Классный час «Путешествие в Волшебную страну»
Автор: Шмидт Ирина Валентиновна, учитель начальных классов первой категории КГУ «Средняя школа № 17 им. М. Ауэзова» акимата г. Усть-Каменогорска
Цель: Знакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей Восточного Казахстана.
Задачи: Продолжить знакомство учащихся с творчеством писателя-земляка А. М. Волкова и историей написания его книги «Волшебник Изумрудного города».
Формировать потребность в чтении книг.
Формировать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Развивать речевую деятельность, коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Приобщать детей к общечеловеческим ценностям через их собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
Оборудование:
Портрет А. М. Волкова.
Мультимедийная презентация.
Фото исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью А. М. Волкова в городе Усть-Каменогорске.
Цветные иллюстрации к сказке «Волшебник Изумрудного города».
Книжная выставка «Писатель. Математик. Историк»
Выставка детских творческих работ.
Раздаточные карточки для каждой команды.
Ход классного часа.
Учитель (читает вслух цитату):
«Гордиться славою своих предков – не только можно, но и должно!..»
А. С. Пушкин
Это изречение великого русского поэта А.С. Пушкина звучит поистине актуально в год, когда мы отмечаем 100-летие начала творческой деятельности нашего знаменитого земляка, родившегося в городе Усть-Каменогорске – писателя Александра Мелентьевича Волкова.
Не только писатель, но и талантливый педагог, драматург, учёный-математик, переводчик – всё это составляющие личности одного человека, ставшего одним из первых региональных писателей, положивших начало Литературному Усть-Каменогорску.
Именно этому человеку, Александру Мелентьевичу Волкову, и его творчеству мы посвящаем наш сегодняшний классный час.
Давайте, ребята, вспомним с вами основные биографические вехи нашего знаменитого земляка.
Блиц-турнир «Биография писателя»
1. Когда и где родился Саша Волков? (14 июля 1891 года в Усть-Каменогорске)
2. Кем был его отец? (фельдфебелем). Поэтому…
3. Во сколько лет Саша Волков научился читать? (в 4 года)
4. Как учился Саша Волков? (был принят сразу во 2-й класс начального мужского училища и в 12 лет мальчик закончил его лучшим учеником)
5. Как звали первую учительницу Саши Волкова? (Новосёлова Таисия Георгиевна)
6. Где Саша Волков устроил свою обсерваторию? (в бочке, возле дома)
7. В каком городе А.Волков окончил учительский институт? (в Томске)
8. Сколько лет А. Волков проработал в г. Усть-Каменогорске? (13 лет)
9. Какие предметы он преподавал?
10. За какой срок А.Волков смог закончить математический факультет Московского университета? (за 7 месяцев). А вскоре он стал преподавателем высшей математики в одном из московских ВУЗов. Там же он вел для студентов факультатив по литературе, продолжал пополнять свои знания по литературе, истории, географии, астрономии, активно занимался переводами.
11. Что побудило А.Волкова стать писателем? (Началось все с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ". Сказка ему понравилась. Он начал пересказывать ее сыновьям. При этом кое-что переделывал, кое-что добавлял… И сказка Волкова зажила самостоятельной жизнью.).
12. Когда была напечатана первая книга? (Первый раз книгу напечатали в 1939 году).
13. Кем она была иллюстрирована в чёрно-белом варианте? (Первое издание книги в 1939 году содержало чёрно-белые штриховые рисунки Николая Радлова).
14. Назовите имя ещё одного художника, который позже работал с книгами А. Волкова. В 1959 году книга выходит с цветными рисунками художника Леонида Владимирского.
15. Кто посоветовал Волкову заняться литературой профессионально?
(С.Я. Маршак)
16. Приезжал ли писатель на родину после переезда в Москву? (да, дважды; второй раз – с сыном; путешествовали с ним по Иртышу 2 недели)
17. Где в нашем городе есть улица имени А. Волкова? (на Левом берегу).
Учитель: - Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. И сейчас для вас – сюрприз. Ваши одноклассники приготовили для вас сценку «Как Саша Волков поступал в начальное мужское училище».
Сценка «Как Саша Волков поступал в начальное мужское училище».
Рассказчик:
- При поступлении в начальное мужское училище 6-летнего Сашу Волкова экзаменовал инспектор Александр Иванович Михайлов. Саша бойко читал страницу из «Родного слова» Ушинского.
Саша:
«Ворон и сорока»
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
- Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?- спросила, наконец, сорока.
- Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон, - кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
Михайлов (инспектор):
- Отлично! Превосходно!
Саша:
- А я и по письменному могу!
Рассказчик:
- Ободрённый успехом, Саша стал читать надпись на книге, выполненную корявым детским почерком.
Саша:
«Сия книга принадлежит, никуда не убежит. Кто возьмёт её без спросу, тот останется без носу. Кто возьмёт её без нас, тот останется без глаз…».
Учительница (смеётся):
- Довольно, Саша, довольно. Видим, что умеешь…
Рассказчик:
- Саша прочитал наизусть несколько стихов и показал хорошее знание таблицы умножения… Решение учителей было единодушным.
Михайлов (инспектор):
- Поздравляем Вас, молодой человек. Вы приняты во 2-й класс.
Рассказчик:
- Так Саша Волков сразу перешагнул через целый год учёбы. Его зачислили в класс Таисии Георгиевны Новосёловой. О своей первой учительнице Александр Мелентьевич навсегда сохранил добрую память.
Учитель: - Спасибо, ребята!
«По Волковским местам»
- Как вы знаете, ребята, в нашем городе сохранились места, которые помнят Александра Волкова…
И сейчас каждая команда получит задание:
Определить по фотографиям, что это за здание и каким образом оно связано с биографией нашего земляка-писателя.
Мариинское женское училище.
Место работы А.М. Волкова.
Перекрёсток ул. Большой и Соборного переулка (ныне - ул. Кирова и ул. К. Кайсенова).
Здесь он преподавал русский язык и литературу.
Народный дом. Место заседания городской Думы, членом которой был А.М. Волков.
(Позднее здесь расположился городской драматический театр. В настоящее время здание реконструируется. Предполагается, что там будет открыт филиал Дома дружбы народов).
Приходское мужское училище на улице Никольская.
Место работы Александра Мелентьевича Волкова в качестве заведующего.
(В настоящее время - ул. Казахстан.
Здесь располагается здание мечети).
Верхняя пристань.
Отсюда А.М.Волков отправился на учёбу в Томск.
Учительская семинария, позже – педагогическое училище. Место работы А. М. Волкова.
Улица Никольская (ныне - ул. Казахстан).
В настоящее время здесь располагается Дом Дружбы Народов.
Учитель: - Молодцы, ребята! По Волковским местам вы прошли довольно уверенно.
- А сейчас, дорогие знатоки творчества писателя А.М. Волкова, давайте отправимся в путешествие по «Волшебной стране». А столица этой страны – Изумрудный город.
Динамическая пауза
Звучит «Песенка друзей»
(слова И. Токмакова, музыка И. Ефремова)
Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной,
Дорогой не прямой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин.
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
Учитель: - Давайте, ребята, ещё раз назовём имена главных героев сказки.
Загадки «Узнай героя» (загадывают дети)
Очень добрый он на вид,
Весь соломою набит,
Птиц с огорода отгоняет,
О мозгах давно мечтает.
(Страшила)
Боится влаги.
Сам он из металла.
Мечта о сердце
Никогда его не покидала.
(Дровосек)
Он царь зверей
И очень тем гордится,
Но, почему-то,
Он всего боится.
(Лев)
Я иду дорогой трудной,
Но друзья помогут мне.
Город чудный Изумрудный
Засияет нам во тьме.
Лев, Страшила и Тотошка,
И Железный Дровосек –
Все шагают по дорожке
И друзья мои навек.
(Элли)
Учитель:
- А теперь я предлагаю вспомнить остальных персонажей сказки. Давайте попробуем назвать их как можно больше.
(Представители каждой команды соревнуются, поочерёдно называя имена героев произведения. Побеждает тот, кто назовёт больше всех персонажей).
Примерные ответы: Страшила, Дровосек, Элли, Тотошка, Анна, Джон, Фарамант, Дин Гиор, Рамина, Гингема, Виллина, Стелла, Бастинда, Уорр, Флитаи и др.
Учитель:
- А какие, ребята, испытания выпали на долю главных героев?
Примерные ответы:
1. В плену у Людоеда
2. Встреча с саблезубыми тиграми
3. Переправа через широкую реку
4. Маковое поле
5. Наводнение
6. Борьба с Бастиндой
7. Встреча с марранами
8. Битва со страшным зверем
Задания для каждой команды.
1. «Коварства Гингемы»
Команды на листке восстанавливают предложение.
Ураган, посланный Гингемой, перевернул наоборот названия глав из книги. Необходимо восстановить предложения.
1.«Прощание со смелым зайцем»
2. «Первая быль Стеллы»
3. «Беззубые кролики»
4. «На свободе у Белого моря»
Ответ:
1. «Прощание со смелым зайцем»
«Встреча с трусливым львом»
2. «Первая быль Стеллы»
«Последнее волшебство Бастинды»
3. «Беззубые кролики»
«Саблезубые тигры»
4. «На свободе у Белого моря»
«В плену у чёрного камня»
2. Опишите события, изображённые на картинках.
«Однажды летним вечером Элли сидела на крыльце и читала вслух сказку. Анна стирала белье.»
«Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело — отгонять птиц… …фигура закивала головой с самым дружеским видом.
Элли испугалась, а храбрый Тотошка с лаем набросился на изгородь, за которой был шест с чучелом.»
«Железный Дровосек и Страшила скрестили руки и посадили на них Элли. Они сунули Тотошку в руки сонной девочки, и та бессознательно вцепилась в мягкую шерсть. Страшила и Железный Дровосек шли среди макового поля по широкому примятому следу, оставленному Львом, и им казалось, что полю не будет конца.»
« — Скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь дерешься с другими львами?- поинтересовался Тотошка.
— Где уж мне.. Я от них бегу, как от чумы,- признался Лев.
— Фу!- насмешливо фыркнул песик. — Куда же ты после этого годен!»
3. «Страноведение»
Учитель:
- Переходим к следующему этапу нашего путешествия. Каждая группа получает карту какой-либо волшебной страны. Необходимо внимательно её изучить, вписать недостающие названия объектов, обозначенных на карте, назвать её жителей и имя волшебника. В тексте-описании вставить пропущенные слова.
1. В этой чудесной стране разговаривают не только люди, но и все животные и даже птицы. Жители этой страны, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше Элли; на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились _________________________________________. Их верхушки украшали _______________________________________, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.
2. По сторонам дороги появились красивые изгороди, за ними стояли _____________________________________, а на полях работали мужчины и женщины. Изгороди и дома были выкрашены в красивый ____________________________________! Жители ростом были не выше Жевунов. На головах у них были такие же шляпы с острым верхом, но без бубенчиков. Носили они зелёную одежду, и кожа их отливала смугло-зеленоватым оттенком.
3.Взору спутников открылась живописно-плодородная страна. Дома и изгороди были выкрашены в розовый свет, а жители одевались в ярко-розовые платья. Жители были милые, приветливые люди и хорошие работники. У них был единственный недостаток — они страшно любили ________________________. Даже находясь в одиночестве, они по целым часам ____________________________________________________.
4. Жители этой страны были не очень-то ____________________. Они жалостно ________________________, и слёзы покатились у них из глаз, но они не осмелились ослушаться приказа своей повелительницы и начали искать оружие. Но так как им никогда не приходилось воевать, то у них не было никакого оружия, и они вооружились кто кастрюлей, кто сковородкой, кто цветочным горшком, а некоторые громко хлопали детскими хлопушками.
Ответы:
1.В этой чудесной стране разговаривают не только люди, но и все животные и даже птицы. Жители этой страны, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше Элли; на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы. Их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики. (Голубая страна. Жевуны. Гингема).
2. По сторонам дороги появились красивые изгороди, за ними стояли фермерские домики, а на полях работали мужчины и женщины. Изгороди и дома были выкрашены в красивый ярко-зеленый цвет! Жители ростом были не выше Жевунов. На головах у них были такие же шляпы с острым верхом, но без бубенчиков. Носили они зелёную одежду, и кожа их отливала смугло-зеленоватым оттенком.
(Изумрудный город. Гудвин)
3.Взору спутников открылась живописно-плодородная страна. Дома и изгороди были выкрашены в розовый свет, а жители одевались в ярко-розовые платья. Жители были милые, приветливые люди и хорошие работники. У них был единственный недостаток — они страшно любили болтать. Даже находясь в одиночестве, они по целым часам говорили сами с собой.
(Розовая страна. Болтуны. Стелла).
4. Жители этой страны были не очень-то храбры. Они жалостно замигали, и слёзы покатились у них из глаз, но они не осмелились ослушаться приказа своей повелительницы и начали искать оружие. Но так как им никогда не приходилось воевать, то у них не было никакого оружия, и они вооружились кто кастрюлей, кто сковородкой, кто цветочным горшком, а некоторые громко хлопали детскими хлопушками.
(Фиолетовая страна. Мигуны. Бастинда).
4. «Горячий стул»
(Представителю каждой команды, сидящему на «горячем стуле», ученики задают одинаковое количество вопросов. Побеждает та команда, представитель которой ни разу не ошибся).
1. Как назывался главный зал Гудвина? (Тронный)
2. Каким секретом владела Стелла? (Вечной молодости)
3. Настоящее имя Гудвина. (Джеймс)
4. Кто спас друзей на маковом поле? (Мыши)
5. Как выглядел Гудвин во время разговора с Элли? (Огромная голова)
6. А во время разговора со Страшилой? (Морская дева)
7. Во время разговора с Дровосеком? (Чудовищный зверь)
8. Во время разговора со львом? (Огненный шар)
9. О чём просил их Гудвин? (Уничтожить Бастинду)
10. Что насылала на них Бастинда? (Волков, ворон, чёрных пчёл)
11. Кто стал управлять Изумрудным городом после Гудвина? (Страшила)
12. Какие мозги получил Страшила? ( С иголками и булавками)
13. Какое сердце получил Дровосек? (Шёлковое, набитое опилками)
14. Какую смелость получил Лев? (Квас с валерьянкой)
15. Действительно ли город был изумрудным? (нет…)
16. Кто спас Страшилу во время переправы через реку? (Аист)
17. Как звали родителей Элли? ( Джон и Анна)
18. Кем по профессии были родители Элли? (Отец - фермер, мать - домохозяйка)
19. Чем питалась Гингема? (Лягушками, змеями, пауками…)
20. Где жила Элли? (В Канзасе)
21. Каким образом Элли сможет попасть обратно на родину? (Исполнить три заветных желания)
22. По какой дороге Элли пошла в Изумрудный город? (По дороге, вымощенной жёлтым кирпичом)
23. Кто посоветовал Страшиле добыть мозги? (Ворона)
24. Что случилось на маковом поле? (Герои заснули)
25. Что самое ценное было в приключениях Элли и её друзей? («Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете – дружбе!..»)
Учитель:
А. М. Волков сказал: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».
- Счастлив тот, кто побывал в замечательных сказках Волкова, вошедших в сокровищницу мировой детской литературы.
Мы завершаем, ребята, наш классный час, но не прощаемся с героями полюбившейся сказки. Я хочу вам напомнить, что в нашем городе активно осуществляет свою деятельность Литературный Музей им. А. М. Волкова, созданный Общественным фондом «Изумрудный город». Миссией этого Фонда является популяризация творчества детских писателей нашей с вами Малой Родины – Восточного Казахстана. И мы обязательно продолжим сотрудничество с этим музеем, который поможет нам открывать для себя новые имена талантливых земляков-писателей.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи.