- ЦБС сегодня
- Конкурсы, проекты
- Из рубрики "Свободный микрофон" // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32
Из рубрики "Свободный микрофон" // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32
Стратегия развития массовых библиотек предполагает широкое внедрение инновационных подходов и методов в организацию обслуживания с использованием современных информационных технологий. В рамках этой стратегии библиотеки должны трансформироваться в универсальные центры предоставления информационных услуг с функциями опытного «навигатора» по источникам информации для различных категорий пользователей.
Бурное распространение информационных технологий заставило говорить о смене основного ориентира развития библиотек. Вместо преимущественного накопления информационных ресурсов в самой библиотеке сегодня речь идет о создании электронных массивов, а также предоставлении доступа к внутренним и внешним ресурсам на основе сетевых технологий.
Важным стратегическим направлением должна стать дальнейшая кооперация библиотек. Мировая практика свидетельствует о том, что кооперация позволяет существенно увеличить спектр доступной информации с одновременным снижением собственных расходов каждого участника объединения или соглашения.
«Централизованная библиотечная система г. Усть-Каменогорска» состоит из 12 библиотек, которые расположены как в центре города, так и в отдаленных районах. Ежегодно услугами библиотек пользуются более 48 тыс. жителей города. Автоматизация ЦБС г. Усть-Каменогорска стала началом внедрения целого ряда инноваций — новых подходов к организации внутренней работы, внедрения комплекса новых видов услуг, повышения качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей.
Сегодня число компьютеров составляет 101 единицу. Копировальной техникой, принтерами, сканерами, факсами оснащены практически все библиотеки. Действует 9 залов информационного сервиса. Указанные подразделения предоставляют все Компьютерные и интернет-услуги. В 2009 г. ими воспользовались более 22 тысяч жителей г. Усть-Каменогорска.
С апреля 2003 г. в ЦБС работает корпоративная сеть, силами которой осуществляется роспись периодических изданий и ретроспекция книжного фонда. В распоряжение пользователей предоставляются собственные полнотекстовые базы данных. На протяжении ряда лет ведется серьезная работа с сайтом www.kitaphana.kz. В настоящее время выставлена в Интернет его новая версия, обеспечивающая доступ пользователей к электронному каталогу ЦБС в режиме он-лайн. Важным шагом для ЦБС стало ведение с января 2009 г. единой базы данных читателей ЦБС. Между подразделениями осуществляется электронный документооборот, работает электронная доставка документов.
Ведется активная работа по внедрению основных положений библиотечного маркетинга. Специалистами активно изучаются потребности пользователей библиотек в каждом микрорайоне.
К числу последних организационных инноваций ЦБС г. Усть-Каменогорска следует отнести основание издательского сектора, который координирует работу по созданию и распространению печатной и электронной продукции библиотек системы.
С 1 января 2010 г. одна из библиотек-филиалов работает как Центр краеведческой информации. Такое решение было принято в связи с ростом числа запросов краеведческого характера.
Система профессионального развития в ЦБС заслуживает особого внимания, она включает стажировки, занятия школы «Профи», конкурсы, участие в учебных мероприятиях регионального, республиканского и международного уровней.
Наши библиотеки имеют продолжительный опыт работы с БД «EBSCO» и энциклопедическими интернет-ресурсами «Рубрикой». Анализ использования БД EBSCO показал, что этот ресурс не для массового пользователя - дошкольников, учащихся, студентов, пенсионеров, которые являются нашими пользователями.
Что касается энциклопедического ресурса «Рубрикой», то следует заметить, что Интернет сегодня предлагает целый ряд альтернативных бесплатных источников.
Мы для себя решили, что вначале нужно освоить бесплатные источники. Это могут быть ресурсы свободного доступа или журналы. На основе статистики их использования можно будет принять решение о более полезных и успешных направлениях работы, затем при необходимости обратиться к платным ресурсам. В связи с ростом востребованности источников на государственном языке большим подспорьем для нас могли бы стать соответствующие полнотекстовые ресурсы.
Библиотечная сфера должна регулироваться отдельным правовым документом, предусматривающим все аспекты деятельности библиотек, - Законом.
Если сама внутрибиблиотечная деятельность каким-то образом регулируется, то внешние контакты и взаимодействия, вопросы финансирования, защиты собственности библиотек, не регламентированы.
Букобаева Анаргуль Амирбековна, директор ЦБС
г. Усть-Каменогорска // Кітапхана әлемі - Мир библиотеки. - 2010. - №2. - С. 31-32