- Краеведение
- Искусство
- Изобразительное искусство
- Агейкин Леонид Евтихиевич
Агейкин Леонид Евтихиевич
ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА
В июле этого года исполнилось 70 лет со дня рождения замечательного художника и человека Леонида Евтихиевича Агейкина, рано ушедшего из жизни. Музей Искусств отметил это событие большой юбилейной выставкой мастера.
Живописец, график, монументалист. Это все о нем. Леонид Агейкин был ведущим восточно-казахстанским художником конца 60-х - начала 80-х годов, признанным главой восточно-казахстанской художественной школы, членом Союза художников СССР и Казахстана.
Л. Агейкин приехал на Рудный Алтай в 1967 году, после окончания Харьковского художественно-промышленного института. Он получил приглашение из Усть-Каменогорска работать старшим преподавателем живописи и рисунка на факультете архитектуры в СДИ.
Живя на Украине, художник был влюблен в ее природу. Но когда уви-дел воочию просторы Восточного Казахстана, необыкновенную красоту его пейзажей, то, очарованный, отдал этому краю свое сердце безоглядно и навсегда. Дальнейшая творческая жизнь мастера вся связана с нашей областью, ее природой и людьми, живущими здесь.
"Горы! Великолепные горы! В 30-ти километрах настоящая Швейцария! А Иртыш..." - восхищенно писал он родным.
Пять лет обучал Л. Агейкин студентов СДИ живописи и рисунку и сделал многое для улучшения качество подготовки молодых архитекторов: добился, чтобы студенты работали с "гипсами", то есть гипсовыми копиями античной и академической скульптуры. По его инициативе были введены обязательные этюды с обнаженной натуры и многое другое.
Где бы ни работал Леонид Евтихиевич, к нему всегда тянулись люди, как на огонек; его уважали за честность и побаивались его беспристрастности, студенты его обожали, его мнение было высокоавторитетным, талант и мастерство - бесспорны.
Л. Агейкин был неутомимым тружеником, он не представлял жизни без творчества. Постоянный поиск новых выразительных средств, единственно верного композиционного решения, отражение в работах своего мироощущения, философских размышлений о смысле жизни - это для мастера было свято. Восторженное, пылкое, неутомимое любование красотой во всех ее проявлениях переполняло его всю жизнь.
Художник жил и творил взахлеб, щедро одаряя своей любовью родных, друзей и близких. Им создано более двадцати монументальных росписей, каждая из которых - романтическая поэма о красоте, достоинстве и силе духа людей нашего края.
Прекрасна и мастерски отточена по исполнению станковая живопись Л. Агейкина. Говорят, что самой сильной стороной его творчества были графика и акварель. Так и есть. Но буквально все, что творил художник, было ярко, вдохновенно, неповторимо.
Работа "Маркакольский рассказ" озере и людях, живущих на его берегах. Заняты они обычным трудом: разводят коров, коз, лошадей, рыбачат; по вечерам отдыхают семьями за чаем у достархана, жарко топятся бани - тело получает желанную чистоту и отдых. На реках сплавляют лес, геологи ищут подземные богатства. Живут труженики в этих краях неописуемой красоты в гармонии с природой. Там радуга сходит с небес и разливается по озеру чистыми звонкими красками. Радостно от увиденного душе художника, и он передает эту радость нам, зрителям. Добиваясь яркости и выразительности изображаемого сюжета, использует различные технические приемы: обводку контуров прямо из тюбика, точкование, набрызг, частично лакирует поверхность. И льется свет с полотна. Звенит вдохновенно песнь о чудесном крае.
Яркий, неповторимый, одному ему присущий почерк кисти мы увидим в работе Агейкина "Алтайский натюр¬морт" (1976 г.). На холсте - россыпь ликующих, горячих красок: пышный букет из калиновых и рябиновых веток, обильно усыпанных ягодами, до предела приближен к зрителю. Листья, ягоды яркие, сочные, наполненные светом написана в 1970 году. Она появилась в результате поездки к одной из жемчужин Рудного Алтая - "чистому, как детские глазенки, озеру-легенде Маркаколь". Красочное полотно похоже на настенную роспись. Это вдохновенный рассказ художника о чарующе красивом, неповторимом, загадочном осеннего солнца - щедра природа в своих дарах. Бархат темно-коричневых бревенчатых стен еще эффектнее высвечивает пожар букета. Краски положены щедро, объемно, линии мазков широкие, иногда кок бы небрежные. А результат поразителен: букет буквально вылеплен, он живой, светится, греет душу, несет тепло и радость. В этой роботе виден весь мастер - щедрый, взволнованный, любящий.
Попов в 1967 году в Восточный Казахстан, Леонид Агейкин объездил все его прекрасные уголки. Особенно очаровала его мощная, суровая красота Катон-Карагайского района. Этим местам посвящены многие полотна художника, в том числе "Заоблачный край" и "Гон".
В работе "Заоблачный край" перед зрителем встает панорама величественных и суровых гор, находящихся высоко-высоко за облаками: острые каменные скалы, нетающие снега на вершинах горных пиков, поющие неумолчную песнь водопады, зубчатые стены столетних пихт и елей и клубящиеся, мощные, движущиеся облака. Здесь живут люди, такие же мужественные и красивые, как этот край.
Все в картине наполнено вечным движением жизни - люди, олени, воды, облака. Поражает размах панорамы - художник как бы видит изображаемое с большой высоты, пытаясь вместить на холсте необъятность далей, раскинувшихся перед ним. Цветовая гамма - серо-синяя, сдержанная и приглушенная, ее оживляют сине-изумрудные пятна травы на полянках. Художнику удалось раскрыть ощущение самого Алтая, его красоты и силы.
Та же тема суровой мощи природы продолжена в работе "Гон". Горные вершины в лучах заходящего солнца. Внизу, в долине, стремительной лавиной мчатся красавцы-маралы - наступило время гона. Гон - пора любви у оленей. Размах и мощь - в клубящихся облаках, островерхих скалах, стремительно мчащихся маралах...Большой внутренний накал жизни чувствуем мы в красках этого полотна.
Трудно сказать, какой жанр - пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетную картину предпочитал художник. Его таланту по силам было все, все удавалось.
Л. Агейкиным создана серия замечательных портретов современников, людей, живущих и творящих на Рудном Алтае. Он выполнял их быстро, за один сеанс, но как глубоко было проникновение художника во внутренний мир своих персонажей! Рыбаки, мараловоды, журналисты, друзья-художники... Мастера интересовали сильные, яркие, творческие личности.
Он спешил запечатлеть обычаи и традиции людей, населяющих наш край. Быт одной из многих семей села отражен в сюжетной работе "Алтайский двор", выполненной углем (1970 г.), где крупным планом нарисован небольшой бревенчатый дом, просторное подворье и его обитатели. Мастерски выполненный рисунок передает масштабы постройки и двора, тщательно продумана композиция, максимально приближающая нас к предметам, создано поразительное впечатление естественности и правди-вости происходящего.
"Алтайский пейзаж с Белухой" передает мощь и величие двуглавой вершины. Так виртуозно нарисовать пейзаж мог только мастер, чье сердце билось в унисон с пульсом этой величественной горы. На переднем плане - глубокое ущелье, на дне его протекает стремительная горная река, над ней высятся отвесные скалы, клубясь, наползают плотной молочной пеленой облака, вдали высится вершина двуглавой Белухи, закованной в снега и льды. Неповторимая красота горной страны великолепно передана простым графическим материалом - углем. Художник использовал различные выразительные средства - линии, волнистые и прямые, штрихи, растушевки и, конечно же, рукой художника водило само вдохновение.
Л. Агейкиным создано более 600 акварельных листов. В них трепет восхищенной души мастера переливается, сияет фейерверком красок. Художнику удалось остановить мгновенья удивительной красоты природы, передать в роботах состояние творческого полета.
Этюд "Краски алтайской осени" привлекает ярко пламенеющим костром рябины красной, контраст усиливается соседством с ней темно-зеленой хвои сосен и желтеющих облачков кустарника. Запечатлен лишь маленький уголок леса - и как великолепно передано состояние природы в самом разгаре осени! Обильна красками палитра; смотришь, не насмотришься. Акварельный пейзаж написан соединением приемов по сырой и сухой бумаге.
Художник бывал и на Рахманах, привозил оттуда такие шедевры, кок "Горное озеро". Поздняя осень. Вечереет. Все краски в природе приобрели бархатистость, глубину... Ритм вертикальных линий стволов деревьев, их отражение в глубине тяжелых сонных вод создают поразительный эффект звучания. Работа написана акварелью, затем наложен бархат пастели, и набрызг белилами завершил ее.
Л. Агейкин любил работать под музыку выдающихся композиторов: И.С. Баха, П. Чайковского, Ф. Шопена. Музыка звучит и в сиянии красок его работ.
В сказочное царство переносит акварель "Осень на Рудном Алтае": великолепны пышные наряды берез и осинок, контрастом к ним - сине-черный бархат стройных елей - торжественное прощальное шествие природы. Всю палитру красок использовал художник, передавая восхищение души осенней симфонией. Помогло выразительности звучания пастель, - мастерски нанесенная поверх акварели, она придала работе еще большее очарование, декоративность.
Человек и художник Л. Агейкин был противником всяческого насилия и жестокости в природе. Он не рвал цветов, не рубил деревьев, не охотился - ему страстно хотелось сохранить каждое дерево, каждую былинку, растущую на земле. Поэтому цветы в его натюрмортах - не в вазах, о живыми охапками на лугу.
В акварели "Тревожный закат" - настоящее северное сияние красок. В пламенеющих небесах раскрывается волшебный жар-цвет, нежно золотится зеркальная гладь воды, замерла природа в предвосхищении чуда.
Так жил и работал Леонид Агейкин, удивительный, душевно щедрый человек, художник большого таланта и мастерства.
В музыке красок художника зритель услышит биение пульса живой души мастера.
Художник не умер! -
Ушел в холсты,
Где краски доверчивы и чисты,
Художник не умер! -
Ушел в леса,
В птичьи вслушиваясь голоса...
Владлен Шустер
Т.Луцкая заведующая художественным отделом ВК МИ