1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
012345


Сурет өнері

Агейкин Леонид Евтихиевич

ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА
В июле этого года исполнилось 70 лет со дня рождения замечательного художника и человека Леонида Евтихиевича Агейкина, рано ушедшего из жизни. Музей Искусств отметил это событие большой юбилейной выставкой мастера.

Живописец, график, монументалист. Это все о нем. Леонид Агейкин был ведущим восточно-казахстанским художником конца 60-х - начала 80-х годов, признанным главой восточно-казахстанской художественной школы, членом Союза художников СССР и Казахстана.
Л. Агейкин приехал на Рудный Алтай в 1967 году, после окончания Харьковского художественно-промышленного института. Он получил приглашение из Усть-Каменогорска работать старшим преподавателем живописи и рисунка на факультете архитектуры в СДИ.
Живя на Украине, художник был влюблен в ее природу. Но когда уви-дел воочию просторы Восточного Казахстана, необыкновенную красоту его пейзажей, то, очарованный, отдал этому краю свое сердце безоглядно и навсегда. Дальнейшая творческая жизнь мастера вся связана с нашей областью, ее природой и людьми, живущими здесь.
"Горы! Великолепные горы! В 30-ти километрах настоящая Швейцария! А Иртыш..." - восхищенно писал он родным.
Пять лет обучал Л. Агейкин студентов СДИ живописи и рисунку и сделал многое для улучшения качество подготовки молодых архитекторов: добился, чтобы студенты работали с "гипсами", то есть гипсовыми копиями античной и академической скульптуры. По его инициативе были введены обязательные этюды с обнаженной натуры и многое другое.
Где бы ни работал Леонид Евтихиевич, к нему всегда тянулись люди, как на огонек; его уважали за честность и побаивались его беспристрастности, студенты его обожали, его мнение было высокоавторитетным, талант и мастерство - бесспорны.
Л. Агейкин был неутомимым тружеником, он не представлял жизни без творчества. Постоянный поиск новых выразительных средств, единственно верного композиционного решения, отражение в работах своего мироощущения, философских размышлений о смысле жизни - это для мастера было свято. Восторженное, пылкое, неутомимое любование красотой во всех ее проявлениях переполняло его всю жизнь.
Художник жил и творил взахлеб, щедро одаряя своей любовью родных, друзей и близких. Им создано более двадцати монументальных росписей, каждая из которых - романтическая поэма о красоте, достоинстве и силе духа людей нашего края.
Прекрасна и мастерски отточена по исполнению станковая живопись  Л. Агейкина. Говорят, что самой сильной стороной его творчества были графика и акварель. Так и есть. Но буквально все, что творил художник, было ярко, вдохновенно, неповторимо.
Работа "Маркакольский рассказ" озере и людях, живущих на его берегах. Заняты они обычным трудом: разводят коров, коз, лошадей, рыбачат; по вечерам отдыхают семьями за чаем у достархана, жарко топятся бани - тело получает желанную чистоту и отдых. На реках сплавляют лес, геологи ищут подземные богатства. Живут труженики в этих краях неописуемой красоты в гармонии с природой. Там радуга сходит с небес и разливается по озеру чистыми звонкими красками. Радостно от увиденного душе художника, и он передает эту радость нам, зрителям. Добиваясь яркости и выразительности изображаемого сюжета, использует различные технические приемы: обводку контуров прямо из тюбика, точкование, набрызг, частично лакирует поверхность. И льется свет с полотна. Звенит вдохновенно песнь о чудесном крае.
Яркий, неповторимый, одному ему присущий почерк кисти мы увидим в работе Агейкина "Алтайский натюр¬морт" (1976 г.). На холсте - россыпь ликующих, горячих красок: пышный букет из калиновых и рябиновых веток, обильно усыпанных ягодами, до предела приближен к зрителю. Листья, ягоды яркие, сочные, наполненные светом написана в 1970 году. Она появилась в результате поездки к одной из жемчужин Рудного Алтая - "чистому, как детские глазенки, озеру-легенде Маркаколь". Красочное полотно похоже на настенную роспись. Это вдохновенный рассказ художника о чарующе красивом, неповторимом, загадочном осеннего солнца - щедра природа в своих дарах. Бархат темно-коричневых бревенчатых стен еще эффектнее высвечивает пожар букета. Краски положены щедро, объемно, линии мазков широкие, иногда кок бы небрежные. А результат поразителен: букет буквально вылеплен, он живой, светится, греет душу, несет тепло и радость. В этой роботе виден весь мастер - щедрый, взволнованный, любящий.
Попов в 1967 году в Восточный Казахстан, Леонид Агейкин объездил все его прекрасные уголки. Особенно очаровала его мощная, суровая красота Катон-Карагайского района. Этим местам посвящены многие полотна художника, в том числе "Заоблачный край" и "Гон".
В работе "Заоблачный край" перед зрителем встает панорама величественных и суровых гор, находящихся высоко-высоко за облаками: острые каменные скалы, нетающие снега на вершинах горных пиков, поющие неумолчную песнь водопады, зубчатые стены столетних пихт и елей и клубящиеся, мощные, движущиеся облака. Здесь живут люди, такие же мужественные и красивые, как этот край.
Все в картине наполнено вечным движением жизни - люди, олени, воды, облака. Поражает размах панорамы - художник как бы видит изображаемое с большой высоты, пытаясь вместить на холсте необъятность далей, раскинувшихся перед ним. Цветовая гамма - серо-синяя, сдержанная и приглушенная, ее оживляют сине-изумрудные пятна травы на полянках. Художнику удалось раскрыть ощущение самого Алтая, его красоты и силы.
Та же тема суровой мощи природы продолжена в работе "Гон". Горные вершины в лучах заходящего солнца. Внизу, в долине, стремительной лавиной мчатся красавцы-маралы - наступило время гона. Гон - пора любви у оленей. Размах и мощь - в клубящихся облаках, островерхих скалах, стремительно мчащихся маралах...Большой внутренний накал жизни чувствуем мы в красках этого полотна.
Трудно сказать, какой жанр - пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетную картину предпочитал художник. Его таланту по силам было все, все удавалось.
Л. Агейкиным создана серия замечательных портретов современников, людей, живущих и творящих на Рудном Алтае. Он выполнял их быстро, за один сеанс, но как глубоко было проникновение художника во внутренний мир своих персонажей! Рыбаки, мараловоды, журналисты, друзья-художники... Мастера интересовали сильные, яркие, творческие личности.
Он спешил запечатлеть обычаи и традиции людей, населяющих наш край. Быт одной из многих семей села отражен в сюжетной работе "Алтайский двор", выполненной углем (1970 г.), где крупным планом нарисован небольшой бревенчатый дом, просторное подворье и его обитатели. Мастерски выполненный рисунок передает масштабы постройки и двора, тщательно продумана композиция, максимально приближающая нас к предметам, создано поразительное впечатление естественности и правди-вости происходящего.
"Алтайский пейзаж с Белухой" передает мощь и величие двуглавой вершины. Так виртуозно нарисовать пейзаж мог только мастер, чье сердце билось в унисон с пульсом этой величественной горы. На переднем плане - глубокое ущелье, на дне его протекает стремительная горная река, над ней высятся отвесные скалы, клубясь, наползают плотной молочной пеленой облака, вдали высится вершина двуглавой Белухи, закованной в снега и льды. Неповторимая красота горной страны великолепно передана простым графическим материалом - углем. Художник использовал различные выразительные средства - линии, волнистые и прямые, штрихи, растушевки и, конечно же, рукой художника водило само вдохновение.
Л. Агейкиным создано более 600 акварельных листов. В них трепет восхищенной души мастера переливается, сияет фейерверком красок. Художнику удалось остановить мгновенья удивительной красоты природы, передать в роботах состояние творческого полета.
Этюд "Краски алтайской осени" привлекает ярко пламенеющим костром рябины красной, контраст усиливается соседством с ней темно-зеленой хвои сосен и желтеющих облачков кустарника. Запечатлен лишь маленький уголок леса - и как великолепно передано состояние природы в самом разгаре осени! Обильна красками палитра; смотришь, не насмотришься. Акварельный пейзаж написан соединением приемов по сырой и сухой бумаге.
Художник бывал и на Рахманах, привозил оттуда такие шедевры, кок "Горное озеро". Поздняя осень. Вечереет. Все краски в природе приобрели бархатистость, глубину... Ритм вертикальных линий стволов деревьев, их отражение в глубине тяжелых сонных вод создают поразительный эффект звучания. Работа написана акварелью, затем наложен бархат пастели, и набрызг белилами завершил ее.
Л. Агейкин любил работать под музыку выдающихся композиторов: И.С. Баха, П. Чайковского, Ф. Шопена. Музыка звучит и в сиянии красок его работ.
В сказочное царство переносит акварель "Осень на Рудном Алтае": великолепны пышные наряды берез и осинок, контрастом к ним - сине-черный бархат стройных елей - торжественное прощальное шествие природы. Всю палитру красок использовал художник, передавая восхищение души осенней симфонией. Помогло выразительности звучания пастель, - мастерски нанесенная поверх акварели, она придала работе еще большее очарование, декоративность.
Человек и художник Л. Агейкин был противником всяческого насилия и жестокости в природе. Он не рвал цветов, не рубил деревьев, не охотился - ему страстно хотелось сохранить каждое дерево, каждую былинку, растущую на земле. Поэтому цветы в его натюрмортах - не в вазах, о живыми охапками на лугу.
В акварели "Тревожный закат" - настоящее северное сияние красок. В пламенеющих небесах раскрывается волшебный жар-цвет, нежно золотится зеркальная гладь воды, замерла природа в предвосхищении чуда.
Так жил и работал Леонид Агейкин, удивительный, душевно щедрый человек, художник большого таланта и мастерства.
В музыке красок художника зритель услышит биение пульса живой души мастера.
Художник не умер! -
Ушел в холсты,
Где краски доверчивы и чисты,
Художник не умер! -
Ушел в леса,
В птичьи вслушиваясь голоса...
Владлен Шустер


Т.Луцкая заведующая художественным отделом ВК МИ

















Шупляк Сергей Петрович

МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ СЕРГЕЯ ШУПЛЯКА
В Восточно-Казахстанском музее искусств проходит персональная юбилейная выставка члена Союза художников СССР и Республики Казахстан Сергея Петровича Шупляка.

На ней представлены произведения, выполненные в различных техниках, жанрах и материалах.

Основа выставки - это противоборство добра и зла. Первоначальное название было взято из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Тьма сгустилась над городом». Но как человек истинно талантливый Сергей Петрович пытается найти выход из создавшегося положения, поэтому последнее название выставки - «Мистика и реальность Сергея Шупляка».

Родился Сергей Шупляк 30 октября 1953 года в Алма-Ате. С осени 1960 года проживает в Усть-Каменогорске. По специальности техник-электрик, но по призванию души - художник. В 1979 году он был зачислен на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. С этого момента начинается его профессиональная учеба и деятельность в искусстве.
- Мой папа украинец, а мама русская. Я являюсь носителем культурных традиций двух славянских народов, а по стилю жизни я азиат. Всю жизнь прожил в Казахстане.
Я признателен своей маме за то, что родила и вырастила меня. Папе за то, что в детстве вложил мне в руки карандаш и привил любовь к рисованию. Обоим родителям за то, что смогли вырастить и воспитать нас, пятерых детей. За атмосферу доброты и любви, которая царила в нашем доме. Папа был очень добрым и мягким по натуре человеком. А мама была наоборот. Очень требовательной и немного жесткой, но справедливой женщиной. В то трудное время только такие люди и смогли поднять страну из послевоенной разрухи, - делится сокровенным Сергей Шупляк.
В сентябре 1964 года отец привел его во Дворец пионеров в Усть-Каменогорске, где работала детская изостудия. Руководил ею художник, опытный педагог и очень добрый человек - Е.Н. Годовский.
- В Московском текстильном институте был замечательный преподава-тельский состав. С нами занимались профессора живописи Ф. Антонов, В. Козлов, А. Нешатаев. Вместе с ними работали Заслуженные художники России В. Кулаков, Д. Домогацкий, П. Чистяков, В. Дубинчик. И другие замечательные специалисты и педагоги. О многих вещах в подготовке профессиональных художников я не имел никакого представления, и многое стало для меня неожиданным откровением.
Основы линейно-конструктивного рисунка в нашем институте закладывал известный художник Александр Александрович Дейнека.
Факультет прикладного искусства подготовил много специалистов, ставших впоследствии известными художниками и педагогами. Имена многих, возможно, ничего не говорят людям, не связанным с искусством. Но стоит упомянуть одно, и отношение к институту и факультету меняется сразу. Это художник-модельер Вячеслав Зайцев.
Непосредственно с ним учиться мне не довелось. Он закончил институт раньше. Но вот с его сыном Егором, который также стал художником-модельером, я учился в параллельных группах. Занимаясь рядом с ними, я и понял, как же готовят художников-модельеров. В программе обучения один семестр мы работали вместе и тоже должны были сделать несколько вариантов моделей. Хотя, конечно, мы понимали, что это всего лишь общее знакомство.
Учиться было трудно, но интересно. Моя психология художника-любителя тяжело приспосабливалась к требованиям профессионального обучения. Трудно было привыкать к тому, что нужно было рисовать не то, что тебе нравится, а то, что требует от тебя учебный процесс. Трудно было делать задания на какие-то непонятные темы по «зрительной передаче эмоционального состояния» и т.д. Еще труднее было понять, почему одни работы хвалили, другие разносили в пух и прах. Очень было обидно, когда тебя за твои старания и праведные труды не хвалили, а ругали. Почему? Я ведь так старался.
Это сейчас я понимаю необходимость перевоспитания моей любительской психологии. Работать не по принципу «куда кривая выведет», а так, как того требуют законы гармонии. Вот тогда я вдруг ощутил непонятное состояние того, что мое любимое рисование стало мне в тягость.
Очень долго и трудно воспринимал такое выражение, как «активный цвет». А постоянно употребляемые композиционные термины «расчленить» или «разрезать» плоскость вызывали какие-то неприятные ассоциации. Долго не понимал, почему сочетания одних цветов должны у зрителя вызывать «мажорные настроения», а другие - «меланхолическое состояние»; я не знал, что существует стройная система передачи эмоционального состояния. Это сейчас, спустя более 20 лет после окончания института, я могу говорить об этих вещах легко. Тогда же было многое непонятно.
Своих педагогов мы очень любили. Ведь они нас учили таинствам искусства. И когда студент долго маялся со своим заданием, они подходили и всего несколькими мазками превра¬щали работу в законченную.
В 1985 году С. Шупляк закончил обучение в институте и вернулся рабо-тать в Усть-Каменогорск на КШТ.
Красной нитью на выставке проходит тема литературного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - влюбленная Женщина, Любовь, Страсть - прекрасные Чувства. Это булгаковский реквием С. Шупляка «темным силам».- Я люблю работать по воображению, ассоциативно. В зависимости от настроения. Скажу прямо, это не прямое прочтение романа. Не иллюстрация, не книжная графика, а мои ассоциации. Вначале меня поразила тема любви. Позже стали ближе едкая сатира и сарказм. А в последнее время все больше и больше занимают изображенные Булгаковым «темные силы». Булгаков изобразил этих «темных» такими, что им хочется служить. Я не сторонник чистого реализма в искусстве и люблю работать по воображению. Символисты и художники стиля «модерн» - мои любимые художники. Мне интересно изобразить не конкретную физическую оболочку, а эмоции, скрытые желания, многообещающий взгляд, внутреннее состояние человека, намек... передать это трудно. Не всегда получается, но зато так радуют удачи.
Одной из ведущих тем выставки является тема Прекрасной Женщины. Ей посвящен триптих «Ваше величество Женщина», а также женские портреты, написанные с трогательной теплотой и любовью. В серии графических работ художник восхищается красотой женского тела и передает свое восхищение через линию - плавную, грациозную, поистине певучую, с тончайшими переходами света и теней. Кажется, что музыка исходит от картин, как реальная эмоциональная сила, направленная на зрителя, и создает образ таинственной, загадочной и всегда непостижимой женской души.
Также им любимы темы, в которых ярко выражено эротическое начало. «Женщина в экстазе» - какой прекрас¬ный сюжет. Или тема «Роковой женщи¬ны»? Суметь это изобразить так, как чувствует сам художник, чтобы это потом почувствовал зритель. Какая интересная задача!
Как удержаться на той грани, когда это выглядит еще пристойно, но вооб-ражение уже начинает активно работать? Как изобразить не столько внеш-нюю оболочку, сколько внутреннее состояние? Как нарисовать каранда-шом то, что и словами-то передать не всегда получается?
Графика, простой карандаш - это любимые его материалы, конечно же, после гобелена. В графике он чувствует себя наиболее комфортно в срав-нении с другими видами искусства.
Художник использует все богатство выразительных средств карандаша. В своих женских образах художник сохраняет некое инкогнито. Он пишет или просто женскую фигуру, или делает такой поворот головы, что лица не видно. «Мне важно, чтобы у зрителя возникало ощущение, которое не связано с конкретным лицом. Ощущение самого присутствия женщины, которая для мужчины значит очень много. Она такой стимул...
- Мне близки такие художники, как Густав Климт, Густав Моро, Жан Дель-виль, Обри Винсент Бердсли, художники «прерафаэлиты», потому что в их работах есть что-то подобное...
ОНИ изображали таких женщин, которые были способны откровенно выявлять свои чувства, жар своей души, пыл любви, движение тела. Они таинственны, загадочны, могут быть опасными, роковыми... Но что-то неуловимое влечет к ним... Может быть, это волнение крови, натянутость нерва... Они словно выполняют магический танец мотылька вокруг горящей свечи...

Кто сказал, что Медуза Горгона была отвратительной внешности? А может быть, это была такая красота, увидев которую, ты теряешь свой рассудок? Может быть, это одно мгновение стоит больше, чем вся остальная большая серая жизнь? А «Поцелуй»? Как у Климта? Поцелуй на краю обры¬ва. Одно неверное, неловкое движение и падение в пропасть, гибель... Но чувство столь велико, что влюбленные забыли об опасности.
Конечно же, мне хотелось изобразить что-либо подобное. Изобразить глаза, глаза, которые ты не видишь, но которые тебя пронизывают насквозь. Показать такой поворот головы, когда не видно лица. Или увести его в тень. Но что бы каждый в своем воображении увидел, то лицо, которое он представляет.
Возможно, эти темы уводят от реальной жизни. Но я и не собирался изображать реальную жизнь. Она меня больше огорчает, чем радует.
Моя графика ближе к салонному искусству, миру иллюзий, жизни богемы».

Детская тема С. Шупляка - это трансформация форм персонажей под восприятие ребенка, который не просто смотрит, а играет в сказку. Это не иллюстрация, где нужно быть достоверным. Ребенку не важна достоверность, он ее не знает - ему нужна игра. Детскую тему автор выполнил не только в технике батика, но и книжной графики. Художник создает мечтательный мир, где удивительным образом уживаются герои его детских сказок - «мультяшек» и мотивы светлой, прекрасной юности. В его душе произрастают сказки. В них светится беззаботный мир детства и доброты. Сказки помогают остаться человеком.
В технике батик и гобелен Сергей Шупляк по праву считается одним из лучших мастеров Республики Казахстан. Батик — самая любимая техника мастера. Здесь С. Шупляка привлекают неограниченные творческие воз-можности. Техника росписи горячим воском очень гибка и разнообразна, она позволяет достигать необычных цветовых эффектов, перекрывать краской большие плоскости. А благодаря непредсказуемости и неповторимости узора цветовой сетки, которая образуется от попадания красок в трещины воска, каждая работа в батике уникальна, ибо двух одинаковых не бывает.
Также художник любит работать в технике холодного батика, экспериментируя с псевдовитражами, имитируя эффект «старого стекла».
На выставке «Мистика и реальность Сергея Шупляка» целью произведений является воплощение размышлений автора, построенных на переплетении мистики и реальности окружающей жизни. Это своего рода предупреждение для каждого человека, что в его мыслях и поступках заложена ответственность перед прошлым, настоящим и будущим всего человечества.


Я.Шматова заведующая ХО ВКМИ, член Союза художников РК


Макаров Гумар Ескендирович

КОГДА ХУДОЖНИК ПИШЕТ КАРТИНУ

Когда художник пишет картину, oн возносит молитву Богу языком своих красок, доступных ему одному.

Старинное поверье художников

Впервые в выставочном золе Восточно-Казахстанского Музея Искусств с 27 апреля по 31 моя будет представлено творчество семипалатинского живописца, члена Союза художников Казахстана Гумара Ескендировича Макарова. "Не угасает красота!" - так названа персональная юбилейная выставка этого известного художника-педагога, профессора Семипалатинского Государственного Университета им. Шакарима. В экспозиции выставки представлено более 50 живописных произведений, выполненных автором за последнее время.
Экспедиция в Семипалатинск год за годом растет и пополняется художественная коллекция Восточно-Казахстанского Музея Искусств. Огромную помощь в процессе пополнения региональной коллекции приносят экспедиции, проходящие по разным уголкам нашей области. В конце марта 2006 года состоялась экспедиция научных сотрудников музея в Семипалатинск. Этот город по праву может гордиться своими творческими людьми и культурными центрами. Радует то, что несмотря ни на какие ветры перемен, здесь по-прежнему функционирует городская организация отделения Союза художников Казахстана, расположенная в самостоятельном здании в центральной части города. С тем, чтобы организовать персональную выставку известного семипалатинского живописца, признанного лучшим художником СГУ им. Шакарима в 2000 году, в Усть-Каменогорск были доставлены произведения члена Союза художников Казахстана - Гумара Ескендировича Макарова.
Творческий путь. Гумар Ескендирович Макаров родился 16 марта 1951 года в Зайсане. Особое художественное восприятие жизни пришло к нему в школьные годы. Азы художественного искусства Гумар Макаров постигал под руководством устькаменогорских художников-педагогов Е.Н. Годовского и А.Н. Намазбаева. Семнадцатилетним юношей Гумар Макаров поступил в Казахский Государственный педагогический институт им. Абая на художественно-графический факультет. Уже тогда, по собственному признанию художника, его притягивала живопись классиков В. Серова, И. Левитана. В институте состоялось знакомство с казахстанскими мастерами - А. Черкасским, М. Кенбаевым, К. Тельжановым, традиции которых наследует и он.
Гумар Ескендирович пришел работать в Семипалатинский педагогический институт, ныне Государственный университет им. Шакарима, в 1972 году, и вот уже более тридцати лет преподает здесь. Г.Е. Макаров - постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1985 году он был принят в Союз художников Казахстана, а в 2000 году стал обладателем премии фестиваля "Мастер класс. Казахстан" в номинации "Поэзия шелкового пути". Периодически проходящие персональные выставки художника в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Алматы пользуются неизменным успехом у публики, специалистов и коллег. Из последних экспозиций хочется отметить персональную выставку "Казахстан - мой край родной, твоей любуюсь красотой", проходившую в 2003 году в Музее Современного искусства в Астане. Бесспорно, для каждого художника подготовить и провести выставку в одном из центральных выставочных залов, каким является Музей Современного искусства Астаны, - это большая честь и ответственность. Во многом судить о проделанной творческой работе помогают отзывы с выставок. Представим небольшие, но емкие отзывы посетителей; "You have о wonderful, amazing talent. I hope to see more of your works in the future. I think you use the landscapes is trally amazing. You have created in me a desire to see all of the landscape of Kazakhstan. May God bless (У Вас удивительный, поразительный талант. Надеюсь, что в будущем увижу больше Ваших работ. Я думаю, Ваши пейзажи по-настоящему изумительны. Вы пробудили во мне желание увидеть все пейзажи Казахстана. Благослови Вас Господь!)", -пишет американский парень Jeff Wame, а вот отзыв собрата-художника: "Дорогой Кумар Ескендирович! Посмотрел Вашу выставку. Спасибо! Она меня тронула Вашей искренностью и мастерством, с которым Вы пишите природу и людей. Выпускник семипалатинского Пединститута 1954 года, художник, лауреат Всесоюзных и Республиканских фестивалей искусств Ю. Хабаров". Отзывы эти полны положительных эмоций, они показывают, что творчество Гумара Макарова тепло и трепетно воспринимается современниками, людьми разных социальных групп и пристрастий.
В 2004 году творческая работа живописца "Сосновый бор" вошла в альбом "Антология искусств. Казахстан. Живопись", выпущенный издательством "Золотая книга" (г. Алматы).
Много сил и времени художник отдает преподаванию живописи и общению с молодежью. Он поощряет их желание творить, воссоздавать на рисунках то, что поддается их возрасту и убеждениям. Как итог деятельности на ниве просвещения - награждение Г. Макарова знаком "Отличник образования Республики Казахстан". Педагог ценит и помнит многих своих учеников, но особенно выделяет тех, кто постоянно работает и совершенствуется. Это молодые выпускники университета, художники по призванию - Жандос Кайсин, Аманбек Бейсенбаев, Ержан Турганбаев.
Дух творческого начала царит не только в мастерской живописца, но и в семье Макаровых, где выросли сын Руслан и дочь Альмира, а теперь растут многочисленные внуки. Дом, как начало всех начал, необычайно ценят в этой дружной семье, ведь самому Г. Макарову в детские годы довелось жить в Усть-Каменогорском интернате... Излюбленный жанр
Излюбленный жанр художника - пейзаж. Картины живописца воссоздают уголки родного Прииртышья: Ленточный бор, Большое Чебачье озеро, осенний Иртыш, Зайсан. Природа на его полотнах предельно естественно и одухотворена, здесь нет надуманных, помпезных решений, она сугубо реалистична. Таковы работы "Озеро Маркаколь", "Осенний этюд", "Весна. Семипалатинка" и другие. Мастер много и с увлечением работает на пленэре, отсюда особая правда его картин, с точными цветовыми переходами, вниманием к деталям и общему композиционному строю.
Также запоминается серия пейзажей, передающих красоту и очарование морского побережья Турции. Выполнены они были под впечатлением от путешествия по Турецкому берегу в 2000 году. Это произведения "Черное море", "Чешма" и другие. Колорит небольшого, но запоминающегося полотна "Хайдар-паша" - холодный, созданный соцветьем серебристо-голубых, серовато-жемчужных тонов. Перед нами открывается чудесный вид на набережную, с горделиво возвышающимся в центре дворцом Хайдар-паши и уходящими вдоль застройками старого Стамбула. Хотя многие произведения выполнены в жанре пейзажа, создает Г. Макаров и роскошные натюрморты летних и осенних цветов, в которых воедино слиты красота формы, цвета и сама техника исполнения.
Не каждый художник обращается к жанру портрета- среди работ, представленных на выставке будут и картины, выполненные в этом труд-ном жанре. Портреты художника не парадно-заказные, а лирические, интимные. Они созданы с глубоким вниманием к портретируемому, с погружением в его психологическую основу. В основном художник пишет портреты хорошо знакомых ему людей, его родных, близких, о чем говорят сами названия - "Портрет отца", портрет друга - "Математик". Привлекает к себе пристальное внимание портрет снохи художника - Аккенже. На мягком фоне, мерцающем серебристо-розовыми оттенками, мы видим молодую женщину, сидящую в свободной, раскрепощенной позе. И хотя художник не отступает от натуры, он точен в описании конкретного лица, работа также показывает качества, присущие современным женщинам - это внутренняя свобода, цельность, уважение к своему прошлому.
Искусствоведами давно замечено, что своеобразие художественного стиля художника, зачастую определяется чертами его характера. Гумар Ескендирович человек большого обаяния, он внимателен как к большому, так и к малому, для него не существует малозначащих деталей. Данные качества во многом и определяют суть его живописной манеры - от вдумчивого созерцания к вдумчивому повествованию. Вот какое определение манеры художника дает искусствовед: Т.А. Стромская "Живопись Макарова привлекает насыщенностью цвета, экспрессивностью плотного, пастозного мазка. Оставаясь традиционалистом, он находит свою собственную мелодию, по которой его можно отличить от других. В этот мир легко войти, почувствовать силу притяжения горных массивов или уюта укромного уголка на берегу реки. Именно в этой соразмерности человеку, гуманности ощущений и кроется привлекательность произ-ведений Г. Макарова". Хочется добавить к этому определению, что его пейзажи - как свет августа, и созвучны стихом Л.И. Мартыновой:
Свет августа, Неизъяснимо-ласковый, 
Всегда печальный, Просачивается
Сквозь синеву небес
Не вертикально. Касается
Холмов моей Земли,
В прохладной лени, Предчувствуя
Овеществление В плодах растений.
Но формула Нарушенного света
Уже не воплощается В структурах лета.
И первый желтый лист
Среди зеленых
Свечой, горящей вниз
Пылает в кленах".
Лучшие произведения художника находятся в Музее изобразительных искусств им. Невзоровых, частных коллекциях Казахстана, Израиля, США, Германии, Турции, России. Развернутая в Музее Искусств экспозиция, предоставит всем устькоменогорцам прекрасную возможность познакомиться с творчеством Гумара Ескгендировича Макарова и, несомненно, вызовет желание самим воочию увидеть и почувствовать природу родного Прииртышья, воспетую живописцем.


Е.Шварева сотрудница художественного отдела ВКМИ

 

 

Морозов Борис

НА ВЫСОТЫ ДУХА

"...Художник являет качество духа своего в картине".  Н.К. Рерих

Тысячелетия человечество ставит перед собой вопросы: в чем смысл бытия, что есть Истина? Каждый из нас опытом жизни своей отвечает на них.
Художник из Шемонаихи Борис Морозов утверждает, что "Истина есть любовь и свобода". Можно добавить: и обретается она в творчестве.
В Восточно- казахстанском музее искусств открылось персональная выставка, приуроченная к 60-летию члена СХ СССР и Казахстана Бориса Филипповича Морозова. Предыдущая проходила в 2000 году. Для художника каждая новая выставка - подведение итогов очередного этапа жизни.

 

 

 

 


Что же было задумано и что воплощено в жизнь? Б. Морозов успел многое, ведь 40 лет верой и правдой служит высокому искусству. Около 30 лет является бессменным руководителем образцовой изостудии "Ласточка". Преподает живопись и рисунок в филиале Восточного гуманитарного кол-леджа в Шемонаихе.
Работы его воспитанников многократно отмечены почетными грамотами и дипломами первой степени всесоюзных и республиканских конкурсов детского творчества. Но главное, пожалуй, в творческой атмосфере, которая царит в "Ласточке". Студийцы и студенты обожают своего учителя. Он тоже души не чает в них, гордится успехами своих учеников. Любовью - за любовь.

Мэтра восточно-казахстанской школы живописи 60-80-х гг. Л.Е. Агейкина художник Б.Ф. Морозов считает своим учителем. Говорит, счастлив, что смог работать рядом с большим мастером. И если Л. Агейкин, Б. Французов, В. Истомин, И. Климов, В. Титов, В. Подкидышев, А. Мартиросов, Б. Шишов, Г. Рычков стояли во главе формирования школы изобразительного искусства второй половины 20 века в Восточном Казахстане, то Б. Морозова, А. Куклина, Э. Чубука, О. Тренкле можно считать достойной сменой старшего поколения.
Много времени посвящает художник свободному творчеству. Треть работ, представленных на новой выставке, создана за последние три года. Бориса Морозова, который начинал как художник-график, все более влечет живопись. Жанры различны: пейзаж, портрет, картины на историческую тему, картины-размышления, картины-откровения.
Пейзажи художника пленяют многообразием состояний и красочностью цветовой палитры. От изысканной утонченности цветовых отношений в "Бухтарме", "Первом снеге", до яркого, праздничного фейерверка красок в работах "Луна", "Осенью". От стилизованности, декоративности в "Алтайских кедрах" - до философских обобщений в пейзажах "Перед грозой", "Верховья Убы", "Забытая дорога". И практически каждое произведение несет в себе элегию грусти: А высшее веселье - грусть, И этой грустью душу лечат. Летят, кок невидимый груз, Грустинки смеха мне на плечи.... Живописный мазок разнообразен, от плотного, лепящего объемную фактуру поверхности, экспрессивного, до легкого, сплавленного, полупрозрачного, трепетного. Мощь и выразительность письма Л.Е. Агейкина, учителя Б.Ф. Морозова, прочитывается в динамике живописного слоя пейзажей "Дачи", "Весенний пейзаж".
Колорит полотен художника подчинен раскрытию идеи, которую несет в себе произведение, и, в зависимости от разрабатываемой темы, то почти монохромен, то многозвучен и многотонален.
Тема женщины в портретах и жанровых картинах открывает величие предназначения женщины в мире: хранительницы, вдохновительницы, музы, берегини, неведомой и загадочной, таинственной, манящей силы. С особой убедительностью это удалось художнику сделать в полотне "Берегиня". Портрет прекрасной, вечно юной, "Берегини" создан теми же красочными созвучиями, что и окружающая природа. В облике -царственность, величие, отстраненность от суеты, властная, влекущая сила и удивительная гармония с миром красоты.
Привлекают внимание зрителя и графические женские портреты, выполненные углем и карандашом. В них художник проявляет добротную школу владения основными средствами выразительности графики - линией, разнообразными видами штриховки.
И, наконец, главная тема, глубоко волнующая художника с самого начала творческого пути: па высоты духа", "В поисках Истины", "Итихаса" (это было...) и другие полотна - размышления, полотна-откровения. В картине "На высоты духа" композиционный строй и напряженное колористическое звучание - все подчинено единой цели; показать величие силы духа человека, устремленного к духовному восхождению.
Потрясающа по глубине небольшая работа "Плачущий ангел". Прекрасный скорбный лик - видение тонкого мира. Пред ним свеча - символ очищения. Вспоминается услышанное: нашим бабушкам в детстве, когда они совершали плохие поступки, говорили "Твой ангел заплачет...". Как сильно сказано! Запуталось в ненависти, лжи и злобе бедное человечество, и плачут ангелы. Оплакивают бесчеловечность, за которую дорого придется заплатить. Рядом картина-сострадание "Трагедия" (землетрясение в Армении). Та же цветовая гамма, остро передающая тоску, боль и скорбь, та же выразительная пластика линий.
Во многих работах развита идея поиска дороги к Храму. Действительно, что это за дорога, которая не ведет к храму! У заблуждения - тысячи путей, и лишь сердцем человек должен и может почувствовать ту единственную дорогу, которая приведет к Истине.
В некоторых произведениях художника, на тему истории Руси, явно присутствует умиление и сентиментальность. Но это от гордости за свой народ и от чистоты душевной, это то умиление, что возносит, а не упрощает.
При подготовке к выставке один из друзей задал мне хороший вопрос: "Как глубока вера художника?". Безусловно, можно смело ответить, что вера вырастала вместе со становлением художника. Она не показная, временная, а та, глубинная, о которой сказано: "А если не верить, то как же жить?!".
Борис Морозов верует. Верует в то, что истину можно обрести лишь в поиске и самоотречении. Верует в светлое, животворящее начало красоты и утверждает это всем своим творчеством на земле людей. Иначе не писал бы своих полотен-размышлений, не творил бы, как того требует в стихотворении "К художнику" Алексей Толстой:

Слух же духовный сильней напрягай и духовное зрение.
И как над пламенем грамоты тайной
Неясные строки вдруг выступают,
Так выступят пред тобою картины.
Станут все ярче цвета, осязательней краски,
Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи.
Ты ж в этот миг и смотри и внимай, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье.

ВКО музей искусств





Робу Анатолий Георгиевич

НЕОБЫЧНАЯ СУДЬБА ШЕМОНАИХИНСКОГО ХУДОЖНИКА
Пожалуй, самое ценное, что есть у Восточно-Казахстанского музея искусств - это многолетние творческие контакты с художниками, их доверие к нам. Вот уже несколько лет в Художественном салоне музея выставляется шемонаихинский художник Анатолий Георгиевич Робу.

Родился Анатолий Робу 2 сентября 1969 года в столице Молдовы Кишиневе. Отец был начальником уголовного розыска. Затем родители переехали в город Котовск, там он окончил Детскую художественную - школу. Главным своим учителем считает директора этой школы Тимофея Петровича Батрыну, именно он оказал основное влияние на становление Анатолия как художника-пейзажиста.
Кроме творчества, в детстве он занимался спортом, в частности, стал бронзовым призером в Молдавии по дзюдо и получил звание кандидата в мастера спорта.
В 1977 году поступил в республиканское художественное училище им. Репина на живописно-педагогическое отделение, а в 1981 году его окончил. В этом же году пошел в армию, служил на Байконуре в противодиверсионной охране главного управления космических объектов связи (ГУ КОС) пулеметчиком-снайпером. В спортроте выполнил КМС по армейскому прикладному троеборью. После армии поехал в  Молдавию, прожил там два года, но вернулся обратно, так как за годы службы полюбил землю Казахстана. Работал бригадиром художественно-оформительской бригады по дизайну объектов в Кзыл-Орде, Бийске, Шемонаихе. Его покорила необыкновенная красота природы Восточного Казахстана, и он остался жить в Шемонаихе. Здесь женился и вернулся к своей основной специальности - художника-живописца.
Занятия спортом также не оставляет - занимается тяжелой атлетикой, выполнил 1 разряд по пауэрлифтингу (силовое троеборье). Кроме того, А. Робу заядлый собаковод, еще, когда он учился в 8 классе, его немецкая овчарка Спартак стала чемпионом Кишинева. Сейчас он разводит кавказских овчарок.
Мне стоило достаточно больших усилий разговорить его о прошлой жизни, так как при всей своей внешней фактурности он очень скромный и не сразу раскрывающийся человек.
Энергия и любовь к творчеству в любом его проявлении у Анатолия неиссякаемы, его жизнь полностью подчинена активной деятельности. Яркое, почти феерическое горение является синонимом живописного почерка и образа жизни на протяжении всего его жизненного пути. Широта его интересов вызывает уважение, будь то спорт, бизнес или искусство. Еще в ранние студенческие годы он заявил о себе как о своеоб-разном художнике - уже в дипломной работе проявляются присущие ему выразительность композиционного и колористического решений.
На сегодняшний день Анатолий один из наиболее перспективных художников Восточного Казахстана. Это уже вполне сложившейся мастер с легко узнаваемой манерой письма. Развиваясь в пределах мощного личностного силового поля, он сумел выработать свой образный язык, в котором раскованность творческого воображения удачно сочетается с обостренной наблюдательностью. Директор художественной школы Т.П. Батрыну повлиял на становление стилистики А. Робу, но не подавил его интереса к совершенно иным живописным исканиям, не помешал ему, постигая традицию, обрести себя. Бросается в глаза яркая персональность его активной живописи. Цвет и свет изобразительного повествования становятся качественными характеристиками его искусства.
Художник много путешествовал по Алтаю и Казахстану, привозя из дальних поездок чудесные натурные этюды, на их основе в мастерской рождаются картины, обобщающие увиденное. Он чувствует и понимает природу: будь то суровая красота зимы или буйство красок жаркого лета. Любимые места пленера - Семипалатинский реликтовый сосновый бор, Марьин утес, река Уба и речки, впадающие в нее, - Бобровка, Карагужиха. Одинаково сильно волнуют художника и пышная крона алтайской сосны в котражуре солнечного света и рассеянное сияние зимнего леса. Художник блестяще овладел всеми приемами пленэра, то есть живописи на открытом воздухе.
Я с восхищением смотрю, как он пишет, как сочно, не скупясь, кладет краски на холст. Он любит локальные и сочные цвета, но насколько гармонично они сочетаются в его работах! Яркое богатство южного колорита, где преобладают теплые, золотисто-рыжие тона, форсировано создает блистательный праздник света и цвета. Этого художник добивается с помощью мажорных, огненных красок, словно вобравших в себя летний зной и золотистые блики солнечного света.
Все залито солнцем, сияет чистыми красками, а тонкое мастерство пленэриста помогает ему находить стройную гамму. Природа в его картинах предстает в определенном эмоциональном состоянии, настраивает на свой лад зрителя, возбуждает широкий круг ассоциаций, вызывает даже ощущение звука и запаха - мирного плеска волн, звонкого пения птиц и звеняще-волнующего аромата сена. Эти ассоциативные дополнения органически входят в стройный ряд визуального восприятия, более того, он наполняется музыкальной мелодикой. «Так в соответствии находятся прямом все краски, голоса и запахи земные» (Ш. Бодлер «Цветы зла»).
Своеобразный золотой колорит является характерной особенностью творческой манеры. Такой чистый цвет мог произвести только человек с чистым сердцем, унявший в душе тревоги и сомнения.
- Хотя я и работаю в реалистической манере, но не стремлюсь отобразить предметы с фотографической точностью. Главное для меня - уловить ускользающее движение цвета и линий, предать впечатление увиденного. Я стремлюсь сделать картину живой, светящейся изнутри, чтобы она была не частью интерьера, а одушевленной частичкой окружающего мира, - говорит о своем творчестве художник.
Именно реалистический пейзаж с легким оттенком романтизма в полной мере отражает главные черты темперамента мастера - высокую эмоциональную впечатлительность, огромную творческую энергию.
На полотнах А. Робу все живет, все движется, пульсирует. Его работы иногда наполнены импрессионистическим чувством сиюминутности и трепетной изменчивости живой природы. Порой композиции представляют собой фрагмент натуры, выхваченный мгновенным взглядом. В действительности же каждая работа имеет четкую логику построения. Художник очень внимательно относится к выбору натуры, долго и тщательно отбирая мотивы для своих произведений. Не один и не два раза приходит он на понравившееся место, прежде чем выберет нужный ракурс, построит композицию. Обладая «картинным» видением мира, художник вместе с тем никогда не утрачивает свежести непосредственного восприятия природы, поэтому его законченные композиции выделяются колоритом, экспрессией, яркостью. Творчество его жизнерадостно, оно пропитано теплым чувством к природе. Для него природа самоценна, поэтому в этих полотнах нет человека.
Ритмический подчерк А. Робу узнаваем по особому динамизму, твердости и решительности линий, по активным ритмам. Кто-то со временем становится более солидным, а он все такой же безудержный романтик. Он по-рыцарски верен раз и навсегда выбранному пути. Его полотна - это цветные окна его особенный, неповторимый мир, мир с ярким солнцем в (все-таки!) южном небе.
Для искусства - все времена трудны, перспективы всегда смутны и не сулят славы и благ, но еще древние говорили, что дорогу осилит идущий. Поэтому если молодой человек чувствует в себе мужество и уверенность, если готов жертвовать внешним успехом ради высшего смысла творчества, значит, он правильно выбрал профессию художника. Недавно Анатолий решился приобрести запущенную территорию с развалившимся небольшим зданием и обустроить настоящую мастерскую с местом для гостей. Надеюсь, что его буйный темперамент, яркий талант, удивительная работоспособность - уникальный духовный и эмоциональный сплав внутренней энергии - позволят осуществить грандиозные проекты.


Я. Шматова, зав. художественным отделом ВКМИ, председатель ВК филиала Союза художников РК


Twitter

Instagram

Facebook

Youtube

Одноклассники

Instagram

Рухани жаңғыру

Оқырмандар қоржынынан

Бізді санайды

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Материалдарды қолдану

Сайт материалдарын баспа, электронды немесе басқа түрде қолдануға тек www.kitaphana.kz сайтына сілтеме болғанда ғана рұқсат етіледі.

Серіктестік бағдарлама

Барлық кітапханалар мен өзге мекемелерді сілтемелермен алмасу және біздің мекемелер каталогына тіркелу мақсатында іскерлік бағдарлама мүшелігіне шақырамыз.

Сайттағы жарнама

Сайт бетінде жарнама орналастыру бойынша
+7(7232)25-03-64 телефоны және ukcbs@mail.ru
арқылы хабарласуға болады.