Нам не все равно («Коррупция открывает любые двери, делает бессмысленными любые правила, законы»). (Гражданский форум для учащихся 8-11 класса.)

Автор: Турищева Надежда Дмитриевна, зав. библиотекой ШЦДО №19 г. Усть - Каменогорск

Нам не все равно. (Гражданский форум для учащихся 8-11 класса.)

«Коррупция открывает любые двери, делает бессмысленными любые правила, законы»

Цель: повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

● информировать учащихся о явлении коррупции;

● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемам

коррупции.

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Что такое «коррупция»? На этот вопрос нам и предстоит ответить на нашем занятии.

Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ. Но важно понимать, что противодействие коррупции - дело всего общества, каждого из нас с вами. Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция?

Используя синонимы, (ложь, аморальность, взяточничество, выгода, продажность, правонарушение)

предлагаю выразить собственное понимание коррупции и дать определение

(ответы учащихся)

Библиотекарь: «Под коррупцией в Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с  использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами указанных благ и преимуществ»

(Выдержка из закона РК «О борьбе с коррупцией», 1998 год.)

Библиотекарь: Задание №1 Термины и определения. (Работая в паре, дайте терминам определенные определения)

Понятие:                               1.Коррупция

2. Взятка                                                                3. Хищение

5. Конфликт интересов

4.Бюрократизм

Определение:

Б) плата определенному лицу за  совершение каких-либо незаконных действий в интересах дающего

В) наличие у госслужащего личной заинтересованности при рассмотрении того или иного вопроса связанного с выполнением его профессиональных обязанностей

Г) образ мышления, мировосприятия, определяющийся культурными особенностями

Д) злоупотребление доверием и присвоение чужого имущества

Е) нарушение установленных правил и процедур, незаконное использование своих должностных полномочий в целях личной выгоды

Библиотекарь: Задание №2: Ситуационное задание. «Разговор на важную тему».

(Прослушать текст и ответить на вопрос в вашем понимании: «Что такое коррупция?»)

Коррупция, вероятно, существует во всяком обществе, но в некоторых странах она распространена больше, чем в других. Коррупция представляет собой очень сложное явление,  это не просто «недостаток» в устройстве государственного  аппарата. Обычно коррупцию определяют как злоупотребление ресурсами и своим должностным положением в личных интересах.  Коррупция часто наблюдается в случаях, когда только ограниченное число лиц имеет право предоставлять определенные услуги, что делает других зависимыми от их доброй воли. Так как коррупция незаконна, ей почти всегда сопутствуют тайные сделки, обычно в виде взяток.

Коррупция  не всегда, связана с  взятками.

Например,  если служащий организации что-то крадет в своей организации и затем продает это, тогда здесь не элемента взятки. Это расценивается как хищение.

Но если служащий требует уплатить лично ему деньги  в обмен за выполнение какой-то услуги по своей служебной линии, тогда это является одновременно  взяточничеством и коррупцией.

Например, если какая-то группа пенсионеров или сельскохозяйственные рабочие особенно заинтересована в принятии определенного  закона и предпринимает шаги для того, чтобы попытаться убедить депутатов парламента проголосовать за него, может показаться, что это коррупция. Но пока такие действия являются законными прозрачными (открытыми для общества), это не коррупция.

Если же депутатам предлагают взятки, чтобы купить их голоса в пользу такого  законопроекта, тогда это коррупция.

Коррупция возможна в таких условиях, когда одна сторона принимает или вымогает взятку, а другая предлагает взятку или соглашается, когда ее требуют.

При низком уровне экономического положения люди могут оказаться под огромным давлением обстоятельств, вынуждающих одних требовать взятку, а  другим давать их. Но это не оправдывает никого из них. Это коррупция.

Например, представьте, что у делопроизводителя госучреждения болен ребенок. Но его зарплата слишком мала, чтобы оплатить лечение. Если этот человек согласится  принять у кого-то небольшую взятку за ускорение оформления справок, предоставляющих определенное право, тогда и взяточник,  и тот, кто дает взятку, нарушает закон.  В этом случае трудно определить,  кто больше виноват и насколько серьезно совершенное преступление. Это также проявление коррупции.  Инициаторами коррупционной практики могут быть не только работники государственных органов, но и те, кто трудится в медицинских, образовательных учреждениях, а также служащие частных кампаний.

Коррупция может быть где угодно. Но ее следует остановить!

Так, что же такое «коррупция»? (сформировавшиеся ответы детей на основе ситуационных заданий)

Библиотекарь: Задание №3: «Что вызывает коррупцию?»

В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции.

(низкая заработная плата; незнание законов; жажда наживы; коррупция как привычка; безработица; нестабильность в стране).

Человек обычно сам принимает решение, стоит ли участвовать в коррупционных действиях, рассчитывая, какова вероятность быть пойманным и наказанным за это, насколько сурово возможное наказание и каковы ожидаемые выгоды в сравнении с имеющимися альтернативными вариантами действий.

Но государство должно сохранить в своих руках контроль за всеми видами деятельности учреждений, так как в противном случае под угрозой может оказаться безопасность граждан (как, например, если бы разрешили водить автомобиль без водительских удостоверений)

В настоящее время в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены следующими актами: (слайды)

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года;

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года;

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года;

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года;

Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»;

Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев»;

Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»;

Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией»;

Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных секретах»;

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе»;

Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года «Об охранной деятельности»;

Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;

Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»;

Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;

Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»;

Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года № 377 «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией»;

Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2002 года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»;

Указ Президента Республики Казахстан 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц»;

Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года».

Библиотекарь: .Задание № 4: Рассмотреть ситуации и ответить на такой вопрос: «Допустимы или предосудительны следующие действия?»

1.Устроить «по блату», в обход обычной процедуры, на работу в хороший институт, больницу или хорошую школу родственника, знакомого?

2.Использовать связи и знакомства для продвижения по служебной лестнице?

3.Врачу или учителю – получать подарки от своих пациентов или родителей своих учеников.

4.Отблагодарить «нужного» человека за оказанную вам услугу ( например, преподнести цветы, коробку конфет)?

5.Для положительного решения своей проблемы или ускорения ее решения дать взятку чиновнику?

6.Дать денег, чтобы «замять» какое –либо дело или обойти какие-либо разбирательства?

(Выслушать мнения учащихся)

Задание №5 «К чему приводит коррупция?»

Подумать над ситуациями (приведены выше) и обозначить последствия коррупции..(Перечислить  на формате А 4)

Библиотекарь: Последствиями широкого распространения коррупции могут стать крайне неэффективная экономика и бедность, так как:

1. Коррупция подрывает веру людей  в государство, и потому они с меньшей готовностью подчиняются закону.

2. Доход от коррупции идет на потребление, а не на инвестиции (Это означает, что незаконно полученный доход будет потрачен на  отпуск . одежду ит.п. , а не постройку заводов, зданий)

3. Коррупция может привести к повышению стоимости услуг и зачастую понижает их качество. (Например, чиновник знает, что на оформление документов по заявлению требуется 2 недели, но говорит, что документы без дачи взятки пролежат без движения 2 месяца. Иначе говоря, вы даете взятку только за то, чтобы вам быстрее оказали услуги, а не за улучшенное обслуживание.)

Задание № 6:  Что Вы можете предложить: «Что можно сделать для сокращения коррупции?»

Библиотекарь: Как граждане РК, мы всегда можем публично сказать о наших взглядах на это явление «коррупции». Незнание ее последствий и молчание – вот два основных фактора, которыми объясняются устойчивость коррупции. Поэтому,  я предлагаю высказаться  по поводу: «Что можно сделать для предотвращения коррупции?»

(Ответы учащихся)

Задание № 7:  " Скажем коррупции -  "Нет!"

Библиотекарь: Достаточно ли в нашем государстве мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Подготовить рекламу на тему: "Скажем коррупции -  "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А4 в течение 5 минут.

Библиотекарь: Мое мнение:

«Коррупция – это плохо.  Всех коррупционеров нужно наказывать одинаково. Коррумпированные чиновники и коррумпированные работники частных кампаний – все одинаковы. Они тормозят развитие национальной экономики и должны приравниваться к преступникам. Обычные люди должны уметь сопротивляться соблазнам и всегда ставить под вопрос неправомерные действия других людей. По моему мнению. Никто из тех, кто гордится своей нацией, не может поступить иначе»

Источники:

https://www.google.kz/

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/10/25/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-a-vy-znaete-chto

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/01/22/klassnyy-chas-na-temu-skazat-korruptsii-net

Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи.
  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика