Коробков Александр

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУШИ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА КОРОБКОВА
После десяти лет затворничества художник Александр Коробков позволил устроить себе бенефис. Вернее, это сделали его друзья, которые настояли на том, чтобы к своему юбилею он показал публике, на что способен. А представил он огромное количество работ - 150 произведений, удивляющих разнообразием жанров, техник и силой самовыражения. А сколько еще на чердаке ...", - отшучивается он.

Александр Иванович не любит шумных тусовок, пространных разговоров о творчестве. На вопрос: "Почему не выставлялись столько лет?", - отвечает откровенно: "Не люблю публику! Работаю для себя".
- Искусство ради искусства, что ли?
- Нет! Это реализация души.
На выставке в областном этнографическом музее "Мой берег вечный", мы ощутили всем сердцем эту реализацию души.
Александр Коробков - явление в изобразительном искусстве Восточного Казахстана. Ему подвластны в равной степени и живопись маслом и акварель. И тут он, как и во всем, не стандартен; акварель - на больших листах.
Он умеет передать настроение природы - от грозовых туч, до разноцветной радуги - дуги, повисшей подковой счастья над землей. У него танцуют деревья, и умиротворенностью дышит гладь воды на озерах и прудах. Так и хочется остановиться возле этой убаюкивающей красоты и отдохнуть душой от суеты. И во всем стремительная, размашистая, уверенная рука мастера. Ах, как гуляется свадьба под кистью Коробкова! Все - и молодые, и сватья, и братья - в белых одеждах и чистоте чувств, со светлой песней о любви и жизни на земле, - вряд ли такое где увидишь! Каким-то внутренним чувством ты слышишь эту песню, нежную, про¬тяжную. Так может писать только воистину любящая душа.
...С Александрой Петровной они прожили всю жизнь, вот до персональной выставки доросли. В своих творческих победах он видит часть и ее творчества, Как истинная жена худож¬ника, она умеет почувствовать его состояние и не мешать. А иногда и подтолкнуть. Александр Иванович не без гордости за свою Петровну поведал об одном случае. А сколько подобных было за совместные годы...
- Супруга моя, Александра Петровна, дала мне возможность прорваться в настоящее искусство. Однажды приходит и ставит 10 натюрмортов - цветы в ведрах, в тазиках. А я хожу, как маэстро... Писать не могу! А потом щелчок какой-то, удар, и начинаешь писать...
Озера, леса, реки, луга, по которым хочется побегать. Задумчивые улочки старого города и строгие, но теплые, кержатские деревеньки, цветочные симфонии и проникновенные по погружению во внутренний мир героев - портреты ... - все это мир Александра Коробкова. Яркий и радостный, оптимистичный, неунывающий, как и он сам.
Но чем особенно поражает мастер, так это резными шедеврами. От монументальности до зарисовочной легкой фантазии, когда над Землей порхают ажурные бабочки. Так выглядит Мир после той страшной, затяжной войны. Фейерверком радости вспыхивают над Планетой яркие рас-писные птицы. И "влюбленные" - уста к устам... Хотя это обыкновенные поленья. Коробков оригинален, модерновый, непредсказуем!
По-глазуновски масштабно, в лицах, показана Победа, и совершенно неожиданно - в резьбе. Плотными рядами вставали на врага воины -солдаты, старики, дети... И в горе, и в радости, - вместе!
Откуда такая силища таланта, откуда такая любовь, теплота во всех его работах? Ответ прям и прекрасен - выставку Александр Коробков посвятил своему отцу Ивану Степановичу - первому Учителю и Учителю на всю жизнь!
На вопрос, к какой школе мастеров себя относит, отвечает резко отрицательно: "Ни к какой! Я просто чувствую. Отец резал оклады, красивые вещи вырезал. А мы, ребятишки, присматривались, как из-под резца идет прекрасный рисунок и появляется тайна. Он иногда придет и говорит: "Саша, вставай! Облака красивые сейчас!" Я встану, посмотрю да - а! Красивые... А потом ему хочется увидеть эти облака на холсте. И я пишу...".
Владислава Владимировича Тихонова, обыкновенного школьного учителя по рисованию, Коробков почитает так же, как отца: "Очень уж он требовательным был, но во благо нам. Учил постигать психологию ситуации, которая потом проявляется на холсте, учил не унывать".
Тамара Быкова, искусствовед, заместитель директора областного этнографического музея по выставочной работе и просто давний друг Александра Коробкова "по палитре", точно заметила: "Мы для себя открыли мудреца и философа, романтика с душою ребенка. Его живопись настолько великолепна, чиста, словно утро после дождя. "Мой берег вечный, волна и ветер ... Что еще надо, чтоб быть счастливым на белом свете!?".
А. Коробков родился в России, в Рубцовке. А Восточный Казахстан стал "берегом вечным". Эти слова из сти¬хотворения талантливого земляка, поэта Евгения Курдакова, он взял в название выставки не случайно. Они дружили, спорили, постигали жизнь, тьорипи, созидали...
В члены Союза художников Александр Коробков был принят в 1976 году. Тогда это был непростой процесс, талант "взвешивался" навер¬няка. Рекомендации давали маститые художники. И среди них - Гульфайруз Исмаилова, блестящий мастер живописи. "Гульфаруз увидела мои работы и говорит: "Ну, надо же! Сыночки наши вступают в Союз художников"- Членский билет Союза художников СССР он хранит до сих пор. Ведь подписан он тоже величиной в изобразительном искусстве - Таиром Салаховым.
Везло Коробкову на общение с "величинами". Среди них столпы казах-станской графики - алмаатинец Евгений Сидоркин и наш Виктор Титов. И даже итальянский художник Ренато Гуттузо. На "сборной выставке" в Алматы он по-свойски отобрал удивившие его работы, чтобы увезти их в Рим. Особенно приглянулся ему резной "Чабан". Об этом сейчас с улыбкой, без сожаления и даже с гордостью, вспоминает Александр Иванович: "На следующий день, когда Гуттузо улетел в Италию, мне спокойно сообщили: "Мы сделали подарок Ренато".
Это что! А вот, что произошло с его любимым детищем - резным триптихом, - именно он стал основанием для вступления в Союз художников. Триптих выполнен в оригинальной манере: на распахнутых в сельской избе окнах. Художник вообще с особым чувством относится к деревенской теме... Но в нашем музее демонстрировался не подлинник. Настолько хороша было работа, что кто-то, но выставке, в Республиканском музее изобразительных искусств имени Кастеева, ее просто "приватизировал". Готовясь к персональной выставке, Коробков повторил свой шедевр.
Александр Коробков, хоть художник с именем (наминал еще в знаменитых мастерских на Бабкиной мельнице вместе с Леонидом Агейкиным), в жизни чрезвычайно застенчив, не любит, как говорится, быть на глазах. Но друзьям всегда рад, дом его радушно открыт для всех. Так вот, в таком представительстве, как на его вернисаже, наши художники давно не собирались. И это самый верный критерий оценки творчества.
Куляш Акашева, художник, обращаясь к юбиляру, говорит: "Сейчас посмотрела выставку. Чувствуется тепло твоих рук, настолько все трогательно! Вроде, такой маленький, небольшой человек, а на самом деле, такой фонтан - фонтан творчество! Мы - твои друзья, мы всегда с тобой!".
Возле портрета художника Бориса Морозова я сталкиваюсь с ним же и сходу интересуюсь: "Как себя чувствуете рядом со своим двойником?".
Борис Морозов, художник, лауреат Премии акима области: "Здорово! Мне очень нравится, что живопись сочетается с прикладным искусством, они дополняют друг друга. Мне нравится его "Свадьба", пейзажи, которые поражают откровенностью, композиционно интересные. Гамма цветов - он не повторяется, у него в каждой работе есть своя гармония, свое чувство. Он не стоит на месте, творческий рост в каждой работе. Он гигант! И он растет! Он на многое способен и еще многое сделает. Я в него верю!"
Среди застывших в созерцании у картин Коробкова замечаю первого заместителя акима Восточно-Казахстанской области Магзама Баяндорова. "Всегда, когда прикасаешься к искусству, оторвавшись от обыденности, житейских забот, отдыхаешь душой, - делится он своими впечатлениями. Прекрасная выставка! Я думаю, такие люди, как Александр Иванович, нас просто заряжают, не дают растрачивать наш оптимизм, подпитывают какой-то неведомой энергией".
Вот такой он необыкновенный художник, Александр Иванович Коробков. Один из немногих корифеев восточно-казахстанской живописи, мастер-прикладник, открытие которого состоялось как бы заново.
...На выставке, в центре одного из залов, красуется каравелла с ослепи-тельно белыми парусами-крыльями, искусно выполненная, по всем правилам кораблестроения. И в этом он преуспел...


В.Лазарева
фото предоставлены ВК областным этнографическим музеем

 

  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика