- Рефераты на русском
- Литература
- Тихий Дон роман эпопея
Тихий Дон роман эпопея
Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.
Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
РосБизнесКонсалтинг
«Тихий Дон» — роман-эпопея
Рождение романа-эпопеи связано с событиями рус¬ской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, пе¬риод мирного строительства вызвали стремление ху¬дожников слова создать произведения широкого эпи¬ческого охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать: М. Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созда¬нию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на тради¬ции русских классиков, на такие произведения о судь¬бах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир».
В то же время авторы были не только продолжателя¬ми традиций классической литературы, но и новатора¬ми, ибо воспроизводили такие преобразования в жиз¬ни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горь¬кий видел в романе воплощение огромного таланта рус¬ского народа.
События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, пе¬ред первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Пре¬красно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображе¬нию казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.
Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего от¬дела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Миха¬ил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и ху¬тор. Татарский.
«Тихий Дон» начинается изображением мирной до¬военной жизни казачества. Дни хутора Татарского про¬ходят в напряженном труде. На первый план повество¬вания выдвигается семья Мелеховых, типичная серед¬няцкая семья с патриархальными устоями. Война пре¬рвала трудовую жизнь казачества.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя хри¬стианскую мудрость, советует молодым казакам: «По¬мните одно: хочешь живым быть, из смертного боя жи¬вым выйтить — надо человечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: «В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!» Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания бу¬дят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут при¬выкнуть к войне.
Шолохов пишет во второй книге, что весть о свер¬жении самодержавия не вызвала среди казачества ра¬достного чувства, они отнеслись к ней со «сдержанной тревогой и ожиданием». Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.
Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описа¬ние трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.
Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданс¬кой войны на Дону. Причин было много. Красный тер¬рор, неоправданная жестокость представителей совет¬ской власти на Дону в романе показаны с большой худо- жественной силой. Многочисленные расстрелы каза¬ков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршу¬нова и деда Тришки, который олицетворял христианс¬кое начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал прика¬зы расстреливать бородатых казаков.
Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разруше¬ния устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нрав¬ственности и морали, складывавшейся веками, и пере¬даваемых по наследству от поколения в поколение.
Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубий¬ственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заб¬лудились мы, когда на восстание пошли».
А. Серафимович писал о героях «Тихого Дона»: «...люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге». В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к про¬шлому.
Среди персонажей романа притягательным, проти¬воречивым, отражающим всю сложность исканий и заб¬луждений казачества, является Григорий Мелехов. Бес¬спорно, что образ Григория Мелехова — художествен¬ное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изо¬лированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вы¬рос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно на¬ходясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.
Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на род¬ной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бро¬сив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.
Финал романа имеет философское звучание. Шоло¬хов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судь¬бой этого героя.
К созданию женских характеров Шолохов обраща¬ется уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в «Тихом Доне» Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпо¬пее; женщины разных возрастов, разных темперамен¬тов, разных судеб — мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.
Пылкой, страстной Аксинье, с ее «порочной красо¬той, противопоставлена скромная, сдержанная в чув¬ствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они зна¬ли и настоящее человеческое счастье. Писатель пока¬зывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни се¬мьи.
Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи «точеная шея», «пушистые за¬витки волос», «зовущие губы». У Натальи «гладкий бе¬лый лоб», «большие руки, раздавленные работой», у Дарьи «насурьмленные дуги бровей», «вьющаяся походка».
Действие романа «Тихий Дон» вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в каза¬чьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадь¬бу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Прус¬сию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в ста¬ницы Дона.
Шолохов — непревзойденный мастер художественно¬го слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зари¬совки свидетельствуют о страстной влюбленности ху¬дожника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художествен¬ные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим собы¬тиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания наро¬да, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают фи¬лософскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.
Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни на¬рода. Само название «Тихий Дон» полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Ро¬дины: «Родимая степь над низким донским небом!., кур¬ган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью сла¬ву... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...». Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.
Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция по¬лучила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казаче¬ства, в изображении участия народа в исторических событиях.
Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, тра¬гичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных запо¬ведей, которые внушались людям с детских лет.
При вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».