1. Рефераты на русском
  2. Литература
  3. Достоевский Ф.М. роман Идиот

Достоевский Ф.М. роман Идиот

 
«Идиот»
Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф.М.Досто¬евский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом произ¬ведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную за¬дачу - «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского. Свое стремле¬ние создать «положительного героя» автор воплотил в обра¬зе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действующих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счаст¬ливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Пе¬тербург. В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив». Создавая образ князя, Дос¬тоевский в тетрадях с планами и набросками к роману даст следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все про¬щает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».
Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, нелов¬кий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяже¬лой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкива¬ется, он в первый момент производит впечатление «идиота». Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь — счастливый человек. «Любить — вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце — любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот все¬гда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жаж¬ду любить и быть любимым». (А. Скафтымов).
Причины, мешающие людям любить, Достоевский рас¬крывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин - всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счастливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолюбие. Все пре¬красные начала человеческих чувств они скрывают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми пре¬вращается у них в потерю своего собственного лица. Огром¬ное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого самолюбия и приносит им только боль и страдание.
Человек, который противопоставлен всем им, - это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен само¬любия. Князь - единственный человек, который умеет рас¬познавать в людях те их прекрасные душенные качества, ко¬торые они так старательно прячут от посторонних глаз. Не¬даром князю легко и хорошо бывает только с детьми. Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подав¬лять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин - «боль¬шой ребенок». У Достоевского чувство «детскости» в его ге¬роях - это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».
Но князю всегда трудно со своей открытой душой и про¬стодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдают¬ся свои собственные законы приличия. В таком обществе ис¬кренность даже неприлична и способна только унизить чело¬века. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, та¬кое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодова¬ние на самого князя за то, что он раскрывает душу недостой¬ным людям.
Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим со¬бой. «Я знаю, что я... обижен природой... в обществе я лиш¬ний... Я не от самолюбия... Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувствует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действу¬ющих лиц романа, а потому что боится, что выражение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще боль¬ше. И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.
Этот «свет» понимания и приятия своей души он почув¬ствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филип¬повне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны — любовь к Аглае, жажда про¬щения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил, что Аглая его поймет. Он понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесня¬ет другую, они обе живут в его душе. И если бы по воле авто¬ра князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он ос¬тался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необ¬ходим для нее.
«Идиот» - одно из самых сложных произведений До¬стоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «луче¬зарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленней¬шие искания». Образ князя Мышкина, задуманный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.
Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный харак¬тер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко по¬нимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Фи¬липповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкин¬ским «бедным рыцарем». С одной стороны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны — его бессилие, порожденное несоответствием его идеалов и жиз¬ни. Таков итог встречи идеального героя с людьми бездухов¬ного, разлагающегося общества. «Он, - замечал Достоевский, - только прикоснулся к их жизни. Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним... Но где только он ни прикоснулся - везде он оставил неисcледимую черту».

  Рефераты на русском языке - Литература


Яндекс.Метрика