1. История и современность
  2. О развитии и реконструкции г. Усть-Каменогорска

О развитии и реконструкции г. Усть-Каменогорска

В начале ХVIII века Россия расширяла свои сибирские территории в южном направлении, для чего на границах возводились военные оборонительные укрепления. 12 августа 1720 года военный отряд Российской армии прибыл к месту слияния рек Иртыш и Ульба, где начались работы по строительству крепости. Этот день принято считать днём основания города Усть-Каменогорска.
Прямоугольная в плане, из деревянного частокола крепость, площадью около 1 га с населением в 363 человека, была обнесена рвом и земляным валом, укреплена бастионами, на которых располагались деревянные башни. Внутри размещалась деревянная церковь, казармы и административные сооружения. С течением времени вне крепости начинают возникать военные и “обывательские” строения (форштадт), которые по плану расширения в 1759 предполагалось включить в ее состав. Пожар в 1765 году, уничтоживший большую часть крепости, ускорил этот процесс. По плану реконструкции 1766 года крепость развивается в трёх направлениях (кроме восточного) и имеет площадь в 7 га. Поглотив форштадт, крепость некоторое время несёт в себе не только военные функции, но и является ядром формирования селитебной территории и его общественным центром. Город, рождённый эпохой Петра I, имел характерные градостроительные черты своего времени – чёткое функциональное зонирование, регулярную планировку улиц и относительно последовательное (плановое) развитие.

В 1845 году был утверждён проект застройки бывшей крепости, который по существу являлся первым генеральным планом города. По плану территория города развивается на север. В центре оказалась не застроенной территория, бывшего кладбища. Размещение в этом районе церкви, лавок, присутственных мест, манежа – послужило основой формирования первого городского центра. Торговые площади города часто попадали на места бывших кладбищ. На перекрёстке улиц Орджоникидзе и Ушанова, на месте кладбища, возникла площадь для продажи сена и дров (ныне это главная площадь города). На месте бывшего мусульманского кладбища сегодня находится центральный рынок. Связано это, видимо, с тем, что быстро растущая городская застройка поглощала в первую очередь свободные пространства, оставляя в своей ткани заброшенные территории, которые уже нельзя было использовать по прямому назначению.
Большую роль в формировании структуры города сыграли основные междугородние дороги. Освобождаясь от жёсткой сетки улиц за чертой города, они плавно описывали все особенности пригородного ландшафта, расходясь в разные направления, образуя в последствии основные городские магистрали. Фрагменты сегодняшних улиц Бажова, Ворошилова, проспекта Ленина когда-то являлись одной дорогой в Семипалатинск. От дороги в Бухтарминскую крепость практически ничего не осталось, но именно в этом направлении возникла целая система парков и площадей. В соответствии с рельефом, дорога на Бухтарму делала сильный изгиб на восток, огибая существующую в те времена пересыхавшую протоку и лесной массив. Наличие этого изгиба и лесного массива дало толчок в дальнейшем возникновению здесь парка (имени Джамбула).
В конце ХIХ начала ХХ веков город переживает свой первый экономический подъём. С 1861 по 1913 население города выросло в пять раз (3334 и 17980 человек соответственно), в основном за счёт притока переселенцев. Главным направлением развития города по-прежнему оставалось северо-восточное – территория междуречья. В те времена русла рек и проток имели более развитую систему и вместе с рельефом явились ландшафтным ограничительным фактором. С 1868 года на правом берегу Ульбы, вдоль дорог на Семипалатинск и по Бухтарминскому тракту в Согру, формируется новое жилое образование – “Заречный хутор”, которому в последствии суждено стать крупной селитебной территорией. С 1859 по 1917 годы прирост городских территорий составил 319 га, а все земли, освоенные под застройку, составляли – 376 га. К двадцатым годам прошлого столетия полностью сформировался городской центр – Соборная и торговая площади, на которых располагались ряд общественных, административных и торговых зданий (сегодня это парк имени Кирова)
Связь с левым берегом Иртыша осуществлялась по нескольким паромным переправам.
В 20-х 30-х годов ХХ века на северо-западе заречья возникла первая промышленная зона, что было обусловлено местом пересечения железной дорогой Рубцовск – Риддер и связавшей её с речной пристанью, железнодорожной веткой. Среди значимых объектов того времени можно выделить организацию аэропорта и начало строительства свинцового завода. Однако, в этот период происходили и обратные процессы. В 1934 году Соборная и торговая площади – главные места торговли и общения, превращены в парк. Это привело к утрате функционального назначения торговых рядов и некоторых общественных зданий. В 1936 году по идеологическим соображениям снесён Покровский собор (1888). Таким образом, город лишился своего главного элемента – центра, который появится спустя два десятка лет.
Вторая Мировая Война самым непосредственным образом повлияла на развитие Усть-Каменогорска. В город потянулись эшелоны эвакуированных предприятий и беженцы. Так, на севере заречья вдоль железной дороги получил дополнительный импульс развития первый промышленный узел и барачный посёлок рабочих – “стройплощадка”. Однако, исторически сложившаяся селитебная зона вблизи эвакуированных промышленных предприятий через некоторое время столкнулась с трудноразрешимыми экологическими проблемами.
Шло время, война закончилась, население города за военные и послевоенные годы выросло в семь раз (с 20 тысяч в 1939 году до 150 тысяч в 1959 году), появилась необходимость в урегулировании анархично складывающейся застройки заречья, нужно было отрегулировать общее развитие города.
Генеральный план Усть-Каменогорска 1949 года решал эти задачи. Жилой массив (квартал “Б”) один из первых реализованных проектов, разработан комплексно, в соответствии с действующими тогда градостроительными нормами. Его строительство развивалось в южном направлении на смыкании с центральной частью города. Основными проектными работами занимались ленинградские проектировщики. Почерк архитектурной школы Ленинграда – это ещё один штрих в облике города. Квартальная (микрорайонная) застройка, ансамблевость, представительные улицы и площади, на фасадах зданий и обилие зелени (парки, скверы, курдонеры) – вся эта архитектура сороковых-пятидесятых годов несёт в себе, отчасти, дух старого Петербурга.
Принцип квартальной (микрорайонной) структуры, которая сложилась в 50-е годы, сохранился в проектировании и строительстве до наших дней. В его основе заложен удачный принцип функционального зонирования первичного жилого образования. Ядром микрорайона является, как правило, школа и несколько детских садов. Таким образом, пешеходные потоки между жильём и детскими учреждениями обезопасились от транспортных магистралей. Жильё представлено многоквартирными зданиями средней этажности. По периметру располагаются общественные здания или жилые дома повышенной этажности со встроенными в них на первых этажах объектами культурно-бытового обслуживания.
В 60-80 годы город переживает свой второй экономический подъём, а вместе с ним строительный “бум” (население города увеличивается с 150 тысяч в 1959 до 280 тысяч в 1980). Индустриализация в строительстве достигла такого уровня, что жильё, вводилось в эксплуатацию целыми районами, возникло сразу несколько промышленных зон. В то же время, сверхцентрализация и индустриальные методы в гражданском строительстве отрицательно сказались на уровне комфорта и эстетике архитектуры, вызвав справедливую критику.
В связи с интенсивным развитием Заульбинского жилого района (Ульбинский район) возникла необходимость в коммуникационных связях двух частей города. Тогда началось строительство одной из главных планировочных осей – улицы Л. Толстого (проект застройки разработан 1957 году), ныне проспекта Ленина. Мощная автомобильная магистраль стала основной артерией города, которая определила перспективы его развития.
Так как в 30-е годы город лишился своей главной торговой площади, появилась потребность в новых городских центрах. Первым из них стала площадь вокруг Дворца металлургов – ядро квартала “Б”. Новый городской центр оказался слишком удалён от исторически сложившейся застройки, что послужило поводом к возникновению нескольких “промежуточных” центров на оси проспекта Ленина.
Если площадь Металлургов решалась как один из элементов всего жилого района (квартала), то по формированию площади Толстого (Ушанова) возникли варианты. По одному из них площадь имела геометрическую форму круга и могла бы претендовать на оригинальность.
Но, авторов проекта обвинили в формализме и неиндустриальном подходе. Ещё более запутано складывалась ситуация когда решено было организовать главный городской центр на месте бывшего кладбища в старой части города. Площадь имени Ленина и застройка вокруг неё имели множество проектных предложений, дискуссии продолжались, даже тогда, когда был определён и установлен главный композиционный акцент – памятник В. И. Ленину, и начались основные планировочные работы.
Приемлемое композиционное решение тогда удалось найти, но некоторые проблемы, – например, такие, как неудовлетворительная организация пешеходно-транспортных потоков, – остались.
В 40-60-е годы город развивается за счёт внутренних резервов, шла глобальная реконструкция исторически сложившейся застройки. К концу шестидесятых территориальные ресурсы были исчерпаны – город оказался “заперт” на правом берегу Иртыша между скалистыми сопками на востоке, промышленной зоной на севере и экологически неблагоприятной территорией на западе. Генпланом 1967 года определено новое южное направление – левобережная часть Иртыша. По площади и по численности населения предполагалось создать жилое образование из 12 жилых районов (250 тыс. жителей), такое же, как существующий на то время город (13 жилых районов, 207 тыс. жителей), там же разместить новые общественный центр и экологически чистые производства. Существует несколько причин, по которым застройка левобережья происходила не в пойме реки, главная из них – это зона затопления в случае чрезвычайной ситуации. Сегодня на левом берегу выстроено примерно 15 % от запроектированного объёма жилья.
Для связи лево- и правобережных частей города, был возведён автомобильный мост. Первоначально строительство моста планировалось на продолжении улицы Краснооктябрьская (проспект Ауэзова), но посчитав затраты, специалисты решили, что его строительство выше по течению будет дешевле. На практике всё оказалось наоборот – сэкономив на строительстве, пришлось затратить большие средства на решение транспортных проблем. Возникшая острая необходимость связать два моста (Иртышский и Ульбинский), определила новую городскую магистраль – проспект Победы. Ситуация осложнялась тем, что под снос попали ряд общественных, производственных и жилых зданий. В зоне реконструкции также оказались фрагменты исторической застройки. На сегодняшний день выстроены общественные и жилые здания, формирующие проспект, но транспортная связь отсутствует.
Мосты играют важную роль в коммуникационных связях трёх составляющих частей города, разделённых естественными водными преградами – Иртышом и Ульбой. Обилие мостов, их конструктивные особенности и неполадки являются постоянным источником беспокойства для местных властей.
Наиболее заметным достижением советской архитектуры и строительства в городе можно считать жилой массив вдоль набережной Иртыша и место его слияния с Ульбой
(так называемая “Стрелка”). Массив застроен преимущественно жилыми многоквартирными домами средней и повышенной этажности. Комфортабельные квартиры, удобные пешеходные и транспортные связи, уютные зелёные дворики и скверы, по праву делают его привлекательным районом города.
К достижениям данного периода можно отнести большую работу, проделанную в области озеленения города. Обобщённая схема озеленения выглядит следующим образом. В центре исторической застройки расположены городские парки и скверы – так называемое зелёное ядро вокруг него находится основная селитебная территория, вокруг которой в свою очередь, располагаются рекреационные пространства – поимы рек Иртыша и Ульбы. Следующее “зелёное кольцо” опоясывает весь город с его пригородами в виде дикорастущей зелени, лесополосы, дачных и садовых участков.
Пригороды и жилые образования это важнейшие градостроительные составляющие в структуре города. Старая Согра – возникла к 1745 году как звено в цепи Колывано-Кузнецкой линии укреплений. Село Меновное (Меновое) 1765 год – возникло как таможня и торговый центр на правом берегу Иртыша. В нескольких верстах вниз по течению Иртыша в пойме протоки Ульбы в 1725 году возник казачий выселок “Защита Хлебопахотная”. После пожара станицы в 1745 году казаки переселяются в юго-восточную часть города, а через сто пятьдесят лет выселяются из города в хутор “Защиту” и на Левый берег Иртыша, заложив посёлок Ново-Устькаменогорский. В 1901 году открыто речное пароходство на Иртыше. Пристань, как место пересечения речного и железнодорожного транспорта, стала градообразующим ядром рабочего посёлка – сегодня это составная часть города. В конце 40-х годов ХХ века в пригородах возникает ряд одноэтажных посёлков (Октябрьский, Красина, Мирный, Новая Гавань, Шмелёв Лог). Посёлок Аблакетка (40-50 годы) сложился в период строительства Усть-Каменогорской ГЭС. Существовали проектные предложения по превращению посёлка в крупный городской район, но предложения остались не реализованными. На северо-востоке города в 50-60-е годы начинает развиваться новый промышленный узел, следом возникает современный жилой район для рабочих – Новая Согра. В шестидесятые годы до предела обострились отношения между СССР и КНР – так вблизи села Ахмирово появилась воинская часть, а при ней военный городок Новоахмирово. В 70-е годы в результате сложной международной экономической обстановки правительство СССР приняло решение о строительстве в Усть-Каменогорске арматурного завода. Строительство при нём жилого района для рабочих, ввиду его удалённости от города, сегодня считается ошибочным. В восьмидесятые годы власти города принимают решение об отводе крупных земельных территорий под строительство индивидуального жилья на левом берегу Иртыша (посёлок Металлург). Необычный размах и индустриализация в индивидуальном строительстве в то время являлись новаторством в масштабах государства.
В конце 80-х годов прошлого столетия в городе ежегодно вводилось около 150-180 тыс.м2 жилья, население города в 1990 году составило 330,5 тысяч (график 1, 2).
Развитие северо-восточного промышленного узла и освоение левого берега находились в полном разгаре, когда в 90-х разразился экономический кризис. На сегодняшний день в городе капитальное строительство не ведётся, усилиями малого бизнеса происходит лишь незначительная реконструкция в существующей застройке центра города. Отсутствие крупного потенциального заказчика ведёт к тому, что происходит “захламление” значимых внутригородских территорий объектами второстепенной важности, исчезают зарезервированные рекреационные зоны. За счёт сокращения общей численности городского населения (примерно на 3,2% за последние 10 лет) спрос на жильё не превышает предложение, что в свою очередь не может стимулировать рынок строительства жилья.
В 1997 году власти города провели конкурс на “Концепцию перспективного развития города Усть-Каменогорска” среди проектных организаций Усть-Каменогорска, Петербурга, Алматы, Новосибирска, результатом которого стало определение новых приоритетов генерального плана. Основной город предлагается, по прежнему развивать на Левом берегу, но теперь он уже вплотную приблизится к береговой линии Иртыша. Административный, деловой и культурный центры будут располагаться преимущественно в исторической части города. Усложнится транспортная схема – появятся дополнительные городские магистрали и мосты, предлагается использовать водный и железнодорожный транспорт в черте города.
В заключение можно добавить, что характерной особенностью формирования города за 290 лет является его линейное, импульсивное развитие под воздействием социальных, экономических и политических факторов, смена направлений развития селитебных территорий и общественных центров. К счастью, это не помешало сохранить местные традиции городской среды и общественной культуры.

 

  Отдел краеведческой информации - О городе


Яндекс.Метрика