Долбилкин Николай Павлович

"АЛТАЙ КОЛЫБЕЛЬ МОЯ..."
Новый сезон в ВК Музее Искусств открылся юбилейной выставкой члена Союза художников СССР, заслуженного художника России Николая Павловича Долбилкина.

Выставке дано название "Алтай - колыбель моя", что глубоко символично и вполне оправдано.

В этом году исполнилось 80 лет замечательному человеку, художнику-мыслителю Николаю Долбилкину. В настоящее время Николай Павлович живет и работает в России, в городе Хабаровске, но родился и вырос он на Алтае, в городе Лениногорске, которому ныне вернули его первоначальное название - Риддер.
В семье, где рос будущий художник, свято чтили и поддерживали обычаи и традиции русских крестьян-старообрядцев. Уклад жизни сохранял еще свою колоритность и солнечность. Так же ярко, во всем великолепии сверкали краски природы Восточного Казахстана.
"Очень рано, - пишет художник, - как только начал себя осознавать, я ощутил, что жизнь моя должна быть связана с изо¬бразительным искусством, с живописью. Впечатления от природы - чистых горных потоков, ежеминутно меняющегося неба, трав, цветов, мощных гор, поросших лесом, и далеких "белков" - так называют на Алтае заснеженные горные вершины, - эти зрительные впечатления детства обостренно воспринимались моим сознанием...
Природа и рукотворный мир русского старообрядческого уклада давали богатую пищу для моего зрения. Рушники, прялки, яркие тканые ковры, цветные шали - это был мир народного творчества, всегда мажорного, радостного, жизнеутверждающего!"
Первые уроки по искусству Николай Долбилкин получил в Лениногорске у талантливого архитектора, художника и педагога Франца Феликсовича Иванчука, основателя городской изостудии. Здесь же он окончил среднюю школу. В начале Великой Отечественной войны работал на руднике, а затем добровольцем ушел на фронт. Прошел всю войну в танковых войсках, участвовал в боях с японской армией в Манчжурии, Китае. Имеет награды - орден "Великой Отечественной Войны", три медали "За отвагу", медаль "За боевые заслуги".
В 1949 году Н. Долбилкин поступил в Московский институт декоративно-прикладного искусства на факультет монументальной живописи. В нем преподавали такие известные художники как Дейнека, Соколов-Скаля, Шухмин и другие. Это было время накопления внутреннего духовного потенциала.
После третьего курса Н. Долбилкин переводится в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, которое с отличием заканчивает в 1955 году, получив специальность художника монументально-декоративного искусства. Затем едет по направлению в Комсомольск-на-Амуре и там воплощает в жизнь свою дипломную работу - мозаичное панно "Молодость и борьба", общей площадью 200 квадратных метров. Мозаика находится в мемориальном зале Дворца культуры судостроителей. Три года посвящает молодой художник этой грандиозной работе, в которой каждый квадратный сантиметр мозаичных панно выложен его руками. Выполнял мастер все это, будучи в должности рабочего-бетонщика, так как в конце 50-х начале 60-х годов в СССР боролись с архитектурными "излишествами", и художник не был положен по штату при строительстве и оформлении здания Дворца культуры.
Первая персональная выставка Н. Долбилкина прошла в 1959 году в Комсомольске-на-Амуре. А уже в следующем году он принимал участие в выставке "Художники-монументалисты России" в Москве. В 1961 году Николай Павлович становится членом Союза художников СССР. Вторая персональная выставка художника проходит в 1966 году в Ленинграде.
В том же году, волею судеб, он оказался в г. Хабаровске, где и проживает в настоящее время. Художник постоянно участвует в зональных, республиканских, всесоюзных выставках, в 1973-1975 годах возглавлял в Хабаровске областную секцию Союза художников СССР.
В 1980 году мастер достаточно длительное время жил на Рудном Алтае. Этот период в его творчестве очень плодотворен, было создано множество портретов и этюдов. Художник не был на малой Родине 25 лет. Встреча с родными местами стала потрясением, по его собственному признанию. Иначе и быть не могло: природа Алтая покоряет и очаровывает с первого взгляда! Ее трудно с чем-либо сравнить, любоваться сменой состояний, богатством гаммы цветов, мягкостью и прозрачностью алтайского воздуха можно бесконечно долго.
"Художник на Алтае для своего творчества может найти и тихие лирические уголки, и, наоборот, мотивы панорамного характера с огромным охватом пространства",-пишет Николай Павлович.
В этом же 1980 году в Лениногорске, во Дворце культуры Полиметаллического комбината, прошла выставка картин художника Долбилкина, ставшая большим событием для горожан...
Прошло более 20 лет. В городе Риддере по-прежнему живут и трудятся друзья художника. Многие из них считают его своим наставником в живописном искусстве. Это такие художники, как Ю,Г. Хабаров, М.Ф. Петрачкова и А.А. Леонов, который вот уже несколько десятилетий дружен с Николаем Павловичем, многому научился у него, с огромным уважением и восхищением говорит о своем старшем друге, коллеге, наставнике.
А город Риддер украшен монументалъными работами Н. Долбилкина. Бассейн профилактория горно-обогатительного комбината ОАО "Казцинк" украшают два великолепных мозаичных панно "Ландшафты Алтая", площадью более 200 квадратных метров. Фасад здания профилактория декорирован мозаиками на темы спорта и Родины. Жарки-ми самоцветами Алтая сверкает в солнечный день разноцветная смальта огром¬ных мозаичных картин (около 150 квадратных метров). Изумительная по глубине мысль венчает изображение: "Спорт - это стремление не отставать телом от движения Света, излучаемого нашим Разумом". Мозаики воплотились в жизнь и украшают город благодаря огромной поддержке, усилиям и энергии генерального директора Лениногорского ПМК И.И. Думанова и директора по кадрам П.И. Польского. Интерьер помещений профилактория и кафе Дворца культуры Риддерского горно-обогатительного комбината также оформлен пейзажами и цветочными композициями, выполненными художником.
В 1986 году в г. Усть-Каменогорске прошла персональная выставка мастера, и по окончании ее художник подарил городу 120 картин-портретов, пейзажей, натюрмортов. Дар поистине бесценный!
Н. Долбилкин - человек удивительной трудоспособности. В свои 80 лет он бодр, активен, по-прежнему создает живописные и графические произведения. В настоящее время работает более всего как живописец. Художник так говорит о себе: "Я сын своего народа, - судьба моя и творчество неразрывно связаны с русской традицией, ее национальной самобытностью".
Мастер предпочитает полновесную красочную палитру, где декоративность цвета ничем не погашена, а чистые, первозданные краски находятся в гармоничных, мажорных соотношениях. И поэтому все работы художника ярко самобытны, очень выразительны, полновесны по цвету и глубоко правдивы. В своем творчестве он обращается к различным жанрам изобразительного искусства. В пейзажах благоговеет перед природой. И в то же время они не являются зарисовками, зеркально отражающими натуру, но воссоздают ландшафтный портрет, где цветовые симфонии имеют свой особый строгий лад. Натюрморты художника приобщают к радости и земной красоте, явленными в изобилии. Цветы и плоды, предметы и ткани видятся в них, как сгущенные пятна цвета в аккордах фанфарно- праздничного звучания. Художник своей кистью воспевает хвалу миру, как Богом выстроенному Мирозданию.
В жанре портрета живописец отмечает у себя глубокое влияние русской фресковой живописи и иконописи. Вопреки европейской традиции пространства, уходящего в глубь, художник придерживается в работе над портретом принципа скульптурного рельефа, как бы наращивая изображаемые образы в направлении зрителя. Лепка лица делается живописно, при этом возрастает значение цвета, он имеет смысловую наполненность и символическую значимость.
Художник Евгений Короленко характеризует портретные этюды Н. Долбилкина, как динамичные, совершенные: "Он творит этюд с человека красками, проецируя их через свое духовное мировоззрение, через собственную энергетику. И краски сверкают, как сгустки планетных лучей!"
И портреты поражают силой воздействия. И не лица, но лики создает художник, и не глаза, но очи - зеркало души - льют свой свет на нас!
Подобно античному Диогену, который днем ходил с фонарем и на вопросы горожан, что он делает, отвечал: "Ищу человека!", Н. Долбилкин открывает нам лики своих современников - образы высокой духовности, потрясающей внутренней силы и мощи характеры.
Сам художник так говорит об этом: "Написанные мною портреты- это книга Бытия, выраженная ликах". Воистину это так!
Интересно высказывание самого мастера и о его женских портретах: "Галерея женских портретов - это мое понимание жизни. Женская тема - великая тема, тема необъятная, как Вселенная. Мне удалось запечатлеть малую толику и представить моему зрителю".
Совершенно логично из всего этого вытекает жизненное кредо художника: находиться на служении. Служении подлинному искусству, которое несет в наш сложный и противоречивый мир идеи Добра и Совести, идеи служения народу и государству. Ибо только подлинное искус¬ство способно противосто¬ять разрушительным силам, ненависти и насилию. Именно в этом гуманистическом искусстве, охраняющем нравственное здоровье и духовное богатство, сейчас более всего нуждаются люди.
Искусствовед Людмила Тарнид называет Николая Долбилкина человеком большой Души и великого Терпения, живописцем Великого Дара, художником-мыслителем. Сам мастер, поддерживая тесные связи со своими друзьями, с Музеем Искусств, пишет в письмах так: "Жду приезда на Малую Родину, чтобы иметь возможность еще раз поклониться земле, которая меня воссоздала и вдохновляла для творческой жизни... Малая Родина и в старости остается колыбелью...".
Восточно-Казахстанский Музей Искусств обладает удивительной по ценности коллекцией портретов современников кисти художника Н. Долбилкина. Картины его находятся в галереях и частных коллекциях России, Казахстана, Японии, Китая, Израиля.
Жители города могут гордиться своим великим земляком и имеют счастливую возможность любоваться его творчеством, в котором всегда живут Свет, Добро, жажда Радости Бытия.


Т.Луцкая ВК Музей Искусств

 

  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика