1. Рефераты на русском
  2. Педагогика
  3. Домашняя учебная работа учащихся

Домашняя учебная работа учащихся

Домашняя учебная работа учащихся
Содержание
1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями.
2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. 
3.  Правила домашней учебной работы школьников.
4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
    
Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями. Специальные исследо¬вания показывают, что проблема повышения эффектив¬ности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществ¬ляющих обучение без домашних заданий, и ставится воп¬рос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не при¬носят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна¬ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен¬ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их после¬дующее повторение, то есть рассредоточенное усвое¬ние, что также требует организации их домашней учеб¬ной работы. Не менее важное значение имеет она также для вос¬питания учащихся, поскольку способствует формирова¬нию у них прилежания, самостоятельности, служит сред¬ством разумной и содержательной организации внешколь¬ного времени. Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: Уроки на дом имеют большое значение. Правильно орга¬низованные, они придают к самостоятельной работе, вос¬питывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа школьни¬ков является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.  В чем же заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его приме¬нению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характери¬зуется двумя основными признаками — наличием учеб¬ного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание при¬меров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хроно¬логической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физи¬ке и другим предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.   
е) проведение наблюде¬ний по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо ус¬певающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предуп¬реждающая перегрузку учащихся. В частности, в 1-м классе их выполнение не должно занимать более 1 часа, во 2-м - 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в 5-6-м классах  – 2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в 9-11-м классах – 3,5 часов.
2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существен¬ные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, свя¬занного с выполнением домашних заданий. Это приво¬дит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многи¬ми школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допус¬кают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая суще¬ствует между теоретическим материалом и практически¬ми упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не толь¬ко большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о не¬обходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систе¬му тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая относится к внедре¬нию этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановимся на освещении этих проблем.
3. Правила домашней учебной работы школьников. Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включают в себя соблю¬дение и выполнение ряда правил и требований, основы¬вающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу¬чаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил: Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс ос¬мысления и усвоения знаний должен носить рассредото¬ченный характер. Это значит, что для всестороннего ос¬мысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а об¬ращаться к их изучению несколько раз в течение некото¬рого времени. Только при этом условии в памяти оста¬ется "глубоко проторенный след", а знания сохраняются  на долгое время. Психолог М.Н.Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были по¬лучены в процессе экспериментальной работы во 2, 4 и 6-м классах.
Для запоминания давался Отрывок из стихотворения, однако, одна группа ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применяли прием концентриро¬ванного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуж¬дались в подсказке гораздо реже. Второе: Домашние задания необходимо вьполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологичес¬кими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 ли¬шенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повто¬рять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%.  Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. И.П.Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и лег¬ко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следователь¬но, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выпол¬нять домашние задания в день их получения. Например, если урок истории или геометрии в 7-м клас¬се был в понедельник, а следующий - в пятницу, то, есте¬ственно, учить материал надо не в четверг, а в понедель¬ник. Это, однако, не исключает необходимости повторе¬ния и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий. Данное положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой — нака¬нуне следующего урока по этим предметам (четверг).  Тексты идентичные. Число повторений и условия подго¬товки - одинаковы. Полученные при этом результаты показали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжитель¬ное время, хотя на следующем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим по¬вторением накануне очередного урока. Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучае¬мого материала. Как это сделать? Нужно детально про¬думать ту цель, которую необходимо достичь при выпол¬нении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому ос¬мыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает ученика к прилежной работе, проявле¬нию умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более проч¬но укрепилась в сознании и превратилась в мысленную "программу действий". В дальнейшем, когда установка закрепится, необходимость в таком проговаривании от¬падает. Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положе¬ния, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыс¬лению и усвоению. После этого нужно применить при¬емы воспроизведения и самоконтроля: пересказ матери¬ала вслух или про себя, составление плана прочитанно¬го, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение при¬емов самоконтроля. Больше того, при значительном уве¬личении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
Указывая на большую роль активного воспроизведе¬ния знаний и самоконтроля в процессе усвоения изучае¬мого материала, К.Д.Ушинский подчеркивал, что в этом случае достигается более высокая степень сосредоточен¬ности внимания на осмыслении и усвоении знаний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются.         Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встре¬чаются), которые (то в силу слабой памяти, то по причи¬не недостаточного внимания на занятиях) перед изуче¬нием материала дома не в состоянии ничего "вспомнить" из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом слу¬чае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чте¬нии (первичном восприятии материала) они попытались выделить и осмыслить основные вопросы темы, а вос¬произведение (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника. Свою специфику имеет работа по усвоению и воспро¬изведению значительного по объему и сравнительно труд¬ного учебного материала. Такой материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повто¬рять и воспроизводить отдельно в определенную едини¬цу времени, отделяя усвоение одной части от другой крат¬ковременным отдыхом продолжительностью 5-10 минут.  Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти изучае¬мого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не толь¬ко проявляет упорство и настойчивость в овладении зна¬ниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения. Психологические исследования показывают, что сохранение знаний в памяти зависит также от их содержа¬ния. Быстрее забываются формулировки, определения и описательный материал. Более продолжительно сохра¬няются знания, основанные на понимании закономерно¬стей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, исследования Н.А.Менчинской свидетельствуют, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее продумывание внутренней логики знаний, на усвоение причин и взаимозависимос¬тей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы выводы и обобщения заучивались не механичес¬ки, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала. Пятое: Приступая к выполнению практических зада¬ний, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и про¬думать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочны¬ми упражнениями в классе и содействует самостоятель¬ному выполнению письменных заданий.
Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий. Эта работа ока¬зывается более эффективной, если она рассредоточива¬ется во времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и осмысливает не¬обходимый материал по учебнику и дополнительной ли¬тературе. В процессе этой работы делаются выписки наи¬более важных мест изучаемых источников, которые мо¬гут быть процитированы при написании, к примеру, со¬чинения, а также фиксируются собственные мысли, воз¬никающие по ходу чтения. Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения. На третьем этапе осуществляется непосредственное написание твор¬ческой работы. На заключительном, четвертом этапе проводится доработка сочинения и его окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы-две недели.  12 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после вос¬приятия, и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это "скрытое затвердева¬ние" знаний происходит в течение 10-20 минут, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва. Седьмое: Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя под¬вергать себя сильным внешним воздействиям, в частнос¬ти смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего совершать спокойную прогулку на свежем воздухе, выполнять легкую физическую работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся 7-го класса давалось зада¬ние на усвоение материала по физике с применением приемов воспроизведения изучаемых знаний. Первая группа учащихся читала учебник и сразу же воспроизво¬дила материал. Учащиеся второй группы после чтения учеб¬ника делали перерыв в 10 минут и в это время смотрели небольшой диафильм. Третья группа после работы с учеб¬ником совершала 10-минутную прогулку. Четвертая группа устроила перерыв на 20 минут и в это время выполняла несложную физическую работу. Заметим, что воспроиз¬ведение изучаемого материала осуществлялось после од¬нократного вдумчивого чтения учебника. Лучшие резуль¬таты усвоения были в двух последних группах, которые после работы с учебником не подвергались сильным пси¬хическим воздействиям и делали спокойную прогулку или занимались легкой физической работой. Это объясняется физиологическими закономерностя¬ми и, в частности, законом нервной индукции (от лат. inductio — возбуждение). Суть его заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей. Восьмое: Очень важно, чтобы домашние задания выпол¬нялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению вни¬мания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это правило, в частности, обращал внимание в свое время американский педагог Г.М.Уипл. Не считайте, это правило слишком мелочным. Если у вас образуется привычка к месту работы, вам будет дос¬таточно только сесть за ваш стол, чтобы тотчас же почув¬ствовать желание приняться за дело. Девятое: После подготовки домашних заданий по уро¬кам, которые были сегодня, необходимо сделать 20 — 30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконт¬роля, осуществляя, таким образом, рассредоточенное ус¬воение знаний. И, наконец, десятое правило. Соблюдение его способ¬ствует более прочному усвоению (запоминанию) изучае¬мого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непос¬редственно перед сном уделяли 8—10 минут беглому про¬смотру (повторению) изученного материала по учебни¬кам и, не подвергая себя никаким дополнительным  раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала. Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которым они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.
4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по форми¬рованию у учащихся соответствующих умений и навы¬ков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполне¬нию письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого мате¬риала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе опытно-эксперимен¬тальных данных, полученных нами. Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирова¬ние у учащихся соответствующих потребностей и моти¬вов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили инте¬рес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, мы об¬ратили серьезное внимание на определение целей пред¬стоящей работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними была по¬ставлена задача: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила ум¬ственного труда в процессе домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эта задача облека¬лась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: "Учиться на совесть", "За прочные знания" и др. В одном из классов ребята наметили провести "Опе¬рацию Д.З." (домашнее задание). Значительное место в воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями на темы: "О долге и обязан¬ностях школьников в учении", "Общие правила выпол¬нения домашних заданий", "О значении режима дня для успешного учения", "Приемы воспроизведения изучае¬мого материала как условие его усвоения" и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и ин¬тересной, перед учащимися и родителями выступали учи¬теля, классные руководители, директора школ в их за¬местители. На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях. Много внимания уделялось воспитательной работе с активом. Мы считали, что, прежде всего активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать впору в самом ученичес¬ком коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом предполагала групповые и индивидуальные беседы. Особое значение имели встречи директо¬ров школ с активистами. Они помогали лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении успеваемости. Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач - это может внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дис¬циплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подска¬зок и списывания домашних заданий и т.д. — и опреде¬лять, как активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами "летучки" по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов. Как видим, разъяснительная работа была не только разнообразной по своему содержанию, но и отличалась широкой масштабностью в течение продолжительного времени. Она обогащала учащихся званиями, воздейство¬вала на их сознание и чувства. Нельзя, однако, переоце¬нивать ее значение в формировании навыков домашнего учения, а также ее влияния на волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка навыков и укреп¬ление воли ребят требуют применения упражнений и продолжительного контроля за их работой. В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет свою оп¬ределенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении с этой целью с учащимися поводились практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Про¬ходили они под руководством учителей. Вначале школь¬никам напоминали правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблю¬дением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания проводили беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указыва¬лось, чтобы они не забыли использовать приемы рассре¬доточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала.  Практические занятия проводились главным образом по математике, русскому и белорусскому языкам, изуче¬ние которых обычно вызывает определенные затрудне¬ния у ребят. Школьники оставались на них по желанию. Но на второй день все видели, что "добровольцы" уверенно отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очередные практические занятия, как правило, проходили при полном составе класса. В решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению кон¬троля за учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным об¬разом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что же касается самого процесса усвоения и закрепле¬ния знаний в системе домашней работы, то он фактичес¬ки в большинстве школ остается вне контроля. Получа¬ется, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмо¬циональные переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и действен¬ной помощи со стороны учителя, в его тактичном контро¬ле. А поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные учащиеся, естественно, получают "двойки". Между тем один опытный педагог писал: "Хо¬роший учитель тот, у кого трудно получить двойку и легко пятерку". Но в таком случае центр педагогических уси¬лий школы должен быть перенесен на повышение ка¬чества уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль за ее ходом. По этому пути мы и направили учителей. Обратили серьезное внимание на контроль за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и класс¬ные руководители посещали ребят на дому и проверяли, как они соблюдают режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой работе были подключены акти¬висты, а также родители. В ряде случаев учителя обна¬руживали серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянного рабочего места, многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала и т.д. Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало возможность улучшать индиви¬дуальную помощь слабоуспевающим ученикам, форми¬ровать у них умение самостоятельной работы и оказы¬вать на них действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом подве¬дении итогов. Коллективы классов отчитывались о выпол¬нении поставленной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями промышленных предприя¬тий и т.д. Это содействовало формированию обществен¬ного мнения и давало возможность и учащимся, и учите¬лям анализировать и выявлять имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного. В итоге такой целенаправленной и продолжительной работы нам удалось зак¬репить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повышения успеваемости. Эта проблема оставалась главной и в последующей учебно-воспитательной работе, однако, она уже не требовала такой концентрации педагогических усилий. Сфор¬мированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств. Нельзя представлять рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения в  любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания в организационных форм, позволяющих добиваться успехов в форми¬ровании у учащихся умений и навыков домашнего уче¬ния. К сожалению, подобной системы в проведении данной работы во многих школах не бывает.
    Список используемой литературы
И.Ф. Харламов «Педагогика», Минск, 1998г.
П.И. Пидкасистый «Педагогика», Учебное пособие, Москва, 1998г.

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика