1. Рефераты на русском
  2. История
  3. Казахское ханство

Казахское ханство

Введение.
Кризис политической системы государства Абулхаира при¬водит в 50-х годах XV века к росту оппозиционных настрое¬ний как среди знати, так и среди широких масс населения.
Поражение в войне с калмыками в 1457 году показало не¬способность хана выполнять одну из своих основных функ¬ций - организовать эффективную защиту страны от внешней агрессии. Одним из следствий этого поражения стал мятеж султанов Керея и Жанибека, потомков Орысхана и их отко¬чевка на территорию Северо-Западного Могулистана в район рек Шу и Козыбасы. Вообще, откочевка или отказ подчиняться власти хана с уходом в подданство соседних суверенов была достаточно рас¬пространенной формой протеста против непопулярных прави¬телей. Однако именно откочевка 1459-60 гг. стала предвестни¬цей гибели государства Абулхаира - последнего обломка Улуг Улуса в восточной части Дешт-и-Кипчака. За подданными Жанибека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее «беглецы», «вольница», «люди, отделившиеся от своего улу¬са».
Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обо¬стрению политического кризиса в государстве. Одни источни¬ки называют преемником его сына Шейх-Хайдара (Шахбодак-хана), другие - Йадгар-хана. Скорее всего, началась ожесто¬ченная борьба за власть, в которую вскоре вмешались мангыт-ские бии Муса и Жамбырши, шейбанид Ибрагим, улус кото¬рого находился в Притоболье и, конечно же, султаны Жанибек и Керей. Источники сообщают, что «множество народа от¬кочевало кГирей-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбек-казахами». В конце 1469 - начале 1470 годов сторонни¬ки Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его вла¬дения разделены на три части.
Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее те¬чение Сырдарьи оказались в руках Жанибека и Керея. Это об¬разование получило название Казахского ханства. В Западном Казахстане закрепились мангытские бии. Государство, возглав¬ленное ими, стало известно как Мангытский Йурт или Ногай¬ский Улус. Северный Казахстан и Западная Сибирь вошли в состав владений шейбанида Ибрагима - Сибирского ханства.
Казахского ханства. Появление на политической карте мира нового государства вызвано одновре¬менным действием целого комплекса причин - политических, экономических и этнических.
К политическим причинам относится, прежде всего, не¬способность политико-правовой системы, основанной  на
имперских традициях Улуг Улуса нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй по¬ловины XIV - первой половины XV веков практически все политические группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократичес¬кое государство с сильной ханской властью, хотя экономи¬ческий базис этому уже давно не соответствовал. Именно по¬этому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны. Потомки Едиге, представленные в середине XV века биями Мусой и Жамбырши, склонялись к ликвидации ханов и сословия торе-чингизидов, предлагая заменить их едигеидами. Потомки Орыс-хана, Жанибек и Керей, выступали за сохране¬ние ханской власти, но ограничение ее съездом представителей общин -маслихатом. Распад государства Абулхаира и после¬довавшая за этим борьба между мангытскими биями, казахс¬кими ханами и наследниками Абулхаира были, прежде всего, борьбой за будущее политическое устройство Казахстана. В итоге длительной борьбы победили казахские ханы, объеди¬нившие страну под своей властью в конце XVI - начале XVII веков.
Экономические причины заключались, прежде всего, в па¬дении значения Нижнего Поволжья как экономического цент¬ра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV-XV вв. приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса, в восточ¬ные - на территорию современного Казахстана. Одновремен¬но падает роль международной транзитной торговли. Во-пер¬вых, бурно развивающиеся европейские страны начинают ос¬ваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход тер¬ритории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Ге¬нуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победив-шие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улуса выхо¬да на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торго¬вых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Эко¬номическое значение Поволжья начинает возрождаться лишь во второй половине XVI века, но окном из Европы служит уже не Крым, а Россия, поэтому среднее и нижнее Поволжье попа¬дает вскоре под власть московских царей.
Одновременно вырастает значение присырдарьинских го¬родов, т. к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан. В связи с этим, оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.
Особое место в комплексе причин, приведших к об¬разованию казахского ханства, занимают этнические процес¬сы. В XIV-XV веках кыпчакский этнос переживает период кри¬зиса и ломки этнической структуры, образования новых, ак¬тивных субэтнических групп. В конце 50-60-х гг. XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этничес¬кой доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин ногай начинает вытеснять древний этноним кипчак и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос, как алаш - население слабо исламизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кри¬зиса, сопровождавшегося передвижкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с названием казак или ка¬зах, существовавшим тогда наряду с собирательным названи¬ем для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса -узбеки. Ибн Рузбехан писал в XVI веке: «Три племени относят к уз-
беку, как суть славнейшие во владениях Чингизхана. Ныне одно (из них) — шейбаниды. Второе племя — казахи, кото¬рые славны во всем мире силою и неустрашимостью и тре¬тье - мангыты, а из них - цари астраханские». Если сто¬ронников потомков Абулхаира называли в начале XVI века уз¬беками Мавераннахра, то казахов - узбеками казахского про¬исхождения или узбек-казахами.
Как мы видим, единый этнос, носивший название кипчак (XIH-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал, и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной, им населенной -названия Казахстан.
Таким образом, говоря об образовании Казахского ханства необходимо подчеркнуть следующее:
1.  Временем образования Казахского ханства являются 1465-66 годы, когда было провозглашено небольшое хан¬ство Керея и Жанибека в долине реки Чу, или 1469-70 годы, когда Керей и Жанибек вторично стали ханами, но уже на территории СарыАрки и в присырдарьинском регионе. Нам кажется, что более предпочтительна вторая дата;
2.  Казахское ханство стало наследником Улуг Улуса, воз¬никнув на базе одного из его улусов и объединив в XV-XVI веках большую часть его кочевых подданных. Фактически, территория Улуса была разделена в XVI - начале XVII ве¬ков между Казахским ханством и Россией;
3. Население Казахского ханства ни этнически, ни куль¬турно, ни антропологически не изменилось в XV-XVI ве¬ках и представляет собой прямых наследников кыпчаков Улуг Улуса XIII-XIV вв.;
4.   Политическая организация Казахстана в XV- начале XVIII веков явилась результатом длительного процесса эво¬люции государственных и потестарных институтов и отно¬шений, исходной базой для которой послужила модель го¬сударственности монгольской империи и Улуг Улуса. Да¬лее мы подробно рассмотрим ход этой эволюции.Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присо¬единение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 году ханом стал его сын Мурындык (1474-1511 гг.). Кконцу XV века казахам удалось овладеть большей частью Южного Казахстана и вытеснить потомков Абулхаира в Мавераннарх. Опираясь на городские центры, Мурындык-хан объединил ко¬чевые рода Семиречья, Центрального и Западного Казахстана, однако уже в начале XVI века вся полнота власти в государстве находилась в руках султана Касыма, сына Жанибека. Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, завер¬шившаяся к началу второго десятилетия XVI века победой пос¬леднего. Время правления хана Касыма (1511-1518 гг.) было временем наивысшего могущества Казахского ханства. Каза¬хам удалось закрепить за собой часть присырдарьинских горо¬дов, Семиречье и Притяньшанье. Расширились территориаль¬ные владения на западе Казахстана. Мангытский Йурт пере¬живал тяжелое время, после смерти Муса-мырзы обострилась борьба за власть между потомками Едиге. В этих условиях вер¬хушка Йурта идет на союз с казахским ханом, а Сарайшик превращается в резиденцию Касым-хана. Однако усиление государства было временным. По¬литическая система казахского общества XV-XVI веков пере¬няла много элементов системы Улуг Улуса, многие противоре¬чия, вызвавшие распад империи не были сняты. Харизмати¬ческий характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политичес¬кую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным автори¬тетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Ка¬сым-хана казахско-мангытский союз распадается. Борьба за власть между преемниками Касыма привела к образованию нескольких конкурирующих ханств. Под властью казахов ос- ' тались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные
земли оказались под властью мангытских биев и среднеазиат¬ских правителей.
Лишь в середине 50-х гг. XVI века при правлении хана Хак-Назара (1538-1580 гг.) Казахское ханство выходит из затяжно¬го кризиса, что было следствием значительного изменения по¬литической системы.
Государственное управление. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат или курултай - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государ¬ственные вопросы - заключение мира, объявление войны, пе¬рераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
Кроме того, маслихат избирал и смещал ханов исходя из принципа меритократии - выбора наиболее достойного. Обя¬зательным условием для участия в работе маслихата было на¬личие оружия - полноправными членами этого органа были только взрослые, лично свободные мужчины. Работа съезда проходила при большом стечении народа, поэтому в источни¬ках маслихат именуется народным собранием, что не совсем верно.
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из потомков Чингисхана, точ¬нее - из династии Орыс-хана, и выполнял свои функции по¬жизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгоня¬лись. Так, в 1511 году престол потерял Мурындык-хан, вынуж¬денный уехать в Самарканд. В 1526 году хану Тахиру пришлось оставить Казахское ханство и уйти в Кыргызстан. Выборы хана сопровождались острой политической борьбой, приводившей нередко к вооруженным столкновениям. Иногда на маслихате происходил раскол, и тогда появлялись два или более ханов, один из которых, тем не менее, считался старшим. Избранного хана специально провозглашали верховным правителем и про¬водили обряд конфирмации, заключавшийся в троекратном под¬нятии на белой кошме.Хан выполнял следующие функции:
1. Организация вооруженной охраны государства от вне¬шних врагов;
2. Определение внешнеполитического курса государства;
3.  Функции высшей судебной власти;
4.  Охрана существующего порядка и общественного уст¬ройства.
В XV-XVI веках казахские ханы обладали широкими пол¬номочиями, вытекающие из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и полководческие таланты не в последнюю очередь влияли на избрание его на престол. В обязанности хана входили органи¬зация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий.
Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объявлять войну, заключать мир, отправлять и принимать по¬слов, заключать международные договоры.
Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы вхо¬дило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между представителями различных улусов, дела, где одной из сторон были представители сословия торе - чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обыч¬ного права и за осуществление правосудия получал ханлык -вознаграждение в размере 10% от суммы иска.
В целях охраны существующего порядка и общественного устройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязатель¬ные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, формировал административные единицы ханства и назначал их руководителей.
Султаны или представители ханского рода обладали в XV-XVI веках огромными полномочиями. Ближайшие родствен¬ники хана назначались обычно правителями уделов, выполня¬ли дипломатические функции, командовали войсками своих административных единиц во время войны. Конечно же, не все представители сословия торе были правителями улусов, часть
султанов, нося это название, не обладала какими-либо полномо¬чиями. Султан - правитель улуса - осуществлял в своих владе¬ниях судебную, гражданскую и военную власть и подчинялся непосредственно хану.
Совет биев собирался ханом для решения наиболее важ¬ных политических и юридических вопросов и имел совеща¬тельные функции. В XV-XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и пред¬ставители ассоциаций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.
Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия - дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вме¬сте с ханом и его аулом. Только Мурындык и Касым на корот¬кое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, по¬стоянной же столицы государство не имело.
Административное территориальное  устройство. Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами - родственни¬ками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела. Один из них управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обла¬дал своей территорией со строго разграниченными пастбища¬ми, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, ханство фактически делилось на военно-административные единицы.
В состав улусов входили ассоциации общин во главе с бия-ми и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объе¬динение общин, кочующих на одной территории. Для регули¬рования отношений между общинами в ассоциации существо¬вала вымышленная генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от положения в генеалогии ее вымышленного предка. Главы ассоциаций и общин - бии и старшины -осуществляли административную, военную и судебную власть в рамках данного коллектива, их влияние основывалось цели¬ком на личном авторитете.
Налоговая система. Для содержания аппарата и ханской дружины в XV-XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как бадж - пошли¬ны и харадж - поземельный налог с оседлого населения. Ко¬чевники платили в казну ушур в размере 5% от поголовья ско¬та. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казахскими ханами в присырдарьинских городах.
Таким образом, в XV-XVI вв. Казахское ханство представ¬ляло собой ханскую республику, где господствовала элита закрытого типа — mope-чингизиды. По государственному ус¬тройству Казахское ханство было унитарным, хотя в кри¬зисные периоды, в 20-ЗО-е гг. XVI века, проявлялись тенден¬ции к превращению единого ханства в федерацию ханств.
Правовая система.
История Казахстана ханского периода ознаменована созданием за¬конодательного памятника "Жет1 Жаргы" ("Семь установлений")- Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По одной из версий, Тауке со¬брал для совета трех влиятельных биев - из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. Обсудив наи¬более часто встречающиеся ситуации правового характера, они соста¬вили и утвердили законоположения. По времени их появление отно¬сится, вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгара-ми была неизбежной. К тому же не прекращались распри и в самом ' ханстве. Чтобы внутренне укрепить его, и были приняты эти законо¬положения.
В "Жет1 Жаргы" закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифи¬цировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений бе¬рут начало от "Великого Джасака" (ясы) Чингисхана, а также уста¬новлений ханов Касыма и Есима. "Законы Тауке-хана" юридически i закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззре¬ниях, то есть охватывали практически все стороны жизни.
Согласно "Жет1 Жаргы", верховная власть в государстве сосредо¬точивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - ку¬рултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.
Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совер¬шенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, ос¬корбления, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодея¬ния и другие. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная ка?-чь применялась в форме повешения и побивания камня¬ми за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижи¬того ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог отку¬питься, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых чело¬век. Оскорбление султана или ходжи словами оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним - 27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.
За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец — 100 ба¬ранов, за мизинец - 20. За воровство — стоимость украденного возме¬щалась в размере "трижды девять раз". Например, за бесчестие жен¬щины кун составлял 200 лошадей. За украденного верблюда возвращал¬ся верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце — лошадь, так как один верблюд равнялся трем лошадям или 10 овцам. Арабский  путешественник Ибн-Батут из Марокко, посетивший Дешт-и Кыпчак в XIV веке, писал: "Там скот не пасут, сторожа нет, это потому, что суды их строги в воровстве. Их суд таков: у кого най¬дется уворованная лошадь, того заставляют вернуть ее своему хозяи¬ну и еще сверх этой лошади девятикратную ее стоимость. Если он не может это уплатить, то забирают его детей, если у него детей нет, то его самого режут, как барана". Весьма интересно еще одно наблюде¬ние Ибн-Батута: "Одно из удивительных явлений, которое я видел в этих странах, то, что жители очень уважают женщин. Тюркские жен¬щины не закрываются" [22, с. 28, 29].
Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление роди¬телей.
Существовал принцип коллективной ответственности, то есть на¬ряду с личной ответственностью виновного за преступление отвеча¬ли и его родственники. Совершение двух или нескольких преступле¬ний влекло суммирование наказаний.
Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В об¬ласти семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде для об¬винения без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Судебная и админист¬ративная власть не были отделены друг от друга. Свод законодатель¬ных уложений "Жеті Жарғы" действовал в пределах всего Казахстана.

  Рефераты на русском языке - История


Яндекс.Метрика