- Краеведение
- Искусство
- Изобразительное искусство
- Морозов Борис
Морозов Борис
НА ВЫСОТЫ ДУХА
"...Художник являет качество духа своего в картине". Н.К. Рерих
Тысячелетия человечество ставит перед собой вопросы: в чем смысл бытия, что есть Истина? Каждый из нас опытом жизни своей отвечает на них.
Художник из Шемонаихи Борис Морозов утверждает, что "Истина есть любовь и свобода". Можно добавить: и обретается она в творчестве.
В Восточно- казахстанском музее искусств открылось персональная выставка, приуроченная к 60-летию члена СХ СССР и Казахстана Бориса Филипповича Морозова. Предыдущая проходила в 2000 году. Для художника каждая новая выставка - подведение итогов очередного этапа жизни.
Что же было задумано и что воплощено в жизнь? Б. Морозов успел многое, ведь 40 лет верой и правдой служит высокому искусству. Около 30 лет является бессменным руководителем образцовой изостудии "Ласточка". Преподает живопись и рисунок в филиале Восточного гуманитарного кол-леджа в Шемонаихе.
Работы его воспитанников многократно отмечены почетными грамотами и дипломами первой степени всесоюзных и республиканских конкурсов детского творчества. Но главное, пожалуй, в творческой атмосфере, которая царит в "Ласточке". Студийцы и студенты обожают своего учителя. Он тоже души не чает в них, гордится успехами своих учеников. Любовью - за любовь.
Мэтра восточно-казахстанской школы живописи 60-80-х гг. Л.Е. Агейкина художник Б.Ф. Морозов считает своим учителем. Говорит, счастлив, что смог работать рядом с большим мастером. И если Л. Агейкин, Б. Французов, В. Истомин, И. Климов, В. Титов, В. Подкидышев, А. Мартиросов, Б. Шишов, Г. Рычков стояли во главе формирования школы изобразительного искусства второй половины 20 века в Восточном Казахстане, то Б. Морозова, А. Куклина, Э. Чубука, О. Тренкле можно считать достойной сменой старшего поколения.
Много времени посвящает художник свободному творчеству. Треть работ, представленных на новой выставке, создана за последние три года. Бориса Морозова, который начинал как художник-график, все более влечет живопись. Жанры различны: пейзаж, портрет, картины на историческую тему, картины-размышления, картины-откровения.
Пейзажи художника пленяют многообразием состояний и красочностью цветовой палитры. От изысканной утонченности цветовых отношений в "Бухтарме", "Первом снеге", до яркого, праздничного фейерверка красок в работах "Луна", "Осенью". От стилизованности, декоративности в "Алтайских кедрах" - до философских обобщений в пейзажах "Перед грозой", "Верховья Убы", "Забытая дорога". И практически каждое произведение несет в себе элегию грусти: А высшее веселье - грусть, И этой грустью душу лечат. Летят, кок невидимый груз, Грустинки смеха мне на плечи.... Живописный мазок разнообразен, от плотного, лепящего объемную фактуру поверхности, экспрессивного, до легкого, сплавленного, полупрозрачного, трепетного. Мощь и выразительность письма Л.Е. Агейкина, учителя Б.Ф. Морозова, прочитывается в динамике живописного слоя пейзажей "Дачи", "Весенний пейзаж".
Колорит полотен художника подчинен раскрытию идеи, которую несет в себе произведение, и, в зависимости от разрабатываемой темы, то почти монохромен, то многозвучен и многотонален.
Тема женщины в портретах и жанровых картинах открывает величие предназначения женщины в мире: хранительницы, вдохновительницы, музы, берегини, неведомой и загадочной, таинственной, манящей силы. С особой убедительностью это удалось художнику сделать в полотне "Берегиня". Портрет прекрасной, вечно юной, "Берегини" создан теми же красочными созвучиями, что и окружающая природа. В облике -царственность, величие, отстраненность от суеты, властная, влекущая сила и удивительная гармония с миром красоты.
Привлекают внимание зрителя и графические женские портреты, выполненные углем и карандашом. В них художник проявляет добротную школу владения основными средствами выразительности графики - линией, разнообразными видами штриховки.
И, наконец, главная тема, глубоко волнующая художника с самого начала творческого пути: па высоты духа", "В поисках Истины", "Итихаса" (это было...) и другие полотна - размышления, полотна-откровения. В картине "На высоты духа" композиционный строй и напряженное колористическое звучание - все подчинено единой цели; показать величие силы духа человека, устремленного к духовному восхождению.
Потрясающа по глубине небольшая работа "Плачущий ангел". Прекрасный скорбный лик - видение тонкого мира. Пред ним свеча - символ очищения. Вспоминается услышанное: нашим бабушкам в детстве, когда они совершали плохие поступки, говорили "Твой ангел заплачет...". Как сильно сказано! Запуталось в ненависти, лжи и злобе бедное человечество, и плачут ангелы. Оплакивают бесчеловечность, за которую дорого придется заплатить. Рядом картина-сострадание "Трагедия" (землетрясение в Армении). Та же цветовая гамма, остро передающая тоску, боль и скорбь, та же выразительная пластика линий.
Во многих работах развита идея поиска дороги к Храму. Действительно, что это за дорога, которая не ведет к храму! У заблуждения - тысячи путей, и лишь сердцем человек должен и может почувствовать ту единственную дорогу, которая приведет к Истине.
В некоторых произведениях художника, на тему истории Руси, явно присутствует умиление и сентиментальность. Но это от гордости за свой народ и от чистоты душевной, это то умиление, что возносит, а не упрощает.
При подготовке к выставке один из друзей задал мне хороший вопрос: "Как глубока вера художника?". Безусловно, можно смело ответить, что вера вырастала вместе со становлением художника. Она не показная, временная, а та, глубинная, о которой сказано: "А если не верить, то как же жить?!".
Борис Морозов верует. Верует в то, что истину можно обрести лишь в поиске и самоотречении. Верует в светлое, животворящее начало красоты и утверждает это всем своим творчеством на земле людей. Иначе не писал бы своих полотен-размышлений, не творил бы, как того требует в стихотворении "К художнику" Алексей Толстой:
Слух же духовный сильней напрягай и духовное зрение.
И как над пламенем грамоты тайной
Неясные строки вдруг выступают,
Так выступят пред тобою картины.
Станут все ярче цвета, осязательней краски,
Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи.
Ты ж в этот миг и смотри и внимай, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье.
ВКО музей искусств