Технологическая карта организованной учебной деятельности. (открытый урок) Урок: русский язык Класс: 3 Образовательная область: «Коммуникация» Тема: Повторение и закрепление падежей имен существительных.

Ситникова Ирина Викторовна,

учитель-дефектолог II категории

КГУ «Усть – Каменогорский детский Центр оказания ССУ» и СП ВКО

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности.

(открытый урок)

Урок: русский язык

Класс: 3

Образовательная область: «Коммуникация»

Тема: Повторение и закрепление падежей имен существительных.

Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о падежах имен существительных.

Задачи: 1.Образовательные: закрепить умение определять падежи, правильно употреблять сущ-е в нужном падеже.

1 уровень: закрепить умение ставить падежные вопросы, определять падеж по вопросу и предлогу, выделять окончание.

2 уровень: формировать умение определять падеж сущ-го по вопросу, называть предлог с которым согласовано сущ-е.

3 уровень: формировать умение называть падежи, определять падеж  сущ-го по вопросу, опорному слову,  с помощью/по образцу.

2.Коррекционно- развивающие: диалогическую речь, мышление, внимание.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению  русского языка, самостоятельность при выполнении заданий, дружелюбное отношение.

Оборудование: таблица падежей, карточки с заданиями по уровню обучения, лист самооценки, следы (предлоги), самолет, билеты на самолет, карточка – виза.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Совершенствование умений  различать падежи имен существительных.

 

Организационный момент:

- Приветствие! Добрый день ребята, уважаемые гости!!! Очень рада всех приветствовать на нашем уроке по русскому языку.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.  Я вас прошу не стесняться, не волноваться, работать активно, не бойтесь ошибиться, помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает,  будьте очень внимательными.

Желаю успехов!!!

Сообщение темы: -  Повторение и закрепление падежей имен существительных.

- Начнем урок с повторения, так как  повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

Ход урока: - Какой раздел мы изучаем? (части речи)

- Что узнали об имени существительном?

- Что такое склонение?

- Сколько падежей мы знаем? ( отвечают на вопросы)

В каждом языке свое колличество падежей:

в английском 2,

в немецком – 4,

Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.

в Венгрии – 22 падежа.

В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.

У китайцев существительные совсем не склоняются,  и падежей в грамматике нет.

В древнерусском языке было 7 падежей.  Седьмой назывался звательный.

В современном русском языке  -  6 падежей, каждый отвечает на определенный вопрос.

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить  грамотно и красиво.

Проблемная ситуация:  Звонок! - от Министра образования из Государства «Великого русского языка». (В отчаяние, Просит помочь).

Жители государства – Падежи, поссорились, а  один из них обиделся и пропал (исчез)

- Он очень просит нас помочь!

- Поможем?

- Конечно поможем, мы же не оставим наших друзей в беде?

Задание: (определить совместно с учителем цели дальнейшей деятельности)

Цель № 1:  Добраться до государства Великого русского языка. На чем?  Что возьмем с собой?  (багаж знаний)

Трудность №1. Необходима виза ( разрешение на вьезд, выезд или проезд через страну, государство).

Необходимо выполнить задания.

- 1. Нужно вспомнить все что вы знаете о имени сущ-м?

- Что такое сущ-е? на какие вопросы отвечает?

2. К словам подобрать антонимы.      Что такое антонимы?

(небо - земля, болтун – молчун, вдох- выдох, вежливо - грубо).

3. Пройти тест «Веришь – не веришь» (карточка приложение № 1).

- Молодцы! Справились с заданием. (показ визы и билетов на самолет).

-  Путь будет нелегким, нужно будет преодолеть трудности, быть  очень внимательными и догадливыми.

- Приготовились к полету, сели удобно, кому страшно могут закрыть глаза. (гул самолета)

Стюардесса (воспитатель) во время полета проводит физминутку.

Я, сегодня – стюардесса

А учитель ваш пилот…

 

Долетели.

Цель №2: Найти падежи, отгадав загадки:

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с чем не спутает никто. (И.п)

***

Я работаю старательно,

КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?

Лишь только я могу сказать,

С предлогом «к», порой дружу,

Но и один гулять хожу.  (Д.п)

***

Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь, запомнит эту фразу?

Ведь я важней министра!

Все это знают вокруг,

А вы знаете как меня зовут? (В.п)

***

Творите ЧЕМ? Творите с КЕМ?

Я, подскажу вам, нет проблем!

Предлогам «перед», «под», и «над»

В любой момент я очень рад!!! (Т.п)

***

Мне без предлогов свет не мил,

Пусть будет «В»,и «О», и «При»,

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О ЧЕМ мечтаешь и в ЧЕМ гулять? ( П.п )

- Падежи выставляются не по порядку, (один из учеников у доски выставляет последовательность, называет)

***

- КОГО же нет? Какого падежа не хватает?

Куда же он делся? (следы на полу, на следах предлоги, приводят к 1-ой парте

Проверим, кто спрятался за портфелем?

НАШЕЛСЯ!!! Видимо хотел остаться у КОГО? У Кирилла! ( выставляем на свое место, называем вопросы).

- Со второй целью справились. Нашли все падежи! Как запомнить последовательность падежей?

- Что теперь нужно сделать?

Цель № 3: Важная и сложная! Помирить падежи.

Как это сделать?

А) назовем по порядку вместе с вопросами

Б) просклоняем сущ-е,  падежи поймут, что мы их хорошо знаем, умеем склонять сущ-е по падежам, без них нам не обойтись, каждый из них очень важен,  нужен, и перестанут ссорится между собой.

Прочитайте слова:

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята  (Читают слова. 1ур. находят лишние слова, объясняют)

- Что общего у этих слов?

- Как называются эти слова (однокоренные).

- Какие 2 слова здесь лишние?

(кошачий – прилагательное, котята - множ. число)

- назовите самое короткое слово, вот его мы и будем склонять по падежам.

- Что такое склонение? (Изменении е имен сущ-х по падежам ).

Верно.  Для связи с другими словами имена существительные изменяются по падежам.

1,2,3,4,5

Будем слово «кот» склонять.

У норы добычи ждет,

Притаившись серый …КОТ.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от  …КОТА.

А теперь и за версту не приблизится к … КОТУ.

Крыса старая и та, Видя грозного …. КОТА,

удерет в нору под дом ,

Чтоб не встретится с  …. КОТОМ.

Там сидит и в темноте,

Вспоминает о…. КОТЕ.

- Как изменилось слово кот в стихотворении?  (по вопросам, по падежам)

- Какая часть слова при этом изменяется? (окончание)

- Что значит склонять слово? (изменять по падежам).

Работа по карточкам.

1 ур. Выделите предлоги и окончания имен существительных, поставьте вопрос, определите падеж. (8 слов). Выберите любое слово и составьте с ним предложение. (устно)

2 ур., Поставьте вопрос, определите падеж. (5 слов). Выберите любое слово и составьте с ним предложение. (устно)

3 ур. назовите предлоги и окончания имен существительных, определите падеж.     ( от чего?)  -  от  дуба (5 слов)

Задание: - Найти подлежащие в предложении, определить часть речи которой оно выражено. Указать падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.

Дорожка вывела нас к дому. Отыскал дорожку Дружок.

Дима верил в победу. Победа досталась трудно.

ВЫВОД: если сущ-е является подлежащим, то это И.п, а если второстепенным членом, то это В.п .

Вместо точек вставьте слово ДРУГ или ДРУЖБА по смыслу.

Итог урока: -  Как вы думаете, мы смогли примирить падежи?  Пожелаем, чтобы не сорились, тк они всем нужны и для всех важны.

Улетаем из государства великого русского язы

Саморефлексия: Работа с оценочным листом:

- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по 5 –ти бальной шкале по критериям:

- Материал усвоен

- Моя активность на уроке

- Мое настроение на уроке (Оценивают свою деятельность на уроке, ставят бал.)

- Голосовое сообщение благодарность от Министра образования.

Домашнее задание: хорошее настроение на следующий урок.

Спасибо за урок!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Карточка № 1.

Определите падеж существительных. Назовите предлог, вопрос.

( от чего?)  -  от  дуба -

(по чему?)  - по тропинке -

(на чем?) – на елке -

( над чем?)  над полем -

(к кому?) – к бабушке –

Карточка № 1.

Поставьте вопрос,  определите  падеж существительных.

От  дуба -

По  тропинке -

На  елке –

Над  полем -

К  бабушке -

Выберите любое слово и составьте с ним предложение.  ( устно )

 

  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика