1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Наука и образование в условиях войны

Наука и образование в условиях войны

                                      Наука и  образование  в условиях войны
Не одна война прошлого не предъявляла таких требований к науке ,как вторая мировая. Воюющие государства стремились к тому, чтобы наиболее полно использовать для военных нужд все достижения науки.
Германия еще задолго до войны мобилизовала науку и технику на подготовку агрессии. Все, что способен был создать человеческий ум в области воздухоплава¬ния,  мореходства,   моторизации,   ракетной техники и т. д.,   гитлеровцы направили  на производство орудий смерти и разрушения. Германия, располагавшая первоклас¬сными  кадрами ученых и инженеров,  большим числом научно-исследовательских 1 учреждений,  мощной производственно-технической  базой,  была сильным и опас¬ным врагом.
Гитлеровцы рассчитывали, что Советский Союз в научно-техническом отноше¬нии не сможет конкурировать с Германией. Это был один из их многих просчетов. В результате культурной революции в СССР выросли многомиллионные кадры советской интеллигенции. Число научных работников к 1941 г. увеличилось почти 1 в 10 раз по сравнению с 1914 г. Наука и техника, опиравшиеся на плановую социа¬листическую систему хозяйства, далеко шагнули вперед. И когда началась воина, советские ученые были подготовлены к решению труднейших задач, поставленных перед ними страной.
«Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и. этой задаче посвящены знания, силы и самая 1 жизнь советских ученых» *.   Эти слова президента Академии наук СССР В. Л. Комарова передавали чувства и мысли всех работников науки.
На всю страну прозвучал голос советских ученых, которые заявили, что со дня войны они считают себя мобилизованными и отдадут все силы для выполнения  заданий Коммунистической партии и Советского правительства. Многие работники  науки и техники в тяжелые дни войны вступили в партию. Доктор медицинских наук Г. В. Алипов в заявлении о приеме в партию указывал, что в годину тяжелых  1 испытаний   он   не   может   быть вне партии.   «С   партией   жить  или  умереть»,— писал  он.
В течение короткого времени научно-исследовательские учреждения полностью изменили тематику своей работы. На первое место выдвигались проблемы, прямо   или косвенно связанные с обслуживанием фронта. Перестроили свою работу высшие учебные   заведения   и  научные   инженерно-технические   общества.
Летом и осенью 1941 г. большинство институтов Минска, Киева, Харькова, Ленинграда и Москвы эвакуировалось в Казань, Свердловск, Магнитогорск, Уфу, Ташкент, Алма-Ату и другие города. Вследствие эвакуации научные учреждения лишились части оборудования. Фашисты уничтожили много лабораторий, институ¬тов, университетов. Трудно было налаживать работу на новом месте. Не хватало 1 подготовленных помещений, отсутствовали самые необходимые приборы и материалы. Академия наук УССР, эвакуированная в Уфу, долгое время помещалась в одном небольшом доме. Многие институты академии имели по одной комнате. «Два уфимских года Академии наук УССР,— писала позже газета «Правда Украи¬ны»,— это своеобразная героика творчества ученых во имя славы и счастья Совет¬ской Родины. Это ведь были самые трудные военные годы. Ученые верили в победу, потому что верили в большевистскую партию»
Одной из главных особенностей развития науки и техники в первые годы войны явилось усиление комплексного характера научной работы в стране. Науч¬ные исследования в металлургии, энергетике, машиностроении, физике, химии были тесно связаны между собой и направлены на достижение одной общей цели. В этом заключалось огромное преимущество советской науки. Комплексный характер работы давал возможность получать наиболее быстрые и эффективные результаты.
Замечательной чертой деятельности советских ученых в период войны была тесная связь ученых с производством, с практикой. Так, институт физики и математики Академии наук СССР в 1942 г. был связан с 12, институт химии — с 15, строительной механики — с 25, черной металлургии — с 26 предприятиями и учреждениями.
В связи с эвакуацией нарушились связи между научными учреждениями и их руководящими центрами. Партийные организации крупнейших городов и промыш¬ленных центров Урала, Сибири и Средней Азии взяли на себя задачу консолидации сил ученых. Жизнь подсказала новые формы объединения научных и технических сил для оказания наиболее действенной помощи фронту.
По патриотическому почину группы ученых Томский горком партии 27 июня 1941 г. принял постановление о создании в Томске Комитета ученых, председателем которого был избран профессор Б. П. Токин, заместителями — профессора В. Д. Кузнецов, А. Г. Савиных и К. Н. Шмаргунов. В работе Комитета участвовало около 300 ученых города. Они оказали большую помощь промышленным предприя¬тиям, транспорту, сельскому хозяйству и непосредственно Красной Армии. Одни из них постоянно работали на заводах, другие являлись консультантами. Члены Коми¬тета установили связь с шахтами Кузбасса и своими изобретениями и открытиями способствовали повышению производительности труда в этом важнейшем уголь¬ном центре страны.
Оценивая работу ученых города в первый период войны, Томский горком ВКП(б) в одном из своих решений отмечал: «Томский комитет ученых помог город¬ской парторганизации мобилизовать разные области науки и техники на обслу¬живание задач фронта, сумел поставить ряд комплексных исследований, явился инициатором актуальной военной тематики, координировал деятельность ученых разных вузов, сумел координировать работу эвакуированных вузов и институтов с местными научными учреждениями, помогая горкому ВКП(б) проводить в жизнь среди ученых лозунги партии...»
Такие же комитеты, в которых ученые вместе с работниками промышленности оперативно решали насущные военно-технические задачи, образовались в Ново¬сибирске, Сталинске и других городах Сибири.
В декабре 1941 г. по инициативе Магнитогорского городского комитета ВКП(б) при горкоме был создан Комитет помощи фронту. Перед ним стояла задача объе¬динить работу всех ученых и специалистов в области техники, находящихся в Маг¬нитогорске, и направить их деятельность на улучшение качества военной продукции3. К концу первого года существования Комитета в нем насчитывалось около 250 человек, большинство которых непосредственно работали на заводах и фабриках города.
Первостепенное значение для жизни страны приобрела работа ученых и спе¬циалистов по развитию производительных сил на востоке и мобилизации их на нужды войны. Перед работниками науки и техники вставали задачи найти новые энергетр!ческие и сырьевые ресурсы, усовершенствовать старые и разработать новые технологические процессы, создать мощную военную промышленность, способную в кратчайшие сроки снабдить Красную Армию необходимым оружием, боеприпа¬сами, снаряжением. Эти задачи и определили основные направления в развитии науки и техники периода Великой Отечественной войны.
Огромное значение приобрело изыскание заменителей дефицитного сырья и материалов. Не было ни одного коллектива ученых, который не занимался бы этими проблемами. От их своевременного решения часто зависела работа многих предприя¬тий и даже целых отраслей промышленности.
Группа ученых и инженеров разработала производство сталезаменителей для некоторых видов вооружения, которые не содержали дорогостоящих стратегических металлов — никеля и молибдена. Это позволило за короткое время сэкономить около 4 тыс. тонн никеля.
Научные работники и инженеры Урала нашли способ изготовления из местного сырья заменителей остродефицитных шамотных, динасовых и других огнеупорных изделий, применяемых в печных агрегатах металлургической, оборонной и машино¬строительной промышленности.
Миллионы тонн металлургического кокса для литейных цехов машиностроитель¬ных заводов приходилось возить издалека, загружая тысячи вагонов. И вот на двух заводах, в Москве и Липецке, ученые нашли заменитель. Обжигая в камерных обжи¬гательных печах и вагранках нелитейный (хрупкий) антрацит, который не надо было привозить издалека, стали получатъ термоантрацит, заменявший кокс.
Существенную помощь оказали металлургам также работники высших учебных заведений. В лабораториях институтов и непосредственно на производстве они выполняли научные задания, имеющие важное оборонное значение. Сотрудники кафедры металлургии тяжелых цветных металлов Уральского индустриального института имени С. М. Кирова предложили детальную технологическую схему извле¬чения кобальта из колчеданных огарков с получением высокопроцентного кобаль¬тового концентрата. Новый метод позволял значительно увеличить выход кобальта и снизить его себестоимость. Кафедра металловедения этого же института помогла изменить технологию термообработки и подбор марок сталей, что позволило повы¬сить качество некоторых важных деталей танка.
Большой вклад в решение важнейших народнохозяйственных и оборонных задач, в частности в создание новых и совершенствование существующих видов оружия, внесли ученые-физики. Успешные работы советских ученых в области аэродинамики имели огромное значение для самолетостроения. Группа ученых и инженеров создала скоростную аэродинамическую трубу, которая в то время являлась лучшей в мире. Скорость потока воздуха в ней достигала 1100 километ¬ров в час, а давление могло быть создано от 0,2 до 6,7 атмосферы. В трубе испы¬тывались модели в условиях полного подобия естественному полету. Этим была подготовлена надежная экспериментальная база для испытания новых скоростных самолетов .
Ученые создали новые приборы для самолетов, артиллерии, кораблей, средства защиты боевой техники. Физико-технический институт Академии наук СССР в Ленин¬граде разработал способ защиты кораблей от магнитных мин. Сотрудники этого института находились на кораблях, помогая морякам практически использовать изо¬бретение в. Благодаря их исследованиям были изучены также физические свойства ледового покрова Ладожского озера. Ученые снабдили автоколонны, обслуживавшие «Дорогу жизни», необходимыми приборами и средствами наблюдения за льдом. Кроме того, были найдены способы устройства незамерзающих прорубей на Неве, откуда ленинградцы брали воду во время блокады.
Большую помощь металлургии, авиационной и танковой промышленности оказали институты Академии наук Украины. Работники института электросвар¬ки под руководством академика Е. О. Патона создали метод скоростной электро¬сварки, применив его в танковой промышленности. «Работы института,— говори¬лось в отчете технической секции Академии наук Украины за год войны,— находят реализацию на многих заводах. Производительность электросварочных цехов тан¬ковых и отчасти других машиностроительных заводов значительно (в несколько раз) возросла» * .
Особая заслуга принадлежит ученым и инженерам, работавшим в области воен¬ной техники. За первые полтора года войны советские специалисты неустанно созда¬вали новые образцы оружия и совершенствовали имевшуюся военную технику. «Ког¬да знаешь,— говорил прославленный конструктор оружия Ф. В. Токарев,— что там, на фронте, ждут от тебя лучшего оружия, что от этого зависит ускорение победы над врагом,— день кажется слишком коротким, а ночь — обидным и ненужным пере¬рывом в твоей деятельности».
В первый период войны конструктор С. В. Ильюшин усовершенствовал штур¬мовик Ил-2: увеличил огневую защиту и мощь самолета, почти на одну треть умень¬шил разбег машины. Ил-2 стал как бы летающим танком. Советские летчики успешно действовали на нем, уничтожая немецкие танки и артиллерию. Фаши¬сты, несмотря на все старания, ничего не могли противопоставить советскому штурмовику. Самолеты Ил-2 наносили такие большие потери врагу, что немцы на¬звали их «Der schwarze Tod» («Черная смерть»). Подобного самолета не имел в то время ни один военно-воздушный флот.
Герой Социалистического Труда С. А. Лавочкин создал одноместный истре¬битель Ла-5, который имел скорость 650 километров в час и высоту полета 6 тыс. метров. Самолет Ла-5 неожиданно для врага появился под Сталинградом и стал грозой для фашистских «мессершмиттов». Заметив эти самолеты в воздухе, немцы обыкновенно нервозно радировали: «Achtung! Achtung! La-fiinf in der Luft» («Внимание! Внимание! В воздухе Ла-5»). Советские летчики на истребителях Ла-5 смело нападали на вражеские бомбардировщики, вступали в единоборство с «мессершмиттами», «хейнкелями», «фокке-вульфами». Под прикрытием эскадрилий Ла-5 советские воины отражали атаки вражеских войск, а затем сами переходили в наступление.
Герой Социалистического Труда известный конструктор А. С. Яковлев создал истребитель дальнего действия Як-9, обладавший рекордной для одноместной машины дальностью полета (800 километров) и имевший мощное вооружение. Встреча фаши¬стских истребителей и бомбардировщиков с самолетами Яковлева чаще всего пе¬чально заканчивалась для врага.
Старейший конструктор страны А. Н. Туполев работал над созданием двух¬моторного пикирующего бомбардировщика.
Плодотворно работали в области самолетостроения конструкторы А. И. Ми¬коян, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, а в создании новых мощных моторов для авиации— В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов и другие. В первые годы войны авиационные конструкторы добивались прежде всего увеличения скорости самолетов, их защиты от огня врага и оснащения более мощным вооружением, глав¬ным образом пушками.
В ногу с авиаконструкторами шли и замечательные творцы советских танков. Еще до войны конструкторы Н. А. Кучеренко, М. И. Кошкин и А. А. Мо¬розов и конструктор Ж. Я. Котин создали лучшие в мире танки Т-34 и KB .
Образование в годы ВОВ
Оучение и воспитание подрастающего поколения всегда было в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. И в условиях войны, несмотря на огромные трудности и лишения, делалось все возможное для обучения детей.
Работа начальных и средних школ, ремесленных и фабрично-заводских училЛ в условиях войны была сопряжена с большими трудностями. С первых же дней войзначительное число школьных зданий было взято под госпитали и другие учреж¬дения военного ведомства. Во многих городах, где формировались резервы для Красной Армии, большинство школьных зданий по нескольку месяцев, а иногда и весь учебный год занимали военно-учебные пункты. Так, например, осенью 1942 г. в Омске из 54 школьных зданий 44 использовались не по назначению 1. Из-за недостатка помещений школы работали в две—три смены. Не хватало педагогиче¬ских кадров. Многие учителя ушли в Красную Армию. Пединституты, педучилища и специальные курсы не успевали готовить специалистов. Только при повседневном внимании и помощи со стороны ЦК ВКП(б) и Советского правительства, партий¬ных и советских органов на местах работники народного просвещения смогли пре¬одолеть все эти трудности и решить стоявшую перед ними задачу — учить и воспи¬тывать детей.
Как и вся страна, учреждения народного образования перестраивались на работу в новых условиях. Важное значение в этой перестройке имели постановле¬ние ЦК ВКП(б) от 7 сентября 1941 г. о военно-физической подготовке учащихся старших классов средней школы и постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 сентября об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений.
Большую роль в перестройке учреждений народного образования играли местные партийные организации. 18 декабря 1941 г. бюро Татарского обкома ВКП(б) обсудило вопрос о состоянии всеобщего обучения детей в республике. 16 февраля 1942 г. бюро ЦК КП(б) Киргизии приняло постановление «О подготовке учитель¬ских кадров из числа местных национальностей для киргизских школ». Неодно¬кратно обсуждали вопросы руководства школами бюро Московского, Свердлов¬ского и других обкомов партии. Наркомат просвещения РСФСР, возглавляемый В. П. Потемкиным, наркомпросы союзных республик приняли несколько постанов¬лений, конкретизировавших задачи по перестройке работы школ и организации учебного процесса. Были изменены программы по истории для 7 —10 классов, за счет исключения некоторых тем увеличивалось количество часов на изучение военного прошлого русского народа: Отечественной войны 1812г., гражданской войны 1918— 1920гг. Отводилось больше часов на военно-физическую подготовку, учащиеся изу¬чали военно-прикладные предметы — ПВХО, санитарное дело.
Главной задачей школы в тех условиях была борьба за всеобщее обучение детей. Даже в осажденных врагом городах занятия в школах не прекращались. Местные партийные и советские органы внимательно следили за этим. Так, в реше¬нии Одесского городского Совета было записано: «Начать учебный год в школах города с 15 сентября 1941 г. Занятия в школах проводить в одну смену с 9 часов утра до 14 часов дня» 2. В назначенный день школы возобновили свою работу. Старшие классы занимались в школьных зданиях, младшие — в группах, созданных по месту жительства школьников, на дому у кого-либо из них. Позднее, когда бои шли уже на подступах к Одессе, школы перевели в катакомбы. Вплоть до 16 октября там рабо¬тало 35 школ, в которых обучалось свыше 2 тыс. учащихся. В таких же условиях -в полуразрушенных холодных помещениях или на дому — занимались школьники Ленинграда.
Несмотря на все трудности осады,   весной 1942 г.  в Ленинграде получили аттестат   зрелости   несколько   сотен   выпускников   средней   школы.
На работе школ в военное время сильно сказывался систематический отсев учащихся. В постановлении СНК РСФСР от 25 июня 1942 г. «Об итогах 1941/42 учебного года и подготовке к новому, 1942/43 учебному году» отмечалось, что в респуб¬лике значительное число детей школьного возраста выбыло из школы до окончания учебного года главным образом по причине занятости на работе в колхозах и напромышленных предприятиях. В Ярославской области, например, 37,4 процента учащихся 5—7 классов не посещали школы1.
Очень сложным в первые годы войны был вопрос снабжения школ учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. Но работники народного просвещения с помощью партийных организаций, общественности и самих школьников решили и эту задачу. К началу 1941/42 учебного года было закуплено более 50 млн. подержанных учебников, отпечатано в Москве и Ленинграде 5 142 тыс., в областных типографиях — 6 135 тыс. учебников.
В дни войны школьники принимали активное участие в общественно полезном труде. По указанию Наркомата просвещения РСФСР школьники привлекались к участию в работе пожарных и санитарных команд, военных кружков, к охране линий связи, электро- и радиосети.
Активную деятельность развернули тимуровские команды. 29 июня 1941 г. пионеры и школьники села Белогорского, Чистопольского района, Татарской АССР, обратились к своим товарищам с призывом заменить ушедших на фронт отцов и стар¬ших братьев. «На защиту Родины и нас, детей,— писали ребята,— пошли наши отцы и братья. Самоотверженно, не щадя жизни, защищают они Советскую землю от ненавистного врага. Мы также не можем сидеть сложа руки в такой ответственный момент. Докажем подлым фашистам, что у нас в Советском государстве весь народ от мала до велика на защите Родины. Если нас не берут на фронт, будем полезными в тылу». Обращение заканчивалось словами: «Пусть не забывают фашистские пала¬чи, что мы, советские дети, не только умеем хорошо и отлично учиться, но и упорно работать на благо нашей социалистической Родины» 2.
В 1942 г. на полях Российской Федерации работало 3 567 тыс. учащихся и 151 тыс. учителей. Все работы на пришкольном участке, заготовку топлива для школ, а во мно¬гих случаях и ремонт школ производили сами учащиеся. Дети собирали металло¬лом, заготовляли ягоды, грибы, лекарственные растения. В 1942 г. только в РСФСР ребята сдали государству 1400 тонн лекарственных растений.
Большое внимание уделяли школы подготовке квалифицированных рабочих для МТС и совхозов. С 1941/42 учебного года учащиеся старших классов многих школ начали осваивать сельскохозяйственные машины. К июлю 1942 г. в 37 авто¬номных республиках, краях и областях РСФСР успешно окончили курс механиза¬торов свыше 1 млн. школьников. Из них 158 122 получили специальности тракто¬риста и 31 240 — комбайнера 3.
Весной 1942 г. учителя и учащиеся города Ирбита обратились ко всем работни¬кам народного образования с призывом развернуть социалистическое соревнование школьников, участвующих в сельскохозяйственных работах. «Правда» 31 мая посвятила этому благородному начинанию передовую статью, в которой писала: «Пусть могучее пламя Всесоюзного соревнования, начатого ирбитцами, зажжет сердца всех советских учителей и учеников!». ЦК ВЛКСМ и Наркомат просвещения РСФСР приняли специальное постановление о руководстве этим соревнованием.
Тысячи подростков, учащихся школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ, начальных и средних школ работали на фабриках, заводах, в мастерских. Замечательную инициативу проявили пионеры четвертого класса «Б» 13-й началь¬ной школы Тюмени. В феврале 1942 г. Тюменский фанерный комбинат получил задание организовать производство деревянных корпусов для противотанковых мин. Рабочих рук не хватало, задание оказалось под угрозой срыва. На помощь пришли школьники. Под руководством учительницы А. А. Дудоладовой они создали несколько фронтовых бригад, а затем и школьный цех, в котором по два — три часа в день
1 Центральный архив Министерства просвещения РСФСР, А. Управления   начальных иработали 173 пионера. Вскоре продукция, сделанная руками юных патриотов, пошла на фронт. За ударную работу бригадиры пионерских фронтовых бригад Боря Ильинский, Шура Богданов и Юра Мотовилов были награждены почетными значками Наркомлеса СССР1.
Многие школьники шли работать на заводы и фабрики, чтобы заменить у стан¬ков ушедших в армию отцов и старших братьев. Среди них был и 14-летний москов¬ский школьник Николай Чикирев, в 1942 г. впервые вставший к токарному станку на станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. С помощью опытного токаря Н. И. Вотановского Чикирев быстро овладел новой профессией и скоро стал одним из зачинателей скоростных методов резания металла 2.
Трудовые подвиги юных патриотов на благо Родины являются одной из ярчай¬ших страниц истории Великой Отечественной войны. В этом — огромная заслуга народного учителя. Работая иногда по две — три смены в холодных помещениях, недоедая, теряя здоровье, учителя преодолевали все трудности. Подобно солдатам на фронте, они отдавали все силы борьбе за счастье и будущее своей Родины. Совет¬ские учителя в тяжелые дни войны не свернули благородного знамени народного просвещения, свято выполняли свой долг обучения и воспитания подрастающего поколения.
Большой вклад в борьбу советского народа против гитлеровских захват¬чиков внесли работники органов здравоохранения. На фронте они героически боро¬лись за жизнь и здоровье воинов Красной Армии и Флота, в тылу предупреждали возникновение эпидемий, оказывали населению лечебно-профилактическую помощь.
Эвакуация значительного числа людей на восток, ухудшение санитарно-быто-вых условий в связи с огромным разрушением жилищ и коммунальных учреждений создавали благоприятную почву для возникновения эпидемий. Эта грозная опас¬ность еще более усилилась в начале 1942 г., после освобождения от вражеских войск оккупированных районов, где имелись очаги сыпного тифа. И все-таки серьезных эпидемий в стране не было, потому что вопросы профилактики и борьбы с инфекциями находились под постоянным контролем Советского правительства и органов здраво¬охранения.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 2 февраля 1942 г. о предупреждении эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии была определена ответственность органов Советской власти и различных ведомств и учреж¬дений за осуществление профилактических мероприятий 3.
Тысячи эпидемиологов и санитарных врачей несли скромную, но важную для дела победы службу. Они выявляли заболевавших инфекционными болезнями, своевременно госпитализировали их, проводили широкие санитарно-профилактиче-ские мероприятия.
В первый год войны только по 18 областям РСФСР число бань увеличилось на 46 процентов, в Казахской ССР — на 178, а в Киргизской ССР — на 229 процен¬тов. На 275 крупных железнодорожных станциях были созданы специальные сани-тарно-контрольные пункты, построены 44 новые бани и 156 дезинфекционных камер 4. Города и поселки систематически очищались от мусора и нечистот. Для населения изготовлялись в массовом количестве вакцины и сыворотки, предупреждающие инфекционные заболевания.
В результате число заразных заболеваний в 1942 г. снизилось даже по сравне¬нию с довоенным временем. За успешную противоэпидемиологическую борьбу и самоотверженную работу в эвакогоспиталях Президиум Верховного Совета Союза ССР наградил 1 июня 1942 г. орденами и медалями большую группу гражданских медицинских работников.
В условиях войны оказание населению лечебно-профилактической помощи было затруднено. Многие врачи ушли на фронт, большинство зданий лечебных учреж¬дений занимали эвакогоспитали, не хватало медикаментов. Особенно большие труд¬ности испытывали медицинские учреждения восточных районов Советского Союза.
Местные партийные и советские органы приняли меры по срочному расширению существующих и организации новых лечебно-санитарных учреждений. Возросло число коек в городских больницах, увеличилось количество больниц и поликлиник в сельских местностях. Если в 1941 г. в больницах было 429,1 тыс. коек (без госпи¬талей), то в 1942 г. их стало 467,7 тыс. 1.
Для улучшения медицинского обслуживания рабочих на оборонных заводах были образованы медико-санитарные части, в состав которых входили поликлиники, амбулатории, стационары, ясли, здравпункты. Только в 1942 г. на крупных промыш¬ленных предприятиях было создано 110 новых поликлиник. Число здравпунктов и амбулаторий возросло на 26 процентов.
Значительно увеличился выпуск медикаментов. В 1942 — 1943 гг. производство стрептоцида составило 166 процентов, сульфидина pi сульфазола — 180 процентов по сравнению с довоенным временем.
Так как многие врачи ушли в армию, численность медицинского персонала в гражданских лечебных учреждениях резко сократилась. Если в 1940 г. в этих учреждениях врачей было 140 тыс., то в 1941 г. их стало только 69 900 2. В связи с этим возникла необходимость подготовки новых кадров медицинского персонала и переподготовки имеющихся специалистов для работы в военных лечебных заве¬дениях.
Большую инициативу в решении этого вопроса проявили ЦК компартий союз¬ных республик, крайкомы и обкомы ВКП(б). Бюро ЦК КП(б) Узбекистана 2 авгу¬ста 1941 г. приняло специальное постановление «О переподготовке вр-ачей и сред¬него медперсонала по военно-полевой хирургии и подготовке медсестер запаса», согласно которому органам Наркомата здравоохранения республики предлагалось обучить до конца года без отрыва от производства около 1,5 тыс. врачей, до 4 тыс. фельдшеров и медсестер и подготовить 5 тыс. медсестер запаса. Это постановление было выполнено досрочно.
Значительную помощь органам здравоохранения оказывали местные партий¬ные и советские организации, областные комитеты помощи раненым, шефы госпита¬лей — заводы, фабрики и учреждения. Вся работа по обслуживанию раненых, находившихся на излечении в эвакогоспиталях, возглавлялась Всесоюзным комите¬том помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров, созданным Государственным Комитетом Обороны 22 сентября 1941 г.3.
К охране здоровья населения широко привлекалась общественность. Общество Красного Креста и Красного Полумесяца СССР — массовая общественная органи¬зация, насчитывавшая к началу Великой Отечественной войны свыше 7 млн. человек, было верным помощником органов здравоохранения. Общество готовило санитарных

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика