- ЦБС сегодня
- Конкурсы, проекты
- … мне хочется заниматься любимым делом …// Эхо Усть-Каменогорска, - 2016. -январь
… мне хочется заниматься любимым делом …// Эхо Усть-Каменогорска, - 2016. -январь
Хамитбий Мустафаевич Кульчаев - скульптор. В своих работах использует натуральный камень.
Камень – материал, созданный самым требовательным архитектором, самой природой.
Изготавливают скульптуры из натурального камня при помощи высечения и резьбы из монолитного каменного блока. Мастер не просто обрабатывает камень в процессе производства скульптуры, он его оживляет, подчеркивает важные детали, придает своим будущим скульптурам эмоции и динамику.
-Вот ваши работы, они из камня, гранита, и меня, как дилетанта, всегда интересовал вопрос, как вы умудряетесь так точно убрать лишнее? Как вы рассчитываете удар молотка, это же камень, не восстановить ведь, если лишнее отобьешь?
-(смеется). Это чутье, и практика. Но, сложность работы с камнем действительно есть.
«Мой Казахстан» - под таким названием в канун 2015 года прошла отчетная выставка работ художников и скульпторов в Центральной городской библиотеке Усть-Каменогорска.
Живопись, графика, скульптура, творения монументального и декоративно-прикладного искусства посвящены целому ряду исторических событий Казахстана, народным традициям и обычаям. В экспозиции были представлены лучшие работы художников и скульпторов Восточного Казахстана.
Хамитбий Кульчаев представил на выставке свое видение этой темы, свой образ Казахстана.
Орел - гордая и свободолюбивая птица, спокойно сложив крылья, возвышалась в центре экспозиции.
-Хамитбий Мустафаевич, орел такой не стандартный, необычный в этой вашей работе. Я как-то привыкла видеть эту птицу, в разных композициях, с распростертыми крыльями, а у вас он такой необычный, сидит, и спокойно взирает на всех?
-Вот и получается, что стандартное видение этой птицы приводит к штамповке образа гордой и свободной птицы. И всегда, крылья в размахе, и вид такой грозный. А этот орел, как человек, простой, как в жизни.
-Хамитбий Мустафаевич, наш город украшают ваши работы, вы можете их назвать?
- Памятники Славскому, Потанину. В районе магазина «Ровесник» стоит композиция «Чайки», в парке им. Джамбула, в районе аэропорта, по проспекту Победы, на УМЗ расположен барельеф Виталия Леонидовича Метте.
Хамитбий Мустафаевич, какие проекты вы сейчас готовите? Какие есть идеи?
- Готов проект памятника Абая и Михаэлиса из бронзы. Разработаны и уже сделаны все расчеты монумента жертвам репрессий из гранита: разорвано и пронизано колючей проволокой пространство, и в нем силуэт человека…
Идея, как предостережение, направлена на эмоциональную память. Ушёл и не вернулся…
Проектный институт Алматы этот проект одобрил и планировалось установить его на Левом берегу в этнографическом музее под открытым небом. Но, пока, все почему-то затихло.
-Я на выставке увидела еще одну вашу работу, скульптура Оралхана Бокеева…
-В свое время была идея создать скульптуру Оралхана Бокеева, и встал вопрос, а где же ее разместить. Это не политический деятель, он наш современник, писатель, личность. И я предложил назвать Центральную городскую библиотеку именем Оралхана Бокеева и на фасаде у здания расположить бюст писателя. Эта идея как-то не принялась. Изваяние Оралхана Бокея поставлено на площади КШТ. Но, это не мой проект, другое решение и другой автор.
- Заслуженный художник, скульптор Тлеуберды Ненашев, когда приезжал в Усть-Каменогорск, заходил ко мне в мастерскую, сказал, что он думал, что в Усть-Каменогорске нет скульпторов. (смеется).
Мы сдружились, и сейчас у него проходит персональная выставка в Алматы, на которую он пригласил меня. Мы вместе разработали проект монумента к 20-летию Независимости Казахстана, материал - гранит, бронза и стекло с подсветкой.
У монумента четыре стороны и четыре скульптурные фигуры. Мы предложили этот проект областному акимату, с идеей поставить его в парке «Металлург» в глубине аллеи, которая выходит на проспект Независимости, у парадного входа. Это предложение мы внесли еще два назад, но, пока…тоже, тихо.
-Камень, это ваш любимый материал, а вот эти работы из стекла, это эксперимент? Вы используете в своих работах стекло?
-Стекло, оно по твердости сравнимо с алмазом, хрупкое, но сопоставимо по крепости. Я сделал пробные работы из этого материала. Наверное, кто-то и работает в этой технике, но я не видел.
-Хамитбий Мустафаевич, вы давно в нашем городе? Откуда вы приехали? Где учились?
-В Усть-Каменогорске я с 1982 года. Родился в Южном Казахстане, в Джамбульской области. Я-карачаевец, из семьи репрессированных, родом с Кавказа.
Учился в Львовском институте декоративно-прикладного искусства. При распределении, после окончания института, увидел, что есть направление в Казахстан, город Усть-Каменогорск, сразу решил, поехать сюда.
Меня всегда привлекал Восточный Казахстан, Рудный Алтай и его природа.
Так совпало, что сразу по приезду в Усть-Каменогорск была организована группа из художников, собравшихся пройти по Рериховским местам со стороны России.
Такой причудливой природы я раньше не видел. Идешь, а из-за горы, навстречу тебе, вышло облако, постояло, как бы посмотрело на тебя и ушло… Как будто кто то свыше, общается с тобой, дает тебе знаки, энергию.
Конечно, по приезду в Усть-Каменогорск были бытовые сложности-отсутствие квартиры, не было мастерской, но я решил, что приехал сюда навсегда. Сделал мастерскую и стал работать.
Выписка из биографии Хамитбия Кульчаева:
- По окончанию института, в 1982 году, по распределению, был направлен в г. Усть-Каменогорск в ХПМ Союза Художников. В 1985 году вступил в СХ СССР и СХ РК. Участник международных, всесоюзных, республиканских и областных выставок. Являлся инициатором, одним из организаторов и участником (1989 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г.) Международных симпозиумов скульпторов в г. Усть-Каменогорске.
Женат, имеет совершеннолетнего сына.
Основные работы:
«Материнство»,1989 г., гранит, 160х90
«Памятный знак В.П. Потанину»,2002 г., нержавейка, алюминий, гранит, h-12 м.
«Чайки»,2010 г., гранит, металл, стекло, d-5 м.
«Начало»,2010г., гранит,180х160
«Бюст Е.П. Славскому» 2011г., бронза, гранит, 160х120
«Колос», 2012 г., металл, стекло, гранит, h-7,5 м
Ранние работы:
«Первый день без выстрелов»,1984г., терракота, 65х28
В. Теркин»,1885г., терракота, 65х30
«Земля целинная»,1989г., шамот, соли, 85х18
«Едем мы друзья…»,1990г., шамот, d-75 см
«Мальчик, которого не боятся птицы»,1995 г., шамот, 80х30 и др.
Награжден медалями от Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева за выдающийся вклад в развитие и пропаганду искусства Казахстана к 10-летию г. Астаны, к 20-летию Независимости Республики Казахстан и 20-летию Конституции Республики Казахстан. Удостоен 1-го места на Международном симпозиуме скульпторов (г. Усть-Каменогорск, 1989 г.) за работу «Материнство», 1-го места на Международном симпозиуме скульпторов (г. Усть-Каменогорск, 2010 г.) за работу «Чайки».
-Хамитбий Мустафаевич, насколько востребовано ваше творчество в нашем городе?
- Понимаете, все зависит от руководства, от их понимания данного проекта или необходимости проведения той или иной работы.
Много позитивного осталось от общей работы с акимом Абишевым Исламом Алмахановичем. Была у меня идея, провести в Восточном Казахстане Международный симпозиум скульпторов. Первый симпозиум был проведен в 1989 году. Когда я акиму показал фотографии работ первого симпозиума , то эта идея им была принята. Благодаря поддержке городского акимата были проведены три Симпозиума скульпторов в нашем городе.
Благодаря проведению симпозиумов, много друзей появилось в Казахстане, Америке, Мексике, Украине, Испании, Германии, Сардинии, Швейцарии, Бельгии, Греции, Израиле, России, Египте, Китае, Шотландии, Польше, Грузии, Белоруссии. Со всеми, с кем нам довелось общаться на симпозиумах, мы поддерживаем дружеские отношения и общаемся. Симпозиум раздвигал границы Казахстана.
Ислам Алмаханович говорил, что мы сделаем эти симпозиумы традицией нашего города, чтобы художники приезжали в Восточный Казахстан со всего мира. Ведь после таких симпозиумов городу остаются интересные и уникальные работы скульпторов со всего мира.
И остались эти скульптуры, созданные во время симпозиумов. Они украшают и улицы Усть-Каменогорска, и парк им. Джамбула, этнографический комплекс на Левом берегу, Аллею Любви на набережной Иртыша.
И наш, украшенный ныне цветами город, это тоже была идея Ислама Алмахановича. На горе Казахстан, по его инициативе, был сооружены символы государственности. Когда к нам приезжают гости, я везу их на эту площадку, весь город, как на ладони. Это, одна из достопримечательностей нашего города.
Ислам Алмаханович, по-моему личному мнению, много сделал для города и его жителей. Вот такая поддержка нужна художникам, без этого, без поддержки власти, ничего не будет.
-Вы никогда не думали о том, что вы выбрали очень сложную профессию в этой жизни?
-(смеется) Это не мы же выбираем. Это сложно, вот так сразу сказать…
На втором курсе меня представляли, как подающего надежды живописца. Скульптура, это не просто ведь взял камень, и высек… Скульптор, должен знать рисунок, основу всех основ. Живопись, композиция, цветоведение, все изучается в процессе учебы. И когда меня представляли, как будущего живописца, я себя в этом не видел.
Камень меня привлекал больше. Уже тогда, во время учебы, я занимался камнем и у меня были работы в этом материале.
Работать с железом мне нравилось тоже. Я ковал в кузнице еще когда учился в школе. Мы с другом копировали репродукции, соревнуясь , у кого лучше получится.
-Откуда у вас это увлечение?
-В нашем роду, в семье, были хорошие ремесленники. Поговорка, об этом у нас есть, что, Кульчаевы, они из дерева сделают пуговицу. Эта поговорка показывает степень умения делать что-то своими руками нашей фамилией. Испокон века в нашем роду были мастера-ремесленники и кузнецы.
-Хамитбий Мустафаевич, что вам дает вдохновение, откуда черпаете творческие силы?
Я очень люблю жизнь. Она - главный вдохновитель. И конечно, природа нашего Восточного Казахстана, которая не имеет аналогов. А силы черпаю от поддержки своей семьи, моего тыла и моей опоры.
-А у вас не было желания уехать из Казахстана, за рубеж?
-Я здесь родился, впитал в себя эту культуру, и я начинаю на этой основе что-то выдавать в своей работе. Менять, начинать все заново... В принципе, у меня этого даже в мыслях не было. Хотя, говорят, никогда не говори некогда...
-Ваш сын не выбрал профессию художника?
-Сын учится в Праге, он далек от моей профессии, выбрал для себя специальность « Бизнес и администрирование». Он хорошо учится, скоро заканчивает учебу и уже устроился на работу.
-Хамитбий Мустафаевич, вы верите в судьбу?
-Нас учили, что мы сами вершители своей судьбы. Видимо, есть какая – то закономерность, но я считаю, что все в основном зависит от человека.
А случай, он может, конечно, повернуть человека, его жизнь. Все может быть.
Хотелось бы верить, что есть разум, который, всем, жизнью всей руководит. Но почему то, кроме этого моего желания, подтверждений этому я не вижу, не ощущаю
-Что вы думаете о душе?
-Я материалист. Думаю, что все, что связано с телом человека, исчезает вместе с ним. В голове не укладывается, например, та же бесконечность, вечность… Все, что было до этого с землей, это все предположения. А все, что не укладывается, кажется пришедшим из сферы фантазии.
-А что для вас успех?
-У каждого, свое представление об этом. Кто-то принимает за успех материальную сторону, кто-то славу. Для меня, успех, это момент, когда я заканчиваю очередную работу.
И мне хочется заниматься любимым делом и чтобы это хоть немного нравилось людям.
-Какая из ваших работ вам нравится, вы ее считаете более значимой?
-(улыбается) Это равносильно, если у отца спросить, кто из детей ему больше нравится. Мне нравится процесс созидания, процесс работы.
Когда я создавал композицию «Первый день без выстрелов», то ловил себя на мысли, что я очень бережно к ней отношусь. Мне казалось, что я могу нечаянно причинить этой женщине боль…Она – одушевленная, дышит, на коленях полевые цветы…
-Хамитбий Мустафаевич, во что вы верите?
-Я верю в человека, в его силу. Если у человека есть внутренний стержень, он справится с житейскими сложностями, а если этого стержня нет, то его будет мотать из стороны в сторону. Конечно, на человека влияют и экономические и политические течения, против них он может быть и беспомощен… Всегда, во все времена происходят всевозможные кризисы. Но, я верю в торжество будущего, и что будущее у нас будет хорошим, светлым.
Телефоны для связи с мастерской художника:
8(7232)54-13-80, 54-13-72
Редакция приносит благодарность сотруднику ЦГБ города Усть-Каменогорска Ирине Каланчиной за представленные материалы и помощь в организации интервью.
Валентина Райхель
«Эхо Усть-Каменогорска» январь 2016
http://echo-yk.kz/mycity/person/8634--mne-hochetsya-zanimatsya-lyubimym-delom-.html