Технологическая карта организованной учебной деятельности. (открытый урок) Урок: русский язык Класс: 3 Образовательная область: «Коммуникация» Тема: Повторение и закрепление падежей имен существительных.
Ситникова Ирина Викторовна,
учитель-дефектолог II категории
КГУ «Усть – Каменогорский детский Центр оказания ССУ» и СП ВКО
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
(открытый урок)
Урок: русский язык
Класс: 3
Образовательная область: «Коммуникация»
Тема: Повторение и закрепление падежей имен существительных.
Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о падежах имен существительных.
Задачи: 1.Образовательные: закрепить умение определять падежи, правильно употреблять сущ-е в нужном падеже.
1 уровень: закрепить умение ставить падежные вопросы, определять падеж по вопросу и предлогу, выделять окончание.
2 уровень: формировать умение определять падеж сущ-го по вопросу, называть предлог с которым согласовано сущ-е.
3 уровень: формировать умение называть падежи, определять падеж сущ-го по вопросу, опорному слову, с помощью/по образцу.
2.Коррекционно- развивающие: диалогическую речь, мышление, внимание.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, самостоятельность при выполнении заданий, дружелюбное отношение.
Оборудование: таблица падежей, карточки с заданиями по уровню обучения, лист самооценки, следы (предлоги), самолет, билеты на самолет, карточка – виза.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Совершенствование умений различать падежи имен существительных.
Организационный момент:
- Приветствие! Добрый день ребята, уважаемые гости!!! Очень рада всех приветствовать на нашем уроке по русскому языку.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Я вас прошу не стесняться, не волноваться, работать активно, не бойтесь ошибиться, помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, будьте очень внимательными.
Желаю успехов!!!
Сообщение темы: - Повторение и закрепление падежей имен существительных.
- Начнем урок с повторения, так как повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
Ход урока: - Какой раздел мы изучаем? (части речи)
- Что узнали об имени существительном?
- Что такое склонение?
- Сколько падежей мы знаем? ( отвечают на вопросы)
В каждом языке свое колличество падежей:
в английском 2,
в немецком – 4,
Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.
в Венгрии – 22 падежа.
В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
У китайцев существительные совсем не склоняются, и падежей в грамматике нет.
В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.
В современном русском языке - 6 падежей, каждый отвечает на определенный вопрос.
- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить грамотно и красиво.
Проблемная ситуация: Звонок! - от Министра образования из Государства «Великого русского языка». (В отчаяние, Просит помочь).
Жители государства – Падежи, поссорились, а один из них обиделся и пропал (исчез)
- Он очень просит нас помочь!
- Поможем?
- Конечно поможем, мы же не оставим наших друзей в беде?
Задание: (определить совместно с учителем цели дальнейшей деятельности)
Цель № 1: Добраться до государства Великого русского языка. На чем? Что возьмем с собой? (багаж знаний)
Трудность №1. Необходима виза ( разрешение на вьезд, выезд или проезд через страну, государство).
Необходимо выполнить задания.
- 1. Нужно вспомнить все что вы знаете о имени сущ-м?
- Что такое сущ-е? на какие вопросы отвечает?
2. К словам подобрать антонимы. Что такое антонимы?
(небо - земля, болтун – молчун, вдох- выдох, вежливо - грубо).
3. Пройти тест «Веришь – не веришь» (карточка приложение № 1).
- Молодцы! Справились с заданием. (показ визы и билетов на самолет).
- Путь будет нелегким, нужно будет преодолеть трудности, быть очень внимательными и догадливыми.
- Приготовились к полету, сели удобно, кому страшно могут закрыть глаза. (гул самолета)
Стюардесса (воспитатель) во время полета проводит физминутку.
Я, сегодня – стюардесса
А учитель ваш пилот…
Долетели.
Цель №2: Найти падежи, отгадав загадки:
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто. (И.п)
***
Я работаю старательно,
КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?
Лишь только я могу сказать,
С предлогом «к», порой дружу,
Но и один гулять хожу. (Д.п)
***
Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь, запомнит эту фразу?
Ведь я важней министра!
Все это знают вокруг,
А вы знаете как меня зовут? (В.п)
***
Творите ЧЕМ? Творите с КЕМ?
Я, подскажу вам, нет проблем!
Предлогам «перед», «под», и «над»
В любой момент я очень рад!!! (Т.п)
***
Мне без предлогов свет не мил,
Пусть будет «В»,и «О», и «При»,
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЕМ мечтаешь и в ЧЕМ гулять? ( П.п )
- Падежи выставляются не по порядку, (один из учеников у доски выставляет последовательность, называет)
***
- КОГО же нет? Какого падежа не хватает?
Куда же он делся? (следы на полу, на следах предлоги, приводят к 1-ой парте
Проверим, кто спрятался за портфелем?
НАШЕЛСЯ!!! Видимо хотел остаться у КОГО? У Кирилла! ( выставляем на свое место, называем вопросы).
- Со второй целью справились. Нашли все падежи! Как запомнить последовательность падежей?
- Что теперь нужно сделать?
Цель № 3: Важная и сложная! Помирить падежи.
Как это сделать?
А) назовем по порядку вместе с вопросами
Б) просклоняем сущ-е, падежи поймут, что мы их хорошо знаем, умеем склонять сущ-е по падежам, без них нам не обойтись, каждый из них очень важен, нужен, и перестанут ссорится между собой.
Прочитайте слова:
Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята (Читают слова. 1ур. находят лишние слова, объясняют)
- Что общего у этих слов?
- Как называются эти слова (однокоренные).
- Какие 2 слова здесь лишние?
(кошачий – прилагательное, котята - множ. число)
- назовите самое короткое слово, вот его мы и будем склонять по падежам.
- Что такое склонение? (Изменении е имен сущ-х по падежам ).
Верно. Для связи с другими словами имена существительные изменяются по падежам.
1,2,3,4,5
Будем слово «кот» склонять.
У норы добычи ждет,
Притаившись серый …КОТ.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от …КОТА.
А теперь и за версту не приблизится к … КОТУ.
Крыса старая и та, Видя грозного …. КОТА,
удерет в нору под дом ,
Чтоб не встретится с …. КОТОМ.
Там сидит и в темноте,
Вспоминает о…. КОТЕ.
- Как изменилось слово кот в стихотворении? (по вопросам, по падежам)
- Какая часть слова при этом изменяется? (окончание)
- Что значит склонять слово? (изменять по падежам).
Работа по карточкам.
1 ур. Выделите предлоги и окончания имен существительных, поставьте вопрос, определите падеж. (8 слов). Выберите любое слово и составьте с ним предложение. (устно)
2 ур., Поставьте вопрос, определите падеж. (5 слов). Выберите любое слово и составьте с ним предложение. (устно)
3 ур. назовите предлоги и окончания имен существительных, определите падеж. ( от чего?) - от дуба (5 слов)
Задание: - Найти подлежащие в предложении, определить часть речи которой оно выражено. Указать падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.
Дорожка вывела нас к дому. Отыскал дорожку Дружок.
Дима верил в победу. Победа досталась трудно.
ВЫВОД: если сущ-е является подлежащим, то это И.п, а если второстепенным членом, то это В.п .
Вместо точек вставьте слово ДРУГ или ДРУЖБА по смыслу.
Итог урока: - Как вы думаете, мы смогли примирить падежи? Пожелаем, чтобы не сорились, тк они всем нужны и для всех важны.
Улетаем из государства великого русского язы
Саморефлексия: Работа с оценочным листом:
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по 5 –ти бальной шкале по критериям:
- Материал усвоен
- Моя активность на уроке
- Мое настроение на уроке (Оценивают свою деятельность на уроке, ставят бал.)
- Голосовое сообщение благодарность от Министра образования.
Домашнее задание: хорошее настроение на следующий урок.
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Карточка № 1.
Определите падеж существительных. Назовите предлог, вопрос.
( от чего?) - от дуба -
(по чему?) - по тропинке -
(на чем?) – на елке -
( над чем?) над полем -
(к кому?) – к бабушке –
Карточка № 1.
Поставьте вопрос, определите падеж существительных.
От дуба -
По тропинке -
На елке –
Над полем -
К бабушке -
Выберите любое слово и составьте с ним предложение. ( устно )