1. Центр краеведения
  2. Искусство
  3. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Савченко Антон

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

СТИЛЬ ВОСТОКА

Реалистичная школа живописи существовала веками, мы выросли и были, воспитаны на ней, кабинеты наших школ украшали портреты одного из жанров реалистичного искусства. Но если Вы когда-либо тщательно рассматривали репродукцию с картин, то, возможно обращали внимание, что есть такие картины, на чьи репродукции можно смотреть и гадать, фотография это или картина, но есть такие, по которым мы безошибочно определим, что это картина. Почему?! Потому что настоящая живопись не фотографична, она субъективна, личностна.
Настоящий художник не призван отражать реалии мира, он пропускает мир через себя и свои переживания выкладывает в композиции на бумаге. Чем больше развивается фотография, тем менее реалистично становится изобразительное искусство.

 

 

 

 


XX век подарил нам массу модернистических течений и направлений, в живописи и в искусстве, в общем. Язык условности и символа стал одним из основных методов. Но все «новое это хорошо забытое старое», и стоит ли игнорировать то, что многие из западных художников изучали язык условности на Востоке. Восток это своеобразный утончённый мир полный таинственности и намеков. Восток со своим запрещением изображать людей, дарит миру язык орнаментной символики. В Индии язык танцев, на Ближнем Востоке язык орнамента ковров. Япония и Китай дарят миру символичный язык цветов, Китай и Казахстан - пограничные государства, мы часто теперь употребляем слово "китайское" в негативном значении, но есть среди нас люди старшего поколения, да и многие молодые, которые помнят те времена, когда слово "китайское" ассоциировалось с утончённостью, вкусом и качеством. Впрочем, и сейчас, негативный оттенок этого слова относится к товарам дешёвым и массового потребления, а товары из дорогих фирменных китайских магазинов поражают утонченностью цветочного решения и дизайна. Да, у Востока всегда был вкус! Даже В. Ван Гог (великий голландский художник) начинал с копий и изучений японских картин. Говорят, что в современных японских школах методика преподавания живописи такова, что ребенок-учащийся различает оттенков цвета столько же, сколько наш профессиональный художник. Ибо культура цвета, культура искусства закладывается с детства. Япония единственная из стран, сохранившая и пронёсшая сквозь века религию и искусство Дзен. Искусство свободы, лёгкости, независимости и радости. Аскетизма и полного довольствия. Искусство, в котором важны цвет и линия. С помощью нескольких мазков и сдержанного колора передать всю гамму чувств и переживаний.


Один и единственный, работающий в стиле Дзен художник, живущий в Усть - Каменногорске Антон Савченко. Его живопись сложна для непросвещённых, но доступна и легко понимаема людьми чуткими и интеллектуальными. Его картины рассчитаны не на массового потребителя, а на человека-индивидуалиста, в положительном смысле этого слова, интересующегося собой и своим внутренним миром. Живопись А. Савченко традиционно и новомодна одновременно. Многие люди сомневаются, насколько подлинно восточные эти картины, но, пришедший в гости, китайский профессор этнологии расставил всё на свои места, сказав: " А почему бы не сделать выставку в Пекине. В Китае бы поняли и оценили восточный стиль твоих картин". Я перехожу от картины к картине, любуюсь, останавливаю взгляд: на белевшем месте бумаги гранат, его твердая кожица треснула от спелости и сочные ягоды, прозрачные розово бело-красные капли, разлетаются и рассыпаются. Картина очень легкая и динамичная. "Почему?" спрашиваю я его. "Почему я не ощущаю, что твои картины грузят меня и заставляют переживать. Меня всегда учили, что картина должна иметь тематику, сложный сюжет. Картина должна заставлять задуматься. А здесь, я чувствую, что ничего и никому не должна, мне просто хорошо. Почему?" "Потому что, в принципе, отрицательных эмоций у человека нет и не должно быть. Просто иногда он забывает, что жизнь коротка и в ней нет места для плохого, и не стоит усугублять отрицательными эмоциями и так уже сложную жизнь

Степанов Анатолий

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

АТЛАСНАЯ ЖИВОПИСЬ АНАТОЛИЯ СТЕПАНОВА

"Ваши работы - это истинное богатство". "Это настоящий праздник, несущий свет и радость ". "Я никогда не видела таких ослепительных картин". "Спасибо!!!"
Это все о нем - художнике Анатолии Степанове. Толстая тетрадка отзывов пестрит восторженными чувствами и признаниями.
"Анатолий Иванович! Много раз видела Ваши произведения на фотографиях и в "Интернете". И вот, удалось увидеть их вживую. Вы - великий мастер! С глубоким уважением, Альфия Мухамедьянова". Эти слова ценны тем, что они от художника - незаурядного, тонко чувствующего.
И для Альфии, и для всех, кто пришел на первую персональную выставку Степанова "Возвращение к истокам" в этнографическом музее, состоялось открытие нового большого явления в живописи. Хотя Анатолий Иванович всю жизнь прожил в Усть-Каменогорске.
Ради живописи оставил начальственное кресло. А работал он директором керамзито- гравийного завода. Вместе с терпеливой, преданной женой и другом Верой Ивановной прошел через испытания нуждой, но всегда покупал только отменные краски из Индии - в этом часть секрета его "атласной" живописи.
Этот эпитет мне невольно пришел на ум, когда сердце почувствовало нежность и шелковистость полотен, переполнилось сиянием, которое исходит от каждой его работы. Рассказывали, что одна женщина просидела несколько часов возле зимнего пейзажа с розовыми отблесками лунного света. Слышала, как посетители перешептывались у картины Степанова "Ночь на Иртыше", сравнивая с "Ночью на Днепре" Куинджи. А еще: за 10-15 минут у картины "Зайсан" свои силы восстанавливает наш Президент Нурсултан Назарбаев. Она висит в его рабочем кабинете. А 22 других творения Степанова составляют часть бесценных фондов живописи Национальной галереи в Президентском дворце.
Знакомство с Президентом, который не скрывает своего восхищения от работ нашего земляка, в свое время породило немало слухов среди художественной братии и стало причиной многих курьезов, которые осложняли жизнь Анатолия Ивановича. Об этом и о многом другом я узнала, когда пришла в гости к художнику, чтобы приоткрыть завесу тайны над его судьбой.
Свою судьбу строим мы сами! Хотя обстоятельства, люди, окружающие нас, с завидным постоянством вмешиваются вход событий...
Ему казалось: раз трудишься, болеешь душой за культуру, в меру талантлив - это должны замечать, ценить! Как это так: ты едешь за границу представлять свою страну, - просишь флаг Республики, чтобы принадлежность таланта была видна, а чиновники тебя не понимают, отказывают?! А история с Германией?! Степанов, чтобы вырваться из нужды, подзаработать на краски, холсты, решил совершить путешествие во Франкфурт, где его ждали с выставкой. Продал все, что было возможно, все сбережения "подтянул", - дорога ведь не дешевая, а его не выпускают: "Сами летите, а полотна оставляйте - это достояние Казахстана!" Переусердствовали чиновники...
В его квартире просторно и неестественно пусто. Висит только несколько картин. Особенно трогательны персики с веточкой черной смородины. Фрукты светятся от солнечных лучей. И ощущение такое, будто за окном яркий летний день, в садах ломятся от урожая ветки. И жить хорошо!
Многочисленные гвозди в стенах говорят о том, что все великолепие квар-тиры переместилось в выставочный зал. Вспоминаются слова из той же "доброй" тетрадки: "Душа отдохнула, сердце наполнилось силой и светом". И художник, которого нелегко вызвать на откровение, вдруг говорит о том же: "Я, улавливая свет, воздух, впитываю это все в себя.
И у меня, действительно, возникает какая-то космическая энергия, что ли. А когда сажусь за мольберт, у меня, как у хорошего охотника, ноздри раздуваются, и я знаю уже, что у меня получится.
Я с детства рисовал. Родился в селе, никаких учителей у меня не было -только живопись Левитана, Айвазовского, Шишкина, Куинджи. И мама, простая, малограмотная женщина. Она всегда была ласковой, нежной..."
Возможно, именно от нее - Ольги Ивановны Степановой эта нежность, умиротворение разлиты по полотнам сына. Анатолий Степанов - отчаянный реалист, он прописывает все до мельчайших деталей. За это его частенько обвиняют в фотографичности, что легко опровергнуть. У фотографии нет такой гаммы оттенков, как в живописи художника. И сюжеты - не слепок с природы, а глубинное проникновение в суть происходящего в ней.
Картина "Зайсанская пустыня": пастельнонежные краски предгорий, гордо раскинула крылья сильная степная птица... И только вдали угадывается, как мираж, кусочек Зайсана. Художник дразнит, завораживает...
Объемно-галографично смотрится уже в другой картине, на переднем пла-не, намеренно декоративно выписанная ветка с крупными плодами апорта. А на заднем плане заснеженные горы. Величественные горы с вековыми ледниками - непременный атрибут пейзажей Степанова, как и вода, которая отражает это великолепие поднебесной красоты.
Пожалуй, это второй наш художник после Леонида Агейкина, кому удается так узнаваемо и монументально, с размахом и мужским восторгом показать родной край.
Художник Анатолий Степанов твердо следует классическим традициям русского пейзажа. И поэтому гордится высказываниями директора Московского музея изобразительных искусств имени Пушкина профессора Ирины Антоновой: "Хорошо, что еще остались реалисты! Я знала, что на рубеже веков обязательно появится живописец, который продолжит традиции исконно русской школы пейзажной живописи".
Когда Анатолий Степанов решил "узаконить" свою принадлежность к академической живописи, он поехал в Москву, в Народную Академию ваяния и зодчества. Ему было 40, возраст, мягко скажем, не студенческий. Показал три обязательные экзаменационные работы, - удивились: "Неужели это вы?" Дали белые листы, краски, предложили тут же поработать. И снова удивились: "А чему мы будем вас учить? Езжайте домой, не ломайте уже поставленную руку. А диплом вы и так заслужили!" И ведь выдали диплом.
А недавно, когда у Анатолия Ивановича появился свой сайт с картинами, профессора Академии вспомнили о нем и пригласили на работу: "У нас теоретиков пол-Москвы, а художников нет! Если бы Вы воспитали, хотя бы два-три ученика...". Он отказался в пользу собственного творчества.
Художники не любят говорить о тайнах своего творчества - это то, что, как бы, от Бога! Но кое-что о секрете "атласной" живописи я все-таки узнала. Бросаю взгляд на полотно с грозовыми тучами.
- Это незаконченная работа, - поясняет мастер.
Да, соглашаюсь про себя: еще не сияет по-степановски.
- Холст. Масло. Просушиваю. Потом буду снимать "тяжесть" и "обыкновенность" наждачной шкуркой, - говорит он. А вообще, у каждого художника свой метод класть мазки.
-А вы пишите на заказ?
- Конечно! Когда был во Франции, писал Сену, дворики - надо было заработать на обратную дорогу. Голубую розу с каплей росы написал по просьбе Дариги Назарбаевой.
А предыстория написания этой картины и сама история моего знакомства с Президентом такова. Как-то бывший председатель облисполкома Игорь Тютеволь поехал в Алматы и прихватил мою картину, чтобы подарить ее Президенту. И как завертелось все, закружилось... Мне сообщают: Назарбаев хочет приехать в Усть-Каменогорск, чтобы встретиться с вами, мол, почему такого художника скрываете?! У нас с женой была "хрущевка", маленькая квартира. Привезли картины на смотрины в этнографический музей. Президент прилетел не один, а с женой и дочерьми. Посмотрел и спрашивает: "А когда в гости пойдем?" Так вот, после этого визита я получил большую квартиру с мастерской. А когда открывалась Национальная галерея в Президентском Дворце, конкурс среди художников СНГ провели, и первыми выставили мои семь картин. А потом Президент пригласил в свои родные пенаты. В Чемолган мы летели на вертолете, побывали у родового дома, а затем поехали в степь. А там такая красотища: голубые горы - нечто космическое. Нурсултан Абишевич показал одно совершенно фантастическое место: скала как бы разрезана некой неведомой силой пополам, а в расщелине каменный, совершенной формы, шар. До сих пор мечтаю написать это...
Степанову везло на маститых людей. Его принимали Президенты Франции, Австрии, Нидерландов, Греции, Панамы... В Панаме на его выставку прилетел сам Джорж Сорос: художник из Усть-Каменогорска тогда выиграл Грант на поездку в Панаму. А выставлялся здесь не где-нибудь, а в казематах пирата Дрейка. С удовольствием вспоминает, показывает фотографии: "Залы с толстенными каменными стенами. И, представьте, панамский Президент мою картину "Подсолнух" поместил рядом с полотном Пикассо!"
Он радовался любой победе за границей, чувствуя себя полпредом родной державы...
Сейчас Анатолий Иванович переживает не лучшие времена: весной перенес сразу несколько операций, сидит на диете. Физически слаб, но духом после болезни как бы переродился - оттаял, стал мягче, забыл обиды прошлого. И, как следствие, - такой замечательный подарок землякам - выставка "Возвращение к истокам".
В толстой, распухшей от радости, тетрадке есть такое высказывание от пенсионерки А. Бижановой: "От всей души благодарю Вас за выставку гениальных картин, выполненных на величайшем уровне. Я постоянно посещаю известные зарубежные картинные галереи, но эти поездки утомительны и разорительны. Так почему же не организовать еще один Лувр в нашем областном центре из произведений нашего земляка, великого художника, - для нас и наших потомков?"
Лувр - не Лувр, а все же стоит создать Галерею наших восточно-казахстанских художников. Есть у нас, конечно, выставочные залы, но они при музеях, и от бедности нашей культуры - в неприспособленных помещениях. Многие художники по этой причине не выставляются. А ведь был в нашем городе Дом художников с большим выставочным залом!
Сейчас область на подъеме: крепнет экономика, развивается бизнес, Усть-Каменогорск хорошеет... Так неужели будем только вспоминать о том, что было, - не создадим свое, достойное нашего времени?! Я обращаюсь к бизнесменам, руководителям предприятий: станьте меценатами! Ведь ни Третьякова, ни Савву Морозова не знали бы теперь, если бы в их душах не появилось великого желания сохранить для будущего отечественные таланты.
Сохраните! Прославьтесь! Оставьте о себе память!



В.Лазарева.

 

Семин Липат Петрович

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

ЖИВЕТ В МЕНОВНОМ ХУДОЖНИК ВЕТЕРАН...

Есть в поселке Меновное аккуратный дом с резными ставнями и крыльцом. Лишь только подходишь к нему, невольно, благодаря таланту его хозяина - самодеятельного художника Липата Петровича Семина, оказываешься в атмосфере, насыщенной удивительным обаянием красок и образов. Здесь отрешаешься от суеты города.

Второй год подряд Липат Петрович принимает участие в выставке художников-ветеранов Великой Отечественной войны, проводимой в Восточно-Казахстанском Музее Искусств. И второй год подряд перед нашими глазами раскрывается удивительный мир красок, созданный этим художником. К работе над каждым своим произведением он подходит с широко открытой, по-детски искренней, любознательной душой, будь то резные - крыльцо, лавка, кровать или картина, писаная маслом.
Наблюдательность художника, этот живительный источник творчества, открывает перед ним дорогу к красоте, а непосредственность восприятия - к разнообразию и новизне впечатлений. Цветовая стихия его живописи построена скульптурно: цвет лепит объем, создает массу или творит равновесие. Таковы его натюрморты - любимый жанр художника. Сила цвета поднимает их в определенное пространственное бытие.
Несмотря на то, что Л. П. Семин никогда специально не учился живописи, он, как настоящий художник, не копирует действительность, а воспроизводит ее на полотне, руководствуясь своими ощущениями, создавая при этом живописное мерцание красок. Его картины полны живого и теплого чувства, непосредственны, эмоциональны, хотя в жизни это очень скромный человек, который рассказывает о себе сдержанно и не-многословно.
Родился он в мае 1922 года в селе Соловьево Зыряновского района, в семье колхозников. Его жизнь никак не была связана с искусством: в селе окончил 7 классов, в 19 лет пошел на фронт. Был трижды ранен. В 1944 году, из Восточной Пруссии, отправили его в военное училище на Урал, где и встретил окончание войны. Окончив училище, вернулся в Восточный Казахстан; здесь встретил свою будущую жену. Вместе, в любви и согласии, вырастили они четверых дочерей, дали им достойное образование. Везде, где доводилось работать солдату войны, трудился добросовестно, был в передовиках.
Нелегкими были послевоенные годы, но именно тогда поселилась в душе нашего героя тяга к прекрасному. В 1948 г. Липат Семин поехал в Москву, чтобы увидеть своими глазами Третьяковскую галерею. Но его собственный талант, яркий, самобытный, раскрылся только после того, как исполнилось Липату Петровичу 70 лет. Сначала - в робких, неуверенных рисунках для внука; и только затем появилось неукротимое стремление  изображать увиденное на полотне - роскошное цветение сирени, сверкающую ослепительной свежестью цветущую черемуху, солнечную щедрость подсолнуха, затаенный лиризм пейзажей берегов Иртыша.
Работает художник с жаром, смело кладет краски, безошибочно передавая мимолетное состояние, настроение природы, её поэтичность. И это тем более восхищает, ведь зрение у него отсутствует более чем наполовину. Эмоции, душевные откровения, на которые он скуп в обыденной жизни, одухотворяют его живопись.
Как многие требовательные к себе люди, Липат Петрович не считал свои картины произведениями искусства; без счета дарил их родным и друзьям. И только восхищенные отзывы, как некомпетентных зрителей, так и профессионалов, заставили его более объективно и серьезно взглянуть на свое творчество.
Художник уже несколько раз выставлял свои работы в Меновновской средней школе, а сейчас готовится к персональной выставке. К поставленной задаче, как и ко всему в жизни, он относится серьезно и ответственно, - за короткий промежуток времени создал немало интересных живописных работ.
Если бы люди не отваживались на серьезные поступки, считает Липат Петрович Семин, мы, право, были бы недостойны жить. Вся жизнь этого незаурядного человека и его удивительное творчество, внезапно и ярко раскрывшееся но второй половине жизни, подтверждают эти слова.


Я. Шматова  научный сотрудник Музея Искусств.

Сачков Виктор

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

Потомственный художник и добродей Художник, по Ожегову, "Человек, который выполняет что-либо с большим мастерством и вкусом".

Виктор Сачков сын преподавателя сельской школы и талантливого художника Александра Емельяновича Сачкова.

Девятнадцатилетним пареньком ушел его отец на Великую Отечественную войну. Был неоднократно ранен, пережил все тяготы тех лет, но сохранил в душе стремление к красоте. После войны, по памяти, восстановил он события тога времени в своих произведениях, привил любовь к искусству своим детям. Рожденные на сказочно красивом прибрежье озера Маркаколь все Сачковы воспевают красоту окружающего мира. Дочь преподает в сельской школе рисунок, а сын сегодня - главный художник Парыгинского Дома культуры в Зыряновском районе. Неторопливые, степенные потомки деда Емельяна к чему ни прикасаются, все делают добротно и красиво. О самом деде, который жил в начале двадцатого века, до сих пор люди отзываются с теплотой. Немногословен был дед Емельян, но сердце имел доброе и руки золотые. Он был уверен, что только добро всесильно на земле. "Тебе злом, а ты добром...", - частенько говаривал старый Емельян своим детям.
Этот завет и несет по жизни Виктор Сачков, потомственный художник и Добродей. Запах краски и чудесные превращения на плоскости холста и бумаги знакомы Виктору с детства. Вместе с отцом, с этюдником на плече, исходил он прибрежье озера Маркаколь вдоль и поперек. Много открыл тогда ему отец житейской мудрости и профессиональных секретов.
В школе, в старших классах, познакомился Виктор с удивительной женщиной - Верой Ивановной Сокальской, дочерью дворянина, выпускницей института им. Репина. По воле рока, с маленьким сыном, попала она в Казахстанский край. Маленькая, вечно кутающаяся в старенькую шаль, с папиросой во рту, многим сельчанам она была непонятна. Поэтому жила особняком, работала в сельском Доме культуры и кинотеатре художницей. Виктор и баба Вера (так звали на селе дворянку) стали большими друзьями. Вера Ивановна передавала смышленому подростку свои знания и радовалась, видя, как жадно впитывает их Виктор. Он узнал от неё, что линия и пятно на плоскости всегда должны нести информацию. Не должно быть в картине ни одного случайного штриха. Именно детали в художественном произведении, как и в жизни, говорят о многом. Вера Ивановна иногда рассказывала ему о своей молодости, об учебе, о художниках и поэтах старого Питера. Запомнился Виктору рассказ о Маяковском, который, :чтобы удивить публику, мог появиться с раскрашенным лицом; половина - в красный, другая - в желтый. Именно она открыла ему, наряду с реальным видением мира, понятие абстрактного искусства. Тогда он научился читать мысли, заложенные художником в свое произведение. Это помогло ему в собственном творчестве. Особенно Виктору Сачкову удавалось передать образ и характер человека. Быть хорошим портретистом может далеко не каждый художник. Для этого, кроме таланта живописца, требуется острый взгляд, чуткое сердце, знания психологии и недюжинный ум. С гордостью говорит Виктор, что он прошел университеты Сокальской. Виктор никогда не расстается с живописью. Умеет он уловить характер и настроение, передать в цвете, композиции, в повороте головы, взгляде ту самую "изюминку", которая составляет сущность человека. Где бы ни был Виктор, - в армии, на далеком севере или дома, в Алексеевке, - он неустанно писал портреты, натюрморты, пейзажи. Активно участвовал в художественных выставках, проводил свои персональные вернисажи, поддерживал способных детей и взрослых, живущих рядом с ним. Нес всегда и сегодня несет он по жизни неизменный наказ деда Емельяна - любить людей и во всем видеть красоту.
Сачковы, отец и сын, стояли у истоков становления и были свидетелями расцвета ВК областного клуба художников-любителей "Самородок". Они были активными участниками многочисленных в советское время смотров и фестивалей искусств. Их творчество - пейзажи отца, портреты и семейные композиции, сюжетные картины сына - выгодно отличалось в экспозициях, было признано не только зрителями, но и отмечено почетными грамотами и наградами. Например, на одной из картин Виктора в серых тонах изображена улица, куда-то спешащая толпа. Справа на картине - молодой человек, который боковым зрением улавливает в серой толпе обрамленный в багет (рамку), выполненный в цвете, портрет красивой девушки. На другой картине В. Сачкова образы Василия Шукшина и Владимира Высоцкого. По Земле, на рассвете, босиком идут два великих человека, которые в жизни, может, и не знали друг друга, но их творчество и духовная сущность одна, у них одна цель и одна страсть - Искусство. Прекрасен и портрет отца!
Настали другие времена. В Алексеевке нет работы. Виктор с семьей переезжает в Зыряновский район. Супруга Зоя- балетмейстер. Им доверили Дом культуры. В самые Трудные времена не только сохранили супруги сельский очаг культуры, но возродили его. Содержать штат не было средств, пришлось вдвоем выполнять всю работу. Привлекли состоятельных людей района; на мизерные средства, порой вкладывая собственные, проводили интересные мероприятия. Своими руками ремонтировали и украшали свой Дом культуры. Открыли многочислен-ные кружки. А теперь здесь есть и сельский музей. Виктор ищет и находит старинные предметы и вещи, выполненные бабушками, приводит их в порядок. В экспозиции красуются русские домотканые дорожки, вышитые салфетки, скатерти и покрывала. Играет старинный патефон, и Парыгинские ребятишки с большим удовольствием ткут на старинном станке свои изделия. Вместе с детьми Виктор делает и раздает деревянных птиц счастья. Пацаны строгают и пилят, познавая тайны столярного ремесла. Мечтает Виктор показать и казахское искусство. Любимое детище педагога и художника - детская изостудия. Он гордится своими детьми. Каждый год привозит их работы на художественные городские и областные выставки. Старается дать детям знания об основах рисунка, живописи, композиции. Плановые мероприятия Дома культуры оформляются им красочно и с творческой, выдумкой, запоминаясь людям надолго. Ярко светит очаг культуры "в глуши забытого селения". Не славы ради, а для спасения детских душ, не покладая рук, работает талантливый художник и добрый человек Виктор Сачков.
Несколько лет тому назад ему пришла мысль открыть "духовный заповедник". А все началось с того, что в 1998 году захотел он поздравить детей села Парыгино с Новым годом, от имени Деда Мороза. Придумал, нарисовал, размножил на компьютере рисунок конверта для своего сказочного письма. Решил порадовать детей, прежде всего, неблагополучных, неимущих семей. Идею поддержала завуч сельской школы О. Н. Дмитриева. Посоветовавшись, решили они расширить акцию: собрали родителей и предложили им "сложиться" по 200 тенге и создали своеобразный фонд Деда Мороза. И в течение года он присылал письма и подарки каждому ребенку. На дни рождения дети получали оригинальные подарки, например, настоящее лукошко, полное лесных ягод, и конфеты в придачу.
По системе, придуманной Виктором, можно охватить детей не только одного села, но и всей области, республики. Своей идей художник и педагог призывает  состоятельных людей вложить капитал в благородное дело, в будущее не только своих детей, но и всей страны в целом. Цель проста, как все гениальное. Если вовремя поддержать детей и зажечь в их сердцах веру во Вселенское добро, то светлое будущее родителей и общества гарантировано.
Дальше творческое воображение художника рисует такую картину. В глубине девственного леса, на реке Тургусун, живет Дед Мороз со своими помощниками, оснащенными современной техникой и Интернет. Любой ребенок и взрослый может написать и получить в ответ не только электронные, но и простые письма. Для этого в почтовых отделениях открыты специализированные отделы, куда дети приносят и получают свои конверты с письмами, приобщаясь к чуду. При желании, дети со своими родителями могут приехать во владения Деда Мороза и увидеть своими глазами чудесный город, в котором живут мастеровые люди со всего света, и где они своими руками делают на глазах изумленной публики игрушки для детворы. Японские, китайские, американские, ка-захские и русские... А вокруг - огромный заповедник, в котором дети знакомятся с богатейшим животным и растительным миром Восточного Казахстана. Наблюдают за образом жизни диких зверей, рисуют с натуры гордых маралов, волков и медведей. Дети имеют возможность жить некоторое время среди чистой природы, купаться в лесном озере, дышать чистым воздухом заповедного края и Вселенского добра. А уезжая, каждый ребенок сажает дерево, чтобы через годы уже со своими детьми вернуться к нему. От Тургусуна начинаются туристические маршруты на Зайсан, Маркаколь и священную гору Белуху. Бороздят озера ослепительные яхты. Именно на территории Восточного Казахстана, у подножия Белухи, находится географический центр Евразии, поэтому две вершины горы, словно две великие культуры, имеют одну основу, растут от одного подножия... (Это теория Виктора Сачкова, и в ней что-то есть...).
В мечтах Виктора раз в год собираются дети со всего мира на чудесное превращение Деда Мороза в Деда Добродея. Это происходит тогда, когда сама природа просыпается от зимней спячки и возрождается, в день весеннего равноденствия - 22 марта - в Наурыз! Это грандиозное шоу с подарками, песнями - восточная фиеста!
Мечты, мечты... Но ведь именно мечтатели двигают мировой прогресс. Да, и знаменитый Санта Клаус ведь когда-то был реальным человеком, священником, который подкладывал обездоленным детям и нищим подарки под окна...
А сегодня художник Виктор Сачков пишет картины, а по ночам - письма детям. Так у Парыгинских детей появился добрый друг, с которым можно говорить обо всем, советоваться. И вот что пишут дети ему в ответ. "Хочу, чтобы лето было жарким, чтобы у всех двери были открыты в доме, на кухне, на веранде... Я хочу тебя увидеть. Ты летом нас пригласи на лесную полянку..." (Юра Мезенцев). "Пишет тебе маленькая девочка Лена. Я знаю, что ты существуешь. Больше всего в жизни я хочу, чтобы все жили хорошо и имели деньги...". А внучка Света пишет: "Получила Ваше письмо, большое спасибо. Дедушка, я обязательно посею ваши цветы... У меня хватит терпения и трудолюбия, чтобы вырастить до конца лета эти цветы. Сейчас я прилагаю все свои умения и усилия, чтобы принять участие в конкурсе на лучший рисунок...". "Я с удовольствием буду писать тебе письма и ждать от тебя ответа... Как ты сказал, Весна зовет нас делать добрые дела...", - пишет Сережа.
Вот такие письма получает художник и просто добрый человек Виктор Сачков. Он полон творческих замыслов и планов. Мечтает сделать персональную выставку в хорошем зале, а самое главное, он уже живет в сказочном мире Добродея. Его мечта реальна и осуществима, а самое главное, просто необходима всем нам.


Г.КУМАРГАЗЫ искусствовед, член Союза художников РК.

Фомина Елена

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

ПОСТИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ

"Наверное, у каждого из нас наступает момент, когда стремишься разобраться в своей жизни, в событиях, происходящих вокруг, что есть в душе. Пытаешься понять, почему мы в этом мире, для чего, и что нужно сделать, чтобы не испортить этот мир, сохранить - словом, мыслью, делом. Добавить, конечно, красоты в этот мир сложнее..,", - так о своей первой персональной выставке сказала Елена Фомина, художник, без преувеличения, которому нет равных в Казахстане в той области прикладного творчества» где она созидает. Своим тонким искусством Елена Фомина приумножает красоту в нашем мире, а нам, зрителям, даёт импульс к сотворчеству.
Каждая её работа - это не законченное, завершённое нечто, а бесконечный процесс постижения бытия, настолько полотна насыщены символами, образами, множеством ассоциативных деталей. И всё это — из кожи. Елена Фомина — одна из немногих в Казахстане владеет сложной техникой этого прикладного искусства. Шаг за шагом - от бижутерии, других предметов аксессуара, она подошла к эпической живописи.
"Постижение вечности" — такое условное название можно дать выставке. Всего 24 работы. Но каждая из них -целый мир: завораживающие картины жизни Земли и Космоса.
В центре экспозиции выразительный авангардный глаз — все вопрошающее око. Оно проникает в тебя сакраментальным вопросом: Кто ты и что ты несёшь в этой вечности -добро, мир, разрушение, гордыню или любовь?
— Это глаз Ра, верховного божества Египта, - вносит ясность Лена, Он всё видит, замечает, он царит во вселенной, ему доступны самые мелкие людские поступки. Ведь каждый человек несёт ответственность за содеянное. Сделана эта работа ещё и как оберег. Такой вот символ, присутствующий в доме, охраняет жилище и покой людей.
Серия "Египет" - одна из самых выразительных, где преобладает не привычная для творчества Лены чёрно-белая графика, а цветная, радостная. Древние росписи на серых стенах гробниц, пирамид, царских покоев как бы оживают, наполняются энергией...
И мы реально ощущаем, как мчится в бой со львами в клубах пыли мужественный фараон Рамсес. Красавица Нефертити одевает лучшие свои наряды, чтобы предстать перед нами во всём блеске своей женственности. Завораживающий лик юного фараона Тутанхамона. Египет - загадки и тайны могучей культуры, с его магическими, сильными личностями. Повторить второй раз, на заказ, такое просто невозможно! Хотя случалось Елене, как с серией "Охотники прошлого", идти навстречу друзьям, ценителям искусства. Но всегда она привносит в уже знакомый сюжет какие-то штрихи, детали, незримо отличающие новое полотно от предыдущего.
"Охотники прошлого" в 1999 году экспонировались в Москве на международной выставке "Мексиканские мистерии и русские радости" и  произвели фурор. Эта серия полотен переносит нас в доисторические времена, имитируя петроглифы — наскальные рисунки.
Художники далёкого прошлого верили, что на рисунки—заклинания, высеченные на скалах, взирали боги, которые помогали им в охоте. И это так созвучно древним обрядам великих ацтеков, верящих в силу царящих повсюду духов.
Пять картин из серии "Охотники прошлого" недавно "уехали" в Германию вместе с близкими друзьями Елены — семьёй Эберли. Известный бард клуба "Зелёная карета" Юрий Эберли поведал нам о своих ощущениях, когда впервые увидел картины из кожи Е. Фоминой: "Мы познакомились с Леной совершенно случайно. Нам сказали, что в городе есть мастер, который делает такие уникальные вещи. А мы ехали в гости к сестре, решили сделать подарок. Пришли к Лене. Я не ожидал такого эффекта: ощущение было совершенно необычное - ощущение тепла, как будто картины живые. И мне не хотелось уходить из комнаты, где они находились: словно я грелся под лучами весеннего солнца. Мне захотелось, чтобы они и дальше были рядом со мной. Главное, чем они ценны для меня, это то, что я отношусь к этим картинам как к какому-то проводнику, ключу, который открывает дверь, через которую я соединяюсь с миром, с космосом, с Вселенной".
Мне тоже очень нравится серия "Охотники прошлого", особенно лист - с трогательными прожилками в квадрате красивой кожаной оправы. На этом оттиске памяти о давно ушедшей эпохе Мезолита бурлит неведомая жизнь, от самых первых этапов её развития, начиная с царства минералов, царства растений, животного мира до венца всего сущего - человека.
Творчество Елены Фоминой отличается не только глубиной постижения исторических вех на Земле, она смело приоткрывает нам невидимые тонкие миры. В этом плане особенно выделяется полотно "Дыхание бесконечности". Используя космогонический символ казахского орнамента, художник показывает рождение Вселенной, как из единой точки по спирали развёртывается жизнь. Контрасты светлого и тёмного подчёркивают двойственный характер мироздания, построенного на единстве и противопоставлении таких понятий, как день и ночь, добро и зло, инь и янь (мужское и женское начало).
Триптих "Обращение к истине" неизменно привлекает всех на выставке. Триптих очень реалистичен: с бурлящими потоками воды, с отражением солнечных бликов, с Башней Иакова, устремлённой в поднебесье. И в то же время, по мнению автора, здесь столько зашифровано: Мы стоим на Земле, но головой устремлены в небо, как центральная башенка устремлена в небо... У неё есть наклон, он не случаен, потому что перед нами всегда стоит вопрос: чему и кому мы верим — Богу или дьяволу, куда толкают нас наши устремления, к чему мы всё-таки обращаемся?
Картина "Двое. Разговор о любви и не только". Двое только встречаются, знакомятся друг с другом. Это мужское и женское начало. Оно представлено в центре композиции как раскрытая ракушка, а может быть, раскрытое сердце. Верхняя часть - мужское начало, а нижняя - женское. То, что между ними происходит, возможно, зарождение каких-то серьёзных отношений. Его символизирует зародыш - он там, в небесах, в тонких планах существует. Может, у них сложится, а может и нет".
Работа с кожей требует не только фантазии, изобретательности, но и немало физических сил, энергии, умения.
Я вижу, как ловко Елена управляется с обрезками кожи, как они вырисовываются в замысловатые детали, драпируются в единое целое. На моих глазах рождается новое живописное полотно из цветной кожи "Радуга".
Вообще цвет пришёл, несколько потеснив чёрно-белую графическую контрастную манеру, недавно - в работах "Времена года". Это четыре сложных в изготовлении миниатюры: "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Они остались у Лены только на фотографиях. Свежее дыхание весны с круп¬ными белоснежными цветками яблони на краю рамки, жаркие краски лета в живописном лесном сюжете. Осень - с щедрыми дождями и богатым урожаем, и зима - с хрустящим снегом, с запахом еловых шишек, которые тоже искусно выполнены из кожи и придают достоверную объёмность,
Серия "Времена года" хранится в фондах областного этнографического музея, который каждый год проводит уже ставшие традицией выставки прикладного искусства. Елена неизменно их участница.
В 1997 году она получила диплом такой выставки, посвященной Дню ООН, - "Традиционное искусство и ремёсла народов Казахстана". Хотя замечу, то, что делает Елена Фомина, далеко не традиция, а своё, новое, изобретённое, начиная от красителей различных оттенков, которые она долго подбирала для кожи. В серии "Египет" красители наносились, имитируя хорошую старину, с элементами интарсии — своеобразной инкрустации по коже. И даже батик - роспись по ткани она смогла привнести в создание необычных полотен. Тиснение, аппликация, оплётка, драпировка, пробивка, шнуровка и множество других техник, не имеющих ещё названий, легко и свободно используются художником, удивляя и восхищая нас.
Пример тому - один из последних циклов, "Воспоминания о коралловых островах". В пяти картинах, как в памяти,
всплывают прекрасные образы о незабываемом путешествии к таинственным островам, погружении в освежающие, прозрачные воды океана, где на дне можно разглядеть причудливые ракушки, водоросли, разноцветные кораллы, морские звёзды и даже обрывки рыбацких сетей.
Может, это сон, а может, воспоминания из прошлой жизни? Как знать!
Елена много читает философской сакральной литературы, трезво синтезируя приходящие знания. И свято верит, что мы не одиноки во Все-ленной, что есть другие миры, а значит, мы ответственны за всё, что делаем на своей Земле, в своей стране, в своём доме.
А Домом своим она гордится. И мама, и папа многое доброе передали ей, вдохнули в её душу. И студенческие годы  в Альма-матер - СДИ прошли на сильном профессиональными традициями архитектурном факультете. Работа в отделе главного архитектора города Усть-Каменогорска (1985-1991 годы) придала уверенности в дальнейшей самостоятельной деятельности.
Выставка посвящена безвременно ушедшему из жизни 20 лет назад отцу Степану Михайловичу Фомину. И то, что нет ничего случайного, подтверждает такой факт: директором музея, где состоялась выставка, оказался Альберт Ефимович Гофман, бывший начальник уранового цеха, где работал отец. Однажды, увидев работы Елены Фоминой, представители акционерного общество "Ульбинский металлургический завод" приобрели несколько картин: "Белуха - тайные врата" и "Безмолвная песня неба". После этого последовало предложение открыть выставку в музее завода. И это замечательно, ведь истинные художники, как правило, материально не крепко стоят на ногах, чтобы осуществлять творческие полёты.
Трудно представить, но факт, что такой тонкий художник, как Елена Фомина, у которой в цене каждая минута (она еле успевает за собственными идеями, проектами), бездарно тратит время на хождение по Second-Handам в поисках материала подешевле, качественней и фактурней... Когда художники подобного уровня за рубежом творят в комфортных условиях, да из мягкой, легко податливой кожи.
Но Елена Фомина не сетует на жизнь. Потому что, несмотря на все испытания, которые выпали ей, она награждена свыше божественным творческим даром — привносить красоту в этот мир, а значит, делать жизнь всех нас ещё радостней и ярче.

В.Лазарева

 

 

 


Яндекс.Метрика