Интегрированный урок «С чего начинается Родина»
Автор: Шмидт Ирина Валентиновна, учитель начальных классов первой категории КГУ «Средняя школа № 17 им. М.Ауэзова» акимата г. Усть-Каменогорска
Цели:
1. Формировать у учащихся представление о Родине через знакомство с историко-архитектурным и литературным наследием казахского народа.
2. Развивать ключевые компетентности учащихся посредством включения в разнообразные виды и формы работы на уроке.
3. Воспитывать личностные качества детей на основе общечеловеческих ценностей, идей казахстанского патриотизма и гражданственности.
Демонстрационный материал:
- мультимедийное сопровождение урока
- фотоиллюстрации
Оборудование и раздаточный материал:
- карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
ХОД УРОКА
Приветствие. Организационный момент. Психологический настрой.
Дети читают стихи:
Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран,
Кюй счастья ты наигрываешь звонко,
Родной мой лучезарный Казахстан!
Лишь одна мне Отчизна дана,
Где сладка даже горечь полыни,
Мать она мне во все времена,
От рожденья я с ней и доныне…
Она велика от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа,
Она же Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала и плеск Иртыша.
И её всей душою любя,
Эту землю и звёздные шири,
Только ей отдаю я себя.
Нет светлее её в целом мире!
Отан – жерім,
Отан – суым,
Отан – куат, нәр береді,
Отан - үран,
Отан – туым,
Отан – мәнгі гүлденеді!
Основная часть.
Учитель:
- Тема сегодняшнего урока - «С чего начинается Родина».
- Родина – самое важное, дорогое и всеми любимое слово. Под этим словом мы понимаем свою семью, свою школу, свой прекрасный город, всю нашу огромную республику – Казахстан.
- Ребята, Казахстан – это страна с многовековой историей, богатейшей культурой, незабываемой древней архитектурой и удивительными традициями.
- Известный историк Василий Осипович Ключевский сказал: «Тот, кто не помнит своего прошлого, не умеет находить в нём повод для гордости, – у того нет будущего».
- И сегодня, в преддверии празднования Дня Независимости РК, мы с вами не только совершим путешествие в прошлое нашей страны, но и покажем гостям свои знания и умения по таким предметам, как математика и русский язык.
- А начнём мы с архитектурно-исторических памятников.
ПЕТРОГЛИФЫ (рассказывает ученик)
Много тысяч лет назад у людей не было ни бумаги, ни карандашей. Но древние люди придумали замечательный способ рисования. Они высекали на скалах рисунки. Такие наскальные рисунки называются петроглифы. Древние люди изображали диких и домашних животных, а еще – сцены охоты. Известные местонахождения петроглифов – урочище Тамгалы, недалеко от Алматы, и в Восточно-Казахстанской области, близ села Бестерек.
Вопросы детям:
- Что такое петроглифы?
- Что изображали древние люди?
- Назовите известные местонахождения петроглифов на территории Казахстана.
Работа в парах. Задание:
Назвать словосочетания по схеме
«имя существительное + имя прилагательное».
БАЛБАЛ (рассказывает ученик)
Древние люди не только рисовали, но еще и изготавливали из камня изваяния людей – Балбал. Этим изваяниям древний человек поклонялся и считал их своими божествами. Археологи обнаружили такие каменные изваяния почти на всей территории Казахстана.
Вопросы детям:
- Что такое «Балбал»?
- Где археологи обнаруживают такие каменные изваяния?
Работа в парах. Задание:
Назвать слова, отвечающие на вопросы «Что делали?», «Что сделали?»
ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК (рассказывает ученик)
Так называют чудесную археологическую находку, которую учёные обнаружили в результате раскопок кургана Иссык. Это захоронение древнего человека – сакского воина. По обычаю той эпохи воин был погребен в золотых доспехах и с бытовой утварью. Здесь было обнаружено более 4-х тысяч украшений, выполненных из листового золота. Одной из уникальных находок является серебряная чаша с надписью из 26 знаков.
Вопросы детям:
- Где обнаружено захоронение сакского воина?
- Сколько знаков в надписи на серебряной чаше?
Работа в парах. Задание:
Найти в тексте слова к схеме: корень, суффикс, окончание.
МАВЗОЛЕЙ ХОДЖИ АХМЕТА ЯССАВИ (рассказывает ученик)
Ходжа Ахмет Яссави – великий средневековый поэт и учёный. Самый известный труд учёного – «Сборник мудрых высказываний». В нём излагаются основные правила ислама, призывы к честности, справедливости, доброте.
Современники почитали Ходжу Ахмета Яссави. Они возвели в городе Туркестане в честь этого великого человека мавзолей, ставший памятником архитектуры.
В июне 2003 года мавзолей Ходжи Ахмета Яссави был внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
Вопросы детям:
- Кто такой Ходжа Ахмет Яссави?
- Как называется самый известный труд учёного?
- Где построен мавзолей в честь великого учёного?
Работа в парах. Задание:
Найти в тексте слова, в которых:
только твёрдые согласные (девочки)
только мягкие согласные (мальчики)
звуков меньше, чем букв (девочки)
звуков больше, чем букв (мальчики)
РАЗМИНКА (проводит ученик)
- Хорошо, что солнце светит?
- ХОРОШО!
- Хорошо, что дует ветер?
- ХОРОШО!
- Хорошо идти с друзьями?
- ХОРОШО!
- Хорошо прижаться к маме?
- ХОРОШО!
- Хорошо в краю родном?
- ХОРОШО!
- Хорошо там, где наш дом?
- ХОРОШО!
- Хорошо кружиться в танце?
- ХОРОШО!
- Хорошо быть казахстанцем?
- ХОРОШО!
Блиц-турнир «ПРИРОДА КАЗАХСТАНА»
- Богата и разнообразна природа нашей страны! Это загадочные пустыни и поющие степи, бескрайние леса и высокие горы, быстрые реки и изумрудные озёра, нетронутые природные заповедники и национальные парки.
Ответьте, ребята, пожалуйста, на вопросы:
Как называется самая большая и полноводная река Казахстана? (Иртыш).
По территориям каких стран она протекает? (Китай, Казахстан, Россия).
Куда впадает Иртыш? (в реку Обь, которая несёт свои воды в Карское море).
Как называется самое большое озеро Казахстана и чем оно примечательно? (озеро Балхаш – восточная его половина солёная, западная – пресная).
Как называется озеро, расположенное на территории Восточного Казахстана? (озеро Зайсан).
Сколько природных заповедников располагается на территории РК? (9).
Назовите заповедник, находящийся в ВКО.
(Маркакольский заповедник; Катон-Карагайский национальный парк).
Как называется самая высокая вершина на территории Казахстана?
(Пик Хан-Тенгри – 6995 м без ледника; 7010 м – с ледником).
Как с тюркского переводится Хан-Тенгри? (повелитель духов, повелитель неба).
Индивидуальная работа.
Разноуровневые задания: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Задача № 1.
Рыба – 11 видов ? видов
Млекопитающие - 65 видов
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Задача № 2.
Балхаш – 605 км
Зайсан – ? км, на 500 км <, чем ? км
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Задача № 3.
Пик Тастау – 2992 м
Пик Хан-Тенгри – 6995 м
На сколько метров пик Хан-Тенгри выше, чем пик Тастау?
_______________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Задача № 4.
Река Иртыш
Китай – 525 км ________________________________________
Казахстан - ? км 4248 км ________________________________________
Россия – 2010 км ________________________________________
________________________________________
Учитель:
- Настало время вспомнить литературную сокровищницу нашей страны.
ЛЕГЕНДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Работа в группах.
Задание: К каждой легенде подобрать пословицы (поговорки), выражающие основную мысль (идею) произведения.
Место, где можно остановить коня
Жил когда-то на свете батыр Асанкайгы. Он ездил по свету на своем верном коне и редко где надолго останавливался. Асанкайгы искал такое место на земле, где люди жили бы в полной гармонии с природой.
Однажды на берегу реки Жабай он вдруг остановил коня и сказал такие слова: «Ат тұяғы басар жер екен», что в переводе означает «Здесь можно остановить коня». Здесь он поставил юрту, привез себе красавицу жену и стал жить. К нему из других мест приезжали батыры и привозили быстрых коней. С того далекого времени и называется это место Атбасар.
Любовь к Родине у семейного очага рождается.
Легенда о круглом озере
Было это в стародавние времена. Юноша полюбил девушку из соседнего аула, и она его полюбила. Они хотели пожениться, но родители невесты были против.
Жених был беден, а они хотели выдать дочь-красавицу за богатого бая. И тогда молодые решили убежать из аула. Но их бегство быстро обнаружили и послали погоню.
Их уже почти догнали, вот-вот схватят, но девушка не растерялась, бросила позади себя браслет. И тут же на том месте, куда он упал, образовалось озеро.
Юноша и девушка смогли скрыться, погоня осталась на другом берегу. С тех пор озеро называется Зеренда, от слова зерен – браслет. Оно круглое, и вода в нем чистая и прозрачная, как слеза.
Насильно мил не будешь.
Любовь за деньги не купишь.
Любовь всё преодолеет.
Для любви нет преград.
Родник Райымбека
Когда-то в давние времена жил на земле Райымбек-батыр. Он со своими воинами защищал казахскую землю от джунгарских завоевателей. Бои шли тяжелые. Однажды, догоняя врагов, воины Райымбека оказались в пустыне. Их мучила жажда, и стали они искать воду. Поиски продолжались долго, но источника нигде не было.
Воины все больше слабели. И тогда Райымбек с силой вонзил в землю свое копье, а когда выдернул, брызнула вода.
До сих пор живет этот родник в селе Каракастек Алматинской области. В народе его считают святым и называют РОДНИК РАЙЫМБЕКА.
Настоящему мужчине любое дело по плечу.
ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ - «Блесни народной мудростью!»
Учитель:
"Речь без пословиц, что пища без соли" - гласит казахская мудрость.
Тому, кто знаком с казахской культурой, известно, что казахи исстари очень высоко ценили силу слова. Мудрые ораторы – Бии - с помощью одной единственной меткой, ёмкой фразы останавливали вражду между родами, разрешали запутанные споры.
Благодаря лаконичности, остроумию и глубокому содержанию пословицы и поговорки надолго сохранились в людской памяти, и дошли до наших дней.
Только в пословицу, коротко и точно можно вместить характеристику целого народа.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощники
И в жизни верные друзья!
- Давайте попробуем назвать как можно больше пословиц о Родине.
(Представители каждой команды соревнуются, поочерёдно называя пословицы по теме урока. Побеждает тот, кто назовёт больше всех).
1. Человек без Родины своей, что без леса одинокий соловей.
2. И лук сладок, как мёд, если на Родине растёт.
3. Земля родная – колыбель золотая.
4. Как Родина дорога поймёшь, когда на чужбину попадёшь.
5. Цветёт бутон там, где прижился, жигит силён там, где родился.
6. Тепло Родины своей огня намного горячей.
7. В родном краю и воздух исцеляет.
8. Цветы лишь на поляне своей цветами считаются.
Человек лишь на Родине своей человеком является.
9. И собака хвост трубой поднимает, если в своём ауле гуляет.
10. Любовь к Родине у семейного очага начинается.
11. Родимый край для каждого рай.
12. Разрушится страна разобщённая, устоит страна объединённая.
13. На Родине и дни, и ночи прекрасны.
Учитель:
- Казахстан – многонациональная республика. В нашей стране живут люди более ста национальностей и народностей. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет то, что мы – народ Казахстана. Мы едины. И в этом наша сила и успех.
Ученик:
Учиться, трудиться, мечтать и влюбляться,
Пусть будет богат дастархан!
Взрослым и детям для мира и счастья
Цвети, мой родной Казахстан!
Рефлексия (на выбор учащихся).
СИНКВЕЙН или ЭССЕ на тему «РОДИНА»
Дети исполняют песню о Казахстане («На воздушном шаре»)
Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи.