Преподавание

Введение
За последние годы в нашей стране возросло значение английского языка. Современ-ные предприятия нашей страны испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и писать, но и общаться на иностранном языке.  Но в обучении устной речи в средней школе сложилась традиция развития языковой ком-петенции практически в двух сферах – социально-бытовой и учебной. Деловая сфера об-щения не предусмотрена. Нет учебников делового английского языка для средних обще-образовательных школ, но есть учащиеся, которым он необходим для дальнейшего обуче-ния, например на факультетах экономики различных ВУЗов.
У нас в стране и за рубежом отсутствует общепринятая концепция деловой игры, единая или разделяемая большинством исследователей технология ее описания и разра-ботки. Каждый разработчик создает свое представление об игре, либо некритически заим-ствует у других. Это приводит к невозможности воспроизведения деловых игр другими преподавателями, неуспеху в их использовании. [ ]
Так как игра – это эффективное средство активизации не только на младшем, но и на старшем этапе обучения, то она очень часто используется для обучения деловому обще-нию. Цель такого общения заключается в формировании и развитии навыков и умений делового общения средствами английского языка, в подготовке выпускников школы к вы-бору будущей профессии.
Тематика курса в таких классах должна знакомить учащихся с элементами делового языка (a join venture, ownership, stock, exchange, competition), с особенностями работы со-временного офиса, с профессиями: менеджер, торговый агент, секретарь-референт, адми-нистратор офиса (a manager, a sales assistant, a secretary).
Во время деловых игр обыкновенное занятие превращается в рабочий день в офисе, презентацию своей фирмы или в конкурс по профессии.
С первых уроков учащиеся получают свои роли: менеджера, генерального директора, торговых представителей. Учащиеся знакомятся с их фирмой, договариваются о ее распо-ложении (в какой стране, каком городе, на какой улице), определяют вид бизнеса, кото-рым они будут заниматься. В зависимости от назначения фирмы учащиеся повторяют пройденную ранее лексику. Деловая игра предполагает обучение не только устному дело-вому общению, но обучению письменной речи. Учащиеся пишут ответ на деловое письмо на английском языке. Отвечают на приглашения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что деловая игра, в применении к обучению иностранного языка, - это моделирование практической производственной дея-тельности и языкового общения при помощи учебно-речевой ситуации с распределением ролей. [] Целью деловой игры является формирование у учащихся навыков и умений де-лового общения и подготовка учащихся к выбору будущей профессии. При проведении деловых игр учителя иностранного языка ставят следующие задачи:
1. развить на основе совместной коллективной деятельность творческую дея-тельность и инициативу;
2. стимулировать интерес учащихся  к иностранному языку и стремление к са-мосовершенствованию. []
Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследователь-ские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные. Жесткие – когда строго зафиксировано последовательность действий в зафиксированное время.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующи-ми способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организацион-но-управленческая, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно нахо-дится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возмож-ность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; лич-ность – группа, личность - преподаватель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутренне-го склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчи-вой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значи-тельных объемов информации).
В деловой игре существуют следующие этапы:
1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков.
2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий.
3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического ос-мысления
4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант ре-шения поведенческой программы
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как актив-ную форму обучения. К ним относятся:
1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;
3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры;
5. описание структуры и сценария игры;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.
Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе кото-рого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к кон-кретной практической деятельности. Исходя из особенностей и целей обучения иностран-ному языку в профильно-ориентированных классах на старшем этапе задается место и роль деловой игры в системе обучения.
Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагоги-ческих функций:
- формирование у будущих специалистов представления о профессиональной дея-тельности в ее динамике;
- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
- развитие профессионального теоретического и практического мышления;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профес-сиональной мотивации. [ ]
Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прошить» определенную ситуа-цию, изучить ее в непосредственном действии.
Выделяют восемь основных качеств, которые формируются при деловой игре:
1. Умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.
2. Умение проявлять качества лидера.
3. Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разре-шать.
4. Умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравни-вать и усваивать ее.
5. Умение принимать решения в неопределенных ситуациях.
6. Умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, оперативно принимать организационные решения.
7. Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспектив-ные цели, использовать благоприятные возможности.
8. Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Таким образом, деловая игра формирует у учащихся профессионально важные умения и навыки, активизирует творческие особенности личности и способна выступить средством подготовки не отдельных специалистов, а коллективов или групп, которые, по-лучив необходимые знания, в дальнейшем, легко освоют профессии, связанные с эконо-мическим или управленческим механизмом.
В игре преподаватель может занимать 4 позиции:
- быть центром игры;
– ее руководителем и режиссером;
- выполнять функции одного из играющих;
- быть наблюдателем за ходом и действиями исполнителей ролей.
В случае необходимости руководитель может приостановить игру и назначить об-суждения конкретного ее этапа. Успех или неуспех игры оценивается исключительно по конечным результатам – по тому, насколько эффективно, быстро и правильно участники игры решают поставленные задачи средствами иностранного языка.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подходы к ее структу-ре.  Разработчики исходят из своего экспериментального опыта и здравого смысла, конст-руируя ту или иную игру. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из тео-ретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- решение проблемы;
- создание графической модели взаимодействия участников;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы. [ ]
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компе-тентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели:
1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
3. обмен опытом создания деловой игры;
4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;
5. развитие коммуникативных умений разного рода.
Воспитательные цели:
6. порождение творческого мышления
7. выработка установки на практическое использование
8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
1. разработка вариантов проекта деловой игры;
2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.
Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сце-нарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предмет-ного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую по-мощь при конструировании и проведении делово игры. В этой модели отражаются коли-чественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внут-ригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на ка-ждом этапе игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную кар-тину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.
Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:
- перечень ролей и формируемых групп;
- функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;
- инструкции по выполнению каждой должностной роли;
- портреты ролей, характеризующие личные качества игроков.
Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают пси-холого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объ-екте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики ре-альных процессов и явлений.
Требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:
- правила содержат ограничения, касающиеся ряда аспектов игры;
- технология игры, связанная с содержанием;
- регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов;
- роль и функции преподавателей, ведущих игру;
- система оценивания.
Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитацион-но-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества при-нимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.
Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и про-фессиональной мотивации участников деловой игры.

  Рефераты на русском языке - Педагогика


Яндекс.Метрика