Архитектура Византии

Архитектура Византии
В конце IV столетия после раз¬деления Римской империи и перено¬са императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, эконо¬мической и общественной жизни пере¬ходит в восточную часть. С этого вре¬мени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константино¬поль. История архитектуры Визан¬тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.), средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време¬нем высшего расцвета был первый период, особенно время царствова¬ния Юстиниана (20—60 гг. VI в.), ког¬да Византия превратилась в могуще¬ственную державу, покорившую по¬мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземно¬морья, Италии и Адриатики.
Продолжая  античные традиции, Византия наследовала также культур¬ные достижения завоеванных наро¬дов. Глубокий синтез античных и вос¬точных элементов составляет характер¬ную черту византийской культуры.
Господство христианской идеоло¬гии сказалось на развитии домини¬рующих типов монументального ка¬менного строительства. Поиски компо¬зиции церкви в соответствии с наз¬начением здания сочетались с зада¬чей утверждения  императорского могущества. Это обусловило извест¬ное единство поисков и относитель¬ную общность развития типов куль¬товых зданий, несмотря на региональ¬ные различия, в которых проявля¬лись особенности и традиции отдель¬ных народов.
Важнейшим  вкладом  Византии в историю мирового зодчества явля¬ется развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период.  Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наи¬более своеобразны загородные монас¬тыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами  укрепленные пункты, внутри которых помимо жи¬лых и хозяйственных построек мо¬нахов сооружалась обширная трапез¬ная и доминирующее  здание — церковь. Здания и крепостные соору¬жения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой  гармонически согласованные  пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии  наследо¬вала от Рима его достижения в об¬ласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесано¬го камня, и также из кирпича с ка¬менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча¬тые, иногда сочетавшиеся с деревян¬ными конструкциями. Наряду с купо¬лами и цилиндрическими сводами были широко распространены крес¬товые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко ис¬пользовался  восточный прием — тромпы.
Наиболее существенным конст¬руктивным достижением византий¬ской архитектуры является разработ¬ка системы опирания купола на от¬дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред¬ственно на паруса и подпружные ар¬ки; позднее между куполом и опо¬рной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного прост¬ранства.
Эта конструктивная система поз¬волила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более рас¬ширить внутреннее  пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукупола¬ми, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда дости¬гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений ви¬зантийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геомет¬рического строения жесткостью и ус¬тойчивостью, позволило свести до ми¬нимума массивность опорных конст¬рукций, рационально распределить в них строительные материалы, полу¬чить значительную экономию в тру¬довых и материальных затратах.
Основными строительными ма¬териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной около 5 см, укла¬дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами извест¬няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си¬рия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко ис¬толченный кирпич — цемянку для придания раствору большей проч¬ности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизон¬тальными слоями толщиной в несколь¬ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плин¬фы, уложенных на толстом слое раст¬вора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату¬рилась.
Быстросхватывающийся  цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю—без применения дорого¬стоящих лесов. При возведении ку¬полов кладка велась отдельными коль¬цами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре¬дельных стран, конструкция византий¬ских сводов из кирпича резко отли¬чается от конструкции римских сво¬дов, возводимых по деревянным кру¬жалам.
Для облегчения веса в клад¬ку сводов вводились пористые ка¬менные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались чере¬пицей или свинцовыми листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при¬менялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда остав¬лялись и в уже возведенном зда¬нии. В куполах закладывали растяж¬ные кольца, изготовленные из дубо¬вых брусьев или полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичес¬кого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба.
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ¬ных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естествен¬ный камень, своды и купола возводи¬лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на раст¬воре.
Среди сводчатых форм, выпол¬ненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а так¬же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очер¬танием.
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал¬ся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напи¬санный на рубеже VI—VII вв. ориги¬нальный труд епископа Исидора “20 книг начал, т. е. истинных знаний”, в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основы¬вающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не до¬шедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского “О конструировании сводов”.  Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата “О парадоксах механики”.
Художественное осмысление но¬вых конструктивных систем в визан¬тийском зодчестве шло при воздей¬ствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречес¬ких традиций. Выявление в компози¬ции конструктивной формы, свойст¬венное древнегреческому зодчест¬ву, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных ги¬гантским развитием сводчато-куполь¬ных форм при доминирующем зна¬чении внутреннего пространства. Ос¬новными средствами выразительнос¬ти служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с под¬черкнуто выявленными поверхностя¬ми без лишней пластики и деко¬ративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко приме¬нялась мозаичная живопись, распола¬гавшаяся обычно на изогнутых поверх¬ностях стен, в куполах и сводах. Рез¬ная скульптурная обработка стен вос¬принимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившая¬ся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре гос¬подствующим мотивом. Форма арка¬ды — конструктивна. От римского ор¬дера осталась лишь его несущая часть—колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор¬ма капители, передающей сосредо¬точенные усилия от арки с прямо¬угольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор¬му опрокинутого полушара с усечен¬ными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде лег¬кого геометрического узора, форма и пластика — варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые проклад¬ки. Все элементы системы отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах на¬ходит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов арка¬дой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в вос¬точных районах—в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических  зданий оказали и сложившиеся в этих облас¬тях купольные сооружения (церковь в Эсре 510—515 гг., церковь “вне стен” в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое значение приобрета¬ет купол на четырех или восьми опо¬рах (купол на «барабане»). Одним из ранних примеров это¬го типа в Сирии может служить цер¬ковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Церкви в Эсре, Юж. Сирия, 515 г., Сергия и Вакха в Константинополе, ок. 526—527 г., Сан-Витале в Равенне, 526—547 г. представляют собой центрическую композицию на вось¬ми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в ос¬новном конструктивными элементами:
куполом,  полукружными  арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.
 
При господстве купола в компо¬зиции большое значение имеют диа¬гональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали прост¬ранственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном на¬правлении. В этой развитой структу¬ре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соот¬ветствии с особенностями христиан¬ского ритуала, происходившего глав¬ным образом в центре храма под куполом — символом небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто¬рами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в прав¬ление императора Юстиниана.
 
Это наиболее грандиозное и самое вы¬дающееся произведение византий¬ского зодчества.
Собор Софии был главным зда¬нием Византийской империи и прид¬ворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струк¬туры выдающихся римских соору¬жений — базилики Константина и Пан¬теона. Однако общие размеры собо¬ра Софии значительно превышают их, а конструктивная основа значи¬тельно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямо¬угольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное пространство формиру¬ется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными между со¬бой подпружными арками и паруса¬ми, на которые опирается централь¬ный купол диаметром 31 ми тол¬щиной в замке 0,6 м. Несущая кон¬струкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опира¬ющихся на круговое кольцо, сече¬нием 2,1Х0,8 м, выполненное из проч¬ного камня. Кольцо снаружи подкреп¬лено сорока небольшими контрфор¬сами. В целях максимального облег¬чения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладыва¬лись из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра, имею¬щие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезнове¬ния на расстоянии 5,7 м от оси. Тон¬кие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заклю¬ченные между подпружными арка¬ми, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом раст¬воре с прокладками из свинца в верх¬ней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими  рас¬пор купола в поперечном направле¬нии. Распор купола в продольном направлении воспринимается гранди¬озными полукуполами глубиной около 14 м, подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Соз¬дана четко взаимодействующая сис¬тема купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство  главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Сравнительно тонкие кирпичные “оболочки” этих форм обладают прекрасной простран¬ственной жесткостью. Объемы каж¬дого из малых полукуполов служат своеобразными “контрфорсами” по отношению к объемам больших полу¬куполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колон¬нах. Сравнительно тонкие стены хра¬ма (1,1—1,5 м) выложены из кирпи¬ча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свин¬цовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не¬смотря на грандиозные размеры, ар¬хитектурные формы не подавляют человека.
 
Важнейшей особенностью интерье¬ра является его тектоническая яс¬ность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и урав¬новешенная конструкция—основа вы¬разительности. Система сферичес¬ких поверхностей — купол, паруса, по¬лукупола и конхи экседр — акценти¬рованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало зна¬чение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочис¬ленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, кото¬рая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый све¬том купол как бы парит над всем инте¬рьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.
 
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на ко¬лоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, слож¬ную базу с классическими профиля¬ми и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструк¬тивных форм. Вместе с тем они вы¬полняют существенную роль в масш¬табности интерьера, связывая гран¬диозные формы с размерами чело¬века.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига¬ло размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась об¬разцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.
В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова появился укреплённый Верх, город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.
Переход от античности к "средним" векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, — стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547;
 
мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в Никее, ныне Иэник, и св. Димитрия в Салониках).
Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в 7—начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии.
В середине 9—12 вв., в период расцвета искусства Византии, тип храма, с куполом на «барабане», утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в.,— все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в., и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).
В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. Скульптура 9—12 вв. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров).
После нашествия крестоносцев в 1204 византийская культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на территории Греции и Малой Азии. Церковная архитектура 14—15 вв. в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13—15 вв., и др.).
После захвата турками Константинополя (1453), положившего конец истории Византии, лучшие мастера византийского искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени, и по стилевой направленности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв.
Список литературы
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.
Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

  Рефераты на русском языке - Культурология


Яндекс.Метрика