Исин Болат

МНОГОЦВЕТИЙ БОЛАТА ИСИНА

Алтайский край взрастил не один десяток талантливейших художников, каждый из которых заслуживает отдельного повествования. Сегодня мы рассказываем о творчестве живописца Болата Каримовича Исина, члена Союза художников Республики Казахстан, первого лауреата премии акима ВКО 2000 г.

И повод для нашего рассказа значимый: в октябре 2002 года, в этнографическом музее, художник представил на суд зрителей свою юбилейную выставку. На вернисаже собрались друзья и почитатели его таланта, говорили много теплых слов, от души радовались за художника и человека, который сумел сберечь и преумножить свой природный дар видеть и чувствовать окружающую жизнь тоньше и глубже других.
Условно, представленные в экспозиции картины можно разделить на классический реализм и современный абстракционизм. Его пейзажи -Туман", "Утро в горах", "Новый день", "Зима" и, особенно, "Белое безмолвие" открывают зрителю академизм русской школы реализма, профессионализм и тончайшее восприятие художником окружающей его природы. Горные пейзажи Болата Исина объединяет очень высокая линия горизонта, от этого у зрителя возникает ощущение полета над горами и захватывает дух. Художник умело передает свое восхищение осенним горным ландшафтом, бликом солнечного луча на ровной глади горной воды, пробившего плотные кучевые облака. Глядя на картину "Белое безмолвие", ощущаешь себя высоко в горах (на священной Белухе), где нет ни единой живой души, только горы и вечные снега. И вдруг тяжелое белое облако грузно переваливается с одной вершины на другую, гулко разнося шум снежного обвала, и снова тишина... Именно этот миг движения мастерски передал художник в "Белом безмолвии". На другом холсте мастера зрителя завораживает звенящая 'Тишина". Раннее утро. Туман. Проблеск над землей по центру холста, - то ли облако это, то ли выпавшее и парящее перо неведомой птицы, а пересекает его травинка-соломинка, а может, божественное сказочное существо, словно первый крик сонной птицы, возвещающее о начале нового дня.
В музейной тишине переходим к небольшим по размеру картинам, оформленным в широкий багет. И видим туман, стелящийся вдоль утренней заросшей аллеи, в одноименной картине, написанной в манере старых голландских мастеров. Невозможно понять, как смог художник на плоскости холста передать такую глубину воздушной перспективы.
Виртуозно написана картина, скромно названная, - "Пейзаж". Заросшая, разбитая проселочная дорога в летнем лесу, освещенная солнцем так, что земля, кажется, играет всеми оттенками фиолетового цвета. Зной и прохлада в тени деревьев. Здесь мазки энергичны и жизнеутверждающи. А рядом - картина "Зимовье", в которой пирамиды остроконечных елей лишь подчеркивают сине—сиреневую дымку утреннего тумана Горной Ульбинки.
Картины Болата Исина выделяются в любой экспозиции. Они запоминаются и западают в душу даже неискушенного зрителя. Мне это довелось наблюдать в канувшем в Лету выставочном зале Дома Художников. Зрители возвращались к его картинам и подолгу стояли, вглядываясь в лирические пейзажи, абстрактные композиции, прозрачные акварели и насыщенные цветом работы, выполненные темперой. Все его картины объединяет тонкий колорит, продуманная композиция и точно подобранный цвет. Двухмерное пространство холста и бумаги наполнено воздухом и светом. Художник цветом, линией, особым построением композиции может обозначить и донести до зрителя философию жизни.
Иметь свое лицо, быть признанным и узнаваемым - это непростая задача в изобразительном искусстве. Болату Исину это удается. Он работает в разных видах и жанрах. Любит художник и акварель. Причудливые переходы чистого цвета капризной акварели из одного в другой создают неповторимую музыку Цвета. Несочетаемыми, казалось бы, красками кисть мастера послушно создает неповторимую цветовую гармонию.
Акварель - сложнейшая техника в живописи. Немногие мастера мировой культуры оставили свой след именно в этой технике. И это не только по-тому, что материал недолговечен, а потому что акварель капризна и не терпит переписывания, требует точного попадания цвета с первого раза. Акварели в юбилейной экспозиции Болата Исина написаны широким мазком, он смело экспериментирует в этюдах "Любимые мелодии" (в трех частях), "Утро". В пейзажах он точно передает не только состояние природы, но и души художника. Запоминаются акварели "Оттепель", "Проталины", "Элегия", "Зимний пейзаж", этюды и натюрморты.

Есть в юбилейной экспозиции акварель, не побоюсь сказать, мирового уровня. Она называется "Дыхание весны" и написана в 1987 году. На большом листе бумаги нет случайных мазков, все точно выверено и прописано. Цвет прозрачен, а композиция совершенна. Художник показал панораму зимнего леса у реки. В этой акварели художнику удалось не только передать состояние времени года, красоту укромного уголка, но и показать возможности сложнейшей техники акварели. Мастерство художника - в размытых пятнах озерца на переднем плане и тумане, окутавшем картину, вплоть до мельчайших деталей в глубине леса. Тонко и с любовью прописанные детали заснеженной дороги, встрепенувшиеся ветки стылых деревьев и птица, сидящая у воды, - все в картине подчинено единому замыслу художника.
Болат Исин не просто пейзажист, но ищущий, думающий художник. Его волнуют перемены в обществе, его тревожит бездушие. В своем творчестве он размышляет, в частности, о влиянии золотого тельца на души людей. "Охота на тельца", - так называется одна из картин в юбилейной экспозиции. Цветовыми пятнами, трепещущими, как волны, на холсте показывает художник свое отношение к бесконечному, заколдованному, изнуряющему гону за золотым тельцом - богатством. Тревожные линии и мерцающий, обманчивый цвет (художник применил технику пуантилизма - мазки в виде точек) вызывают у зрителя желание разгадать смысл, заложенный в картине. Нет мазков, только тысячи цветовых пятен, пробуждающих игру воображения у зрителя. Эта ранняя картина из серии его абстрактных работ.
В картинах "Угроза" и "Зной" (1989 г.) художник уже скупыми изобразительными средствами, в одном цвете, на полутонах говорит о нравах и традициях своего народа. Опрокинутый казан и стрела, пущенная врагом, на одной картине, а на другой - священная, степная птица-удод на мазарной плите предков. Плита надгробная уже слилась с цветом бескрайней степи, и лишь маленькая яркая птица-удод - единственное живое существо в округе, возвещающее о торжестве жизни. Удод почитается на востоке: считается, что он свободно перелетает из одного мира в другой.
Б. Исин не останавливается на достигнутом, он постоянно учится, все глубже постигая тонкости живописи и восстанавливая полузабытые секреты народного искусства. Он, как никто другой в нашем регионе, знает тонкости национального орнамента, его значение. Он много читает и имеет богатую библиотеку.
Художник не боится экспериментировать, прибегая к орнаментальной стилизации. Ярким образцом этого являются картины "Охотник с птицами", "Перед дорогой", "Нежность", "Ак жол". Последняя работа экспонировалась на выставке Первого Международного фестиваля искусств "Мастер-Класс 2000" в Алматы, где ему был присужден диплом в номинации "Многоцветие Шелкового пути". Экспертный совет, в состав которого входили серьезные художники из Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента и Алматы особо выделили творчество устькаменогорского художника.
Родом из с. Маканчи Восточно-Казахстанской области Болат Исин уже много лет успешно работает в г. Усть-Каменогорске. Здесь прошли его многочисленные художественные выставки, здесь художник занят творческой работой в ТОО " Терме", где он со своей супругой Куляш Акашевой, тоже членом Союза художников Республики Казахстан, вот уже много лет возрождает и развивает казахское национальное искусство. Чапаны, расшитые мастерицами из ТОО 'Терме" по эскизам Б. Исина, не стыдно набросить на плечи Президента республики или подарить самым высоким гостям. Основное направление работы художественно-производственного предприятия - изучение и воссоздание национальной одежды. Каждый заказ проходит творческое, всестороннее обсуждение. Главный художник Болат Исин следит за тем, чтобы ни один элемент орнамента не был псевдонародным. Открыт трикотажный цех, мастерицы которого участвовали в различных дефиле и на Милениум Пати в Астане впервые представили национальную одежду и вечерние трикотажные платья. В апреле 2001 года коллектив фирмы "Терме" стал лауреатом Республиканского фестиваля "Казастаннын белгиси" в Астане и получил "Золотой знак качества" за швейные и трикотажные изделия.
Производственной фирмой "Терме" выполнено внутреннее оформление и изготовление предметов прикладного искусства в отделе казахской этнографии областного музея, Доме-музее Ч. Валиханова в селе Сырымбет Кокчетавской области, усадьбе великого Абая в Жидебае под Семипалатинском. В Алматы был выигран тендер на пошив национальных костюмов для районных ДК, к юбилею Жамбыла. Усть-Каменогорский казахский театр с удовольствием использует в своих спектаклях театральные костюмы, пошитые в "Терме".
Наряду с производственными делами не забывает Болат Исин и художественное творчество. Имея свою творческую мастерскую в Доме художников, долгими ночами, по выходным, он наслаждается поиском сочетаний цвета в своих композициях. Художник в вечном движении. Он играет цветом, формой, использует новые материалы. Не забывая классические формы живописи, находит современные способы самовыражения. И всегда, при растущем мастерстве, неизменной остается сущность художника, его любовь к родной земле.


Г.КУМАРГАЗЫ
член Союза художников РК, искусствовед.

 

  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика