Внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения

Внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения

Автор: Молявко Т. Г., учитель КГУ «Средняя школа №27» акимата города Усть-Каменогорска

Работаю учителем начальных классов уже не первый год, но задумалась и переосмыслила весь современный процесс обучения только после того как прошла уровневые курсы 3-го базового уровня Программы в прошлом учебном году. Принять «новые подходы» и перестроить весь процесс  обучения оказалось сложно. Но, не смотря, на столь короткий промежуток времени в работе у учащихся моего класса наблюдаются изменения.

Весь процесс обучения стараюсь построить так, чтобы учащиеся несли ответственность за собственное обучение, а не учитель, как это было раньше. Однако, я понимаю, что эти изменения не произойдут быстро, за один урок; это долговременный процесс, которому необходимо учить и детей, и, конечно же, учиться самой.

С первых дней нового учебного года начала внедрение идей Чиксентмихайи о «самоцели» и Райана и Деки, о внутренней мотивации.  Поэтому, на каждом уроке планирую создание таких условий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, защищенно, знали, что их мнение не будет осуждаться, высмеиваться одноклассниками, а, наоборот, будет играть весомую роль в совместной работе. То есть постепенно, из урока в урок формирую коллаборативную среду. Для этого отбираю  разнообразные стратегии, которые способствуют созданию доброжелательной, доверительной атмосферы, располагающей к дальнейшему сотрудничеству учащихся друг с другом и самостоятельному обучению в процессе групповой работы. Например,  «Круг радости», «Клубок пожеланий», «От сердца к сердцу».

Однако, на первых уроках, как и ожидала, не было достигнуто желаемого сближения между детьми, так как ребята стеснялись друг друга, были замкнуты, боялись, что скажут мнение, отличное от мнения других детей, то есть не допускали в зону своего ближайшего окружения. Проанализировав данную ситуацию, стала наоборот подбадривать тех детей, высказывания которых отличались от других, просила их взяться за руки, при этом, выполняя все действия совместно с учащимися, предлагала передать частичку своего хорошего настроения через рукопожатие, улыбку. Результаты апробации данных приемов увидела уже к концу первой четверти. Заметила, что дети стали чаще ко мне подходить с вопросами, частично «учитель», превратился в «помощника»; меньше стесняться друг друга; реже возникали конфликтные ситуации. Доказательством данного факта   служат пожелания здоровья, счастья, новых знаний, приятного общения, работы в группах, которые ученики стали высказывать.

Групповая работа также играет важную роль в обучении учащихся. Раньше избегала групповой работы на уроках, лишь изредка использовала парную. Оправдывала данный факт тем, что эти формы работы не соответствуют возрастным особенностям детей, не способствуют вовлечению всех учащихся в учебный процесс.  Групповая работа стала теперь обязательной на каждом уроке.

Так как дети только учатся распределять роли при работе в группе, наблюдала такую тенденцию, что командирами выбирались дети, которых я не предполагала на эту роль. Эти наблюдения позволили мне определить неформальных лидеров в классном коллективе, а также задуматься, что я могу использовать данную информацию при структурированном делении детей на группы, с целью повышения уровня продуктивности урока. Дети только сейчас стали понимать, что через групповую работу они взаимообучаются, учатся формулировать научные понятия, выводят формулы, алгоритмы и др. Однако, работая в группах, они увлекаются и не всегда соблюдают еще правила работы в группах, не могут определиться с ролью спикера (все хотят быть спикерами).

Работа детей в группах привела меня к мысли, что раньше я боялась лишний раз потратить время на самостоятельные рассуждения учащихся, привыкла полностью контролировать и управлять процессом обучения.

Для меня эти сведения очень важны, так как еще полностью не достигла желаемого результата, предстоит учить учащихся уважать и принимать мнение собеседника, формулировать собственное мнение и не стесняться его высказывать. А самое главное – это учиться принимать любой ответ учащихся самой, не зависимо от его правильности, так как я должна не научить, а создать условия для самообучения детей.

Конечно, нельзя рассматривать самообучение и взаимообучение учащихся, отдельно от оценивания. Данные подходы являлись совершенно новыми для детей и вызвали особый интерес. Сначала одни дети испытывали некоторую настороженность, имело место завышения оценок, так как они боялись получить отрицательную оценку, не понимали, как необходимо оценивать, другие, наоборот, воспринимали это своеобразным игровым моментом. Позднее стали задумываться, что оценка – это итог усвоения учебной задачи, которую они решали в ходе всего урока. Страх исчез, дети стали активнее участвовать во всех видах деятельности, высказывать свое мнение. Однако, заметила, что появилось занижение оценок при взаимооценивании работы других групп, дети стали более придирчивыми, выискивали мелочи, из-за которых можно снизить баллы, воспринимали работу в группах, как соперничество. Проанализировав сейчас данные факты, думаю, что ошибкой с моей стороны было то, что, опять же подстраховываясь, давала детям готовые критерии оценивания, которые, наверное, не всегда были им понятны. Планирую, критерии разрабатывать совместно с учащимися и дополнять по мере необходимости.

Изменения произошли и в критическом мышлении как учащихся, так и меня как учителя. Только теперь осознала, насколько важно рефлексировать собственную деятельность. Нельзя сказать, что мы раньше не занимались анализом, занимались! Но главное отличие того анализа от сегодняшнего, на мой взгляд в том, что мы не выявляли  суть проблемы: «Почему так произошло?» и самое главное, не планировали заранее, как можно было бы избежать этих неожиданностей на уроке. Пока говорить о каких-то серьезных изменениях у детей еще рано, так как прошло еще мало времени, но сдвиги в этом направлении определенно есть: дети участвуют в целеполагании, делают предположения, стали активнее высказывать свою жизненную позицию, перестали бояться приводить примеры из своей жизни, стали считаться с мнением товарищей, подбадривать и помогать друг другу.

Систематически стала использовать на своих уроках ИКТ. Внедрение модуля ИКТ способствует повышению моего профессионального уровня. Чтобы подготовиться к уроку, сделать презентацию, мне пришлось освоить определенные навыки работы с компьютером, которых раньше не имела.  Теперь основная задача – повысить ИКТ компетентность моих учеников, поэтому стала предлагать небольшие опережающие задания учащимся группы А, В. Данные задания способствуют повышению самооценки, расширению кругозора учащихся, а самое главное способствуют самообразованию родителей, так как родители тоже учатся с детьми поиску информации через различные источники и осваивают навыки работы с компьютером. Я, также получаю возможность дополнительного общения с родителями, консультирую их, что способствует созданию коллаборативной среды и среди родителей. Для себя отметила, что при таком подходе учащиеся получают знания не от учителя, а от одноклассника, который говорил на том же понятном им языке, потому что уже переосмыслил, пропустил данную информацию через свое сознание.

Сложно определить одаренность ребенка в начальной школе. Могу лишь говорить о высоком уровне академической мотивации некоторых учащихся.  Задания повышенной сложности предлагаю только тем детям, в которых абсолютно уверенна. Данный модуль мне сложно пока реализовывать, так как очень трудно определить степень сложности заданий для каждой конкретной группы. Могу спланировать, что учащиеся группы А справятся с данным заданием, а они не оправдывают ожиданий и выполняют лишь задания уровня В и так далее. Не знаю, правильно ли я думаю сейчас, но мне, как учителю, можно было бы оказать на данном этапе помощь, направляя действия учащихся в нужное русло размышлений, посредством вопросов, памяток, алгоритмов, выполняя тем самым роль «подмостков».

Таким образом, считаю, что  произошли следующие изменения:

- расширился круг используемых стратегий и приемов;

- произошла переориентация ответственности за получение знаний и их оценивание на учеников, дети стали более открытыми, начали свободнее высказывать свою точку зрения, не боятся задавать, возникающие у них вопросы, поняли, что от их вклада в общее дело по выполнению какого-либо задания, зависит его успех;

- у детей стали продуктивнее формироваться и развиваться коммуникативные навыки, саморегуляция, когнитивные способности, повышаться самооценка и внутренняя мотивация;

Данные выводы, мне позволили сделать наблюдения коллег и мои собственные за деятельностью учащихся, а также сами работы детей и видеоматериалы, отснятые на уроках. Также наблюдается, хотя и незначительная, но положительная динамика качества ЗУН учащихся от 1до 2% в среднем по различным предметам.

Однако, очень много моментов над которыми предстоит еще работать и мне, и учащимся. Основная проблема была в том, что мне необходимо отойти от сложившихся стереотипов в обучении, давать учащимся больше свободы выбора на уроке, самостоятельности. Учиться, детальнее анализировать, отбираемые стратегии, на предмет их эффективности, так как они разнообразны и интересны, не бояться делегировать свои полномочия учащимся при оценивании себя и друг друга, только при этом определить совместно критерии. Делать акцент не только на реальные возможности детей, но и не бояться при этом предлагать задания повышенной сложности, с учетом возрастных особенностей. Продолжить обучение учащихся работе с вопросами высокого порядка, ответы на эти вопросы требуют сформированности мыслительных операций, то есть высокого уровня развития критического мышления.

Трудность вызвало и то, что многие изменения в сознании ребенка, такие как саморегуляция, уровень когнитивного развития и метапознания, самосовершенствования, внутренней мотивации, невозможно отследить напрямую, через диагностики и получить достоверные результаты. Поэтому, вижу только один выход в данной ситуации, фиксировать свои наблюдения, разработать карту индивидуальных достижений учащегося и обратиться за помощью в консультировании к школьному психологу. Также столкнулась с такой проблемой, что у учащихся стали утрачиваться навыки самостоятельной работы, стало затруднительно проконтролировать действительный уровень учебных достижений учащихся, так как дети сразу же начинают искать поддержки и спрашивать совета у членов своей группы.

Данные трудности и будут являться отправной точкой совершенствования моей дальнейшей практики в школе.

 

 

 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание статьи

 

 

 

 

 

  Из копилки читателя - Из копилки читателя


Яндекс.Метрика