- Рефераты на русском
- Медицина
- Логопедия-Пять этапов развития
Логопедия-Пять этапов развития
Артикуляционная гимнастика "Тру-Ля-Ля"
Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Тесты на развитие мышления
Дорогие родители!
Эти несколько упражнений в игровой форме помогут развить образное и логическое мышление у вашего ребенка. А регулярные занятия помогут улучшить память и зрительное восприятие.
Рекомендуемый возраст детей - 4-5 лет.
Логопедическая работа с детьми
Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Развитие речи вовремя перестраивает всю психику ребенка, а любое нарушение речи в различной степени может отразиться на его поведении. Плохо говорящие дети, подрастая и начиная осознавать свой недостаток, часто замыкаются в себе, становятся молчаливыми и застенчивыми. К тому же, если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям. Ребенок не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности. Необходимо вовремя предупреждать и исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ведь ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Непременным условием формирования речи является слух. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.
Логопед Центра коррекции слуха и речи "МЕЛФОН" Елена Владимировна Филатова говорит, что условно можно выделить 6 этапов формирования у детей дошкольного возраста правильного произношения, и предлагает примерные планы занятий.
Нулевой этап (от рождения до 1 года)
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Эти реакции помогают развитию движения трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Через две недели ребенок начинает реагировать на звук голоса: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца уже можно успокоить малыша мелодичной песней. Чуть позже он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.
Около двух месяцев появляется гуление. К началу третьего месяца - лепет. С пяти месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих движения губ и пытается подражать. При многократном повторении какого-то определенного движения оно закрепляется автоматически. С шести месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги.
Во втором полугодии малыш начинает воспринимать определенные сочетания звуков и пытается связывать их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Он реагирует на ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает запомнить слова и реакцию на них. В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев появляется реакция на слова. В это время большое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка, так как он начинает говорить, подражая речи взрослых. Важно, чтобы окружающие говорили правильно. К концу 1-го года появляются первые слова.
Занятия
Ощупывание и захватывание низко подвешенных погремушек
Цель: формирование зрительной, двигательной, осязательной и слуховой активности ребенка.
Материал. В игре используются разные подвески. На расстоянии 60-70 см от груди ребенка подвешивается яркая многоцветная погремушка и колокольчик. Ниже (7-10 см от груди ребенка) с помощью лент подвешивается другая погремушка. Концы лент свободно свисают.
Поговорите с малышом, ласково поглаживая его руки с тыльной стороны, чтобы они раскрылись, затем подведите концы лент к рукам малыша. Закрывая ладони, ребенок захватывает концы лент, радостно двигая руками, приводя в движение высоко подвешенные погремушки и колокольчик. Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на раскачивающиеся над ним игрушки, двигает руками, снова наталкивается на низко подвешенную игрушку и концы лент, ощупывает их, приводя в движение все игрушки.
Общая продолжительность занятия 5-6 минут. Важно чередовать всплески активности малыша со спокойными паузами. В течение дня занятие может проводиться 2-3 раза в первой половине каждого отрезка бодрствования.
Раскачивание неваляшек (от 5 месяцев и старше)
Цель: обогащение сенсорного опыта детей, формирование зрительной, слуховой, осязательной и двигательной активности.
Материал. Неваляшка среднего размера примерно 10-12 см высотой. Перед ребенком, лежащим на животе, ставится неваляшка. Взрослый раскачивает ее и мелодичным звуком привлекает внимание малыша.
Вызвав радостное оживление, взрослый придвигает игрушку к нему, предоставляя возможность дотронуться до неваляшки и покачать ее. Затем взрослый отодвигает неваляшку от ребенка примерно на 10 см, чтобы малыш смог подползти к игрушке и привести ее в движение. Если у ребенка не получается, нужно, поощряя активные движения рук и ног, приставить свою ладонь к стопам малыша, создавая упор для ног, и помочь ему оттолкнуться и подползти к неваляшке.
Когда цель достигнута, взрослый снова немного отодвигает неваляшку, стимулируя активность малыша, и помогает ему, если это необходимо. Занятие длится 5-7 минут и проводится 3-4 раза в день. После перерыва в 3-4 дня его можно проводить снова. Интервал необходим для того, чтобы игрушка не теряла привлекательности для ребенка продолжительное время.
Вынимание и вкладывание предметов разного цвета (от 10 месяцев и старше)
Цель: накапливать у ребенка цветовые представления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать зрительную и осязательную активность.
Материал. Ведерко с крышкой - высота 12 см, комплект мелких предметов - 3,5-4 см - ярких цветов: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик.
Показывая ребенку ведерко, взрослый предлагает открыть его и посмотреть, что находится внутри. Малыш снимает крышку и достает из ведра мелкие игрушки. Взрослый помогает малышу раскладывать их на столе так, чтобы они все были в поле зрения ребенка и не закрывали друг друга. Взрослый называет те предметы, которые ребенок вынимает из ведра, отмечает, какие они красивые. Игрушки размещаются на столе, как показано на рисунке, а черного жука и белого снеговика ребенок кладет сам.
Предоставив малышу возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает собрать их. Придвинув к ребенку ведерко. Он сначала сам кладет туда одну игрушку и предлагает малышу следовать его примеру. Когда все предметы будут собраны, взрослый просит ребенка закрыть ведерко крышкой. Если ребенок проявляет интерес к игрушкам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки, и предлагает малышу снова открыть ведерко, достать игрушки и разместить их на столе. Поведение малыша взрослый регулирует словами: открой, достань, положи, закрой.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец, правильно, красивая у тебя игрушка!" В ходе одной игры ребенок может выполнить задание дважды. Общая продолжительность игры-занятия составляет 5-8 минут. Игра может проводиться 3-4 раза в день в зависимости от интереса ребенка.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам различного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к цвету, что зависит от предшествующего опыта малыша.
Первый этап (1 - 3 года)
В этот период у детей быстро увеличивается словарный запас, так как деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. На третьем году дети начинают более точно произносить слова. Важной задачей на этом этапе является совершенствование произношения слов на основе речевого образца.
Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, необходима систематическая работа, направленная на развитие следующих важных факторов:
слухового внимания речевого дыхания голоса звукопроизношения.
Занятия
Игры на развитие слухового внимания
Тема: воспитание у детей умения сосредотачивать слуховое внимание.
Цель: научить ребенка определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа: логопед подготавливает озвученные игрушки, изображающие знакомые детям домашние животные: корова, собака, коза, кошка и т.д.
Описание. Логопед достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражает крику соответствующих животные, затем просит ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет в гости. Ребенок отходит и отворачивается, а логопед голосом подражает одному из животных. Ребенок должен угадать кто это.
Указания: игру можно повторять 5-6 раз; необходимо следить, чтобы ребенок внимательно слушал; можно задавать ему наводящие вопросы.
Игры на развитие речевого дыхания
Тема: воспитание умения сочетать произношение звуков с началом выдоха.
Цель: добиться от ребенка умения длительно произносить звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] на одном выдохе (п-п-п).
Подготовительная работа: готовится таз с водой и бумажные кораблики.
Описание. Таз стоит на маленьком столе, ребенок сидит на стульчике, дует на кораблик, произнося звук [ф] или [п]. Логопед предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Города обозначаются значками по краям таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука [ф]. Можно просто дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п" - дует ребенок. При повторении игры можно договориться, чтобы ребенок пригнал кораблик к определенному "городу".
"Ф" "П"
Указания: следите, чтобы при произнесении звука [ф] ребенок не надувал щек, чтобы произносил звук [п] на одном выдохе 2-3 раза и также не надувал при этом щек.
Тема: развитие речевого дыхания.
Цель: научить ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подберите звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Описание. Покажите ребенку игрушки и воспроизведите 3-4 раза подряд их звучание. Потом уберите игрушки. Начните рассказывать историю: "Пришли мы на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показать курицу) курица. Как она здоровается?" Ребенок: "Ко-ко-ко". "Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается?" Ребенок: "Га-га-га". Далее надо последовательно называть оставшиеся игрушки, а ребенок должен произносить соответствующее звукоподражание.
Указания. Следите, чтобы звукоподражания ребенок произносил на одном выдохе.
Игры на развитие силы голоса
Тема: выработка умения пользоваться громким голосом.
Цель: научить ребенка говорить громко.
Подготовительная работа: подберите игрушки: мишка, зайка, лиса.
Описание. На расстоянии 2-3 м от ребенка расставьте игрушки и говорите: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: "Миша, иди!". Ребенок вместе со взрослым зовет мишку, лису, зайку. Потом играют с ними.
Указания. Следите, чтобы ребенок, когда зовет игрушки, говорил громко, а не кричал.
Формирование правильного звукопроизношения
Тема: уточнение звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха.
Цель: развить речевой слух и речевую активность, побудить ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Подготовительная работа. Подберите следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Придумайте вопросы по рассказу "Песня-песенка" так, чтобы в ответах детей были звукоподражания из него.
"Песня-песенка"
Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка спой!
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Сопровождайте свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносите четко, того же старайтесь добиться от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Второй этап (3 - 4 года)
В этом возрасте у детей непрерывно увеличивается словарный запас. Наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре. На этом этапе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.
Главным условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому необходимо тренировать основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Занятия
Звук И. Описание правильной артикуляции
губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены; кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому небу, задняя часть спинки опущена; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Игра "Лошадка" на развитие речевого дыхания
Тема: уточнение произношения звука и, развитие речевого дыхания.
Цель: добиться длительного произношения звука и на одном выдохе.
Описание. Ребенок, изображая лошадку, стоит в конюшне (отгороженный стульями угол комнаты). Взрослый говорит: "Наступило утро и лошадка идет гулять". Ребенок ходит по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадка. По сигналу "лошадки, домой", ребенок произносит: "иии…" - и быстро бежит в конюшню.
Указания. Во время игры нужно следить за тем, чтобы ребенок произносил звук и длительно.
Игра "Угадай, кто сказал" на развитие речевого слуха
Тема: развитие умения различать высоту голоса.
Цель: научить ребенка на слух различать низкий, средний и высокий голос.
Подготовительная работа: нужно подобрать несколько картинок с изображениями персонажей из сказки "Три медведя" (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).
Описание. Ребенок получает картинки с изображениями медведей. Взрослый произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Указания. Для того, чтобы активизировать внимание ребенка, можно нарушить последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
Звук Ф. Описание правильной артикуляции
нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа легка приподнята; верхние резцы видны, нижние закрыты нижней губой; положение языка зависит от следующего гласного звука; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Игра "Чего не хватает?"
Тема: воспитание четкого произношения звука ф в словах. Развитие фонематического слуха.
Цель: упражнять ребенка в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове.
Подготовительная работа. Подобрать предметы, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли и др.
Описание. Разложите на столе предметы, в названии которых есть звук ф. Ребенку нужно называть предметы, этот звук, и запоминать их. Затем ребенок еще раз рассматривает предметы, после чего становится к ним спиной. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок должен сказать, чего не хватает. Попросите его назвать предметы, оставшиеся на столе. При повторении игры постепенно заменяйте одни предметы другими.
Указания. Следите за тем, чтобы при назывании предметов ребенок выделял звук ф, произнося его длительнее других звуков.
Третий этап (4 - 5 лет)
К четырем годам активный словарь ребенка достигает 2 000 слов. В речи уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.
Дети четырех лет начинают говорить более сложными и распространенными фразами. Речь становится более связной и последовательной. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков.
На этом этапе необходимо продолжать работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Важно развивать речевое дыхание, научиться различать ротовое и носовое дыхание. Необходимо работать над развитием интонационной стороны речи, отрабатывать основные движения артикуляционного аппарата.
Задания
Упражнение "Ныряльщики" на развитие речевого дыхания
Тема: выработка дифференцированного дыхания.
Цель: научить ребенка делать вдох ртом, а выдох носом.
Подготовительная работа. Подберите картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.
Описание. Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Затем, обхватывая себя руками и приседая ("опускаясь под воду"), делает выдох носом.
Указания. Ребенок не должен повторять упражнение более 2-3 раз.
Упражнение "Вкусное варенье"
Тема: уточнение движения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука т.
Цель: научить ребенка поднимать широкий передний край языка кверху.
Подготовительная работа. Подберите соответствующую картинку и предварительно сами перед зеркалом поупражняйтесь в выполнении этого упражнения.
Описание. Вы показываете картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорите: "Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показываете как.) А теперь слижи варенье ты".
Указания. Показывая, как надо слизать варенье, делайте движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, а не из стороны в сторону. Верхнюю губу не втягивайте внутрь рта. При повторении упражнения следите, чтобы ребенок работал только языком, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
Игра "Поезд"
Тема: уточнение произношения звука т.
Цель: добиться от ребенка четкого произношения звука т, научить его определять положение языка при произнесении этого звука.
Описание. Ребенок, изображая паровоз, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, ходит по комнате, произнося: "т-т-т… т-т-т…" и подражая стуку колес. Дойдя до определенного места - станции, поезд делает остановку. Взрослый, изображая рабочего, постукивает молоточками по "паровозу", говоря: "тук-тук…" После проверки дается сигнал отправления и поезд трогается. Затем поменяйтесь ролями. В заключение, чтобы закрепить навыки, спросите у ребенка, как стучали колеса вагонов. ("Т-т-т") Следите, чтобы при произношении звука т кончик вашего языка тоже стучал в потолок за верхними зубами.
Указания. Следите, чтобы ребенок четко произносил звукосочетание "тук". Обратите внимание ребенка на то, что колеса вагона стучат тихо и что при произнесении звука т кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.
Игра "Угадай, как надо делать" на развитие речевого слуха
Тема: развитие умения определять на слух изменение темпа речи.
Цель: научить ребенка на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.
Подготовительная работа. Заранее подберите фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.
Описание. Произнесите несколько раз в разном темпе фразу: "Мельница мелет зерно". Ребенок, подражая работе мельницы, делает круговые движения руками в том же темпе, в котором вы говорите. Так же обыгрываются следующие фразы: "Наши ноги ходили по дороге", "Дети плавали в реке" и т. п.
Указания. Произносите фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы ребенку легче было выполнять движения.
Игра "Вьюга" на развитие силы голоса
Тема: изменение силы голоса.
Цель: научить ребенка на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
Предварительно подберите картинку, на которой изображена вьюга.
Описание. Вы показываете картинку, на которой нарисована вьюга. По сигналу "вьюга начинается" ребенок тихо говорит: "ууу.."; по сигналу "сильная вьюга" ребенок громко говорит: "ууу…"; по сигналу "вьюга кончается" ребенок говорит тише; по сигналу "вьюга кончилась" замолкает.
Указания. Желательно, чтобы ребенок на одном выдохе произносил звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому быстро сменяйте один сигнал другим.
Четвертый этап (5 - 6 лет)
К пяти годам в активном словаре ребенка появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. По мере употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.
На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения.
В этот период продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения; а также и по развитию фонематического слуха: ребенок учится различать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие.
Занятия
Звук Ш. Описание правильной артикуляции
Тема: уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания.
Цель: добиться от ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Научить его определять положение губ, языка при произнесении звука ш.
Игра "Лес шумит"
Описание. Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес или в парк и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: "шшш…". Предложите ребенку поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: "шшш…"
Игра "Шар лопнул"
Описание. Ребенок с логопедом становятся друг напротив друга, берутся за руки и, расходясь в стороны, как бы надувают шар. По хлопку шар лопается, ребенок приседает, опуская руки и произнося звук ш.
Игра "Угадай, что в руке"
Тема: воспитание правильного, четкого произношения звука ш в словах. Воспитание фонематического слуха.
Цель: упражнять ребенка в правильном произношении звука ш в словах. (Ребенок должен произнести звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.)
Подготовительная работа. Подберите игрушки, предметы, в названии которых звук ш находится в разных частях слова, например: машина, мишка, петушок, матрешка, лошадь, шарик, кошка, шапка, карандаш и т. п. Часть предметов, игрушек заранее разложите на видных местах в групповой комнате.
Описание. Расставьте на столе предметы. Ребенок должен рассмотреть и назвать каждый. Затем уберите предметы и сзади в руку ребенку давайте один из убранных предметов. Ребенок должен на ощупь определить предмет и назвать его.
После игры попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть звук ш.
Указания. Следите, чтобы ребенок выделял звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.
Пятый этап (6 - 7 лет)
К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточное употребление слов.
Необходимо, чтобы ребенок сознательно вникал в смысл, усваивал слова родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания, чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Логопед учит детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные слова.
В условиях правильного речевого воспитания ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места в слове.
Но могут встречаться дети с различными недостатками произношения, они нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка.
На подготовительном к школе этапе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи. У детей отрабатывают четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях; уделяют внимание интонационной выразительности речи.
Не следует спешить с прохождением материала подготовительного периода, так как чем основательнее он будет усвоен, тем лучше и быстрее дети овладеют в дальнейшем навыками чтения и письма.
Занятия
Игра "Угадай, кто поет"
Тема: дифференциация звуков т - т' изолированных и в слогах.
Цель: добиться от ребенка умения различать твердый и мягкий звуки (т - т') на слух. Показать разницу в их артикуляции.
Подготовительная работа. Подберите картинки с изображением вагона и птички.
Расскажите маленькую историю: "Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют: "т-т-т". Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют ("т-т-т"), и решила спеть свою песню. А песня получилась ласковая: "т'-т'-т'".
Как пели колеса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колес? А что делал кончик языка, когда мы пели песню птички? Какая песня у колес поезда? А какая песня у птички?
Затем предложите ребенку прослушать разные песенки, показывая при этом одну из картинок. Если песенка ласковая, мягкая, надо показать картинку с птичкой, а если сердитая, твердая, надо показать картинку с вагоном.
Затем поочередно, не спеша, многократно произносите слоги, где т и т' сочетаются с различными гласными (ты-ты-ты, ти-ти-ти, то-то-то, ту-ту-ту), а ребенок должен показывать соответствующие картинки. Потом попробуйте поиграть наоборот: логопед показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Указания. Обращайте внимание ребенка на положение кончика языка при произнесении звуков т, т', а также на их звучание. Следите, чтобы при произнесении звука т' не слышался звук с.