1. Центр краеведения
  2. Изобразительное искусство
  3. Коробейников Александр Петрович

Коробейников Александр Петрович

ЧИСТЫЕ КРАСКИ АЛТАЯ
Когда художник пишет картину, он с каждым мазком оставляет на полотне свою вибрацию, эмоциональное состояние, энергетическую силу. Поэтому некоторые картины могут излучать положительную энергию, они живые, теплые, поднимают эмоциональное состояние зрителя, восстанавливают его энергетику. Такое случается, когда обращаешь внимание на картины Александра Петровича Коробейникова.

Его пейзажи - это жанр, в котором мастер постоянно и вдохновенно работает долгие годы, - давно уже неразделимы с именным эпитетом "коробейниковские". Это именно тот, совсем не частый, случай, когда яркая индивидуальность почерка автора становится особым пластическим стилем, уникальным духовным содержанием живописи. И действительно, его картинам свойственно авторское начало. Их не спутать ни с какими другими. Они изящны, исполнены понимания красоты, чувства гармонии. Речь идет не столько об интенсивности цвета, сколько о яркости образов, чувств. Это не просчитанные приемы, которые заведомо понравятся невзыскательному зрителю, а суть характера живописца - искреннего, доброго, открытого. Именно так он воспринимает мир, таким его хочет видеть, и если в реальности не хватает чистоты красок и остроты переживаний, то художник создает эту гармонию на холсте. Все это оказывает на зрителя волнующее эмоциональное воздействие, вводит в интимный мир живописца, создает настроение.
В творчестве А. Коробейникова не надо искать подтекста, он в первую очередь стремится добиться как бы "предметности" изображаемого, и в этом - особая привлекательность его произведений. Бесхитростные, заду-шевные радостные пейзажи Восточно-Казахстанской области - настоящий бальзам от еженедельного стресса.
Родился Александр Петрович в 1940 году в селе Глубокое Предгорнецкого (ныне Глубоковского) района. С раннего детства он использовал для рисования любой материал - холстину, клочки бумаги, коврики. Приезжие геологи говорили матери - талант. Но жизненные обстоятельства складывались не в пользу молодого дарования - с шестнадцати лет ему пришлось пойти работать на тракторный завод в городе Рубцовске. Работал в таких тяжелых условиях, что армия показалась раем. Четыре года отслужил на морском флоте на Дальнем Востоке, там усиленно начал заниматься тяжелой атлетикой. После службы приехал на родину, преподавал физкультуру и рисование в школах сел Каинды и Герасимовка. Переехав в город Усть-Каменогорск, работал инструктором по спорту в Геологоуправлении, оформлял библиотеку им. А.С. Пушкина и физиополиклинику. За это время окончил Московский народный заочный университет искусств им. Н. Крупской по специальности художник-оформитель и одновременно стал мастером спорта по тяжелой атлетике в легком весе, многократным чемпионом города и области.
Спортивный век короток, и А. Коробейников, поняв это, устроился худож-ником-оформителем в Облпотребсоюз, затем 17 лет проработал в Казцветметремонте. В 90-е годы всех художников-оформителей сократили, и Александр Петрович, с одной стороны, попал в затруднительное положе-ние, а с другой - у него появилось много свободного времени. Он начал активно писать пейзажи, некоторые из них реализовывать в "Художественном Салоне" Восточно-Казахстанского музея искусств. Художник очень быстро нашел свою стилистическую систему - гибкую и выразительную, оригинально соединяющую непосредственную наблюдательность и лирическое понимание природы. За короткое время его имя становится в ряд с именами самых известных художников Восточ-ного Казахстана. Нельзя сказать, что живопись А. Коробейникова совершенно не изменялась на протяжении всего творческого пути, однако существенные и сразу узнаваемые черты художественного почерка, проявив-шиеся уже в самых ранних его работах, устойчиво сохраняются.
"Я реалист, - рассказывает о своей творческой манере Александр Петро-вич. - Однако реализм для меня - не просто определение исторического стиля искусства. В это понятие я вкладываю представление о глубоководном течении, окрашивающем воды океана искусств в свои цвета на протяжении всех веков. Течение это, то выходит на поверхность, то скрывается в глубине. Течение настолько мощное, что определяет вековые связи, проходит сквозь самые розные художественные явления. Реалистическое течение столетиями вбирало в себя все живое и проявлялось через самые различные формы, виды, жанры".
Работа над произведениями подобного рода не могла не сказаться на эволюции мировосприятия художника и на его индивидуальном творческом стиле. Созерцательность становится доминирующей в его произведениях, так как его все в большей степени начинает увлекать возможность прямого показа окружающей действительности как некоего самоценного зрелища.
"Любой художник стремится иметь свой стиль, то, что отличает его живопись от других, - продолжает размышлять над проблемами искусства мастер. - Я никогда специально не занимался созданием своего стиля. Считаю, что все должно исходить от твоего мироощущения и твоего отношения к жизни. Надо только, не оглядываясь на других, реализовывать их средствами живописи: композицией, цветом, колоритом. Стиль внутри тебя. Его нельзя привносить извне. Все наносное приводит к поверхностной лжи, неискренности в искусстве. Искусство способно не только объективно воспринимать реальность, но и создавать эту реальность".
Для мироощущения художника, выросшего в глубинке, характерно свойственное сложившемуся определенному менталитету желание уравновесить трагизм мира любовью, созерцанием красоты и гармонии окружающего мира, философскими размышлениями. Это выражается в тяготении к изобразительной красивости и неизменно светлому, положительному эмоциональному тону, бодрому ощущению жизни всех явлений мира. Чистая созерцательность без всякой направленности, без страха наказания или без ожидания вознаграждения. В чистой созерцательности нет мотива, как в чистой свободе, которая лежит не в конце эволюции человека, а в самом начале его существования.
Свобода композиции, россыпь мазков, красивая колористическая гамма создают впечатление праздника бытия. Чистые краски лета, необъятные дали, высокое беспредельное небо в светлых пейзажах "Горное озеро", "В горах Алтая", "Окрестности Черемшанки" создают радостное настроение и заставляют глубже почувство¬вать неизменную, вечную красоту природы. Лирическая интонация преобладает в картинах "Протока Иртыша", "Заросший пруд", для них характерны сочетания желто-коричневых и зеленых тонов, мягкая теплота образов, поэтическая раскованность, открытость красоте. Искусство А. Коробейникова радует зрителя, рождает светлое чувство доверия и благодарности к художнику, подарившему ему свой Восточный Казахстан, свое отношение к людям, себя, живущего в гармонии с окружающим миром.
Хотя А. Коробейников не собирается покорять мир, он активно участвует в выставках, его картины имеются во многих частных коллекциях России, Германии, Японии, Польши, Италии, США, Финляндии, Новой Зеландии, Бельгии. Искусство для него - отчасти отдых, хотя сейчас и отдыхом назвать его сложно - приходится работать с утра до вечера. Уникальная работоспособность стала существенной чертой его творческой жизни. А. Коробейниов - воплощение благоразумия, он обладает, редки даром трудолюбия и целеустремленности, все задуманное доводит до конца. Он не любит рассказывать о себе, о своих заслугах, считает, что о любом художнике лучше всего расскажут его работы, если, конечно, в них есть авторское начало.
То, чем он занимается, многие могут назвать ремеслом. Но благодаря этому "ремеслу", он может прокормить семью, хотя для нашего города это редкость. Рынок произведений искусства у нас пока крошечный, но надеемся, он будет развиваться. Когда люди удовлетворят, наконец-то, свои насущные потребности, тогда появится стремление удовлетворить духовные, а следовательно, станет расширяться рынок произведений искусства. Скоро и мы подойдем к ситуации, которая существует во всем мире, когда произведения искусства граждан нашей страны будут высоко оценены именно здесь, но Родине.


Я.Шматова сотрудник ВКМИ

 

  Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство


Яндекс.Метрика