Урок познание мира 2 класс

Урок  познание мира 2 класс. Тема урока: Воздух. Свойства воздуха. Лабораторная  работа.

Автор: Сысоева Ирина Владимировна, учитель начальных классов  КГУ «Основная средняя школа № 14», г. Усть-Каменогорска

Фотоотчет

Цели урока: Показать, что воздух есть вокруг нас, определить способы его обнаружения; показать значение воздуха в жизни человека, сформировать знания  учащихся о свойствах воздуха; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь, умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы; формировать у учащихся коммуникативные качества, умение работать в группе; оценивать свою работу, умение считаться с мнением товарища; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ожидаемые результаты: Знают свойства воздуха; правила техники безопасности при проведении опытов. Умеют проводить несложные опыты  в соответствии с инструкцией, используя простейшее оборудование. Определяют цели учебной деятельности, сверяют свои действия с целью, учится давать оценку результатов учебной деятельности, понимают причину своего успеха или затруднений, находят способы выхода из проблемной ситуации; выполняют универсальные логические действия (анализ, синтез), устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений; оформляют свои мысли в устной речи, подтверждают аргументы фактами, слушают других, организуют учебное взаимодействие в парах, группах.

Основные идеи, отработанные по теме урока; Создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;  формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ресурсы:

Презентация «Воздух. Свойства воздуха», видеоролик «Охрана воздуха»; аудио –  запись «Когда мои друзья со мной», «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»; карточки «Воздух» для работы в группах, ламинированные листы, фломастеры, иллюстративный материал для классификации по группам;  толковый словарь Ожегова; листы наблюдений группы;

карточки – свойства воздуха:

- воздух невидимый и прозрачный,
- воздух есть везде,
- воздух сжимаем и упруг,
- воздух движется,
- воздух поддерживает горение,
- воздух не имеет запаха и вкуса, но передает чужие запахи,
- воздух при нагревании расширяется,
- воздух плохой проводник тепла;

для опытов: веер, соломинка, 2 чашки с водой, чайная ложка, сахар – рафинад, стаканы- 5 штук, резиновый мяч, 3 шарика, 2 свечи, спички, банка, бутылочка, дезодорант;

карточки для работы в парах и тройках, карточки для игры «Найди лишнее слово», «Экологический светофор», тексты для самостоятельной работы, листы самооценки, шары для рефлексии.

Ход урока:

Организационный момент.

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,
На урок  придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? (с друзьями)

Я с вами полностью согласна.

Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Деление на группы по предметным картинкам: воздушный змей, воздушный шар, шарики.

Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

Учитель задаёт вопросы: Слайд 1

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?
- Как назвать одним словом снег, дождь, град?
- Время года после осени?
- Что летом бывает грибным?
- Время суток подходящее для завтрака?
- Деревья бывают лиственные и..?
- А теперь из первых букв  прочитайте слово.

Работа в группах, записывают слова на карточке:

Вода
Осадки
Зима
Дождь
Утро
Хвойные

Самопроверка по слайду

Подберите ассоциации к слову: ВОЗДУХ

Работа в группах на ламинированных листах.

Составление ассоциативной карты: кислород, дышать, жизнь, свежий, чистый, дуновение, прохлада, холод,  свежесть,  погода, стихия, сквозняк, направление,

воздух бесцветный,  холодный, тёплый, горный, чистый, воздушный змей, воздушный шар.

Беседа:

Для чего человеку нужен воздух?

- Какой он, воздух?

- Может ли человек прожить без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха - несколько минут

Постановка учебной проблемы

Предположите,  о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение.

(Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить. Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим.  Воздух через нос попадает к нам в лёгкие.)

А сейчас проверим, что вы знаете о воздухе.

Игра «Верите ли вы?»

Если согласны с утверждением хлопните в ладоши, не согласны – ничего не делаете.

Воздух имеет определенную форму.

Воздух невозможно сжать.
Воздух пропускает свет.
Воздух имеет массу.
У воздуха есть запах.
Воздух не сохраняет тепло.
Усвоение новых знаний.

- Чтобы проверить, верно ли мы считаем или ошибаемся, ответив на  предложенные утверждения, мы превратимся с вами в исследователей.

- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

(Я думаю, что это учёные.- Это люди, которые занимается различными исследованиями, что-то изучают.)

- Давайте, проверим наше мнение, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова

«Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

Слайд 2

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений)

Лист наблюдений группы:

Свойства воздуха:

1
2
3
4
5
6
7
8

- А что такое воздух?

- Но воздух это не просто газ, а смесь газов?
- А из каких газов состоит воздух?  Посмотрите на диаграмму Слайд 3
(Газ азот-78%, кислород-21%, углекислого газа – 1%.)
- Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)
- Какой газ в воздухе самый важный? Почему? (Кислород)
- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? (Углекислого газа)
- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? (Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается  равновесие в составе воздуха.)

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Опыт 1:

1 группа

А) (На столе учеников лежит веер). Как с помощью веера доказать наличие воздуха? Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.

2 группа

Б) Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

(Появятся пузырьки воздуха).

3 группа

В) Помашите рукой у лица, что ощущаете?

А теперь подуйте на руку, что чувствуете?

Вывод: эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки. Воздух можно по-разному ощущать, хотя его мы и не видим.

Вывод: Он невидимый, значит он прозрачный.

(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: невидимый, прозрачный. Располагают табличку - свойство  на доске. Начинают заполнять лист наблюдений.)

Опыт 2.

1 группа

А) Возьмём пустой стакан и проверим, что там действительно ничего нет. Поднести пустой  стакан отверстием вниз  к  воде  и  потихоньку  опускай  его  в  воду.  Ты  почувствуешь легкое  сопротивление. Вода  не  входит  в  стакан: ей  мешает  (Воздух).

- Наклоните  стакан в бок, и воздух вышел из стакана и освободил место для воды.

2 группа

Б) В  стакане у  вас  на  столе  вода. Как  вы  думаете,  что-нибудь  есть  кроме  воды? (нет)

Ошибаетесь. Размешайте  чайной  ложкой воду, что  вы  заметили? Появились   пузырьки  воздуха. Откуда  они  взялись? Из  воды.

3 группа

В) В стакан с водой бросьте кусочек сахара, что вы наблюдаете? (Пузырьки).

Это воздух. Воздух растворен в сахаре.

Вывод: Мы убедились, что воздух есть везде.

Воздух есть везде: на улице, в воде, в земле. Слой воздуха окружает нас и нашу Землю. Этот слой называется атмосферой (определение вывешивается на доске). Она защищает нас от солнечной радиации. Если бы она исчезла, то вода мгновенно закипела бы, а лучи солнца сожгли все живое.

(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух есть везде

Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Опыт 3

1 группа

А) Перед нами резиновый мяч.

Что находится внутри его? (Воздух).

Ударь мячом об пол.

Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

2 группа

Б) Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нем воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?

3группа

В) Показать 2 воздушных шарика – один более упругий.

- Какой шарик более упругий?  Почему?

- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый?  Как?

- А что же произойдёт с воздухом во втором  шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся)  Значит,    воздух можно сжать

Вывод: Воздух сжимаем и упруг.

Слайд 4

Где применяется свойство сжимаемости?

- На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах.

Может ли воздух наполнить наполовину комнаты или какого-нибудь предмета? (Нет).

- Значит, когда мы накачиваем мяч, или колесо велосипеда и ли машины мы что делаем? (Мы его уплотняем, то есть сжимаем).

- Значит, воздух можно сжать, записываем. А наполненный воздухом мяч, будет очень удобен для  игры,  и он будет долго прыгать.

Это свойство воздуха широко используется в быту.

(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух сжимаем и упруг. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Соедините линиями: кто использует - как использует:

Пожарные                      тормоза

Маляры                          сильная струя воды

Водители                       разбрызгивают краску

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё выше, выше,
Деревцо всё ниже, ниже.

Звучит 1 куплет песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер».  О чем эта песня? А как ветер связан с воздухом? Давайте вспомним, что мы знаем о ветре?

Опережающее задание. Рассказ подготовленного ученика о ветре:

Земля  в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.

Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.

Вывод: Значит воздух – движется.

(Выбирают свойство воздуха – табличку: воздух движется. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Ребята, а это ветер дул сейчас на нас? Нет, это воздух, который перемещается в разные стороны.

Опыт 4.

Зажигаем  две свечи. Все они замечательно горят. Одну накрываем стаканом, вторую банкой. Наблюдаем.

- Почему погасла свеча там, где стакан, потом где банка, Там, где воздуха больше. Там горит, а нет доступа воздуха - огонь гаснет. Значит, воздух помогает огню гореть или поддерживает горение.

Вывод: Поддерживает горение.

Объясните, почему одна свечка потухла раньше другой?

(Чем больше банка, тем больше в ней воздуха, а следовательно кислорода, чем меньше кислорода, тем быстрее потухнет свечка. Значит кислород - горючий газ)

Чем опасен этот опыт?

(из-за неаккуратного обращения со спичками может произойти пожар)

Что можно сделать, чтобы потушить огонь?

(накрыть огонь чем-либо, например покрывалом)

(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух поддерживает горение. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Опыт 5.

Запах у воздуха есть? Внюхайтесь, что  вы  чувствуете? ( Ничего). А  вкус имеет  воздух? Попробуем  его  лизнуть. (Никакого вкуса нет).
Но воздух переносит запахи. Пока мы не зажгли свечи, ничем не пахло.
Разбрызгать дезодорант, что  вы  почувствовали?
Вы  почувствовали  аромат  духов.
Вывод: Воздух не имеет  запаха и вкуса. Но  передает  чужие  запахи.
(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух не имеет  запаха и вкуса, но  передает  чужие  запахи. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Опыт 6

На горлышко пустой бутылки надет воздушный шарик, ученики ставят бутылку в чашку с горячей водой - шарик надувается. Какой вывод сделаем?

Вывод: Воздух при нагревании расширяется

(После проведенного опыта, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух при нагревании расширяется. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Где люди могли применить это свойство воздуха?

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Работа по учебнику (Самостоятельное чтение про себя):

Стр.4 Чтение  текста с рисунком домик, снеговик.

Вывод: Воздух плохой проводник тепла.

(После чтения текста, выбирают свойство воздуха – табличку: воздух плохой проводник тепла. Располагают табличку - свойство  на доске. Заполняют лист наблюдений.)

Слайд 5

Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

Как сидят птички, когда на улице мороз? (нахохлившись) Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?
(Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)
Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.
А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).
(Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло.)
В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах? (В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа.)

Закрепление.

О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований?

Слайд 6

Игра «Найди лишнее слово»

У вас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?

Соль, сахар, воздух, горчица. (Воздух не имеет вкуса)
Цветок, радуга, дерево, воздух. (Воздух не имеет цвета)
Воздух, одеколон, уксус, жареная картошка. (Воздух не имеет запаха)

Работа в группах, фронтальная проверка.

Слайд 7

Сейчас вы выполните самостоятельную работу по карточкам.

Заполните таблицу, соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:

Цвет воздуха             Бесцветный
Голубой
Запах воздуха            Душшистый
Без запаха
Форма воздуха           Круглый
Нет формы
Состояние воздуха      Газ
Жидкий

Самопроверка

Воздух не имеет вкуса. Он бесцветный. У него нет  запаха, он прозрачный.

Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибки.

Слайд 8

Вова Колесников, выполняя самостоятельную работу, описал так свойства воздуха:  Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.

Слайд 9 (Самостоятельная работа, взаимопроверка, оценивание)

Включение в систему знаний и повторение.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
Игра Экологический светофор

Ситуации:

1. Выбросы заводов и фабрик
2. Разводят костёр
3. Поездка на велосипеде
4. Посадка деревьев
5. Сжигание мусора
6. Сбор макулатуры

Поднимают сигнальные карточки зелёного и красного цветов, анализируя ситуации.

Итог урока.

Слайд 10

Составление синквейна

Назовите тему урока одним словом.
 Назовите 2-3 признака воздуха.
 Назовите 2-3 действия воздуха.
 Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока.
 Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Работа в парах

Воздух.
Прозрачный, бесцветный.
Не пахнет, расширяется, сжимается.
Не загрязняйте воздух!
Газ.
Воздух.
Бесцветный, прозрачный.
Расширяется, сжимается, не проводит тепло.
Воздух должен быть чистым!
Жизнь.
Зачитывают синквейны

Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?

(Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, упругость, плохо проводит тепло)

Д/ З

Слайд 11

Прочитать статью «Свойства воздуха» стр.39-43, нарисовать рисунок, где в обыденной жизни вы встречаетесь с изученными свойствами воздуха.

Рефлексия

Самооценивание.

Лист самооценки работы в группе

Название группы_________________

Ф.И. учащегося________________________

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.

Все ли члены группы принимали участие в работе группы?

А) Да, все работали одинаково.
Б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
В) Нет. Работал только один.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было.
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Тебе понравился результат работы группы?

А) Да, все получилось хорошо.
Б) Нравится, но можно было бы лучше.
В) Нет, не нравится.

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты.

Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку в виде рожицы. За то, как вы слушали, как выполняли задания, всё ли поняли, за то, как старались.

 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи.

  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика