1. Главная

С Абаем в сердце (ко дню рождения А. Кунанбаева)

Чем дальше уходит от нас время, тем величественнее вырисовывается фигура Абая, великого казахского мыслителя, философа, просветителя, поэта. Неустанно бежит и меняется время, но имя Абая живет, и будет жить вечно в душах каждого из нас. Его личность всегда будет притягивать к себе ученых, исследователей, музыкантов, литераторов, художников, читателей. Будут и далее открываться все новые грани бессмертного литературного наследия. К образу Абая и его творчеству обращалось не одно поколение и казахстанских художников, как одной из интереснейших тем в изобразительном искусстве. Создавать  образ величайшего человека очень сложно, тем более что при жизни поэта было создано всего несколько фотографий, а в 1887 году художником-самоучкой Павлом Лобановским был сделан единственный натурный портрет, который является историческим документом, передающим подлинный облик Абая Кунанбаева. Поэтому, художники создают этот образ по собственному представлению. Многие знаменитые живописцы Казахстана - А. Кастеев, А. Исмаилов, К. Ходжиков, Е. Сидоркин, К. Шаяхметов, А. Глимбаева с большим трепетом изображали Абая. Художники Восточного Казахстана – Н. Утепбаев, А. Шоканов, Ю. Бакулин, Н. Аштема, Е. Турганбаев и другие также создали удивительные по реалистичности, эмоциональные по выразительности образы великого гения. Но, не многие художники работали именно по произведениям Абая. В этой связи обращает на себя внимание графическая работа заслуженного деятеля искусств Казахстана Исатая Исабаева «Мухтар Ауэзов. Путь Абая». В центре композиции изображена фигура самого писателя. Его окружают герои созданного им романа: по левую сторону расположились Кунанбай и участники сцены суда над Кодаром.  Далее – Абай на охоте, сцена из жизни молодого Абая. В левом нижнем углу - благословление бабушки Зере, справа внизу изображен Абай, читающий стихи своим ученикам. При помощи своеобразной композиции, изображения персонажей, автор умело и ненавязчиво вводит зрителя в литературное произведение, в те далекие времена, которые отражены в романе. И. Исабаев не ставит перед собой задачу точно воспроизвести внешний облик Абая и его героев, а стремится окунуть зрителя в исторические события, передать дух, атмосферу эпохи, в которой жил и творил Абай. Своеобразна пластика фигур. Силуэты мягки, очерчены гибкими, текуче-плавными линиями. Каждая линия отличается точностью, выверенностью, виртуозностью. Этот тип, присущий линогравюрам Исабаева, имеет истоки в сугубо национальной пластике казахов, еще раз напоминает о большом интересе художника к жизни и творчеству великого сына казахского народа. Всю работу в полную силу пронизывает орнаментальность. Такой прием вносит новые впечатления от линогравюры. Орнамент здесь не является лишним, не делает композицию тесной, наоборот, дает возможность увидеть неразрывную связь художника с национальными народными традициями. Словесный образ Абая, созданный М. Ауэзовым, находит подкрепление в зрительном образе художника И. Исабаева, где стиль, созданный ритмом и смыслом слов, отражается в мастерски выполненной графике. 
До сих пор разработка темы Абая в изобразительном искусстве продолжается и дает возможность художникам погрузиться в исследование бездн и высот его человеческой судьбы.

Костюк Л. Г., специалист ЦГБ имени Оралхана Бокея

  Новости - Новости


Яндекс.Метрика