1. Рефераты на русском
  2. Информатика
  3. Информационные системы в экономике1

Информационные системы в экономике1

                            ЕН.Ф.03 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ                                      1
Курс лекций
Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплатель-щиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.
Современный специалист - экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого на-ряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической дея-тельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть ин-формацией по построению информационных систем.
Лекция 1
Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направле-нием с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработ-ки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС). Детальное изучение ЭИС опирается на понятия "информация" и "система", к которым мы и переходим.
Информация и система, возможно, являются простейшими фундаментальными категориями, не выра-жаемыми через более общие понятия (как, например, точка в геометрии). Поэтому приводимые далее определения всего лишь поясняют и уточняют эти категории.
1. Понятие информации
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, из-ложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с по-мощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, тек-ста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком смысле информация - это об-щенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между жи-вой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и со-стоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
С ХХ века – общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и автоматом, животными и растениями и т.д.
Довольно таки распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный матери-альным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении.
Информация - новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием ве-щества, энергии и самой информации.
Информация не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации очерчивается в таком опре-делении.
Информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полез-ные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окру-жающем нас мире.
Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие Данные. Покажем, в чем их отли-чие.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причи-нам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.
Пример 1. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и по-кажите их вашему Другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему ни-каких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашeгo друга непонятые цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, кото-рую он в дальнейшем мог бы использовать.
При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель).
 


Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в та-ком случае «каналом связи» (рис.). При передаче речевого сообщения - воздух, в котором распростра-няются звуковые волны, а в передаче письменного сообщения  каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст.
Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важ-ность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. В этом смысле одно и то же сообщение, пе-редаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Так, напри-мер, вы хотите сообщить о неисправности компьютера. Для инженера из группы технического обслу-живания сообщение «компьютер сломался» явно содержит больше информации, чем для вахтера. Но, в свою очередь, для инженера сообщение «не включается дисплей» содержит информации больше, чем первое, поскольку в большей степени снимает неопределенность, связанную с причиной неисправности компьютера. Как видно, одно и то же сообщение для различных пользователей несет различную ин-формацию.
2. Понятие экономической информации
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличи-тельная черта - связь с процессами управления коллективами людей. организацией. Экономическая ин-формация сопровождает процессы производства, распределения. обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа про-изводственной информацией.
Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процес-сы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непро-изводственной сфере. Мы будем понимать информацию, характеризующую производственные отноше-ния в обществе.
К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведе-ния экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Конкретизируем понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой.
 
Структура системы управления
Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объекта, его вхо-дов Х (материальные, трудовые, финансовые ресурсы) н выходов Y (готовая продукция, экономические и финансовые результаты) в соответствии с поставленной целью (обеспечить выпуск необходимой про-дукции). Управление осуществляется путем подачи управленческого воздействия 1 (план выпуска про-дукции) с учетом обратной связи - текущего состояния управляемой системы (производства) и внешней среды (2, 3) - рынок, вышестоящие органы управления. Назначение управляющей системы - формиро-вать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы последнюю принять состоя-ние, определяемое целью управления. Применительно к промышленному предприятию с некоторой до-лей условности можно считать, что цель управления - это выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничении; управляющие воздействия - это планы работ подразделе-нии, обратная связь данные о ходе производства: выпуске и перемещении изделии, состоянии оборудо-вания, запасах на складе и т.д.
Очевидно, что и планы и содержание обратной связи - не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий как раз и являются процессами преобразования экономиче-ской информации. Реализация этих процессов и составляет основное содержание управленческих служб, в том числе экономических. К экономической информации предъявляются следующие требова-ния: точность, достоверность, оперативность.
Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при ко-тором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
3. Понятие системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое це-лое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем не-сколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, зда-ния и др Производство товаров
Компьютер . Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др Обработка данных
Телекоммуникаци-онная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации

Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, лю-ди, информационное и программное обеспечение Производство профессио-нальной информации

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой мо-жет называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.
4. Понятие информационной системы
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функциониро-вания. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать про-блемы и создавать новые продукты.
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, исполь-зуемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной це-ли.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав базы информационной системы может входить мэйн-фрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая ин-формация и без которого невозможно ее получение и представление.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инстру-ментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодей-ствующего с компьютерами и телекоммуникациями.
5.Этапы развития информационных систем
Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компью-терное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл.
В 70-х -— начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого кон-троля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим ис-точником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого перио-да, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей дея-тельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достой-ных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
6. Понятие экономической информационной системы (ЭИС)
ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполне-ния поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической ин-формации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребо-ваться для управления экон. объектом.
Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы об-работки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.
Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.
Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, ос-нованных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.
7. Классификация информационных систем
ИС делятся на две  группы: -1.– системы имеющие самостоятельное целевое назначение и область при-менения, -2 системы,  входящие в состав любой автоматизированной системы  управления, они являют-ся важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.
К числу ИС имеющих самостоятельное назначение: - информационные поисковые системы, -инф спра-вочные системы.
Задачи 2-йгруппы ИС - обеспечение конечного пользователя входной и результатной инф в привычном для пользователя виде – обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проекти-рования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ ис-пользуя проф опыт и принимая решение одновременно по множеству  критериев.
Как правило системы 2-й группы делят на три класса систем: Интеллектуальные-диалоговые  (во-прос/ответ), расчетно-логические(системы принятия решения), экспертные системы.
Интел-диалог – предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использование БД и БЗнаний. Системы принятия  решения – это системы которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих  у людей в их проф деятельности. Сущность задачи- выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.
Экспертная система – система способная заменить эксперта при решении некоторых задач. От степени автоматизации: - информационные, инф советующие, - управляющие, - самонастраивающиеся системы управления.
Инф система включает всю необходимую информацию для выработки решений не касаясь самого су-щества решений, т.е. после анализа решение принимает человек.
Информационная советующая система представляет информацию для принятия решения содержащая элементы оценки решений, окончательное решение человек.
Управляющая система на основании исходной информации и выработанных решений осуществляет по заданным программам воздействие на  производственный процесс с целью  приведения его к заданному состоянию.
Самонастраивающаяся система может в  пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не  соответствующих заданной программе выработанных решений.
8. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (биб-лиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).
В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предме-том труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель програм-мы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского универ-ситета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ре-сурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сфор-мулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он досту-пен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сфор-мулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресур-сы.
“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издер-жек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехва-тить, для того, чтобы успешно конкурировать”.
Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публика-ции известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы про-мышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распро-странения различных видов информационных ресурсов обществе
Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный потенциал.
В понятие информационный потенциал общества включается не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресур-сов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего про-филя.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры об-щества, т.е. степени его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть этой проблемы заключается в том, что остро ощущается тен-денция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных техноло-гий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы. Но в России эта проблема стоит особенно остро по причине низкого уровня оснащенности современ-ными средствами информатики учебных заведений.
Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “элек-тронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активи-зации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключа-ется задача информатизации в ее техническом содержании”.
Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую состав-ляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потен-циально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показате-лей, характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов. Ин-формационная емкость машиностроительного проекта объекта средней сложности (самолет, энергети-ческий блок и т.д.) составляет 25-10 Мбайт. Если принять минимальную стоимость информации (5 коп.) за 1 байт, то информационная стоимость такого объекта будет равна 12,5 млн. рублей.
Выводы:
1. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.
2. Экономическая информация – это часть информационного ресурса общества.
3. Эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель инфор-мационной культуры общества.
4. национальные информационные ресурсы общества – часть экономической мощи государства.

  Рефераты на русском языке - Информатика


Яндекс.Метрика