- Рефераты на русском
- Журналистика
- Новые методы подачи информации
Новые методы подачи информации
Содержание
Введение
Глава 1
Поиски новых методов и форм работы – главное требование журналистики новой фор-мации
Глава 2
Эвент экшн и акции – эффективные средства в работе журналиста
Заключение
Библиография
Сейчас преимуществом журналистики
является высокая степень информационной
насыщенности текста, быстрота реакции,
и это хорошо и это верно для нашего времени –
эпохи многообразия каналов информации и
растущей их конкуренции.
В. Скоробогатько
ВВЕДЕНИЕ
Уходящее столетие выявило беспрецедентно возросшую роль коммуникации в жизни современного общества. Век радикальных социальных перемен и невидимого технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между людьми. Развитие коммуника-ций происходило скачкообразно, порождая качественно новые социально-культурные фено-мены, радикально меняя привычную направленность, масштабы и наполнение информаци-онных потоков в обществе.
Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть об-щественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности – это одно из важнейших явлений современной цивилизации. Исторический опыт развития журна-листики не так уж велик: зародилась она в начале XVII столетия в Европе. В России это про-изошло на век позже, в других странах и регионах мира – в различные исторические сроки.
От века в век роль журналистики неуклонно увеличивалась. Сегодня она является мощной идеологической силой. Журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики. Являясь одним из фе-номенов культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.
Давно известно, что факты делаются общезначимыми новостями посредством СМИ. Интересной, социально актуальной информация становится в той или иной аудитории, в той или иной, характерной для данного издания, форме.
СМИ должны с максимальной настойчивостью следовать заявленной стратегии пре-поднесения информации, своей природе.
И первостепенной целью ведущихся сейчас разговоров об усилении новостной состав-ляющей журналистики, на наш взгляд, является привитие работникам СМИ навыков непред-взятого, внимательного отношения к работе всех без исключения институтов общества и его граждан. Меньше словесной чепухи,
идеологических и прочих ярлыков, но больше фактов, аргументов, доводов…1
Непременным атрибутом современной профессиональной журналистики должны стать честность в отношении фактов – высказываний, дат, имен, цифр и пр., а также по отношению к информатору – собеседнику. Вот, собственно, и все премудрости новостной журналистики.
Конец ХХ столетия – начало новой демократической российской журналистики. Доста-точно непросто и нелегко вписывается журналистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему рыночных отношений, систему нового мышления и мировоззрения. Ре-дакционные коллективы вдумчиво, системно, планомерно создают свой единственный, не-повторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хо-рошо забытое старое. И между тем журналисты – практики уже достаточно основательно обжились на высотах новостной журналистики.
Как пишет исследователь М. Шостак: «Каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим». На подачу ново-стей влияют: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование но-востей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» 2
Цель работы: рассмотреть новые методы в новостной журналистике, проанализировать на примерах как центральные СМИ, так и республиканские.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического спи-ска литературы.
---------------
1. Гудимов А. Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. С глазу на глаз. –М., 1965. - С. 35.
2. Шостак М. Журналист и его произведение. - М., 1988. - С. 6.
ГЛАВА 1
Поиски новых методов
и форм работы – главное
требование журналистики
новой формации
В журналистике сегодня работать сложно, но безумно интересно. Материал любого объема требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания.
Один из таких методов «ИНФОТЕЙНМЕНТ» – разыгрывание новости. Вот как была разыграна новость по поводу недопущения американского авиалайнера в российское воз-душное пространство. Новость разыграна следующим образом:
1) фотография лучшего в мире авиалайнера;
2) тактико-технические данные самолета МД-11 (производство американской фирмы «Макдонелл – Дуглас»);
информация о ситуации (Разворачивай оглобли! – примерно так сказал российский диспетчер американскому летчику, осуществившему перелет через океан». Автор З. Лобано-ва);
график маршрута рейса Атланта – Токио, выполненный ИТАР – ТАСС;
что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;
рубрика «Кстати». Журналист Роман Попов рассматривает ситуацию с идеей «откры-того неба»;
почему пропустили самолет? Автор Игорь Паров. Еще одна заметка, в которой разъяс-няются причины инцидента;
рубрика из досье «Комсомольской правды», в которой воспроизводится история, гене-зис проблемы с 1978 по 1981 годы.
Новость – одна, но насколько грамотно, многомерно, профессионально она разыграна. Три автора, ИТАР – ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайнера, заметка – разъяснение «что такое воздушный коридор».
Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние подзаголовки, но написан одним автором. Именно участие не-скольких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпуклость и наполненность данного явления.
Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы»1 . С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоциклу в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан 1 ранга Валерий Ни-китин сделал «лихачу» замечание, а в ответ – мотоциклист совершил наезд на офицера. Эти мотоциклистом был
-----------------
1. Евтушенко А., Скойбеда У., Баранец В., Коц И., Варенов В. Сергею Доренко грозит три года тюрьмы// КП. – 2001. - 18 апреля
популярный телеведущий Сергей Доренко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее решение:
1) из досье «КП» – биографические данные капитана 1 ранга Валерия Никитина;
2) фотография капитана Никитина;
3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;
4) комментарий В. Баранца с вице – адмиралом Михаилом Барсковым;
5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит президент?» И. Коца;
6) карта – схема «Как это случилось в «Крылатском»;
7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происшествия?);
8) В. Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» – техническая характери-стика мотоцикла Доренко;
9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею Доренко придется дать «Интервью» следователю».
Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скурпулезной, читатель может вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко сме-шон и наивен: «Считаю все происходящее со мной политической провокацией, укладываю-щейся в цепочку политических провокаицй против прессы в последнее время». Как говорит-ся, без комментариев!
Новостные аспекты в разыгрывании новостей – безграничны. Пример этого – разворот «Картина дня» – «Кто в Турции нужнее – русские туристы или чеченские террористы?» Рас-кручивается ситуация по поводу захвата террористами одной из лучших гостиниц Стамбула, но уже к традиционным рубрикам «свидетельство заложника», «Из досье «КП», «Звонок в турфирму», «Взгляд с шестого этажа», подверстывается новая рубрика «КП» - «Вопрос дня»: «Вы не боитесь лететь в Турцию?»
Чем привлекателен «инфотейнмент»? Высоким творческим потенциалом. Невольно напрашиваются параллели: разыгрывание новостей – разыгрывание спектакля. Действитель-но, у каждого журналиста своя роль и каждый неповторим в ее исполнении: тональности, оттенки, окраска, звучание. А в итоге - новостной спектакль – полоса.
Другой метод подачи новостей – ФИНИШИНГ. Это доведение новости, откликов на неее до логического конца. Рассмотрим этот метод подачи на примере публикаций «Комсо-мольской Правды», посвященных первому вице-спикеру Госдумы Любови Слиска. Вице-спикер Госдумы такое и таком количестве наговорила корреспонденту «Комсомольской Правды», что на следующем заседании депутаты устроили ожесточенную разборку статьи. Депутатам показалось, что их оскорбили. Судите сами.
Л. Слиска: «Наши депутаты прошлым летом жили в пансионатах в Сочи в самых за-дрипанных номерах в одноместных комнатушках. При том, что многие работники аппарата Госдумы обитали в люксовых номерах».
Через несколько дней редакция вновь возвращается к госдумовским разборкам и вто-рично воспроизводит вопросы интервью, ответы на которые вызвали гнев народных избран-ников:
- Второй год вы наблюдаете работу Думы изнутри. Были моменты, которые не-приятно вспоминать?
- Вы сейчас часто ездите за рубеж представлять российский парламент. Как ор-ганизованы эти поездки?
- Вы что-нибудь меняли в своей служебной квартире?
Но вопросы эти сопровождаюся новыми комментариями журналиста, так как высвечи-ваются новые аспекты исследуемой проблемы и делаюься соответственные выводы.
- Нелишне в этой связи будет напомнить, что содержание парламента обходится стране в несколько миллиардов рублей, и очень хочется получить отдачу в виде толковых за-конов, а не наблюдать, как наши парламентарии в очередной раз спасают свое лицо.
Все! Точка поставлена! Финиш!
Финишинг – абсолютно новое, перспективное направление, явление в новостной жур-налистике. Прародителями финишинга, но с большой натяжкой, можно назвать рубрику со-ветской печать «Возвращаясь к напечатанному», но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказа-ние, снятие, восстановление и т. д.). Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяю-щий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько ас-пектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.
Финишинг включает в себя две – три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использо-вании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т. д.
Еще один пример приема финишинга, но не доведенного до конца. Журналист на стра-ницах газеты поднимает проблему протекающих крыш. Проблема неразрешима, в особенно-сти для города Владивостока. Люди же ждут конкретной помощи. Поэтому журналист дваж-ды возвращается к этой проблеме, причем во второй раз – с частичным воспроизведением ситуации первой публикации.
Таким образом, финишинг не состоялся. Пока. По этому поводу планируется еще одно выступление.
Из всего выше сказанного возникает вопрос: что дает этот прием, ход, метод подачи? Если сравнить финишинг с инфотейнментом, то последний делает новость выпуклой, рас-ширяет ее информационно-новостные границы, то финишинг дает возможность углубления ситуации. Журналист уподобляется добытчику нефти, он осваивает пласт за пластом. И вот он – нефтяной фонтан – завершение, решение проблемы.
Журналистика не искусство,
чье неотъемлемое свойство –
вымысел. Журналистика и проще,
и сложнее, потому что в отличие
от искусства в ней правда жизни
совпадает с правдой факта.
П. Вайль
ГЛАВА 2
Эвент экшн и акции –
эффективные средства
в работе журналиста
Эвент экшн (провоцированное событие) – эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации новости на конкретном примере. В «КП» появилось несколько настораживающее объявление «Российско – американский доб-ровольческий центр предлагал работу для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. Чуть позже уже мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных условиях Священную книгу Коран. Оплата – та же.
Достаточно проницательные читатели догадались, что началась вербовка наемников. Такое же было во время конфликтов в Боснии, Косово, Приднестровье, Чечне. Но ни россий-ско – американского, ни мусульманского центров никогда не существовало, объявления бы-ли журналистской провокацией. После появления объявлений, редакционный телефон раз-рывался. За огромные зарплаты за Америку и Талибов готовы были воевать многие.
Первое впечатление после прочтения материала – шок. И это мы, Господи! Да, это на-ша жизнь, и каждый выживает в ней, как может. Афган, Чечня, Югославия, мы потеряли по-коление здоровых, талантливых, грамотных мужчин. И талантливейший журналистский ход не то чтобы высветил проблему, а сделал ее яркой, значимой, первоочередной. Что же делать людям, профессия которых убивать. Все равно, кого и где.
Еще одно перспективнейшее направление в работе с новостями – Акции.
Акции – это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В журнали-стике, как правило, акции носят гуманитарную направленность. В сегодняшней экономиче-ской ситуации, когда появились классы бедных и богатых, столь востребованными стали ак-ции. Их цель, как и цель всей журналистики, - помочь человеку. Журналистские акции мно-гоэтапны. Они состоят из:
1) извещения о начале акции (старт);
2) спонсорской раскрутки (промежуточный этап);
3) подведения итогов.
Рассмотрим данную ситуацию на примере акции «КП» «Поможем любимым актерам». Газета с помощью читателей решила поддержать когда-то блиставших, а ныне забытых звезд – пока еще не поздно их ободрить, обогреть, накормить. Весь газетный разворот был посвя-щен им, живущим в забытьи и нищете.
Молодым читателям была представлена актриса Татьяна Самойлова, обладательница «Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале за роль Вероники в фильме «Летят жу-равли». Испанский «Оскар» за «Анну Каренину» в том же Канне. О ней забыли, живет она одиноко и трудно.
Другой актер – Николай Владимирович Олялин – недавно по указу президента Украи-ны получил орден князя Ярослава Мудрого. Но … творческих планов нет, от украинского кино осталась грызня за бюджетные крохи. В кино его снимают лишь в эпизодах. Здесь же был помещен список народных кумиров, нуждающихся в помощи.
В списке – жесткая констатация фактов, но как страшно и неуютно от этого. В какой цивилизованной стране возможно такое? Вопрос – без ответа. Трагизм и беспросветность ситуации наотмашь бьет по эмоциональному восприятию читателей. А этого газета и доби-валась. Эффект усиливается и крошечным блиц - интервью с нынешней звездой Ренатой Литвиновой. Она рассказывает о новом фильме, в котором главные героини – забытые ак-трисы.
С воспитательной точки зрения, благотворительность как нельзя лучше работает на нашу российскую ментальность – помоги ближнему. С точки зрения новостной – акции от-крывают новые аспекты в освещении тех или иных событий. И это при том, что акции – дело достаточно трудоемкое в смысле организационной подготовки. Но это надо рассматривать как специфику такогорода материалов.
Современная журналистская практика уже выработала и временную протяженность ак-ций – кратковременные и долговременные, от месяца до года.
Среди новых форм подачи материалов привлекает внимание клиповый за
головок1.
Действительно, заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской прессы моделям (повествовательный заголовок – сообщение, заголовок – цитата, заголовок – резюме, составные заголовки, обращение, призыв, восклицание, заголовок с «продолжени-ем», с двоеточием, игровой заголовок и т. д.). Что такое клиповый заголовок? Выделение любыми путями: подчеркиванием, увеличением объема, изменением шрифта ключевого сло-ва.
По-прежнему значительное место занимает текущая информация (бэкграундер), не со-держащая сенсацию (бытовка, городской транспорт и т. д.). Такую информацию следует размещать для поддержки новостного потока. Но подобные новостные материалы требуют особого внимания в плане подачи.
В журналистике идет мощнейшая переоценка ценностей, жанров, форм и методов по-дачи.
А вот архитектуру здания, неповторимость и красоту создают разнообразные методы подачи новостей.
-----------
1. Шостак М. Журналист и его произведение. - М., 1998. – С. 76
ВЫВОДЫ
ИНФОТЕЙНМЕНТ – читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы рас-скажите все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе по Иркутском и т. д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ статистическими данными, узнал ис-торические закономерности явления… Именно инфотейнмент дает возможность играть гра-нями события, высвечивать тот или иной аспект, 8-10 новостными гранями. Вот что такое инфотейнмент. А уже право читателя – прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае – мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.
Не меньшие возможности открывает метод подачи «финишинг». Действительно, конец – делу венец. Если проблемы попадает в поле зрения журналистов, то довести ее до логиче-ского конца – дело чести, престижа издания. Это одно; а другое – реакция, негативная, пози-тивная на выступление газеты – позволяет журналисту высветить поднимаемую проблему под новым углом зрения. И тогда факты, соответственно, меняют свою тональность и окра-шенность. То есть идет расширение информационного поля, информационных возможно-стей.
Эвент экшн – одно из перспективных направлений современной журналистики. Прово-цированная ситуация дает возможность журналисту копать глубоко. Эвент экшн – это един-ство метода сбора материалов и метода их подачи.
Ну, и, наконец, акции. Газета, электронные каналы, выступая организаторами акций, работают на свой положительный имидж – социального защитника малообеспеченных слоев населения, инвалидов, находящихся во временной изоляции и т. д. Акции – это находка для спонсоров, читатели узнают о благотворительной деятельности той или иной фирмы, пред-приятия. Но главный итог акций – конкретная практическая помощь.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богомолов Н. Н. Психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – 193 с.
2. Васильева Л. А. Делаем новости! – М., Аспект-пресс, 2002. –190 с.
3. Гудимов А. Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. С глазу на глаз. – М., 1965. – 171 с.
4. «Комсомольская правда» – 2001
5. Пальгунов Н. Заметки об информации. – М., 1967. – 156 с.
6. Справочник журналиста. – М., 1971. – С. 62-63
7. Шостак М. И. Журналист и его произведение.–М., 1998.–285 с.
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Л. ХЕТАГУРОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Студентки 5 курса ДО А. Г. Кудрявцевой
Научный руководитель Д. И. Бурнацева
Владикавказ, 2003