Работа с детьми раннего возраста с задержкой психического развития. Дом ребенка

 

Л.П. Никулина, воспитатель

КГКП «Специализированный Дом ребенка г. Усть-Каменогорск»

Управления здравоохранения Восточно-Казахстанского областного акимата.

 

 

Работа с детьми раннего возраста с задержкой психического развития.

Дом ребенка

 

 

Основная задача домов ребенка – обеспечить оптимальное состояние здоровья, своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, обеспечить им социальную адаптацию. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей относят к категории детей с задержкой психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы. Мы знаем, что именно детям в домах ребенка часто ставится такой диагноз. Почему? Да потому, что ребенок оказывается в такой жизненной ситуации, когда ему не предоставляется возможность удовлетворить его самые основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Здесь имеет место понятие «психическая депривация», обозначающее потерю чего-либо, лишение. В нашем случае – потерю семьи, дефицита общения со взрослым, недостатка эмоционального контакта с ним.

 

З.П.Р. – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создадутся специальные условия для воспитания и обучения ребенка.

Наиболее характерные особенности детей с З.П.Р.:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

- более низкий уровень развития восприятия;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- дефекты  звукопроизношения;

- своеобразное поведение;

- бедный словарный запас;

- низкий навык самоконтроля;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- неудовлетворительный навык каллиграфии;

- трудности в счете, решения задач.

Среди причин З.П.Р.  выделяют следующие:

- слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка;

- генетически обусловленная недостаточность ц.н.с.;

- интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;

- неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и т. д.).

Существуют две основных формы З.П.Р.:

1)недоразвитие эмоционально-волевой сферы (здесь нужна психолого-коррекционная работа);

2)длительные астенические состояния или нервно-психическая слабость (таким детям необходима еще и лечебная практика).

Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляются клиническая, психологическая, педагогическая диагностики, и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.

Выделяют общие подходы в работе с детьми с З.П.Р.:

- индивидуальный подход;

- предотвращение наступления утомляемости;

- активизация познавательной деятельности;

- проведение подготовительных занятий;

- обогащение знаниями об окружающем мире;

-внимание на коррекцию всех видов деятельности;

- проявление педагогического такта.

Изучение специфики развития той или иной деятельности детей с З.П.Р. позволяет преодолеть их отставание в социальном развитии через организацию коррекционной деятельности в условиях специфически организованной педагогической (коррекционной) среды.

 

Условия построения коррекционной среды:

1.     Профессиональная дополнительная готовность педагога.

Возник новый тип педагога, который кроме знания в области специальной педагогики и психологии, различных методик, должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности, так как любой педагог по сути является менеджером коррекционно-образовательного процесса (как субъект управления им).

2.     Состояние личности педагога, включающее мотивационно-ценностное отношение и установку на разрешение ситуации и задач в ходе целенаправленной коррекционной деятельности.

Критерии готовности к коррекционно-педагогической деятельности:

- гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;

- личностно ориентированный подход в коррекционно-педагогической деятельности;

- знание психолого-педагогической характеристики детей с З.П.Р.;

- знание психологических особенностей и опора на зону ближайшего развития ребенка;

- владение современными педагогическими технологиями;

- знание опыта творческой деятельности педагогов;

- умение обосновать собственную педагогическую деятельность как коррекционную, образовательную и воспитательную систему;

- владение способами саморазвития, умение саморегуляции собственной личности и деятельности.

Для гуманизации социально-педагогической среды педагога необходимо:

- проанализировать собственный стиль общения с точки зрения безоценочного принятия ребенка;

- создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия через организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы;

- целенаправленно повышать привлекательность каждого ребенка через создание ситуации успеха;

- одобрять, обсуждать любые, самые незначительные проявления доброго отношения ребенка к сверстникам;

- обеспечивать каждому ребенку компенсаторную психологическую поддержку, придерживаться тактики равного для всех эмоционального поведения, безоценочного выделения самых «хороших» или «плохих»;

- развивать социальный интеллект ребенка, т. е. способствовать его правильному пониманию окружающих, сопереживанию другому;

- обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, создавать общую положительную атмосферу на занятиях и в группе в течение всего дня, постоянно снижать тревожность детей, исключать упреки, насмешку, выговоры и т. д.;

- создавать ситуации успеха в образовательной деятельности, формирующее чувство уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

- опираться на игру как на ведущую деятельность ребенка с З.П.Р., активно использовать игротехнику на каждом этапе занятий;

- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов ребенка;

- стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (задачами-шутками, игрой, занимательными упражнениями и т. д.);

- владеть культурой педагогического мастерства.

Целью коррекционно-педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях Дома ребенка, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.

При построении коррекционно-образовательного процесса играют роль следующие факторы:

1.     Общая психическая незрелость детей и состояние их здоровья.

Нужно:

- продумать организацию режима жизни детей, который должен носить щадящий, охранительный характер;

- увеличить длительность прогулок детей на свежем воздухе:

- продумать методику проведения прогулок: на прогулке педагог закрепляет знания, полученные детьми на занятиях, затем дети получают знания о природе, знакомятся с окружающим, соблюдают двигательный режим, при этом проводится индивидуальная систематическая работа с детьми;

- увеличить длительность дневного сна детей;

- разработать для каждой возрастной группы содержание режима дня;

- продумать организацию адаптационного периода для детей;

- пересмотреть организацию физического воспитания детей. Занятия должны носить игровой характер, они ориентированы на формирование у воспитанников психических процессов.

2. Психологическая структура З.П.Р. с учетом возрастной нормы развития:

Коррекционная работа строится по деятельностному принципу, базирующемуся на основных закономерностях функционального и онтогенетического развития и на концепции ведущей деятельности.

3.  Специфика организации занятий для детей с З.П.Р.

Педагогам следует стремиться к максимальному использованию различных форм ручной деятельности и предметных действий. Обязательным условием при проведении занятий является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка и т. д.), наглядного (показ, демонстрация и т. п.) и практического. При организации занятий педагогам необходимо уделять особое внимание тем детям, которые труднее других усваивают (или вообще не усваивают) программный материал. Необходимо привлекать каждого ребенка к решению посильных для него задач, определять объем и характер работы с ним за пределами коллективного занятия. Проводить индивидуальную работу с ребенком как продолжение фронтального занятия, планировать и проводить ее до тех пор, пока ребенок не усвоит программный материал наравне со всеми детьми. В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка.

4. Выполнение необходимых организационно-педагогических требований:

- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать), доброжелательной атмосферы детей между собой и педагогом;

- обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности;

- широкое использование на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большое затруднение) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

- постепенное усложнение (от занятия к занятию) заданий для каждого ребенка. Поощряется и поддерживается любое проявление детской инициативы, любознательности.

Важным принципом в работе с детьми с З.П.Р., направленном на компенсацию дефектов их психического развития, является умение педагога научить детей удивляться, спрашивать взрослых и сверстников, стимулировать их желание понять, стремление найти объяснение непонятному предмету или явлению.

Основу системы коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала.

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для детей раннего возраста это, в первую очередь, предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с З.П.Р. следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевые игры и развивающие дидактические игры. Система включает занятия, сгруппированные по направлениям: а) формирование игры как деятельности; б) формирование игры как совместной деятельности; в) формирование содержания игры.

Особый интерес при осуществлении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с З.П.Р. представляет метод коррекции при помощи искусства (арт-терапия). Рекомендуется включение воспитателей и специалистов в творческую, исследовательскую деятельность, проведение занятий с детьми в форме игр и упражнений с заданиями для совместной и индивидуальной деятельности.

Важно иметь в виду, что успех воспитания, обучения, развития и коррекции зависит как понимания педагогом состояния каждого ребенка, от знания причин его трудностей, так и от осуществления правильного индивидуального подхода к воспитаннику. Здесь важна профессиональная взаимозависимость всех специалистов Дома ребенка в работе с детьми с З.П.Р., а также функциональные обязанности каждого специалиста (педагога-психолога, педагога-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику Дома ребенка.

 

 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи.

  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика