1. Центр краеведения
  2. Искусство
  3. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Владимир и Юля Ляпуновы

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

АЛТАЙСКАЯ РОСПИСЬ

Каждый, кто входит в дом Ляпуновых, с первого шага удивляется обилию красоты, которой все здесь дышит.
Малыш Илья, пяти лет, уплетает кашу на столе, где "летают" райские птицы среди диковинных цветов. Рядом - поднос с резными ручками, тоже расписан, и конфетница в виде ладьи... И кухонный гарнитур не какой-нибудь заводской, стандартный, а сделан руками папы и мамы. На стенах картины. И даже игрушки у Илюши чудные - Михаил Потапыч из известной сказки с плетеным коробом за спиной. Из него он вытаскивает миниатюрную "точеную" Машеньку. Яркие деревянные солдатики и гномики с улыбками до ушей, лукавыми глазами.
Бабуля-матрешка в пестром сарафане несет блины. За ней в очередь, конечно же, за блинами, Илья выстраивает певцов. Y каждого из них забавно вытянуты рты: очень уж они стараются, чтобы песня понравилась.
- Друзья приходят играть, - им нравится?
- Конечно, - отвечает малыш.
Илья Ляпунов еще мал, чтобы понять все изыски и тернии алтайской росписи, но он четко осознает, что сын художников.
Устькаменогорцы Владимир и Юля Ляпуновы - талантливая семейная пара, реанимировавшая за каких-нибудь шесть лет уникальную местную алтайскую роспись. Благодаря им алтайская роспись может покрасоваться с честью и перед "городцом", и "хохломой", и в чем-то даже удивить своими высотами.
А началось все с прялки, которая попалась Володе, когда он сотрудничал с этнографическим музеем. Его привлек потертый рисунок на дереве.
Потом фольклорный ансамбль заказал в таком же стиле двадцать прялок. И Володя ни разу не повторился. Работа настолько увлекла, что он забросил на время любимую живопись. Ведь он окончил Алматинское художественное училище, получив диплом по рисунку, живописи. Прикладное искусство проходил, как все предметы, особо не заостряя внимание.
Зато увлекался русским авангардом - Кандинским, Малевичем и другими. Много экспериментировал в цвете, в пластике выражения. Новое пытался сказать в графике - 70 иллюстраций сделал к поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Создал свою технику письма маслом, с помощью мастихина - лопаточки нанося на холст пастозные сочные мазки.
И все же в его творчестве лидирует алтайская роспись, Потому что, по сути, он ее не столько реанимировал, сколько обогатил, развил, бережно придерживаясь основных канонов: это солярный знак - солнце - главная деталь, вазон, растительный и животный мир.
С Юлей они привнесли в алтайскую роспись "солнце" своих сердец, поток душевного тепла. Их работы очень энергетичны, а попросту - не скучны и оригинальны.
Володя с увлечением рассказывает историю алтайской росписи в Казахстане, как тюменские "красильщики" и другие пришлые, в поисках таинственного Беловодья, селились в наших краях. И привезли с собой уральскую, сибирскую роспись с яркими, открытыми цветами. Расписывали опечек, двери, потолки, стены, мебель, посуду... Им хотелось окружить себя красотой природы и в Доме...
Это были мастера. Но потом и крестьяне начали творить так называемые "новоделки". Но даже в этой упрощенной манере письма своя душа, свой мир, свой аромат красок.
Володя: Прялку подарить невесте — это было здорово! Вот и старался каждый, во что горазд... Я много ездил - искал образцы, копался в литературе, по крупицам восстанавливал...
И почувствовал, коль дано мне, художнику, владеть пластикой, зачем я буду делать шаг назад? Стал стилизировать, вводить сюжетные линии. 
Игрушки тоже не было в "алтайке".
Материала во мне накопилось - девать некуда! Стал вести факультатив в школе искусств № 19, а затем преподавать в училище №2 на отделении прикладного искусства. Тут мы и встретились с Юлей.
Юля: Я хотела стать ювелиром. Увидела выставку училища и решила учиться. На втором курсе мы проходили городецкую роспись, хохлому. Подруга Маша прибегает с горящими глазами: "Там так работают!"
- Где? Что?
-Да у Ляпунова!
Вот и пошла...

Володя: Юля удивительно изобретательная, она никогда не повторяет себя. Ведь повторяться, копировать - дурной тон в творчестве! Из двадцати птичек вы не найдете ни одной, похожей на другую. Она так же ловко точит на токарном станке, мы понимаем друг друга с полувзгляда. Идеи рождаются у Юли налету, особенно, что касается бижутерии...
К сожалению, по душевной Юлиной доброте, многое из эксклюзива дамских украшений не сохранилось: стильные подвески, серьги, кольца... И даже "компанию Винни Пуха"
увезли в Америку. Иностранцы алтайскую роспись Ляпуновых разбирают с искрами восторга в глазах. Но Володя сетует, что свои не до конца ценят. Может, потому, что рядом...
А вещи, действительно, тонкие, со смыслом. Нелегкий быт крестьян заставлял искать себе защитников, своих богов (солнце - высшее, чему поклонялись язычнику), обереги. В росписи на "горке", в квартире Ляпуновых, птицы счастья: и маленькие райские птички, и роскошные большие павлины, и обычные глухари, курочки.
Курочка - любимый, родной образ. К пасхе Ляпуновы придумали наседку с "разузорчатыми" яичками, птенцами. Курочка-матушка - хлопотушка везде в росписях. Вот и курочка-шкатулка появилась. Юля открывает ее, а там чего только нет! Мышки-нарушки - симпатичные, с кожаными хвостиками, ушками - символ удачи. И котики-монетки, которые стерегут удачу,
не дают уйти из дома. Коты все разные, у каждого свой характер. На оборотной стороне монетки написано: "Удачи, "Денег без счета!" и тому подобное.
Юля показывает целую серию ею придуманных домовых - на плошках в форме фигурок; ножки в тапочках, а то в кроссовках, весело болтаются на ниточках.
- Этот добрый старый Домовой в валенках, в шубе, шапке (приклеенный мех), с холстяным мешком - мой любимый. Я его "сочинила" в Новый год.
В мешочек можно положить монетку на достаток, а можно и птичку - на счастье... Такой Домовой стережет свой мешок, не дает богатству распыляться...
На обратной стороне фигурки пожелание: "Чтоб пилось, елось и еще хотелось!"-
Илюша протягивает забавных домовят в чепчиках, с сонными глазами, подушками в руках: "Сони-засони! сзади прочитайте!". Читаю: "Приятных цветных снов!".
И еще целая гирлянда машинок - самой разной формы, с сердцами в окнах, также с надписями: "Удачи!", "Гладкой дороги!" и другими.
Юля: Мы уже несколько наших талисманов—оберегов видели в машинах.
Володя: Домовые охраняют?! Да, но насколько это сильно в нашем сознании... Вообще, каждый человек строит свой мир. И как хочется, чтобы этот свой мир был в каждом доме, чтобы не было стандартных квартир... Мы "строим" красоту, а она потом "строит" нас... Мой отец и мой дед были плотниками, они создавали красоту быта. От них у меня многое в крови, и руки, которые без дела не могут!
Да, это так! Ляпуновы даже обои делают сами: клеят плотную бумагу, распыляют по ней краску - под гранит, покрывают масляной краской. То же самое проделывают с полами. 8 "живописных фондах" более двух тысяч картин - акварель, масло - блестящие монументальные работы циклов: Бухтарма, Сибины, Зимовье, Монастыри.

 

 

 

 

 

Особенно хороши полотна осенние, где художник любуется золотыми и бордовыми всполохами тайги. Белые облака цветущих яблоневых садов и переливы Голубого залива от синего до фиолетового, до свинцовой бирюзы...
Золото и синь-синева не случайны в алтайской росписи. В отличие от хохломы, между деталями - много простора, света, цветочный, растительный мотив из вазонов устремляется вверх к солнцу. В центре декоративных тарелок, круглых подносов непременно солярный знак.

Володя: фон может быть разный, но у нас он полупрозрачный, мы практически сохраняем цвет и "дыхание" дерева.
Посмотрите, какая красивая фактура волокон старой березы! Когда мы выточили вазочки, были поражены и не стали расписывать. Так роди - прямо ноу-хау. Импровизация полнейшая!
На телевизоре сидит парочка влюбленных — вырезанные фигурки, со свисающими ножками. Юмор - семейная черта.
Когда я спросила Илью, показывая на загадочный холстяной мешок с донышком из березового шпона: "С чем он?", - тот бойко ответил: "Это мешочек с нашим сердечным счастьем. Там бьются наши сердца!".
Пусть свет алтайской росписи озарит и ваши дома, пусть счастье синей птицей влетит в ваше окно. Откройте его пошире!


В.А.Лазарева.

Леонова Татьяна Анатольевна

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

Татьяна ЗНАЧИТ УСТРОИТЕЛЬНИЦА
Искусственно созданная человеком среда обитания оказывает на него огромное влияние, которое может быть как положительным, так и резко отрицательным. Только эстетически и эмоционально грамотное ее построение может создать полноценные условия и здоровый морально-психологический климат для деятельности человека (как бы не был высок уровень его материально-технического обеспечения).
Одной из тех, кто старается решать этот актуальный вопрос как художник, является архитектор-дизайнер

Татьяна Анатольевна Леонова.

Как говорят на Востоке, "Изысканное блюдо не пахнет чем-то одним, прекрасная мелодия не складывается из одного тона", так и в ее интерьерах и картинах синтез искусств и ремесел приобретает органичные формы -осваиваются не только стены, но и элементы архитектуры, мебель, декоративные аксессуары. Решающей становится не самодовлеющая красота, а вкус создателя, мысль, вложенная в его работу. Кроме того, своим искусством Т. Леонова старается ответить на вопросы: все ли гармонично в созданном горожанами цветовом оформлении? Почему они так стремятся выбраться в заповедные уголки, когда хотят полностью отдохнуть? Ее ответ такой: город утомляет, не будучи в состоянии заменить человеку живую природу. Привыкание горожан к цветовой скудности и однообразию лишает их полноценного общения с лесами, лугами, реками.
Для психики современного человека является сложным пребывание в пространстве, практически лишенном растительности. Поэтому его искусственное окружение должно включать в себя синтез архитектуры и естественной природы, необходимой для физического здоровья, душевного комфорта и деятельного, активного общения с окружающим миром.
...Родилась Татьяна Леонова в Усть-Каменогорске, в октябре 1960 года. В школьные годы посещала изостудию в Доме пионеров, под руководством Ефима Наумовича Годовского, который считал, что Бог не для того дает талант ребенку, чтобы обращаться с ним легкомысленно, не готовя себя сызмальства к своему предназначению. Именно он "определил" ее на архитектурный факультет Строительно-дорожного института, так как архитектор - уникальная специальность, позволяющая пробовать себя в различных сферах деятельности.
После окончания института, Т. Леонова уехала с семьей в г. Лениногорск (Риддер). До 1989 года работала в отделе архитектуры при горисполкоме. В трудное перестроечное время не опустила руки, бралась за любую работу, чтобы поддерживать семью. На ее примере еще раз можно убедиться, что для сильных и талантливых людей трудности являются лишь стимулом для развития сознания, интеллекта и творческих возможностей. Говорят, художником надо родиться. Да, но этого мало. Кроме таланта, нужен еще труд, напряженный и постоянный.
В 1990 году Татьяна Анатольевна поняла, что можно прекрасно совмещать свое творчество и самообразование с обучением детей. Поэтому она переходит в Учебно-воспитательный центр, чтобы работать здесь преподавателем рисунка и живописи. Затем -Детская художественная школа, с 2003 года преподает в филиале Восточного гуманитарного колледжа. Ее система художественного образования отличается от общепринятой тем, что приветствуется любая инициатива (которая никогда не бывает наказуема), свежие идеи и идеалы ученика.
Как талантливый учитель и педагог, она умело развивает в своих учениках композиционное видение, учит умению восторгаться дождем, небом, солнцем, фиксировать в пластической форме каждое впечатление. В обучающе-игровой форме детям даются знания об основах создания художественного произведения: его форме и чувстве, которое вкладывает в него художник. Форма - это красота, то есть соразмерность частей для составления стройного целого. Чувство одевает основную идею в приличную, подходящую "ризу"... Чувство и форма - это душа и тело. Первое - дар Высшей благодати, второе приобретается трудом.
Поэтому не случайно Т.А Леоновой присваивают звание Отличника народного образования Республики Казахстан, преподавателя высшей категории.
Параллельно с этим в 2000 году, с группой единомышленников, она создает Общественное Объединение "Арт-студия "Проект", занимающееся проектированием интерьеров и живописью. Арт-студия старается отвечать требованиям современного человека, сознанию которого не свойственно стремление к вечности, - оно пронизано ощущением всеобщей и стремительной изменчивости, неудержимого скольжения во времени. Художница помогает органично с ним существовать.
- Татьяна в переводе с греческого -устроительница, - говорит Леонова.
-Мне нравится благоустраивать, создавать среду, заниматься интерьерами, от перепланировки до декора. Мои "фактурные" работы и детали - цветовые и эмоциональные пятна в интерьере. Если они найдены мною точно, выигрывает интерьер, а работа приобретает органичный вид.
Не просто, но увлекательно понять человека, заказывающего мне картину, почувствовать его жилище. И, по завершении работы, как награда, его радостное удивление: "Как Вы угадали?". Скорее всего, так происходит потому, что в своих работах я не стремлюсь самовыразиться. Думаю, любому человеку интересен, прежде всего, он сам. Я же только пытаюсь своим творчеством вызвать у него теплые, щемящие ассоциации с чем-то, когда-то пережитым и даже забытым. Солнечные лучи, туман, гладь воды, нежные цветы... Представления о хорошем, о добром у людей, в принципе, очень похожи...
Дважды Т. Леонова выставлялась в галерее "Столица" в г. Новосибирске. Около 400 работ находится в частных коллекциях в Казахстане, России, Германии, США и других странах. Первая мысль, которая приходит на ее выставках, - это мысль о том, как хороши эти произведения для дизайна интерьеров. Каждая ее работа - это творческий эксперимент с различными материалами и техниками: живопись, набрызг, аэрография, элементы флористики. Для придания объема, она использует картон, пластилин, крупу. Смешанная техника, мозаичное многообразие цветовых переливов и локальная окраска больших цветовых плоскостей создают многообразие впечатлений при восприятии этих художественных работ.
Смену стилей оно возвела в принцип - меняться, меняться и еще раз меняться, но не размениваться! Ибо толчок этих изменений не всегда исходит из нутра самого художника, он скорее диктуется внешней необходимостью "вписаться" в художественный процесс, построив свой "мостик" и переплыв свой "бассейн". И потому любой материал в его руках становится мате¬риалом искусства.
- Никогда не имею четкого замысла будущей работы, не делаю эскизов, люблю импровизировать, - говорит Леонова о своем творчестве. - Поэтому, наверное, мне близки слова французского модельера и художника-авангардиста Жана-Поля Готье: "Возможно все! Ничто не окончательно. Все можно смешивать и комбинировать".
Ей посвящают стихи поэты, которых переполняет восхищение талантом художника, например, поэт из Риддера Владимир Науменко.
Татьяне....
Как сквозь сумятицу и будни,
Прорезав тени повседневности,
Смогла услышать голос музыки,
Озвучить кистью полотно
Та женщина?
Изящная и быстрая,
Что в мастерской своей работает,
С листа все начиная белого,
Призвав и таинство, и естество.
На стенах радостное множество,
Живут, живут ее картины.
И прорываются плотины,
И с них стекают
Светлой радугой
Ручьи - на дно сетчатки зрителя,
Мир внутренний пронизывая нитями-
Серебряной и золотой...
Желанием, мечтой этой удивительной женщины было и остается - создавать для людей чудо, дарить им красоту, воплощая в реальность слова: "Оставь этот мир хоть чуть-чуть лучшим, чем он был до твоего прихода".


ВК музей искусств

 

Коробков Александр

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУШИ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА КОРОБКОВА
После десяти лет затворничества художник Александр Коробков позволил устроить себе бенефис. Вернее, это сделали его друзья, которые настояли на том, чтобы к своему юбилею он показал публике, на что способен. А представил он огромное количество работ - 150 произведений, удивляющих разнообразием жанров, техник и силой самовыражения. А сколько еще на чердаке ...", - отшучивается он.

Александр Иванович не любит шумных тусовок, пространных разговоров о творчестве. На вопрос: "Почему не выставлялись столько лет?", - отвечает откровенно: "Не люблю публику! Работаю для себя".
- Искусство ради искусства, что ли?
- Нет! Это реализация души.
На выставке в областном этнографическом музее "Мой берег вечный", мы ощутили всем сердцем эту реализацию души.
Александр Коробков - явление в изобразительном искусстве Восточного Казахстана. Ему подвластны в равной степени и живопись маслом и акварель. И тут он, как и во всем, не стандартен; акварель - на больших листах.
Он умеет передать настроение природы - от грозовых туч, до разноцветной радуги - дуги, повисшей подковой счастья над землей. У него танцуют деревья, и умиротворенностью дышит гладь воды на озерах и прудах. Так и хочется остановиться возле этой убаюкивающей красоты и отдохнуть душой от суеты. И во всем стремительная, размашистая, уверенная рука мастера. Ах, как гуляется свадьба под кистью Коробкова! Все - и молодые, и сватья, и братья - в белых одеждах и чистоте чувств, со светлой песней о любви и жизни на земле, - вряд ли такое где увидишь! Каким-то внутренним чувством ты слышишь эту песню, нежную, про¬тяжную. Так может писать только воистину любящая душа.
...С Александрой Петровной они прожили всю жизнь, вот до персональной выставки доросли. В своих творческих победах он видит часть и ее творчества, Как истинная жена худож¬ника, она умеет почувствовать его состояние и не мешать. А иногда и подтолкнуть. Александр Иванович не без гордости за свою Петровну поведал об одном случае. А сколько подобных было за совместные годы...
- Супруга моя, Александра Петровна, дала мне возможность прорваться в настоящее искусство. Однажды приходит и ставит 10 натюрмортов - цветы в ведрах, в тазиках. А я хожу, как маэстро... Писать не могу! А потом щелчок какой-то, удар, и начинаешь писать...
Озера, леса, реки, луга, по которым хочется побегать. Задумчивые улочки старого города и строгие, но теплые, кержатские деревеньки, цветочные симфонии и проникновенные по погружению во внутренний мир героев - портреты ... - все это мир Александра Коробкова. Яркий и радостный, оптимистичный, неунывающий, как и он сам.
Но чем особенно поражает мастер, так это резными шедеврами. От монументальности до зарисовочной легкой фантазии, когда над Землей порхают ажурные бабочки. Так выглядит Мир после той страшной, затяжной войны. Фейерверком радости вспыхивают над Планетой яркие рас-писные птицы. И "влюбленные" - уста к устам... Хотя это обыкновенные поленья. Коробков оригинален, модерновый, непредсказуем!
По-глазуновски масштабно, в лицах, показана Победа, и совершенно неожиданно - в резьбе. Плотными рядами вставали на врага воины -солдаты, старики, дети... И в горе, и в радости, - вместе!
Откуда такая силища таланта, откуда такая любовь, теплота во всех его работах? Ответ прям и прекрасен - выставку Александр Коробков посвятил своему отцу Ивану Степановичу - первому Учителю и Учителю на всю жизнь!
На вопрос, к какой школе мастеров себя относит, отвечает резко отрицательно: "Ни к какой! Я просто чувствую. Отец резал оклады, красивые вещи вырезал. А мы, ребятишки, присматривались, как из-под резца идет прекрасный рисунок и появляется тайна. Он иногда придет и говорит: "Саша, вставай! Облака красивые сейчас!" Я встану, посмотрю да - а! Красивые... А потом ему хочется увидеть эти облака на холсте. И я пишу...".
Владислава Владимировича Тихонова, обыкновенного школьного учителя по рисованию, Коробков почитает так же, как отца: "Очень уж он требовательным был, но во благо нам. Учил постигать психологию ситуации, которая потом проявляется на холсте, учил не унывать".
Тамара Быкова, искусствовед, заместитель директора областного этнографического музея по выставочной работе и просто давний друг Александра Коробкова "по палитре", точно заметила: "Мы для себя открыли мудреца и философа, романтика с душою ребенка. Его живопись настолько великолепна, чиста, словно утро после дождя. "Мой берег вечный, волна и ветер ... Что еще надо, чтоб быть счастливым на белом свете!?".
А. Коробков родился в России, в Рубцовке. А Восточный Казахстан стал "берегом вечным". Эти слова из сти¬хотворения талантливого земляка, поэта Евгения Курдакова, он взял в название выставки не случайно. Они дружили, спорили, постигали жизнь, тьорипи, созидали...
В члены Союза художников Александр Коробков был принят в 1976 году. Тогда это был непростой процесс, талант "взвешивался" навер¬няка. Рекомендации давали маститые художники. И среди них - Гульфайруз Исмаилова, блестящий мастер живописи. "Гульфаруз увидела мои работы и говорит: "Ну, надо же! Сыночки наши вступают в Союз художников"- Членский билет Союза художников СССР он хранит до сих пор. Ведь подписан он тоже величиной в изобразительном искусстве - Таиром Салаховым.
Везло Коробкову на общение с "величинами". Среди них столпы казах-станской графики - алмаатинец Евгений Сидоркин и наш Виктор Титов. И даже итальянский художник Ренато Гуттузо. На "сборной выставке" в Алматы он по-свойски отобрал удивившие его работы, чтобы увезти их в Рим. Особенно приглянулся ему резной "Чабан". Об этом сейчас с улыбкой, без сожаления и даже с гордостью, вспоминает Александр Иванович: "На следующий день, когда Гуттузо улетел в Италию, мне спокойно сообщили: "Мы сделали подарок Ренато".
Это что! А вот, что произошло с его любимым детищем - резным триптихом, - именно он стал основанием для вступления в Союз художников. Триптих выполнен в оригинальной манере: на распахнутых в сельской избе окнах. Художник вообще с особым чувством относится к деревенской теме... Но в нашем музее демонстрировался не подлинник. Настолько хороша было работа, что кто-то, но выставке, в Республиканском музее изобразительных искусств имени Кастеева, ее просто "приватизировал". Готовясь к персональной выставке, Коробков повторил свой шедевр.
Александр Коробков, хоть художник с именем (наминал еще в знаменитых мастерских на Бабкиной мельнице вместе с Леонидом Агейкиным), в жизни чрезвычайно застенчив, не любит, как говорится, быть на глазах. Но друзьям всегда рад, дом его радушно открыт для всех. Так вот, в таком представительстве, как на его вернисаже, наши художники давно не собирались. И это самый верный критерий оценки творчества.
Куляш Акашева, художник, обращаясь к юбиляру, говорит: "Сейчас посмотрела выставку. Чувствуется тепло твоих рук, настолько все трогательно! Вроде, такой маленький, небольшой человек, а на самом деле, такой фонтан - фонтан творчество! Мы - твои друзья, мы всегда с тобой!".
Возле портрета художника Бориса Морозова я сталкиваюсь с ним же и сходу интересуюсь: "Как себя чувствуете рядом со своим двойником?".
Борис Морозов, художник, лауреат Премии акима области: "Здорово! Мне очень нравится, что живопись сочетается с прикладным искусством, они дополняют друг друга. Мне нравится его "Свадьба", пейзажи, которые поражают откровенностью, композиционно интересные. Гамма цветов - он не повторяется, у него в каждой работе есть своя гармония, свое чувство. Он не стоит на месте, творческий рост в каждой работе. Он гигант! И он растет! Он на многое способен и еще многое сделает. Я в него верю!"
Среди застывших в созерцании у картин Коробкова замечаю первого заместителя акима Восточно-Казахстанской области Магзама Баяндорова. "Всегда, когда прикасаешься к искусству, оторвавшись от обыденности, житейских забот, отдыхаешь душой, - делится он своими впечатлениями. Прекрасная выставка! Я думаю, такие люди, как Александр Иванович, нас просто заряжают, не дают растрачивать наш оптимизм, подпитывают какой-то неведомой энергией".
Вот такой он необыкновенный художник, Александр Иванович Коробков. Один из немногих корифеев восточно-казахстанской живописи, мастер-прикладник, открытие которого состоялось как бы заново.
...На выставке, в центре одного из залов, красуется каравелла с ослепи-тельно белыми парусами-крыльями, искусно выполненная, по всем правилам кораблестроения. И в этом он преуспел...


В.Лазарева
фото предоставлены ВК областным этнографическим музеем

 

Коробейников Александр Петрович

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

ЧИСТЫЕ КРАСКИ АЛТАЯ
Когда художник пишет картину, он с каждым мазком оставляет на полотне свою вибрацию, эмоциональное состояние, энергетическую силу. Поэтому некоторые картины могут излучать положительную энергию, они живые, теплые, поднимают эмоциональное состояние зрителя, восстанавливают его энергетику. Такое случается, когда обращаешь внимание на картины Александра Петровича Коробейникова.

Его пейзажи - это жанр, в котором мастер постоянно и вдохновенно работает долгие годы, - давно уже неразделимы с именным эпитетом "коробейниковские". Это именно тот, совсем не частый, случай, когда яркая индивидуальность почерка автора становится особым пластическим стилем, уникальным духовным содержанием живописи. И действительно, его картинам свойственно авторское начало. Их не спутать ни с какими другими. Они изящны, исполнены понимания красоты, чувства гармонии. Речь идет не столько об интенсивности цвета, сколько о яркости образов, чувств. Это не просчитанные приемы, которые заведомо понравятся невзыскательному зрителю, а суть характера живописца - искреннего, доброго, открытого. Именно так он воспринимает мир, таким его хочет видеть, и если в реальности не хватает чистоты красок и остроты переживаний, то художник создает эту гармонию на холсте. Все это оказывает на зрителя волнующее эмоциональное воздействие, вводит в интимный мир живописца, создает настроение.
В творчестве А. Коробейникова не надо искать подтекста, он в первую очередь стремится добиться как бы "предметности" изображаемого, и в этом - особая привлекательность его произведений. Бесхитростные, заду-шевные радостные пейзажи Восточно-Казахстанской области - настоящий бальзам от еженедельного стресса.
Родился Александр Петрович в 1940 году в селе Глубокое Предгорнецкого (ныне Глубоковского) района. С раннего детства он использовал для рисования любой материал - холстину, клочки бумаги, коврики. Приезжие геологи говорили матери - талант. Но жизненные обстоятельства складывались не в пользу молодого дарования - с шестнадцати лет ему пришлось пойти работать на тракторный завод в городе Рубцовске. Работал в таких тяжелых условиях, что армия показалась раем. Четыре года отслужил на морском флоте на Дальнем Востоке, там усиленно начал заниматься тяжелой атлетикой. После службы приехал на родину, преподавал физкультуру и рисование в школах сел Каинды и Герасимовка. Переехав в город Усть-Каменогорск, работал инструктором по спорту в Геологоуправлении, оформлял библиотеку им. А.С. Пушкина и физиополиклинику. За это время окончил Московский народный заочный университет искусств им. Н. Крупской по специальности художник-оформитель и одновременно стал мастером спорта по тяжелой атлетике в легком весе, многократным чемпионом города и области.
Спортивный век короток, и А. Коробейников, поняв это, устроился худож-ником-оформителем в Облпотребсоюз, затем 17 лет проработал в Казцветметремонте. В 90-е годы всех художников-оформителей сократили, и Александр Петрович, с одной стороны, попал в затруднительное положе-ние, а с другой - у него появилось много свободного времени. Он начал активно писать пейзажи, некоторые из них реализовывать в "Художественном Салоне" Восточно-Казахстанского музея искусств. Художник очень быстро нашел свою стилистическую систему - гибкую и выразительную, оригинально соединяющую непосредственную наблюдательность и лирическое понимание природы. За короткое время его имя становится в ряд с именами самых известных художников Восточ-ного Казахстана. Нельзя сказать, что живопись А. Коробейникова совершенно не изменялась на протяжении всего творческого пути, однако существенные и сразу узнаваемые черты художественного почерка, проявив-шиеся уже в самых ранних его работах, устойчиво сохраняются.
"Я реалист, - рассказывает о своей творческой манере Александр Петро-вич. - Однако реализм для меня - не просто определение исторического стиля искусства. В это понятие я вкладываю представление о глубоководном течении, окрашивающем воды океана искусств в свои цвета на протяжении всех веков. Течение это, то выходит на поверхность, то скрывается в глубине. Течение настолько мощное, что определяет вековые связи, проходит сквозь самые розные художественные явления. Реалистическое течение столетиями вбирало в себя все живое и проявлялось через самые различные формы, виды, жанры".
Работа над произведениями подобного рода не могла не сказаться на эволюции мировосприятия художника и на его индивидуальном творческом стиле. Созерцательность становится доминирующей в его произведениях, так как его все в большей степени начинает увлекать возможность прямого показа окружающей действительности как некоего самоценного зрелища.
"Любой художник стремится иметь свой стиль, то, что отличает его живопись от других, - продолжает размышлять над проблемами искусства мастер. - Я никогда специально не занимался созданием своего стиля. Считаю, что все должно исходить от твоего мироощущения и твоего отношения к жизни. Надо только, не оглядываясь на других, реализовывать их средствами живописи: композицией, цветом, колоритом. Стиль внутри тебя. Его нельзя привносить извне. Все наносное приводит к поверхностной лжи, неискренности в искусстве. Искусство способно не только объективно воспринимать реальность, но и создавать эту реальность".
Для мироощущения художника, выросшего в глубинке, характерно свойственное сложившемуся определенному менталитету желание уравновесить трагизм мира любовью, созерцанием красоты и гармонии окружающего мира, философскими размышлениями. Это выражается в тяготении к изобразительной красивости и неизменно светлому, положительному эмоциональному тону, бодрому ощущению жизни всех явлений мира. Чистая созерцательность без всякой направленности, без страха наказания или без ожидания вознаграждения. В чистой созерцательности нет мотива, как в чистой свободе, которая лежит не в конце эволюции человека, а в самом начале его существования.
Свобода композиции, россыпь мазков, красивая колористическая гамма создают впечатление праздника бытия. Чистые краски лета, необъятные дали, высокое беспредельное небо в светлых пейзажах "Горное озеро", "В горах Алтая", "Окрестности Черемшанки" создают радостное настроение и заставляют глубже почувство¬вать неизменную, вечную красоту природы. Лирическая интонация преобладает в картинах "Протока Иртыша", "Заросший пруд", для них характерны сочетания желто-коричневых и зеленых тонов, мягкая теплота образов, поэтическая раскованность, открытость красоте. Искусство А. Коробейникова радует зрителя, рождает светлое чувство доверия и благодарности к художнику, подарившему ему свой Восточный Казахстан, свое отношение к людям, себя, живущего в гармонии с окружающим миром.
Хотя А. Коробейников не собирается покорять мир, он активно участвует в выставках, его картины имеются во многих частных коллекциях России, Германии, Японии, Польши, Италии, США, Финляндии, Новой Зеландии, Бельгии. Искусство для него - отчасти отдых, хотя сейчас и отдыхом назвать его сложно - приходится работать с утра до вечера. Уникальная работоспособность стала существенной чертой его творческой жизни. А. Коробейниов - воплощение благоразумия, он обладает, редки даром трудолюбия и целеустремленности, все задуманное доводит до конца. Он не любит рассказывать о себе, о своих заслугах, считает, что о любом художнике лучше всего расскажут его работы, если, конечно, в них есть авторское начало.
То, чем он занимается, многие могут назвать ремеслом. Но благодаря этому "ремеслу", он может прокормить семью, хотя для нашего города это редкость. Рынок произведений искусства у нас пока крошечный, но надеемся, он будет развиваться. Когда люди удовлетворят, наконец-то, свои насущные потребности, тогда появится стремление удовлетворить духовные, а следовательно, станет расширяться рынок произведений искусства. Скоро и мы подойдем к ситуации, которая существует во всем мире, когда произведения искусства граждан нашей страны будут высоко оценены именно здесь, но Родине.


Я.Шматова сотрудник ВКМИ

 

Чубук Эдуард Васильевич

Отдел краеведческой информации - Изобразительное искусство

«ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ»
Так назвал свою новую персональную выставку член СХ СССР и Казахстана художник-график Эдуард Васильевич Чубук.

Художественные работы мастера были представлены на суд зрителя в Восточно-Казахстанском Музее Искусств.

Профессиональное образование Э.В. Чубук получил в Пензенском художественном училище им. К. Савицкого и Московском полиграфическом институте. 27 лет художник живет на земле Восточного Казахстана и постоянно участвует в выставках различного значения, в Алматы и Усть-Каменогорске. Минуло пять лет со дня его последней выставки. Эти годы были поразительно плодотворными для мастера. Две трети работ, 60 произведений, для новой выставки были сделаны в 2000-2003 годах и 10 уже в 2004 году.
Графика Э.В.Чубука хорошо известна не только нашему зрителю и не только в странах бывшего СССР, но и в США, Канаде, Греции, Голландии, Хорватии, Германии. В Государственной Третьяковской Галерее хранится графический лист "На улице Орджоникидзе", есть работы мастера в Государственном музее Искусств им. А. Кастеева, в частных коллекциях многих зарубежных стран. Он - автор Герба Усть-Каменогорска, и это также большая творческая победа Эдуарда Васильевича.
Зрители и профессионалы запомнили и по достоинству оценили высокое мастерство работ мастера в техниках акварели, пера, монотипии, печатной графики - офорта, автолитографии, линогравюры, цинкографии. Так много достигнуто, но нет предела совершенству! Художник покоряет новые высоты, вновь восхищая талантом и новизной выражения.
На 25 графических листах ожили перед нами милые сердцу уголки родного города: Набережная им. Е.П. Славского, пожарное депо, обновленные ландшафты парка имени Кирова, старая и новая мечети, церковь Покрова в поселке Мирном, архитектура театра и многое другое...
Виртуозное мастерство и безупречный выбор композиционного решения, отточенность рисунка до "блеска", предельная выразительность линии, штриха, удивительное чувство меры. Передать фактуру дерева, камня, металла - все это по силам черно-белой графике, если кисть, перо, резец в руках Э.В. Чубука.
Мощь и осязаемость кирпичных строений и водной стихии, контраст кружева молодой листвы и жесткости коры старых деревьев, звучание ожившей скульптуры, певучий ритм ажурных конструкций - все это "звучит" в картинах мастера и подчиняется законам гармонии и красоты.
Гений Баха сумел объяснить небесную музыку органа математическим рядом чисел. Графика Чубука "создает" прекрасные формы из элементарных частиц, геометрических фигур, линий, штрихов, точек, возвышая изображаемое.
Мастером создана также серия портретов - А. Иванова, А. Волкова,  П. Бажова, С. Есенина. Казалось бы, тема много раз прочтена, - и что тут можно отыскать новое? Но нет! Портрет сказочника П. Бажова в "прочте-нии" Э. Чубука высвечивает совершенно незнакомые доселе грани души и таланта земли русской, покоряет мощью, живостью образа. Над портретом С. Есенина художник работал в течение 17 лет, отходил надолго и снова возвращался ... Белый лист пожелтел, приобрёл оттенок слоновой кости. И вот: из десятка тысяч точек родилось изображение: Нерастраченная нежность и торжественное бдение. Все слилось и закружилось в буйных кудрях "хулигана". Ах, как "рано мать будила"! Как ушел из жизни рано!..
Об акварелях Э.В. Чубука разговор особый. В них - элегия полутонов и яркие краски солнечного света. Про¬тивостоянием двух цветовых тональностей передает художник предельное напряжение стихии перед грозой ("Штормит"), глубоким бархатом наполнены сумерки ("Поздний вечер"), зовут в неведомые светлые дали, плывущие над путником пушистые кучевые облака ("Пути-дороги"), звучит "голубая рапсодия" воды ("На Иртыше")...
Упоительно хороши линогравюры "Стрелка", "Мост через Иртыш". Линогравюра - это оттиск на бумаге с гравюры, но линолеуме, так называемая "высокая" печать. "В ней главное - не потерять черный цвет, - говорит мастер. Необходимо удалить резцом не больше и не меньше, чем задумано. Для этого необходима особая интуиция. Если она есть, зритель будет восхищен."
Множество открытий предстоит сделать на выставке Э.В. Чубука. Думает-ся, у каждой работы свое откровение, свое очарование и в мир проникновение...

 

Т.Луцкая. Музей Искусств

Тағы мақалалар...


Яндекс.Метрика