Шупляк Сергей Петрович

МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ СЕРГЕЯ ШУПЛЯКА
В Восточно-Казахстанском музее искусств проходит персональная юбилейная выставка члена Союза художников СССР и Республики Казахстан Сергея Петровича Шупляка.

На ней представлены произведения, выполненные в различных техниках, жанрах и материалах.

Основа выставки - это противоборство добра и зла. Первоначальное название было взято из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Тьма сгустилась над городом». Но как человек истинно талантливый Сергей Петрович пытается найти выход из создавшегося положения, поэтому последнее название выставки - «Мистика и реальность Сергея Шупляка».

Родился Сергей Шупляк 30 октября 1953 года в Алма-Ате. С осени 1960 года проживает в Усть-Каменогорске. По специальности техник-электрик, но по призванию души - художник. В 1979 году он был зачислен на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. С этого момента начинается его профессиональная учеба и деятельность в искусстве.
- Мой папа украинец, а мама русская. Я являюсь носителем культурных традиций двух славянских народов, а по стилю жизни я азиат. Всю жизнь прожил в Казахстане.
Я признателен своей маме за то, что родила и вырастила меня. Папе за то, что в детстве вложил мне в руки карандаш и привил любовь к рисованию. Обоим родителям за то, что смогли вырастить и воспитать нас, пятерых детей. За атмосферу доброты и любви, которая царила в нашем доме. Папа был очень добрым и мягким по натуре человеком. А мама была наоборот. Очень требовательной и немного жесткой, но справедливой женщиной. В то трудное время только такие люди и смогли поднять страну из послевоенной разрухи, - делится сокровенным Сергей Шупляк.
В сентябре 1964 года отец привел его во Дворец пионеров в Усть-Каменогорске, где работала детская изостудия. Руководил ею художник, опытный педагог и очень добрый человек - Е.Н. Годовский.
- В Московском текстильном институте был замечательный преподава-тельский состав. С нами занимались профессора живописи Ф. Антонов, В. Козлов, А. Нешатаев. Вместе с ними работали Заслуженные художники России В. Кулаков, Д. Домогацкий, П. Чистяков, В. Дубинчик. И другие замечательные специалисты и педагоги. О многих вещах в подготовке профессиональных художников я не имел никакого представления, и многое стало для меня неожиданным откровением.
Основы линейно-конструктивного рисунка в нашем институте закладывал известный художник Александр Александрович Дейнека.
Факультет прикладного искусства подготовил много специалистов, ставших впоследствии известными художниками и педагогами. Имена многих, возможно, ничего не говорят людям, не связанным с искусством. Но стоит упомянуть одно, и отношение к институту и факультету меняется сразу. Это художник-модельер Вячеслав Зайцев.
Непосредственно с ним учиться мне не довелось. Он закончил институт раньше. Но вот с его сыном Егором, который также стал художником-модельером, я учился в параллельных группах. Занимаясь рядом с ними, я и понял, как же готовят художников-модельеров. В программе обучения один семестр мы работали вместе и тоже должны были сделать несколько вариантов моделей. Хотя, конечно, мы понимали, что это всего лишь общее знакомство.
Учиться было трудно, но интересно. Моя психология художника-любителя тяжело приспосабливалась к требованиям профессионального обучения. Трудно было привыкать к тому, что нужно было рисовать не то, что тебе нравится, а то, что требует от тебя учебный процесс. Трудно было делать задания на какие-то непонятные темы по «зрительной передаче эмоционального состояния» и т.д. Еще труднее было понять, почему одни работы хвалили, другие разносили в пух и прах. Очень было обидно, когда тебя за твои старания и праведные труды не хвалили, а ругали. Почему? Я ведь так старался.
Это сейчас я понимаю необходимость перевоспитания моей любительской психологии. Работать не по принципу «куда кривая выведет», а так, как того требуют законы гармонии. Вот тогда я вдруг ощутил непонятное состояние того, что мое любимое рисование стало мне в тягость.
Очень долго и трудно воспринимал такое выражение, как «активный цвет». А постоянно употребляемые композиционные термины «расчленить» или «разрезать» плоскость вызывали какие-то неприятные ассоциации. Долго не понимал, почему сочетания одних цветов должны у зрителя вызывать «мажорные настроения», а другие - «меланхолическое состояние»; я не знал, что существует стройная система передачи эмоционального состояния. Это сейчас, спустя более 20 лет после окончания института, я могу говорить об этих вещах легко. Тогда же было многое непонятно.
Своих педагогов мы очень любили. Ведь они нас учили таинствам искусства. И когда студент долго маялся со своим заданием, они подходили и всего несколькими мазками превра¬щали работу в законченную.
В 1985 году С. Шупляк закончил обучение в институте и вернулся рабо-тать в Усть-Каменогорск на КШТ.
Красной нитью на выставке проходит тема литературного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - влюбленная Женщина, Любовь, Страсть - прекрасные Чувства. Это булгаковский реквием С. Шупляка «темным силам».- Я люблю работать по воображению, ассоциативно. В зависимости от настроения. Скажу прямо, это не прямое прочтение романа. Не иллюстрация, не книжная графика, а мои ассоциации. Вначале меня поразила тема любви. Позже стали ближе едкая сатира и сарказм. А в последнее время все больше и больше занимают изображенные Булгаковым «темные силы». Булгаков изобразил этих «темных» такими, что им хочется служить. Я не сторонник чистого реализма в искусстве и люблю работать по воображению. Символисты и художники стиля «модерн» - мои любимые художники. Мне интересно изобразить не конкретную физическую оболочку, а эмоции, скрытые желания, многообещающий взгляд, внутреннее состояние человека, намек... передать это трудно. Не всегда получается, но зато так радуют удачи.
Одной из ведущих тем выставки является тема Прекрасной Женщины. Ей посвящен триптих «Ваше величество Женщина», а также женские портреты, написанные с трогательной теплотой и любовью. В серии графических работ художник восхищается красотой женского тела и передает свое восхищение через линию - плавную, грациозную, поистине певучую, с тончайшими переходами света и теней. Кажется, что музыка исходит от картин, как реальная эмоциональная сила, направленная на зрителя, и создает образ таинственной, загадочной и всегда непостижимой женской души.
Также им любимы темы, в которых ярко выражено эротическое начало. «Женщина в экстазе» - какой прекрас¬ный сюжет. Или тема «Роковой женщи¬ны»? Суметь это изобразить так, как чувствует сам художник, чтобы это потом почувствовал зритель. Какая интересная задача!
Как удержаться на той грани, когда это выглядит еще пристойно, но вооб-ражение уже начинает активно работать? Как изобразить не столько внеш-нюю оболочку, сколько внутреннее состояние? Как нарисовать каранда-шом то, что и словами-то передать не всегда получается?
Графика, простой карандаш - это любимые его материалы, конечно же, после гобелена. В графике он чувствует себя наиболее комфортно в срав-нении с другими видами искусства.
Художник использует все богатство выразительных средств карандаша. В своих женских образах художник сохраняет некое инкогнито. Он пишет или просто женскую фигуру, или делает такой поворот головы, что лица не видно. «Мне важно, чтобы у зрителя возникало ощущение, которое не связано с конкретным лицом. Ощущение самого присутствия женщины, которая для мужчины значит очень много. Она такой стимул...
- Мне близки такие художники, как Густав Климт, Густав Моро, Жан Дель-виль, Обри Винсент Бердсли, художники «прерафаэлиты», потому что в их работах есть что-то подобное...
ОНИ изображали таких женщин, которые были способны откровенно выявлять свои чувства, жар своей души, пыл любви, движение тела. Они таинственны, загадочны, могут быть опасными, роковыми... Но что-то неуловимое влечет к ним... Может быть, это волнение крови, натянутость нерва... Они словно выполняют магический танец мотылька вокруг горящей свечи...

Кто сказал, что Медуза Горгона была отвратительной внешности? А может быть, это была такая красота, увидев которую, ты теряешь свой рассудок? Может быть, это одно мгновение стоит больше, чем вся остальная большая серая жизнь? А «Поцелуй»? Как у Климта? Поцелуй на краю обры¬ва. Одно неверное, неловкое движение и падение в пропасть, гибель... Но чувство столь велико, что влюбленные забыли об опасности.
Конечно же, мне хотелось изобразить что-либо подобное. Изобразить глаза, глаза, которые ты не видишь, но которые тебя пронизывают насквозь. Показать такой поворот головы, когда не видно лица. Или увести его в тень. Но что бы каждый в своем воображении увидел, то лицо, которое он представляет.
Возможно, эти темы уводят от реальной жизни. Но я и не собирался изображать реальную жизнь. Она меня больше огорчает, чем радует.
Моя графика ближе к салонному искусству, миру иллюзий, жизни богемы».

Детская тема С. Шупляка - это трансформация форм персонажей под восприятие ребенка, который не просто смотрит, а играет в сказку. Это не иллюстрация, где нужно быть достоверным. Ребенку не важна достоверность, он ее не знает - ему нужна игра. Детскую тему автор выполнил не только в технике батика, но и книжной графики. Художник создает мечтательный мир, где удивительным образом уживаются герои его детских сказок - «мультяшек» и мотивы светлой, прекрасной юности. В его душе произрастают сказки. В них светится беззаботный мир детства и доброты. Сказки помогают остаться человеком.
В технике батик и гобелен Сергей Шупляк по праву считается одним из лучших мастеров Республики Казахстан. Батик — самая любимая техника мастера. Здесь С. Шупляка привлекают неограниченные творческие воз-можности. Техника росписи горячим воском очень гибка и разнообразна, она позволяет достигать необычных цветовых эффектов, перекрывать краской большие плоскости. А благодаря непредсказуемости и неповторимости узора цветовой сетки, которая образуется от попадания красок в трещины воска, каждая работа в батике уникальна, ибо двух одинаковых не бывает.
Также художник любит работать в технике холодного батика, экспериментируя с псевдовитражами, имитируя эффект «старого стекла».
На выставке «Мистика и реальность Сергея Шупляка» целью произведений является воплощение размышлений автора, построенных на переплетении мистики и реальности окружающей жизни. Это своего рода предупреждение для каждого человека, что в его мыслях и поступках заложена ответственность перед прошлым, настоящим и будущим всего человечества.


Я.Шматова заведующая ХО ВКМИ, член Союза художников РК


  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика