Число 10. Дециметр. Урок математики в 1 классе
Урок математики в 1 классе
Учитель начальных классов: Кимадиева Г.Т.
КГУ «Основная средняя школа №14»
г. Усть-Каменогорск
Тема: Число 10. Дециметр.
Цели: Раскрыть понятие о числе 10, о его написании двумя цифрами, об однозначных и двузначных числах. Познакомить с понятием о дециметре, его значении и обозначении на письме. Закрепить знания о составе числа 5, 6, 7, 8, 9, о порядке чисел. Развивать логическое мышление, память, внимание. Вырабатывать умение работать самостоятельно, в парах, воспитывать умение самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма проведения: Урок - путешествие по сказке.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Оборудование: тетрадь, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, набор цифр, абак, иллюстрации, ИКТ.
Ход урока
1.Организационный
момент
« Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У нас сегодня необычный урок. Вы любите сказки, и сегодня случилось чудо: мы с вами попали в Тридевятое государство. Каких героев русских народных сказок вы знаете? Жил был Иван- царевич и Василиса - Прекрасная. Жили они хорошо, но однажды на их государство напал страшный и злой Змей - Горыныч. Он украл Василису - Прекрасную и унёс её в своё тёмное царство. Ивану - царевичу нужна наша помощь, хотите ли вы помочь ему? На нашем пути будет много препятствий.
Вот первое из них: покажите при помощи абака состав чисел:
5 6 7 8 9
4 5 6 7 8
2. Устный счёт
- Работа по карточкам.
8 * 9 5см * 9см
9 * 7 8см * 8см
6 * 9 6см * 9см
- Все решали хорошо, поэтому у нас теперь есть волшебный клубочек, который поможет нам двигаться дальше по сказочной стране.
3. Усвоение новых знаний
1) Объявление новой темы.
- Клубочек нас привёл к необычному камню, на нём показаны три дороги, нам надо правильно выбрать путь.
- Решите примеры и выберите тот, который укажет на новые знания.
7+1 9+1 8+1
- С какой цифрой мы сегодня будем знакомиться?
Цифра 10 состоит из двух цифр, каких? Мы узнаем всё об этой цифре, для чего она нужна и как её получить.
Когда 0 один,
Он совсем не господин,
Он никто, он ничто.
Но лишь он за цифрой встанет,
Сразу главным, нужным станет.
10 - состоит из двух цифр, поэтому числа, которые состоят из двух знаков, называют двузначными.
- Ивану- царевичу дальше в путь нужны только смелые, воспитанные, честные мальчики и девочки. Давайте покажем ему, что мы с вами многое знаем.
Опережающее задание
Мы для вас, друзья, составим
10 очень важных правил.
Эти правила просты-
Быстро их запомнишь ты.
1. Как проснулся, так вставай-
Лени волю не давай.
2. Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
3. Понукания не жди,
В школу вовремя иди.
4. Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой проверь.
5. В школе, классе не сори,
А насоришь - подбери.
6. Не таскай в кармане мела-
Это, милый мой, не дело.
7. Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр и пятен.
8. На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
9. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
10.Содержи всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
2) Работа в тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
(Прописывание числа10)
Физминутка
Можешь пальцы сосчитать.
1, 2, 3, 4, 5,
1, 2, 3, 4, 5 -
5 на левой, 5 на правой,
10 пальцев, пара рук -
Вот твоё богатство, друг.
- Дальше нас клубочек привёл нас к волшебному сундуку, в нём лежит меч, который поможет нам сразиться со Змеем – Горынычем. Нужно решить примеры, но в этом нам помогут волшебные шишки. (Решение примеров в тетради).
9+1=10 10-1=9
4. Открылся сундук - меч волшебный. Он поможет нам, если мы точно будем знать с вами длину этого меча. Чем измерять будем? Расскажите, как нужно работать с линейкой.
-Измерьте длину маленького меча.(10 см).
10 см = 1 дм
1 дм = 10 см
-Измерьте длину отрезков в тетради и сравните их.
10 см * 8 см
- Теперь нам предстоит самое важное сражение со Змеем- Горынычем.
1 голова 2 голова 3 голова
9 * 10 лабиринт чисел 10 * 9
4. Закрепление новых знаний
- Вы выполнили правильно все задания, вы помогли сразиться с чудищем и освободили Василису - Прекрасную. В благодарность за своё освобождение она дарит вам цветок, но его нужно расколдовать. Игра «Волшебный Цветок».
1) Число 7 увеличить на 1.
2) К числу 2 прибавить это же число.
3) Число 3 увеличить на 2.
4) Число 8 уменьшить на 1.
5) К числу 1 прибавить это же число.
6) Число 4 увеличить на 2.
7) Число 9 уменьшить на 1.
5. Итог урока
- С каким числом мы познакомились?
- С помощью, каких цифр можно показать число 10? -Составьте это число. 10 состоит из двух цифр, поэтому его называют двузначным, а число 9 и другие числа, состоящие из одной цифры,- однозначным.
- Какое место занимает число 10 в числовом ряду?
- Кому смогли мы помочь? С кем сразились?