Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант»
Урок литературного чтения. 4 класс.
Хасаншина А.М.
Учитель начальных классов
КГУ «Основная средняя школа № 14»
Акимата города Усть-Каменогорска
Тема: Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант».
Цель: Познакомиться с личностью писателя В.Г.Короленко, с отрывком из произведения “Слепой музыкант”.
Ожидаемые результаты:
1 Анализировать внутренний мир персонажей через чтение и анализ литературного текста, следуя авторской идее, формировать понятие «счастье»,
2 Работать самостоятельно, в паре, группе, задействовав мыслительные процессы, применяя жизненный опыт, полученные знания.
3 Уметь составлять ассоциативные картины, разграничивать и сравнивать характеристики основных персонажей, выделять спектр чувств и переживаний в анализе черт главных героев.
4 Уметь выделять главное, обобщать, высказывать и доказывать свою точку зрения.
5 Продолжать развивать устную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
6 Уметь объективно оценивать свою работу, свой вклад в работу группы.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас очередной урок литературного чтения.
Настройтесь на работу, соберитесь с мыслями, т. к. работа мысли всегда важна на уроках литературы.
Актуализация опорных знаний.
Урок мне хотелось бы начать с вопроса: а что такое счастье? Какого человека вы бы назвали счастливым?
- А вы счастливые люди?
Вы все и я, и все пришедшие к нам на урок, счастливые люди. Знаете, почему? Потому что нам всем удивительно повезло ощущать мир, который нас окружает.
- Как мы его ощущаем? (Через органы чувств: видим, слышим, улавливаем запахи, пробуем на вкус, чувствуем через кожу тепло солнца…)
- Теперь вы понимаете, как нам повезло, какие же мы счастливые!
Формулирование темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Владимиром Галактионовичем Короленко и с отрывком из его повести «Слепой музыкант».
- Вы раньше слышали об этом писателе?
Слушайте внимательно, что я вам расскажу о В.Г.Короленко, т.к. в конце урока ваши внимание и память помогут вам ответить на вопросы теста.
( предоставляется презентация с биографическими сведениями о писателе. Учащимся розданы биографические справки).
Изучение нового материала. Знакомство с личностью писателя.
- Название «Слепой музыкант» - о чем или о ком пойдет речь?
Рассказ – экскурс учителем.
На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик… Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку. Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто… А между тем при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от острой боли. Этого было достаточно, чтобы маленькое существо с
прекрасными, но незрячими глазами стало центром семьи, бессознательным
деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовалось все в доме.
Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой»,уехал в Италию, где в сражении с австрийцами потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся.
- Этот малый, - сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет еще
гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться.
Молодая женщина низко опустила голову, и слеза упала на ее работу.
- Жестоко напоминать мне об этом, Макс, - сказала она тихо, -
напоминать без цели...
- Я говорю только правду, - ответил Максим. - У меня нет ноги и руки,
но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни
воли...
- Отчего же?
- Пойми меня, Анна, - сказал Максим мягче. - Я не стал бы напрасно
говорить тебе жестокие вещи. У него пока есть все шансы развить остальные свои способности. Но для этого нужно упражнение. Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь.
Мать была умна и потому перестала кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребенка. Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и с какою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет, попадавший в руки.
- У вас у каждого на парте карточки: составьте ассоциации со словами свет и тьма.
- Что такое свет? (что-то хорошее и видимое )
- Что такое тьма? ( что-то плохое и неразличимое)
В жизни не может быть только один свет или только одна тьма. Есть и хорошее и плохое. Такова жизнь.
- Что у мальчика свет?
(Любовь родных, забота, мама, добро, окружающий, хоть и невидимый мир.)
- Что у мальчика тьма ? (Слепота, одиночество, боль, непонятный окружающий мир.)
Чтобы избавиться от мира тьмы, раз от слепоты невозможно, нужно работать над собой, не сдаваться, развивать себя, что и сделали родные мальчика Петруся – они приобщили его к миру, в том числе и к миру музыки.
(Учащиеся индивидуально составляют ассоциации. Проверка. Выставление оценок в лист оценок.)
Физминутка ( аудиозапись игры на дудочке.)
Работа с произведением. Стадия осмысления.
Чтение 1 части отрывка ( с. 84 – 1-й абзац – чтение учителем, далее – хорошо читающими учениками).
- Составьте спектр чувств, т.е. запишите все чувства, которые испытала девочка при первой встрече. ( работа в группах).
- Вопрос-проблема : как вы думаете, простит ли девочка мальчика или затаит надолго обиду? Подумайте, приведите доводы.
- Чтение 2 части учителем (с. 85 до слов «… напевала польскую песенку»)
(Заполнение схемы (кластера). Выходят представители групп. Сравнивают, сверяют с правильным ответом. Оценивают работу в листах оценки.
Обсуждение в группе.Выслушивание версий.)
Демонстрация отрывка из фильма к данному эпизоду.
«…девочка заплакала и убежала». Чтение учителем с. 88 – 2 последних абзаца.
- Почему заплакал мальчик? (От обиды, боли, унижения, страха)
Тело содрогалось от рыданий, но плачет … (душа, сердце ребенка)
Работа в парах. Дайте характеристику настроений девочки и мальчика.
(Выполняют задание. Проверка: у каждой пары по слову. Оценивание.)
Запись на доске под диктовку с комментированием.
- Что же мы видим? (Два ребенка одного возраста, но они разные, непохожие.)
- А так ли это на самом деле мы поговорим на следующем уроке.
Мы остановились на том, что теперь мальчик горько обижен, он плачет.
Вам интересно узнать, чем закончилась вторая встреча: также, как и первая обидой или что-то дальше произошло?
Домашнее задание.
Прочитать весь отрывок в учебнике. Ответить на вопрос №5 письменно .
Закрепление. Тест
1 Назовите первое учебное заведение, в котором учился В.Г. Короленко и которое он закончил с серебряной медалью.
А) школа
Б) гимназия
В) лицей
2 Обучаясь в сельскохозяйственной гимназии, Короленко был исключен из нее. За что?
А) плохую успеваемость
Б) пропуски и опоздания
В) выступление против полицейского режима
3 Сколько раз при жизни автора издавалась повесть «Слепой музыкант»?
А) 15
Б) 5
В) 25
4 Кто помогал в воспитании маленького Петруся ?
А) отец мальчика
Б) дядя Максим
В) незнакомая девочка
5 Где состоялись первые встречи мальчика и девочки?
А) на холмике над рекой
Б) на лесной поляне
В) в доме мальчика
6 На каком инструменте играл мальчик при встрече с девочкой ?
А) на скрипке
Б) на пианино
В) на дудочке
Итог. Рефлексия
- Все ли можно простить людям?
Вся наша жизнь состоит из вопросов, в основном :Да? Нет? И таких же ответов: Да. Нет. Попробуйте ответить на этот вопрос да или нет и почему ?
Спасибо. Урок закончен.
Лист оценки. Урок литературного чтения. Отрывок из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Ф.И. учащегося Составление ассоциативных рядов.
Приведено 2 и более слов-ассоциаций – 5 б,
1 слово - 3 б,
ни одного слова – 0 б Работа по схеме (кластеру): спектр чувств девочки.
Верное заполнение – 5 б, есть неточности – 3 б,
Все неверно - 0 б.
Работа в группах Заполнение таблицы: характеристика мальчика и девочки.
Приведено не менее 6 характеристик – 5 б,
4 -5 примеров – 3 б,
ни одного примера – 0 б
Работа в парах
Тестирование. Биография писателя, проверка первичного восприятия текста ( репродукция).
Все верно – 5 б, 1-2 ошибки – 3 б
3 ошибки – 2 б,
Все неверно – 0 б итого