- Рефераты на русском
- История
- История Пакистан
История Пакистан
История Пакистан
В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения.
Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан.
Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Актом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в
высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (позднее фельдмаршалом) Айюб-ханом, который в 1962 конституционным путем был избран президентом Пакистана. В 1969 в стране было введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан, который ушел в отставку в 1971.
Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами, и огромные потоки беженцев: около 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и около 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. Возможно, что до 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.
Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, перед которыми стоял вопрос: входить ли в мусульманский Пакистан или же в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по
вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, когда с помощью ООН, была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения
Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией, и оно попрежнему остается разделенным. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить благодаря посредническим усилиям СССР. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.
После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949, руководствуясь суждениями премьер-министра Лиакат Али-хана, одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенным в Священном Коране и Сунне». Принятая в марте 1956 конституция провозгласила Пакистан Исламской Республикой и зафиксировала, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб-хане. В данной связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама. Совет был призван давать рекомендации мусульманам по организации их жизни в соответствии с религиозными принципами, а Институт интерпретировал эти принципы в контексте существующих реалий.
Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950–1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания.
Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане.
Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в восточной провинции в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»).
На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.
На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает бльшими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута договоренность о равном представительстве жителей обеих частей страны в национальном парламенте.
Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточнопакистанцев числилось в госаппарате – 15% его состава, а также в вооруженных силах страны – 17%. Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам из Западного Пакистана при обменных операциях с валютой, в выдаче импортных лицензий, займов и безвозмездных
ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.
В феврале 1966 лидер «Авами лиг» Шейх Муджибур Рахман выдвинул свою программу из 6 пунктов. Она предусматривала: 1) ответственность федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами
обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за межпровинциальным движением капитала, 4) передача сбора всех видов налогов из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим собственные валютные счета и 6) создание в провинциях своих иррегулярных войск.
В поддержку этих шести пунктов в восточной провинции была развернута агитация, и Муджибур вместе с 34 единомышленниками в 1968 был арестован по обвинению в разработке плана организации сепаратистского восстания с помощью Индии. В начале 1969 развернулась общенациональная кампания протеста против режима президента Айюб-хана. В феврале обвинения против Муджибура и его соратников были сняты. Айюб-хан созвал Круглый стол для встречи с лидерами оппозиции, на котором Муджибур предложил разработать новую конституцию на основе указанных шести пунктов. Подавшего 25 марта в отставку Айюб-хана сменил генерал Яхья-хан, который ввел в стране чрезвычайное положение.
Яхья-хан восстановил в Западном Пакистане 4 традиционные провинции и назначил на 7 декабря первые в истории страны прямые всеобщие выборы в национальный парламент. В нем депутатам от Восточного Пакистана фактически было гарантировано большинство благодаря принятому принципу «один избиратель – один голос». «Авами лиг» Муджибура завоевала 160 из 162 мест, предназначавшихся для восточной провинции. Столь убедительная победа была одержана вследствие продолжительной кампании в пользу шести пунктов и решительной критике центрального правительства за его слабую помощь жертвам разрушительного урагана, пронесшегося над территорией Восточного Пакистана 7 ноября 1970. Партия пакистанского народа (ППН), которую возглавлял Зульфикар Али Бхутто, получила 81 из 138 мест от Западного Пакистана.
Муджибур объявил, что новая конституция должна основываться на шести пунктах его программы. В ответ Бхутто информировал 17 февраля 1971, что ППН станет бойкотировать работу Национального собрания, если не получит возможности обсудить конституционную реформу. Вследствие этого Яхья-хан отложил назначенное на 3 марта открытие парламентской сессии. «Авами лиг» заявила, что это свидетельствует о сговоре между президентом и лидером ППН.
На 2 марта Муджибур назначил всеобщую забастовку в Восточном Пакистане, и население вышло на улицы Дакки и других городов провинции. Шейх призвал воздерживаться от уплаты налогов, пока власть не перейдет к представителям народа. Яхья-хан выразил желание созвать новый Круглый стол для переговоров, но Муджибур отверг предложение. 15 марта в Восточном Пакистане было создано параллельное правительство «Авами лиг». В союз с Муджибуром вошли восточнобенгальские воинские формирования. 16 марта Яхья-хан провел в Дакке встречу по конституционным вопросам с Муджибуром и Бхутто, но потерпел неудачу в попытке достичь компромисса. В ночь с 25 па 26 марта
Яхья-хан приказал армии начать военную акцию в Восточном Пакистане, запретил «Авами лиг» и арестовал Муджибура.
Между силами центрального правительства и повстанческими отрядами «мукти бахини», вступившими в борьбу за создание на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш, разгорелась полномасштабная война.
Миллионы беженцев устремились в Индию. К лету 1971 пакистанской армии удалось установить контроль над территорией Восточного Пакистана. Но Индия поддержала вооруженных повстанцев, а в ноябре приняла непосредственное участие в военных действиях. Третья индийско-пакистанская война обострила международные отношения, поскольку СССР поддержал позицию Индии, а США и Китай – Пакистана. 16 декабря 1971 индийские войска вступили в Дакку, и пакистанские части были вынуждены капитулировать. Бангладеш была провозглашена независимым государством, а Муджибур Рахман стал его президентом.
Пакистан после 1971. Яхья-хан ушел в отставку 20 декабря 1971. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто. Одним из его первых шагов была договоренность с премьер-министром Индии Индирой Ганди в Шимле о том, что индийская армия покинет пакистанскую территорию. Восстанавливались также торговые и транспортные связи между обеими странами. Отношения Пакистана с США улучшились, кроме того, ему начали оказывать помощь Саудовская Аравия,
Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Иран.
Бхутто отменил военное положение, а в апреле 1973 был одобрен проект новой конституции, восстанавливавшей парламентскую систему управления страной.
Расширились властные полномочия провинций. Были возрождены избирательные курии для религиозных меньшинств при сохранении официального главенства ислама. Придерживаясь идеи «исламского социализма», Бхутто осуществил национализацию всех частных банков, учебных заведений, страховых компаний и предприятий тяжелой индустрии. Аграрная реформа привела к передаче безземельным арендаторам заметной доли обрабатываемых площадей. Зарплата занятых в промышленности, военнослужащих и чиновников была повышена.
Крупные средства были направлены на улучшение условий жизни в сельской местности. Все эти мероприятия, проводимые на фоне произошедшего четырехкратного роста цен на импортную нефть, сопровождались удвоением в 1972–1976 цен на потребительские товары на внутреннем рынке, что явно
уменьшило популярность Бхутто в городах. Бхутто с трудом взаимодействовал с руководимой Вали-ханом Народной национальной партией (ННП) и партией «Джамиат-и улама-и ислам», которые в 1972 сформировали кабинеты министров соответственно в Северо-3ападной Пограничной провинции и Белуджистане. В феврале 1973 Бхутто отправил эти правительства в отставку, запретил ННП и арестовал ее лидеров.
В марте 1977 состоялись выборы в парламент страны и провинциальные
законодательные собрания. Оппозиция отказалась признать официальные итоги
голосования и организовала движение протеста, в ходе которого погибло более
270 человек. 5 июля 1977 армия сместила Бхутто, и в стране был установлен
режим военного положения. Генерал Мухаммад Зия-уль-Хак занял пост Главного
военного администратора, а в 1978 стал президентом Пакистана. Бхутто
обвинили в планировании убийства политических недругов и предали суду,
решением которого в 1979 он был казнен через повешение.
Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное
законодательство страны в соответствие с нормами традиционного
мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры,
предписываемые исламом, в сфере налогообложения и банковском деле. В 1979
Зия участвовал во встрече глав государств Движения неприсоединения,
состоявшейся в Гаване. Но отношения между Пакистаном и США остались
дружескими, они стали более тесными после советского вооруженного
вмешательства в гражданскую войну в Афганистане.
Зия приступил к постепенному созданию новых политических структур. В
декабре 1981 было объявлено о создании Федерального консультативного
совета. На непартийной основе осенью 1983 состоялись выборы в местные
органы управления. Их бойкотировали оппозиционные силы, и в Синде произошли
серьезные беспорядки. В декабре 1984 Зия организовал референдум, одобривший
стратегию исламизации и сохранивший за Зия пост президента на пятилетний
срок. В феврале 1985 были проведены выборы, тоже на непартийной основе, в
парламент и в законодательные собрания провинций, после чего Зия принял
решение сформировать гражданское правительство. Премьер-министром был
назначен Мухаммад-хан Джунеджо, лидер Пакистанской мусульманской лиги
(фракция Пагаро), оказавшейся самой многочисленной депутатской группой в
Национальном собрании. В декабре 1985 Зия отменил военное положение и
восстановил действие конституции 1973 с поправками, которые увеличили
власть президента, предоставив ему право распускать правительство и
законодательные органы страны и провинций. Закон о партиях, принятый спустя
несколько месяцев, позволил им функционировать легально при условии
выполнения официальных предписаний. Оппозиционные организации
активизировали нападки на режим Зия, требуя регулярных выборов в
условленные сроки и настаивая на полном восстановлении конституционных
норм. Наиболее авторитетным лидером этой части общества стала возглавившая
ППН Беназир Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто.
В мае 1988 Зия добился крупнейшего внешнеполитического успеха, когда
Советский Союз начал вывод войск Афганистана. Хотя повстанцы-мусульмане
воевали американским оружием, Пакистан предоставил им на своей территории
необходимые базы. Безопасность северо-восточных границ Пакистана заметно
окрепла с завершившимся в феврале 1989 выходом советской армии из
Афганистана и ослаблением там позиций левых.
В конце мая Зия отправил в отставку правительство Джунеджо и распустил
Национальное собрание из-за разногласий по вопросу о контроле над
вооруженными силами. На ноябрь 1989 были назначены новые выборы.
Зия находился на вершине власти, когда 17 августа 1988 стал жертвой
загадочной авиационной катастрофы. Вместе с ним погибли несколько видных
генералов. Принявший на себя обязанности президента председатель Сената
Гулам Исхак-хан, лицо штатское, объявил о предстоящих в ноябре выборах. В
октябре Верховный суд постановил, что кандидаты могут баллотироваться от
политических партий. На выборах победила ППН, которая получила
относительное большинство в парламенте, и ее лидер Беназир Бхутто заняла
пост премьер-министра 1 декабря 1988. Новый кабинет достиг некоторых
успехов в выполнении программы социальных и политических реформ, но
неожиданно в августе 1990 Исхак-хан отправил Бхутто в отставку. Премьер-
министром был назначен Гулам Мустафа Джатой, бывший союзник Бхутто.
На парламентских выборах в октябре 1990 руководимая Бхутто ППН потерпела
чувствительное поражение от Исламского демократического альянса, ведущая
сила которого, Пакистанская мусульманская лига, выступила в союзе с партией
«Джамаат-и ислами». Премьер-министром был выдвинут лидер Лиги Миан Наваз
Шариф. В 1992 «Джамаат-и ислами» покинула альянс, вскоре крупные
разногласия обнаружились между Исхак-ханом и Шарифом, в результате чего
последний был отправлен в отставку 18 апреля 1993. Декрет президента был,
однако, признан неконституционным Верховным судом Пакистана, и 26 мая Шариф
вернулся на свой пост. Но противоречия устранены не были, поскольку Шариф
желал удалить из текста Конституции положения, дававшие президенту право на
роспуск высших органов государственной власти. Конфликт был разрешен 17
июля военными, которые сместили и Шарифа, и Исхак-хана. Временное
правительство возглавил бывший вице-президент Всемирного банка Моин Куреши,
функции главы государства были возложены на председателя Сената.
На новых выборах победила ППН, и в октябре 1993 Бхутто возвратилась в
кресло премьер-министра. В ноябре парламент избрал президентом страны
одного из ведущих функционеров ППН Сардара Фарук Ахмад-хан Легари. Обвинив
правительство в некомпетентности, коррупции и нарушении закона, Легари
отправил его в отставку и распустил 5 ноября парламент и законодательные
собрания провинций. Бхутто и ее муж Азиф Зардари были обвинены в
укрывательстве доходов в Великобритании, Швейцарии и других странах.
Премьер-министром нового правительства стал старейший политик Мерадж Халид.
В феврале 1997 выборы принесли убедительную победу ПМЛ, завоевавшей свыше
2/3 депутатских мест в Национальном собрании, и дали возможность Шарифу
сформировать кабинет министров. Ему удалось юридическим путем лишить
президента права смещать правительство и прекращать деятельность
законодательных органов. Легари был вынужден в декабре 1997 подать в
отставку из-за несогласия с премьером по данному вопросу, а также по
вопросу о составе Верховного суда. В том же месяце новым президентом страны
был избран отставной судья Рафик Тарар.
В мае 1998 Пакистан провел атомные испытания в ответ на аналогичные
испытания в Индии, осуществленные месяцем раньше. США применили санкции
против обеих стран, что особенно чувствительно сказалось на Пакистане с его
слабой экономикой. Премьер-министр столкнулся не только с экономическими
трудностями, но и с противодействием предложенным им конституционным
изменениям, согласно которым установления ислама должны играть
главенствующую роль при интерпретации законов Конституции. Поскольку у
властей появляется возможность трактовать, какие из их декретов базируются
на мусульманском праве, исполнительные федеральные органы фактически
выводятся из-под юридического контроля со стороны государства. Оппоненты
правительства указывают, что тем самым создается угроза возрождения в
Пакистане диктаторского режима.
В начале октября 1999 в Пакистане произошел военный переворот, во главе
которого встал генерал Первез Мушарраф, сместивший Шарифа. Смещена была вся
исполнительная власть как на федеральном, так и на местном уровне, во всех
четырех провинциях. В результате этих событий членство Пакистана в
Содружестве было приостановлено; ряд международных организаций (в том числе
МВФ) предупредил о возможном прекращении финансовой помощи в том случае,
если не будет восстановлен демократический режим правления.
Военый переворот 12 октября 1999 года.
Военный переворот, произошедший в Пакистане 12 октября, был абсолютно
спокойно воспринят населением этой страны, в которой целые поколения жили
под властью военных. В парламентской демократии, которую пакистанцы
требовали ввести на митингах и демонстрациях в конце 80-х годов, народ
успел разочароваться. За полувековую историю Пакистана армия уже несколько
раз брала власть в свои руки, и поэтому свержение очередного премьер-
министра Наваза Шарифа не кажется жителям этой страны каким-то
исключительным, чрезвычайным событием. Совершенно по-другому воспринимают
переворот в Пакистане за пределами этой страны. Приход к власти военной
хунты в стране, обладающей ядерным оружием, все больше становится
"знаковым" событием, с которого начинается отсчет новой эпохи в
международных отношениях, которую С.Хантингтон назвал "столкновением
цивилизаций".
На внешнем плане причины военного переворота в Пакистане кажутся предельно
прозрачными. Несколько месяцев назад индийские войска разгромили вторгшихся
на территорию Кашмира пакистанских спецназовцев в секторе Карги. Операция
по захвату Кашмира, разработанная пакистанскими военными, провалилась, а
премьер-министр Наваз Шариф не проявил особого рвения в политическом
"прикрытии" операции, заявив, что представители армии действовали по
собственной инициативе. Военные были возмущены таким поведением премьера,
расценив его как "предательство национальных интересов". Однако на Наваза
Шарифа надавили США, оказавшиеся после пакистанского вторжения в Кашмир в
крайне сложном положении: Пакистан формально находится в американской сфере
влияния, зависит от американской военной помощи, и даже безразличная
реакция США на действия Пакистана была бы расценена Индией как потворство
агрессии. А поскольку вторжение в Кашмир совпало по времени с
"миротворческой операцией" НАТО на Балканах, вызвавшей массовые протесты в
России и Китае, то конфликтовать еще и с Индией американской администрации
не хотелось. После завершения вооруженного конфликта Индия и вовсе начала
адресовать свои претензии в адрес Пакистана американцам напрямую, усиливая
внешнеполитическое давление. В свою очередь, США требовали от премьер-
министра Пакистана "усилить контроль над армией", что последний и попытался
осуществить. И когда 11 октября Наваз Шариф попытался отправить в отставку
председателя комитета начальников штабов вооруженных сил Пакистана генерала
Первеза Мушаррафа, реакция армии была вполне, по пакистанским понятиям,
логичной и прогнозируемой.