- Рефераты на русском
- Литература
- Иоган Волфганг Гетте
Иоган Волфганг Гетте
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)
Поистине универсальный гений -поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний : ботаник, оптик, зоолог, минераловед ), государственный дея-тель.
Родился 28 августа 1749 года в старом имперском городе - Франкфурте на Майне в семье зажиточного бюргера. Выдающиеся способности, широта интересов позволили Гёте стать одним из образованнейших людей своего времени. В Лейпцигском университете, куда он поступил в 1765 году, занимается юриспруденцией и филологией. Там строго осуждалось его родное наре-чие и он испытывал всяческие притеснения.
В Лейпциге начинается его литературная деятельность. Первые лирические стихотворе-ния и драмы (пастораль “Каприз влюбленного” 1769 год, комедия “Совиновники” 1768-69) напи-саны в стиле галантной поэзии рококо. В совершенно иной манере написаны “Три оды моему другу Беришу” (1767).
После вызванного болезнью двухлетнего пребывания в родном городе Гёте в 1770 году отправляется для продолжения образования в Страсбург. Здесь он оканчивает университет, близ-ко сходится с И.-Г. Гердером, теоретиком движения “Бури и натиска”, борющееся за объедине-ние Германии, и в последующие годы возглавляет это движение.
Многообразие поэтического дарования Гете проявилось в том, что наряду с прославлени-ем титанизма он создал необыкновен¬ную по красоте чувств задушевную лирику. Таковы его “Зе-зенгеймские песни” вдохновленные любовью к дочери сельского пастора. Любовные песни Гете знаменовали решительный разрыв с рассудочной поэзией 18-го века.
Отсутствие сил способных сокрушить отживающий феодальный строй, вызвало кризис и распад движения “Бури и натиска”. Первым понял безнадежность штюрмерского бунтарства Ге-те. Это побудило его совершить поступок, вызывающий осуждение многих прежних друзей и поклонников поэта: в ноябре 1775 года он, на которого смотрели как на врага феодалов, принял приглашение владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства Карла Августа, стал его при-дворным и министром.
Обстоятельства сложились так, что и в личной жизни Гете его стремления натолкнулись на препятствия. В Веймаре он полюбил придворную даму Шарлотту фон Штейн, которая была старше его, замужем и имела детей. Отвечая на чувства поэта, она, однако, положила им предел, не допус-кая окончательного сближения. Любовь, не получавшая полного удовлетворения, была мучительна для Гете, но он долго мирился с этим положением. С наибольшей поэтической силой и с достаточ-ной ясностью характер отношений Гете с любимой женщиной выражен в стихотворении “Warum gabst du uns die tiefen Blicke...”.
Эта любовь наложила отпечаток на творчество поэта.
В 1786 году Гете с разрешения герцога, но тайно от всех, даже от Шарлотты фон Штейн, уе-хал в Италию, где провел около двух лет. Он жил там среди художников и сам усердно занимался живописью, одновременно заканчивая начатые в Веймаре литературные произведения.
Поездка в Италию ознаменовала новый перелом в жизни Гете. В нем возродилась творческая энергия, и он вернулся в Веймар, чтобы зажить по-новому. Это проявилось в его разрыве с Шарлот-той фон Штейн. Гете взял в свой дом двадцатитрехлетнюю работницу Кристиану Вильпиус и жил с ней, не вступая в церковный брак. Ослабли связи с герцогским двором, Гете отошел от его дел, ос-тавив себе лишь заботу о просвещении и руководство театром. Отныне он занимается только лите-ратурой, искусством, театром, а также наукой, расставшись с прежними многочисленными служеб-ными обязанностями.
Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, - образ собирательный. В ней воплощена память о любовных радостях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужденные Веймарской возлюб-ленной. Откровенная эротичность элегий вызвала осуждение и отчуждение со стороны светского общества и даже близких Гете людей.
Все переменилось, когда в 1794 году Гете сдружился с Фридрихом Шиллером (1759-1805), поселившемся в Веймарском герцогстве. То был союз двух творческих личностей, в котором каж-дый сохранял присущие ему взгляды, но оба сошлись в том, что отсутствие условий для преобразо-вания социальной жизни не означает, что можно сидеть сложа руки. Они считали, что необходимо создавать такие произведения, которые содействовали бы общему подъему духовной культуры на-рода.
Свою главную задачу Гете и Шиллер видели в утверждении положительных идеалов, при этом оба поэта были убеждены, что красота, прекрасное в искусстве - важнейшее средство воздей-ствия на человеческие души. У Гете есть ряд дидактических стихотворений, созданных им в эти годы и позже. В частности, особенно его “Метаморфоза растений” (1798) и “Метаморфозы живот-ных”(1799-1806) в которых излагается идея развития всего живого в природе.
Со смертью Шиллера кончился, в сущности, и классический период творчества Гете.
Вследствие событий 1805-1806 годов Гете пересматривает прежние позиции. Гете не отка-зывается от своих гуманистических идеалов, но он достаточно чуток, чтобы почувствовать новую духовную ориентацию немецкого общества. Именно в те годы он завершает первую часть “Фауста”, которая выходит в свет в 1808 году.
Приближаясь к шестидесяти годам, Гете создает в1807-1808 годах цикл сонетов, посвящен-ных юной возлюбленной Минне Херцлиб.
Гете издавна интересовался Востоком. В 1812- 1813 годах Иозеф фон Гаммер издал немец-кий перевод стихотворений великого персидского поэта 14-го века Гафиза. Восхищение личностью и творчеством Гафиза сплелось у Гете с новым любовным увлечением, Марианной Виллемер. Это вызвало новый подъем лирического творчества поэта. В итоге чего в 1819 году вышел сборник сти-хов - “Западно-восточный Диван”.
Лирический дар Гете не иссяк до конца его жизни, только с годами характер лирики менял-ся. Поэзия Гете последнего периода, после семидесяти лет, в значительной мере философична. Его философская лирика интересна не только мыслями, но и особенностями формы. Прежде всего, бро-сается в глаза необыкновенный лаконизм поэта.
22 июля 1831 года Гете закончил “Фауста”, начатого еще в 1771 году. “Фауст” его сопровож-дал на протяжении всей жизни.
Сюжет драматической поэмы навеян народной книгой 16-го века, удивительной личности доктора Фауста, который продал душу дьяволу в обмен на полноту земного могущества, знания и наслаждения жизнью. В образе Фауста Гете увидел воплощение исторического пути человечества, выходящего из мрачной обстановки Средневековья, ищущего новых путей жизни, “готового с бу-рей биться”, охваченного глубокими внутренними противоречиями и побеждающего. В спутники Фаусту дан Мефистофель. Гете переосмысливает образ средневекового дьявола, губящего душу человека, придав глубокий философский смысл образу. В моральном облике Мефистофеля вопло-щены циничные стороны феодального общественного развития, а в общем философском содержа-нии образа - идея отрицания как необходимого условия движения вперед. Только в сопровождении своего “беспокойного спутника”- Мефистофеля-Фуст может постигнуть всю полноту жизни, дос-тигнуть высшего развития. Но Мефистофель не смог подчинить себе Фауста. Сила отрицания не имела для Фауста самостоятельного значения, она была подчинена его беспокойным поискам по-ложительного, борьбе за осуществление своих идеалов. Решение, которое Гете дал основной про-блеме этой драмы, имеет глубоко гуманистический смысл, оно полно исторического оптимизма. Драматическая поэма Гете связана с высокой оценкой познавательных и творческих сил человека, смысла его исканий, его борьбы и движения вперед. В поисках настоящего счастья Гете заставляет своего героя пройти через различные стадии и превращения. В последней момент жизни Фаусту открывается, наконец, цель жизни человека на земле.
Этот вывод явился логическим завершением стремления Фауста к полноте существования, к практическому значению созидательной деятельности. Фауст умирает, и дьявол готовится схватить свою жертву, но здесь открывается небо, и спасение приходит сверху.
Образ Фауста и другие художественные образы поэмы прочно вошли в культурный фонд че-ловечества.
Некогда Гете сказал, что поэт, живописец, композитор обычно умирает, когда задача его жизни выполнена. Надо-де очистить поле для работы новых поколений. 16 марта 1832 года Гете простудился во время загородной прогулки в экипаже. Схватка со смертью была мучительна.22 марта его не стало. 26 марта гроб с талом Гете был водворен в герцогскую усыпальницу рядом с прахом Шиллером.
Список литературы
1 Гете И. В. Избранная лирика. Издательство .“Прогресс”1979.
2 Гете И. В. Собрание сочинений. Том первый Москва
“Художественная литература”1975.
3 Иоган Петр Эккерман Разговоры с Гете в последние годы его
жизни. Москва “Художественная литература”1981.
Краснодарский торгово-экономический колледж
лекция:
Иоганн Вольфганг
Гете
Краснодар.1998 год.