1. Рефераты на русском
  2. Литература
  3. Тихий Дон роман эпопея

Тихий Дон роман эпопея

Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.
Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
 РосБизнесКонсалтинг

 «Тихий Дон» — роман-эпопея
Рождение романа-эпопеи связано с событиями рус¬ской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, пе¬риод мирного строительства вызвали стремление ху¬дожников слова создать произведения широкого эпи¬ческого охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать: М. Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созда¬нию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на тради¬ции русских классиков, на такие произведения о судь¬бах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир».
В то же время авторы были не только продолжателя¬ми традиций классической литературы, но и новатора¬ми, ибо воспроизводили такие преобразования в жиз¬ни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горь¬кий видел в романе воплощение огромного таланта рус¬ского народа.
События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, пе¬ред первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Пре¬красно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображе¬нию казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.
Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего от¬дела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Миха¬ил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и ху¬тор. Татарский.
«Тихий Дон» начинается изображением мирной до¬военной жизни казачества. Дни хутора Татарского про¬ходят в напряженном труде. На первый план повество¬вания выдвигается семья Мелеховых, типичная серед¬няцкая семья с патриархальными устоями. Война пре¬рвала трудовую жизнь казачества.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя хри¬стианскую мудрость, советует молодым казакам: «По¬мните одно: хочешь живым быть, из смертного боя жи¬вым выйтить — надо человечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: «В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!» Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания бу¬дят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут при¬выкнуть к войне.
Шолохов пишет во второй книге, что весть о свер¬жении самодержавия не вызвала среди казачества ра¬достного чувства, они отнеслись к ней со «сдержанной тревогой и ожиданием». Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.
Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описа¬ние трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.
Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданс¬кой войны на Дону. Причин было много. Красный тер¬рор, неоправданная жестокость представителей совет¬ской власти на Дону в романе показаны с большой худо- жественной силой. Многочисленные расстрелы каза¬ков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршу¬нова и деда Тришки, который олицетворял христианс¬кое начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал прика¬зы расстреливать бородатых казаков.
Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разруше¬ния устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нрав¬ственности и морали, складывавшейся веками, и пере¬даваемых по наследству от поколения в поколение.
Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубий¬ственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заб¬лудились мы, когда на восстание пошли».
А. Серафимович писал о героях «Тихого Дона»: «...люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге». В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к про¬шлому.
Среди персонажей романа притягательным, проти¬воречивым, отражающим всю сложность исканий и заб¬луждений казачества, является Григорий Мелехов. Бес¬спорно, что образ Григория Мелехова — художествен¬ное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изо¬лированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вы¬рос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно на¬ходясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.
Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на род¬ной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бро¬сив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.
Финал романа имеет философское звучание. Шоло¬хов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судь¬бой этого героя.
К созданию женских характеров Шолохов обраща¬ется уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в «Тихом Доне» Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпо¬пее; женщины разных возрастов, разных темперамен¬тов, разных судеб — мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.
Пылкой, страстной Аксинье, с ее «порочной красо¬той, противопоставлена скромная, сдержанная в чув¬ствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они зна¬ли и настоящее человеческое счастье. Писатель пока¬зывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни се¬мьи.
Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи «точеная шея», «пушистые за¬витки волос», «зовущие губы». У Натальи «гладкий бе¬лый лоб», «большие руки, раздавленные работой», у Дарьи «насурьмленные дуги бровей», «вьющаяся походка».
Действие романа «Тихий Дон» вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в каза¬чьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадь¬бу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Прус¬сию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в ста¬ницы Дона.
Шолохов — непревзойденный мастер художественно¬го слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зари¬совки свидетельствуют о страстной влюбленности ху¬дожника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художествен¬ные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим собы¬тиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания наро¬да, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают фи¬лософскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.
Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни на¬рода. Само название «Тихий Дон» полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Ро¬дины: «Родимая степь над низким донским небом!., кур¬ган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью сла¬ву... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...». Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.
Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция по¬лучила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казаче¬ства, в изображении участия народа в исторических событиях.
Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, тра¬гичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных запо¬ведей, которые внушались людям с детских лет.
При вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

  Рефераты на русском языке - Литература


Яндекс.Метрика