его от других категорий.
Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым со-держанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогиче-ских дисциплин:
1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспита -
ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности
воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, про-
цесс образования и обучения.
2. возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на
различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пред-
лых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности
развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою
очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обуче-
ния глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и
слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопеда-
гогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4.частная методика, исследующая специфику применения общих
закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета
(иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и
практики воспитания в различные исторические эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогиче-ской науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, воен-ная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части пе-дагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
Связь с другими науками
Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексно-го изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи пе-дагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития чело-века, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естест-веннонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной дея-тельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происхо-дят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие
закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, одна-ко, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотноси-тельно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представ-ляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими спе-цифическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и вы-явления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат много-летних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивает-ся о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание законо-мерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развивать-ся педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятель-ности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательно-сти к себе, путь упорного, каждодневного труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,
Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО. -
2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. - 479 С.
II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ
ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР. -
М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.
III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ.
И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.