Поэтические маршруты родного города

ГЕРАСИМОВА Дарья
Руководитель:  Макарец Л.П., – учитель русского языка
КГУ «Школа-центр дополнительного образования №19»

Поэтические маршруты родного города

В каком удивительном городе нам посчастливилось жить! Усть-Каменогорск – это промышленный центр, город металлургов и одновременно центр культуры, по улицам которого ходили когда-то Александр Волков, Евгений Курдаков, Евгений Пермитин.  Здесь причудливо сочетаются старые одноэтажные постройки, дома с резным кружевом ставен  и новые высотные микрорайоны, сверкающие стеклом и металлом.  Это город с почти трехсотлетней историей и одновременно город, устремленный в будущее. 
Необыкновенно поэтично, душевно звучат названия районов нашего города: Стрелка, Квартал, Космичка, Мирный, Согра, Защита, Аблакетка, Куленовка… За каждым названием – история, судьбы людей, ощущение дома, малой родины. 
Что чувствовали авторы, когда пером  касались белоснежных листов, можно узнать, отправляясь в путешествие по городу вместе с ними. Почему бы и нам не побывать там, где ранее вдохновение искали Наталья Матвеева, Игорь Кабанов, Евгений Курдаков, Михаил Чистяков, Любовь Медведева и другие поэты, в  чьих стихах воспеты улицы и площади Усть-Каменогорска?
Свой маршрут я начну от своего дома, знакомого мне с четырёх лет посёлка Красина,  бывшей Отрываловки, где жила когда-то Наталья Семёновна Матвеева, чья лирика обнажает всё сокровенное и невидимое другим:

Отрываловка.  Отрываловка.
Ты кусочек моей души.
Отрываловка, Отрываловка.
Память снова к тебе спешит.
К твоим домикам, занесённым
Вьюгой яростной по трубу,
К тополям твоим, твоим клёнам
И к следам моим на снегу...

Читая вслух эти строки, я словно переношусь вместе с поэтессой в детство, за руку с ней прохожу по улицам. Слушаю скрипящие звуки под ногами, которые издаёт снег - белоснежное одеяло, и вижу, как крепкий морозец оставляет сказочные узоры после себя, художественно расписывая стёкла запотевших окон. Она рассказывает мне о беспечности и счастье тех дней в послевоенное время, о местах, где жила и росла.
И вместе с Натальей Николаевной, через её образы и строки приходит ощущение, что «…средь терпкой твоей полыни/ И прогретых на солнце скал/ Силы черпаю и поныне./ И поныне ты мой причал».
Заканчивается  детство, меняются маршруты…
Ближе к вечеру проходим мимо величавого Иртыша, незаметно подкрадывается взросление и совершенно иное вместе с тем восприятие. Вблизи ослепительного солнца небо окрашивается в сочно-апельсиновые тона, и в отражении величавой реки это выглядит  прекрасно. И вновь меня предвосхитила Наталья Матвеева:

Я любуюсь на гладь Иртыша,
На район, что стоит величаво.
Ветер, листьями в парке шурша,
Делит с осенью тихою славу.
И стекает закат по Ульбе,
И вода этой горной богини,
Покоряясь природе, судьбе
К Иртышу мчит его берегиней...

Встреча с поэтессой подходит к концу, но за поворотом меня ожидает ещё одна.
Если пройти вверх по Набережной Иртыша, то окажешься на Аблакетке, воспетой И.В. Кабановым, известным в нашем городе музыкальным руководителем и композитором, автором шести музыкальных альбомов. Одну из своих песен он посвящает Аблакетке:

Между гор и рекою глубокой,
С давних пор старины той далёкой,
Люди в скалах свой путь проложили,
И посёлок в горах заложили!
Появилось селенье на плато,
Свежим воздухом, рыбой-богато,
В честь Аблая народ очень метко,
Поселенье назвал Аблакеткой!

Живет сотни лет после Аблая поселок Аблакетка, трудится, любит и играет свадьбы, выращивает сады и воспитывает детей, любуется величавым Иртышом и тонет в сугробах, наметенных знаменитыми аблакетскими ветрами.
Ширится география моих прогулок по родному городу. Расширяется круг моего знакомства с поэзией об Усть-Каменогорске. Михаил Чистяков приглашает меня в своих стихах на КШТ и Куленовку. Федор Карбушев  в стихотворении «Конденсаторный завод» говорит о незнакомом мне промышленном Усть-Каменогорске. 
В.Дик рассказывает о том, как ходили двор на двор на Крыловке: «Потому что это важно, защищать свой дом отважно».
А вот Любовь Медведева воспела улицу весьма отдаленную, но  известную всем коренным устькаменогорцам, «Краснознаменная» - так называется её стихотворение.

Поблизости гремела медь парадов,
Взлетали в небо яркие шары…
И сумасшедший дом через ограду
Смотрел на игры местной детворы.
В этом стихотворении все как в жизни: небольшое расстояние от торжественно-парадного до низменно-обыденного. Радость и грусть идут рука об руку:
Все чаще плачет улица родная, 
И сгорбились от старости дома…
А мы живем и до сих пор не знаем,
Что знамя алое давно полощет тьма.

Именно стихотворения Медведевой показали мне тихую прелесть старого Усть-Каменогорска:
Ужаленная словом горьким, 
В котором мёд,
В провинциальном Усть-Каменогорске
Душа живет.
Частица сердца моего навсегда осталась на старых улочках родного города: Белинского, Ворошилова, Гоголя, Согринской, Защите... 
С последней связано имя  Евгения Курдакова. Курдаков Евгений Васильевич - поэт, своими манерами напоминающий Иосифа Бродского. Бытовые неурядицы заставили его переехать в пригород Усть-Каменогорска, где недалеко от вокзала, на Защите, он и снимал квартиру.

Мы живём на станции Защита.
Мы со всех сторон защищены:
Сверху небом кровельным обшиты,
Снизу – грязью разной толщины.
Мы – приставка – усть, мы – недогород,
Частный сектор, выселки, Шанхай,
Щебень улиц в пыль навек размолот,
И к сараю лепится сарай.
На окошках ящики с рассадой,
По задворкам ржавые репьи,
Каждый дом из собственного сада
Щерится собакой на цепи.
Лишь порой, раздвинув тьму ночную,
Разбудив провинциальный рай, 
Дребезжа, в кривую Деповскую
Зашмыгнет  испуганный трамвай.

Как появилось название этой части города? Микрорайон, а позже и сама железнодорожная станция, своим названием обязаны военному сооружению, который ещё десятки лет назад служил оборонительной силой – гарнизоном, защитой от врагов. А «испуганные» трамвайчики и до сих пор суетливо пробегают по улицам, дребезжа хриплыми звонками-голосами.
Стрелка, Мирный, Аблакетка, Заречка, Согра, Гавань – улицы, площади, парки моего родного города. Такие родные и теплые названия, вызывающие чувство любви, умиления и почему-то грусти. Многие из них воспеты замечательными авторами.  Большинство только ждут своего поэта, чтобы остаться в строчках и памяти.
Гуляя по таким богатым историей местам, я ощутила то воодушевление, озарение, в высшей степени энтузиазм, которое зовется вдохновением. И с удовольствием готова поделиться им с бумагой и рассказать о том, как много интересного и нового может открыть мир поэзии!

  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика