1. О библиотеке
  2. История
  3. Италия после войны

Италия после войны

PDF Басып шығару E-mail

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..
Глава1.Положение экономики Италии в первые годы после войны ……
Глава 2.Структурные изменения в экономики Италии в послевоенные годы …………………………………………………………………………
1.1 Решение проблемы отсталости южных районов ……………………..
Глава 3.Динамика развития промышленности в послевоенные годы …..    
Глава 4. Итальянская экономика на современном этапе…………………
4.1 Промышленность Италии ……………………………………………...
Список литературы ……………………………………………………….. 
 
    


Введение.
 Италия – индустриально-аграрная страна. В формировании национального дохода доля промышленности составляет (1970) 42%, сельского хозяйства 10,2%, сферы обслуживания 38,42%, в том числе доля торговли 12%, транспорта и связи 6,5%, гостиничного дела 2%. Стоимость промышленной продукции почти в 4 раза превышает стоимость сельскохозяйственной продукции (1970). В промышленность ежегодно вкладывается в 2,5 раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство. Продукция обрабатывающей промышленности составляет основу экспорта (около 95% в 1970).
В 1970 Италия занимала 6-е место в капиталистическом мире по объёму промышленной продукции (3,7%) и величине внешнеторгового оборота (доля в экспорте капиталистических стран 4,8% в 1970), уступая США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции.
После 2-й мировой войны 1939-45 экономика страны развивается сравнительно быстрыми темпами. Ускорился процесс капиталистической централизации и концентрации. В большинстве сфер хозяйства господствует крупный монополистический капитал. Свыше 1/2 химической промышленности принадлежит монополистической группе "Монт-эдисон" ("Монтекатини Эдисон"), свыше 5/6 автомобилестроения связано с деятельностью концерна "ФИАТ", значительная часть резиновой промышленности монополизирована трестом "Пирелли". Большой удельный вес в экономике Италии имеет госсобственность. Государственные объединения имеются в нефтегазовой промышленности ("ЭНИ"), металлургии и машиностроении (государственная группа "ИРИ", которая контролирует также воздушный и морской флот, телефонную сеть). Наиболее распространённая форма воздействия государства на экономику - участие специализированных государственных органов в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций. В соответствии с различными экономическими программами создаются госпредприятия, деятельность которых в конечном итоге подчинена интересам монополий. Государство финансирует в среднем 35-37% общих капиталовложений в экономику. Наряду с крупными частными и государственно-монополистическими объединениями существует огромное количество мелких и мельчайших фирм и предприятий, более 1/2 которых занято в сфере обращения и услуг, а также в рыбной, швейной, деревообрабатывающей, полиграфической и пищевой промышленности Видное место в экономике занимает иностранный капитал; за 1956-70 общий объём иностранных капиталовложений 652 млрд. лир; 86% этой суммы приходится на США, Великобританию, Швейцарию и ФРГ. Основные отрасли, привлекающие иностранные капиталовложения, - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная (особенно электротехническая и электронная) и металлургическая. В деятельности этих отраслей участвуют американские компании "Галф ойл корпорейшен", "Стандард ойл оф Нью-Джерси", "Вестингауз", "Дженерал электрик", "Форд" и др., западно-германские концерны "АЕГ", "Сименс", английский "Бритиш петролеум компани", англо-голландский "Шелл", голландский концерн "Филлипс". Ряд промышленных компаний Италии имеет соглашения с иностранными монополиями: например "ФИАТ" и французская фирма "Ситроен" и др.
Цель данной работы- проследить структурные изменения и экономические преобразования в Италии в послевоенные годы.  В дальнейшем в каждой из глав будут подробно рассмотрены факторы повлиявшие на экономическое развитие страны которые привели Италию к статусу одной из развитых  стран в Европе.
1. Глава1. Положение экономики в Италии в первые годы после войны.
В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его  движение большое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями. Экономика Италии находилась в полном расстройстве: предприятия остановились, связи между городом и деревней нарушились, свирепствовала инфляция и процветала спекуляция, число безработных превысило 2 миллиона человек.
Необходимость восстановить эти разрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла.
Восстановлению экономики препятствовали и такие огромные трудности , как исторически сложившийся разрыв между Севером и Югом. Такая ситуация способствовала укреплению господствующего положения полуфеодальных кругов, заинтересованных в эксплуатации земельных латифундий с помощью устаревших методов. Половина обрабатываемых угодий была занята предприятиями, владевшими землей на основе договоров. Земля сдавалась в аренду на таких условиях (колонат, испольщина, издольщина), которые были приемлемы только для вконец разорившегося населения.
Разрыв в уровнях развития промышленности существовал и между областями , и между отдельными отраслями. В конце 1945 г. промышленное производство снизилось до ¼ Положение а промышленности не оставляло надежды на то , что она сможет оказать помощь в преодолении трудностей и обеспечить подъем в других отраслях. Потребность в восстановлении материального производства стала чрезвычайно острой, но предвоенный уровень был достигнут лишь в 1949 г.
 Правительства антифашистского единства - Ф. Парри (1945), А. Де Гаспери (1945- 1947), в которые входили также коммунисты и социалисты, провели ряд мер, направленных на восстановление хозяйства. Была введена скользящая шкала зарплаты. Расширены права профсоюзов. На ряде предприятий действовали "советы управления", возникшие в период войны и выступавшие как органы рабочего контроля (в дальнейшем буржуазии удалось постепенно добиться ограничения их деятельности, а затем их ликвидации). Новые правительства Де Гаспери (1947-53) пользовались также поддержкой США.
Глава2 . Структурные изменения в экономике Италии в послевоенные годы.
1.1. Решение проблемы отсталости южных районов.
Одной из характерных особенностей развития Италии  являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми и отсталыми южными районами.
Существование слаборазвитых районов свойственны многим капиталистическим странам. Однако  в силу ряда причин проблема региональных диспропорций в Италии значительно серьезнее , чем в других капиталистических странах.
Следует отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югом сохранялись значительные различия в уровне дохода на душу населения.
В конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже, чем в Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%).
Роль и место Юга в национальной экономике в послевоенный  период  нельзя определить однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике Юга ,сохранение в нем даже после аграрной реформы 1950 г. феодальных пережитков, низкий уровень производительности труда во всех сферах  хозяйства, социальная и культурная отсталость населения создавали серьезные препятствия для органического включения  южных районов  в систему капиталистических  отношений, сужали внутренний рынок.
В некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга, обусловившая наличие огромной армии свободных рук, в течение длительного времени являлась одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50- х годов, период так называемого экономического чуда, достичь небывало высоких в истории страны темпов экономического роста. Постоянный приток дешевой рабочей силы ,главным образом из южных районов , давал возможность итальянским предпринимателям с успехом конкурировать на международных рынках . Кроме того , переводы от эмигрантов, выехавших  с Юга, служили одним из основных источников валютных поступлений в Италию
Они использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли немаловажную роль в укреплении экономики после войны.
Началом более или менее широкой и последовательной государственной политики в отношении южных районов можно считать 1950 г., когда была  создана Касса Юга- государственный фонд долговременного, специального  и чрезвычайного финансирования развития этих районов. С 1950 г. значительная часть государственных инвестиций в Южную Италию идет через  эту организацию. Собственно говоря , в послевоенные годы именно Касса Юга ,система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всей деятельности правительства, пытавшегося приспособить  эти инструменты своей политики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны.
Значительные инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и инфраструктуры, а с конца указанного десятилетия  увеличились капиталовложения в промышленность. Однако еще в середине 50-х годов ряд буржуазных экономистов и политических деятелей начали отдавать себе отчет в несостоятельности концепции “автономного развития” южных районов. В 1956 г. появился “план Ванони”, который поставил в качестве одного из важнейших условий ускорения развития экономики Юга включение ее в общую экономическую систему Италии.
Было разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Юга отводилось  одно  из центральных мест. Три программы получили названия по именам своих создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и  “план Пьераччини”. Затем “левым центром” было представлено еще два документа: в апреле 1969Г.-“проект 80”- предварительный доклад к национальной экономической программе; в январе 1970 г.- проект второй национальной программы развития на 1971-1975гг. В них была сделана попытка проанализировать экономическое и социальное развитие страны в 60-х годах и определить основные тенденции развития на 70-е годы.
  Из всех перечисленных документов только один –первая национальная программа развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- был утвержден правительством. По мнению авторов этой программы, проблема Юга могла быть решена за счет территориального перераспределения производственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить на развитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к росту производительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этому показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс. новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе  ( в целом по Италии-1400 тыс.). Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровню производительности труда разрыв не только сократился , но даже увеличился. Что касается занятости ,то вместо общего ее увеличения  на 240 тыс. она сократилась на Юге на 144 тыс., а  в несельскохозяйственных  отраслях выросла в 2 раза меньше, чем предполагалось.»
70-е годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическими событиями: экономические и социально-политические кризисы , бесконечная смена правительств ,волна терроризма -вот некоторые из них. Однако указанное  десятилетие не внесло практически ничего нового в методы ,используемые  правительством для решения  проблемы  Юга. Так же как и в предыдущие 20 лет , государственная деятельность в южных районах осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга ,предприятия со смешанным участием и кредитные учреждения.
Естественно, что трудности экономического положения в стране сказались на постановке проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед  правительством задачу проведения срочных мер по улучшению экономического положения  страны. Это объективно  приводило к тому , что проблема Юга ,для решения которой краткосрочные меры не годились, оказывалась отодвинутой на второй план.
Во- вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим трудящихся на правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной платы и сохранения рабочих мест.
Основная роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая опыт двух с половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса 1974-1975 гг., руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные направления ее деятельности. В качестве одной из основных задач в программе указывалось увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается в Италии все более острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за счет Юга.
Но финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых в государственных административных  органах , а ведь в прошлом именно государственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста занятости во всей сфере услуг.
Что касается промышленности , то медленный прирост занятости в отрасли объясняется просто. Львиная доля промышленных капиталовложений на Юге идет в  металлургическую, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность, т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания одного рабочего места в них требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих других отраслях, в том числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир. Очевидно , что нельзя отрицать необходимость научно-технического прогресса и призывать к строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и среди современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которых на Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронное машиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи встает задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы гарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге.
Кроме того, новая программа действий Кассы  Юга  предусматривала ускоренное развитие в южных районах экспортных отраслей, а также преодоление диспропорций в развитии самих этих районов. Это может быть достигнуто за счет увеличения интенсивности сельского хозяйства на Юге путем укрепления его связи с отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новых отраслей”.
Важным нововведением был принцип постоянной  координации всех типов вмешательства в развитие Юга -чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятия со смешанным участием), а также согласование деятельности и местных правительств на основе годовых программ.
Хотя экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было весьма неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновление промышленного роста привели к некоторому улучшению общего экономического положения в стране. Это позволило вернуться к вопросу о разработке программы развития экономики Италии. Летом 1978 г. министр казначейства Ф. М. Пандольфи представил на рассмотрение общественности трехлетний план на 1979-1981 гг.
«В “плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи: 
1. постепенное понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8% ( т.е. до среднего уровня страны ЕЭС);
2. увеличение темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979 г. и 4% в последующие два года;»
3. достижение равновесия платежного баланса.
Центральным и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был поиск рационального использования инвестиций для обеспечения роста занятости и радикального решения проблемы Юга. Как и в предыдущих программах, главным инструментом вмешательства в развитие Юга оставалась Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на 1979-1981 гг. 12375 млрд. лир.
Однако ,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие принципы трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризиса он был положен под сукно.
Подводя итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянское правительство вложило в развитие южных районов огромные средства. Это способствовало определенному подъему экономики, но далеко не в тех масштабах , на которые рассчитывали буржуазные экономисты и государственные деятели. Безусловно , сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет назад. Здесь развивается тяжелая индустрия , выросла численность рабочего класса и, что особенно важно , сформировались его передовые отряды в ключевых отраслях промышленности, прежде всего в металлургии и машиностроении. Но государственное вмешательство усилило неоднородность социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день остается регионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскому капитализму противоречия.
Глава3. Динамика развития промышленности в послевоенные годы.
В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый экономический цикл. На его  движение большое влияние оказала война с ее огромными материальными разрушениями. Необходимость восстановить эти разрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войны основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла. В Италии необходимость обновления основного капитала была более  насущной , чем в других странах , так как перед войной он обновлялся очень слабо, а во время войны подвергался значительному разрушению и огромному износу. Однако в первые годы после окончания войны в Италии имело место простое восстановление разрушенного оборудования. Рассчитывая на сохранение длительного депрессивного состояния мирового капиталистического рынка, итальянские монополии  не считали нужным идти на большие капитальные затраты, связанные с серьезным обновлением основного капитала. Однако трудности  сбыта, возросшие в связи с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке, происшедшее в условиях технического застоя крайнее обострения ряда социально-экономических противоречий побудили итальянские монополии проявить большую активность в области развития техники и методов организации производства. Этому способствовал также «план Маршалла», обеспечивший поступление огромных финансовых средств в сейфе монополий.
           За период с 1952 по 1956 год валовые капиталовложения в промышленность возросли на 13%; доля этих вложений в общей сумме валовых капиталовложений сократилась с 36,8 до 31,4% и в национальном доходе с 8,4 до 6,7%.Эти данные говорят о том, что за указанный период доля промышленных капиталовложений сократилась как в общей сумме капиталовложений , так и в национальном доходе Италии.
Важная особенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том, что процесс обновления основного капитала коснулся в основном узкой группы крупнейших монополистических предприятий и очень слабо затронул остальную массу предприятий.
«140 крупнейших промышленных обществ, составлявших в 1954 году 0,7% их общего числа , осуществили капиталовложения , составившие в общей сумме валовых промышленных капиталовложений долю:
1938 г. -15%
1951 г. -65%
1952 г. – 68%
1953 г. –70%
1954 г.-72%»
Как видно из приведенных цифр, крупнейшие акционерные общества вкладывают в свои предприятия все возрастающую часть общей суммы промышленных капиталовложений.
В итальянской промышленности происходит интенсивный процесс концентрации капиталовложений на крупнейших монополистических предприятиях. Данное обстоятельство имеет исключительные по своему значению последствия для всего послевоенного развития итальянской промышленности. Увеличение доли капиталовложений в крупнейшие монополистические предприятия означает сокращение капиталовложений , вкладываемых во всю остальную, немонополизированную промышленность.
При таких условиях подавляющее большинство мелких и средних предприятий не только не обновляет сколько-нибудь значительно своего оборудования, но зачастую вынуждено проедать свой основной капитал.
Процесс усиления концентрации промышленных капиталовложений на монополистических предприятиях обусловлен тем , что крупнейшие монополии присваивают львиную долю прибылей, являющихся внутренним источником финансирования предприятий, и захватывают в свои руки внешние источники финансирования , которыми являются кредитная система и государственные субсидии. Например , в 1953 году чистые прибыли, объявленные всеми  промышленными компаниями Италии, составили примерно 110 млрд. лир. Из этой суммы около 100 млрд. лир приходилось на общества, входящие в монополистические группы.
Огромные и все возрастающие прибыли , извлекаемые крупными монополиями, обеспечивают им широкую возможность создания накоплений , за счет которых они покрывают подавляющую часть осуществляемых капиталовложений.
«Денежный рынок , являющийся важнейшим источником финансирования капиталовложений в Италии, также контролируется монополиями. Из 192 млрд. лир акций, выпущенных в 1953 году всеми 24 тыс. акционерных обществ, 66, 6 млрд. лир приходилось на 6 крупнейших обществ, в том числе на:
«Монтекатини»                            14 млрд лир.
«ФИАТ»                                        12 
«Эдисон»                                       25
«СМЭ»                                            6
«САДЭ»                                         5,6
«Италчементи»                              4,0»
Получение банковского кредита немонополистическими предприятиями также затруднено: помимо ничтожности кредитов мелким и средним предприятиям, он предоставляется по баснословно высокому проценту. Созданные в последние годы специальные институты краткосрочного и среднесрочного кредитования-«ИСВЕИМЕР», «ИРФИС», и «ЧИС» не внесли заметных изменений. Наконец , источником финансирования капиталовложений являются государственные субсидии и вложения. Они предоставляются исключительно крупнейшим монополистическим предприятиям, имеющим влияние в государственных органах.
Усиление концентрации промышленных капиталовложений на предприятиях лишь крупнейших монополистических групп ведет а тому, что обновление производственного аппарата происходит в основном на этих же предприятиях: среди общей массы предприятий с устарелым и малопроизводительным оборудованием возникли своеобразные «оазисы»-монополистические предприятия с новым и высокопроизводительным  оборудованием, на которых производительность труда несравненно более высокая, чем в итальянской промышленности, взятой в целом.
Рост техники ведет также к повышению интенсивности труда, поскольку он ведет к ускорению темпов производственного процесса и вследствие этого к повышению физического и нервного напряжения.
Повышение темпов работы на автоматизированных и высоко механизированных участках неизбежно влечет за собой повышение темпов производственного процесса и на остальных участках . В условиях незначительного обновления оборудования оно достигается путем повышения физического и нервного напряжения рабочих, то есть повышением интенсивности их труда.
Значительное повышение выработки, достигнутое на монополистических предприятиях , обусловило заметное снижение издержек производства. По данным , подсчитанным внутренними комиссиями предприятий, за период с 1948 по 1954 год издержки производства автомобилей «ФИАТ» сократились на 25-30%, химических удобрений «Монтекатини»-на 30-33% и т.д.
Столь значительное сокращение издержек производства на монополистических предприятиях ведет к тому, что возрастает давление этих монополий на массу мелких и средних предприятий. Так как последние не располагают финансовыми средствами, чтобы ввести у себя новую технику и тем самым сократить издержки производства, их борьба за свое существование вызывает к жизни наиболее отсталые формы эксплуатации трудящихся: удлинение продолжительности рабочего дня, нарушение норм техники безопасности и гигиены и т.д. Большое число этих мелких и средних предприятий не в состоянии удерживать свои позиции на рынке и погибает в неравной конкурентной борьбе.
Другая особенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том, что значительное снижение издержек производства, достигнутое в промышленности, не повлекло за собой соответствующего снижения цен на промышленные изделия.
Важная особенность послевоенного развития итальянской промышленности состоит в том, что процесс обновления основного капитала промышленности базировался на иностранном импортном оборудовании. Иностранное оборудование составляло значительную долю имеющихся в стране запасов оборудования . Итальянские монополии , закупая капитальное оборудование , заимствуют подчас всю технологию производства того или иного вида продукции. Это обстоятельство ставило монополистические предприятия в очень благоприятное положение по сравнению с остальными предприятиями, поскольку они сразу приобщались к наиболее  передовой технике. Однако  это нанесло большой ущерб всей итальянской промышленности : подмена значительной части итальянского капитального оборудования иностранным сузила внутренний рынок Италии и лишила машиностроительные предприятия значительной части заказов в стране.
На послевоенное развитие промышленного производства Италии весьма заметное воздействие оказало военное производство.
Чем больше расширяется военное производство , тем большая часть бюджета идет на его финансирование . Это неизбежно ведет к росту налогов и снижению доходов трудящихся, к сокращению их покупательной способности. Сужение внутреннего рынка в свою очередь ведет к сокращению производства.
Это происходит потому, что, во-первых , промышленники связаны с потребителями через торговых капиталистов. Спрос , предъявляемый последними , опирается на кредит, а он скрывает в течение некоторого времени недостаток  платежеспособного спроса непосредственных  потребителей. Во-вторых , спрос непосредственных потребителей в  некоторой своей части также базируются на потребительском кредите, последний также до поры до времени скрывает недостаток платежеспособного спроса. В-третьих, военное производство , вызывая сокращение доходов трудящихся , ведет к росту доходов капиталистов, военнослужащих и пр., то есть вызывает перераспределение доходов.
В связи с этим производство в мирных отраслях промышленности в течение некоторого времени продолжает расти при сокращении реального платежеспособного спроса трудящихся. До того как выявится это сокращение и начнется падение гражданского производства, военное производства оказывает взбадривающее влияние на промышленность : оно предъявляет  спрос на машины, сырье и другие материалы, вызывая рост их производства. Этот рост производства сопровождается повышением занятости , что влечет за собой повышение спроса на предметы личного потребления. Необходимо отметить , что воздействие военного производства на промышленное производство в Италии было более значительным , чем в ряде других стран. Это связано со следующими обстоятельствами.
1. В Италии до 1950 года военное производство практически равнялось нулю. Оно начало быстро расти только в 1950 году в связи  с войной в Корее. Крутой подъем военного производства в Италии предъявил большой спрос ряду отраслей, вызвав оживления.
2. В итальянской промышленности имелись весьма значительные неиспользованные мощности военной промышленности
3. В Италии , получившей от американского правительства большие военные заказы, значительная часть военного производства финансируется за счет американского бюджета.
Военное производство , вызывая временное , искусственное оживление итальянской промышленности, вместе с тем уродует ее структуру. С этой точки зрения исключительно важное значение для Италии имеет следующее обстоятельство : ввиду того что военное производство имеет в лице государства гарантированного потребителя, пользуется большими льготами в области налогообложения, кредитования  и т.д. и поэтому является наиболее прибыльным,  это обусловливает приток капиталов в военную промышленность из гражданских отраслей. В бедной капиталами Италии это вызывает их отлив из важнейших гражданских отраслей, ослабляет их и усугубляет диспропорции в структуре итальянской промышленности.
Глава4. Итальянская экономика на современном этапе.
4.1. Промышленность Италии
Наиболее важную роль в развитии народного хозяйства Италии играет промышленность. Ее первостепенная значимость определяется динамизмом, качественными изменениями в производстве и активным воздействием на весь ход общественной жизни. Традиционная классификация промышленного производства Италии, в котором выделялись горнодобывающая, обрабатывающая и электроэнергетическая отрасли, была заменена в 70-е годах и в связи с обострением энергетической проблемы стала выделяться топливно-энергетическая отрасль. В 1995 г. промышленность страны выпустила продукцию на 560 трлн.лир (по добавленной стоимости), из которых 66% приходилось на обрабатывающую промышленность, 18% - на топливно-энергетическую и 16% - на строительство.
Италия покрывает свои энергетические потребности в основном за счет импорта. В 1996 г. национальное производство первичных энергоносителей составило 32,9 млн.т нефтяного эквивалента (н.э.) в то время как импорт достиг 139,6 млн. т н.э. В 1995 г. доля природного газа в общем производстве первичных энергоносителей составила 49,8%, электроэнергии (гидро- и геотермо) - 30,4, нефти - 15,8, твердого топлива - 4,0%.
Строительная промышленность включает в себя жилищное строительство, сооружение промышленных и административных зданий и объектов, а также общественные работы - строительство дорог, коммуникаций и других объектов общественного характера. Деловая активность в строительстве тесно связана с финансированием различных правительственных программ по укреплению и развитию инфраструктуры. В Италии около половины валовых инвестиций в основной капитал приходится на строительство, которое в первой половине 90-х годов переживало большие трудности в связи с волной разоблачений в коррупции и взятках  лиц, действующих в этой отрасли. В целом в 1995 г. инвестиции в строительство в неизменных ценах уменьшились по сравнению с 1991г. на 13,4%, в том числе в возведении зданий жилого назначения - на 4,0%, а в строительство нежилых помещений и общественные работы - на 23,4%, что в определенной степени обусловлено также политикой правительства по уменьшению государственных расходов и дефицита бюджета с целью оздоровления финансовой системы страны.
В структуре итальянской промышленности преобладающую роль играет обрабатывающая промышленность, которая является основой итальянской индустрии. Именно в ее отраслях сосредоточены наиболее квалифицированные трудовые ресурсы, основная часть расходов на НИОКР также падает на обрабатывающую промышленность.
В течение трех первых лет текущего десятилетия в этой отрасли наблюдался спад.
В 1994-1995 гг. кризисное состояние экономики сменилось
оживлением, ростом капиталовложений и активизацией внутреннего и внешнего спроса. В 1995 г. объем производства обрабатывающей промышленности достиг 309,5 трлн.лир (в ценах 1990 г.), что превысило уровень предкризисного 1990 г. на 6,9%. В частности, прирост производства в 1995 г. по сравнению с 1990 г. составил в черной и цветной металлургии 17,8%, в химической и фармацевтической - 6,4%, в машиностроении (включая транспортное) - 10,2%, в текстильной, швейной и обувной - 13,8%, деревообрабатывающей и мебельной - 6,8, пищевой - 8,9%.
Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроение, доля которого в общем выпуске продукции обрабатывающих отраслей превышает 35%.
Италия в силу некоторого отставания от других стран по уровню научного потенциала специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, занимая среди стран Западной Европы второе место после ФРГ по выпуску и экспорту машин для сельского хозяйства.
Высокая конкурентоспособность характерна для итальянского электробытового, упаковочного и пищевого оборудования. Прочные позиции на мировом рынке занимают итальянские производители таких видов технологического оборудования, как химическое, металлургическое, текстильное, горнодобывающее, а также ряда электротехнических товаров.
Важную роль в экономике Италии играют отрасли легкой промышленности, продукция которых пользуется значительным спросом на мировом рынке. Что касается сельского хозяйства Италии, то следует отметить негативное влияние, которое оказало на ее развитие участие страны в ЕС.
Создание единого сельскохозяйственного рынка в рамках Сообщества поставило итальянских производителей в неравное положение с поставщиками из других стран, имеющих более развитое сельское хозяйство. Расчеты на широкое использование созданного при ЕС специального Фонда по ориентации и гарантированию сельского хозяйства не оправдались. Для структурных преобразований, в которых остро нуждалось сельское хозяйство Италии, выделялось только 3,7% Фонда, в то время как остальная часть средств расходовалась на поддержку доходов фермеров в северных регионах ЕС. Взносы Италии в Фонд значительно превышали суммы ассигнований, выделяемых ее сельскому хозяйству.
Аграрная политика Сообщества не способствовала решению ни одной из серьезных проблем итальянского сельского хозяйства, а скорее усугубила трудности, которые привели к тому, что с конца 70-х годов Италия сводит баланс внешней торговли сельскохозяйственной продукцией со значительным отрицательным сальдо.
Не располагая каким-либо существенным влиянием в руководящих органах ЕС, определяющих направления аграрной политики, представители Италии длительное время не выдвигали своих предложений, а ограничивались одобрением мероприятий, разрабатываемых партнерами с более развитым сельским хозяйством, в частности Францией и Нидерландами. Только во второй половине 70-х годов - в обстановке острого кризиса, охватившего сельскохозяйственный Юг, итальянское правительство потребовало провести срочную реорганизацию Фонда по ориентации и гарантированию сельского хозяйства и распространить практику обеспечения твердых доходов на фермеров южных областей. В мае 1978 г. компетентные органы ЕС одобрили так называемый Средиземноморский пакет, в соответствии с которым Юг Италии получил от Сообщества финансовую поддержку.
Вступление в ЕС Греции, а затем Испании и Португалии, с одной стороны, обострило конкуренцию на рынках средиземноморской продукции и осложнило экономические проблемы Италии, а с другой - способствовало объединению этих стран для отставания их общих интересов в Сообществе.
Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладающей ориентации его на производство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производства многих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных и продовольственных товаров, главных образом продукцию животноводства и корма. В то же время Италия выступает нетто-экспортером по фруктам, овощам и напиткам.
Список литературы
1. А.А. Веселиций «Совершенно секретно: Заговор против Республики».
2. Н.П. Васильков «Монополистический капитал Италии» ,1959
3. Андреев С.С. «Италия», !991
4. Васмльков Н.П. «Италия»
5. Манцокки, Бруцио «Очерки экономической политики Италии 1945-
1959», 1961
6. Пезенти А. «Тенденции развития капитализма в Италии», 1962
7. Колосов Л.С. «Италия из далека и вблизи»
8. Г.Р. Зафесов «Тайные рычаги власти»

 

 


Яндекс.Метрика