- Краеведение
- Искусство
- Изобразительное искусство
- Фомина Елена
Фомина Елена
ПОСТИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ
"Наверное, у каждого из нас наступает момент, когда стремишься разобраться в своей жизни, в событиях, происходящих вокруг, что есть в душе. Пытаешься понять, почему мы в этом мире, для чего, и что нужно сделать, чтобы не испортить этот мир, сохранить - словом, мыслью, делом. Добавить, конечно, красоты в этот мир сложнее..,", - так о своей первой персональной выставке сказала Елена Фомина, художник, без преувеличения, которому нет равных в Казахстане в той области прикладного творчества» где она созидает. Своим тонким искусством Елена Фомина приумножает красоту в нашем мире, а нам, зрителям, даёт импульс к сотворчеству.
Каждая её работа - это не законченное, завершённое нечто, а бесконечный процесс постижения бытия, настолько полотна насыщены символами, образами, множеством ассоциативных деталей. И всё это — из кожи. Елена Фомина — одна из немногих в Казахстане владеет сложной техникой этого прикладного искусства. Шаг за шагом - от бижутерии, других предметов аксессуара, она подошла к эпической живописи.
"Постижение вечности" — такое условное название можно дать выставке. Всего 24 работы. Но каждая из них -целый мир: завораживающие картины жизни Земли и Космоса.
В центре экспозиции выразительный авангардный глаз — все вопрошающее око. Оно проникает в тебя сакраментальным вопросом: Кто ты и что ты несёшь в этой вечности -добро, мир, разрушение, гордыню или любовь?
— Это глаз Ра, верховного божества Египта, - вносит ясность Лена, Он всё видит, замечает, он царит во вселенной, ему доступны самые мелкие людские поступки. Ведь каждый человек несёт ответственность за содеянное. Сделана эта работа ещё и как оберег. Такой вот символ, присутствующий в доме, охраняет жилище и покой людей.
Серия "Египет" - одна из самых выразительных, где преобладает не привычная для творчества Лены чёрно-белая графика, а цветная, радостная. Древние росписи на серых стенах гробниц, пирамид, царских покоев как бы оживают, наполняются энергией...
И мы реально ощущаем, как мчится в бой со львами в клубах пыли мужественный фараон Рамсес. Красавица Нефертити одевает лучшие свои наряды, чтобы предстать перед нами во всём блеске своей женственности. Завораживающий лик юного фараона Тутанхамона. Египет - загадки и тайны могучей культуры, с его магическими, сильными личностями. Повторить второй раз, на заказ, такое просто невозможно! Хотя случалось Елене, как с серией "Охотники прошлого", идти навстречу друзьям, ценителям искусства. Но всегда она привносит в уже знакомый сюжет какие-то штрихи, детали, незримо отличающие новое полотно от предыдущего.
"Охотники прошлого" в 1999 году экспонировались в Москве на международной выставке "Мексиканские мистерии и русские радости" и произвели фурор. Эта серия полотен переносит нас в доисторические времена, имитируя петроглифы — наскальные рисунки.
Художники далёкого прошлого верили, что на рисунки—заклинания, высеченные на скалах, взирали боги, которые помогали им в охоте. И это так созвучно древним обрядам великих ацтеков, верящих в силу царящих повсюду духов.
Пять картин из серии "Охотники прошлого" недавно "уехали" в Германию вместе с близкими друзьями Елены — семьёй Эберли. Известный бард клуба "Зелёная карета" Юрий Эберли поведал нам о своих ощущениях, когда впервые увидел картины из кожи Е. Фоминой: "Мы познакомились с Леной совершенно случайно. Нам сказали, что в городе есть мастер, который делает такие уникальные вещи. А мы ехали в гости к сестре, решили сделать подарок. Пришли к Лене. Я не ожидал такого эффекта: ощущение было совершенно необычное - ощущение тепла, как будто картины живые. И мне не хотелось уходить из комнаты, где они находились: словно я грелся под лучами весеннего солнца. Мне захотелось, чтобы они и дальше были рядом со мной. Главное, чем они ценны для меня, это то, что я отношусь к этим картинам как к какому-то проводнику, ключу, который открывает дверь, через которую я соединяюсь с миром, с космосом, с Вселенной".
Мне тоже очень нравится серия "Охотники прошлого", особенно лист - с трогательными прожилками в квадрате красивой кожаной оправы. На этом оттиске памяти о давно ушедшей эпохе Мезолита бурлит неведомая жизнь, от самых первых этапов её развития, начиная с царства минералов, царства растений, животного мира до венца всего сущего - человека.
Творчество Елены Фоминой отличается не только глубиной постижения исторических вех на Земле, она смело приоткрывает нам невидимые тонкие миры. В этом плане особенно выделяется полотно "Дыхание бесконечности". Используя космогонический символ казахского орнамента, художник показывает рождение Вселенной, как из единой точки по спирали развёртывается жизнь. Контрасты светлого и тёмного подчёркивают двойственный характер мироздания, построенного на единстве и противопоставлении таких понятий, как день и ночь, добро и зло, инь и янь (мужское и женское начало).
Триптих "Обращение к истине" неизменно привлекает всех на выставке. Триптих очень реалистичен: с бурлящими потоками воды, с отражением солнечных бликов, с Башней Иакова, устремлённой в поднебесье. И в то же время, по мнению автора, здесь столько зашифровано: Мы стоим на Земле, но головой устремлены в небо, как центральная башенка устремлена в небо... У неё есть наклон, он не случаен, потому что перед нами всегда стоит вопрос: чему и кому мы верим — Богу или дьяволу, куда толкают нас наши устремления, к чему мы всё-таки обращаемся?
Картина "Двое. Разговор о любви и не только". Двое только встречаются, знакомятся друг с другом. Это мужское и женское начало. Оно представлено в центре композиции как раскрытая ракушка, а может быть, раскрытое сердце. Верхняя часть - мужское начало, а нижняя - женское. То, что между ними происходит, возможно, зарождение каких-то серьёзных отношений. Его символизирует зародыш - он там, в небесах, в тонких планах существует. Может, у них сложится, а может и нет".
Работа с кожей требует не только фантазии, изобретательности, но и немало физических сил, энергии, умения.
Я вижу, как ловко Елена управляется с обрезками кожи, как они вырисовываются в замысловатые детали, драпируются в единое целое. На моих глазах рождается новое живописное полотно из цветной кожи "Радуга".
Вообще цвет пришёл, несколько потеснив чёрно-белую графическую контрастную манеру, недавно - в работах "Времена года". Это четыре сложных в изготовлении миниатюры: "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Они остались у Лены только на фотографиях. Свежее дыхание весны с круп¬ными белоснежными цветками яблони на краю рамки, жаркие краски лета в живописном лесном сюжете. Осень - с щедрыми дождями и богатым урожаем, и зима - с хрустящим снегом, с запахом еловых шишек, которые тоже искусно выполнены из кожи и придают достоверную объёмность,
Серия "Времена года" хранится в фондах областного этнографического музея, который каждый год проводит уже ставшие традицией выставки прикладного искусства. Елена неизменно их участница.
В 1997 году она получила диплом такой выставки, посвященной Дню ООН, - "Традиционное искусство и ремёсла народов Казахстана". Хотя замечу, то, что делает Елена Фомина, далеко не традиция, а своё, новое, изобретённое, начиная от красителей различных оттенков, которые она долго подбирала для кожи. В серии "Египет" красители наносились, имитируя хорошую старину, с элементами интарсии — своеобразной инкрустации по коже. И даже батик - роспись по ткани она смогла привнести в создание необычных полотен. Тиснение, аппликация, оплётка, драпировка, пробивка, шнуровка и множество других техник, не имеющих ещё названий, легко и свободно используются художником, удивляя и восхищая нас.
Пример тому - один из последних циклов, "Воспоминания о коралловых островах". В пяти картинах, как в памяти,
всплывают прекрасные образы о незабываемом путешествии к таинственным островам, погружении в освежающие, прозрачные воды океана, где на дне можно разглядеть причудливые ракушки, водоросли, разноцветные кораллы, морские звёзды и даже обрывки рыбацких сетей.
Может, это сон, а может, воспоминания из прошлой жизни? Как знать!
Елена много читает философской сакральной литературы, трезво синтезируя приходящие знания. И свято верит, что мы не одиноки во Все-ленной, что есть другие миры, а значит, мы ответственны за всё, что делаем на своей Земле, в своей стране, в своём доме.
А Домом своим она гордится. И мама, и папа многое доброе передали ей, вдохнули в её душу. И студенческие годы в Альма-матер - СДИ прошли на сильном профессиональными традициями архитектурном факультете. Работа в отделе главного архитектора города Усть-Каменогорска (1985-1991 годы) придала уверенности в дальнейшей самостоятельной деятельности.
Выставка посвящена безвременно ушедшему из жизни 20 лет назад отцу Степану Михайловичу Фомину. И то, что нет ничего случайного, подтверждает такой факт: директором музея, где состоялась выставка, оказался Альберт Ефимович Гофман, бывший начальник уранового цеха, где работал отец. Однажды, увидев работы Елены Фоминой, представители акционерного общество "Ульбинский металлургический завод" приобрели несколько картин: "Белуха - тайные врата" и "Безмолвная песня неба". После этого последовало предложение открыть выставку в музее завода. И это замечательно, ведь истинные художники, как правило, материально не крепко стоят на ногах, чтобы осуществлять творческие полёты.
Трудно представить, но факт, что такой тонкий художник, как Елена Фомина, у которой в цене каждая минута (она еле успевает за собственными идеями, проектами), бездарно тратит время на хождение по Second-Handам в поисках материала подешевле, качественней и фактурней... Когда художники подобного уровня за рубежом творят в комфортных условиях, да из мягкой, легко податливой кожи.
Но Елена Фомина не сетует на жизнь. Потому что, несмотря на все испытания, которые выпали ей, она награждена свыше божественным творческим даром — привносить красоту в этот мир, а значит, делать жизнь всех нас ещё радостней и ярче.
В.Лазарева